Тема: «Вокалотерапия как элемент здоровьесберегающих технологий».
«Вокалотерапия как элемент здоровьесберегающих технологий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Вокалотерапия как элемент здоровьесберегающих технологий». | 511.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Вокалотерапия
как элемент здоровьесберегающих технологий».
Савина Лилия Владимировна
педагог дополнительного образования
2 квалификационной категории
МОУ ДОД «Городской Дворец
творчества детей и молодежи»
г. Комсомольска-на-Амуре
ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности - с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.
Свойства голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляются в искусстве пения. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ.
Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию.
Вокалотерапия – это метод психосоматической активации защитно-приспособительных реакций, который базируется на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения по акустической стимуляции жизненно важных органов и упражнения, повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности человека. Особенно эффективна вокалотерапия при лечении хронических заболеваний легких, бронхов, сердечно - сосудистых заболеваний, снижении иммунитета и общей сопротивляемости. Есть данные о пользе пения при синдроме Альцгеймера.
Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия.
Звук – это уникальный мелодический "инструмент", данный человеку самой природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит.
И более совершенного (в частности, с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, не существует. Тоновый диапазон человеческого голоса – от самого низкого до самого высокого его звука – обыкновенно располагается в пределах от 64 до 1 300 Гц, причем разговорный ("бытовой") голос занимает приблизительно одну десятую этой шкалы. Мужские голоса обычно помещаются в 2,5 октавах, женские – порой выходят за пределы 3-х октав. Силу голоса, как и силу звука вообще, измеряют в децибелах (дБ, dB). У оперных вокалистов мощь звука доходит до 110-130 дБ, по-другому они ни при каких обстоятельствах не "перекрыли" бы звучание многолюдного оркестра.
Тембр голоса – это особая, индивидуальная его окраска, зависящая от обертонов. У каждого человеческого голоса – свои обертоны, придающие ему индивидуальный отпечаток, чем-то "похожий" на дактилоскопический оттиск.
Лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие. В одной из работ были обследованы голоса певцов разных жанров: тяжелого рока, различных поп-ансамблей и академических певцов. В группу аудиторов вошли в основном психологи и музыковеды. Им давалось поручение прослушать фрагмент в исполнении певца, обусловить по 10-балльной шкале нрав и уровень его эмоциональной выразительности.
Оказалось, что для группы академических певцов характерны максимальные баллы положительных эмоций и состояний (радость, благополучие) при минимальной агрессивности и недовольстве. Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока. Группа поп-ансамблей заняла промежуточное положение».
Исследования западных ученых, проведенные среди певцов оперной группы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов существенно выше средней.
Искусство пения – это скорее всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни. Постепенное освоение вокальной техники делает голосовой аппарат послушным инструментом.
Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких).
Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо - легочные заболевания, гайморит. Глава российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего невозможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное.
К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно восстановить кровообращение и удалить застои. У одного пациента – мальчика 9-и лет была бронхиальная астма в тяжелой форме. С ним провели комплексное лечения и вокалотерапию. После этого мальчика отдали в хор, и он всерьез увлекся пением.
Еще в детской практике вокалотерапия вылечивает заикание. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом постепенно избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, “р” и “ш”).
В моей практике бывали такие случаи: девочка 9 лет пришла ко мне заниматься вокалом не выговаривала звук «р» позанимавшись с ней полгода наступило «выздоровление».
Теперь девочка прекрасно произносит звук «р». Юноша 16 лет заикался после 4 недель занятий наступило улучшение, по истечении года занятий заикание практически исчезло. Во-первых: при пении мы распиваем звуки. Во-вторых: правильное дыхание позволяет успокоить волнение, как правило заикание происходит когда люди волнуются.
Особая роль гласных звуков и некоторых звукосочетаний.
Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии, то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
Гласные звуки (кроме звуков <Е> и <Ё>:
<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
<Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;
<Э> – улучшает работу головного мозга.
Звукосочетания:
<ОМ> – снижает кровяное давление;
<АЙ>,< ПА> – снижают боли в сердце;
<АП>,< АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;
<УХ>,< ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):
<В>,< Н>, <М> – улучшают работу головного мозга;
К>,< Щ> – лечат уши;
<Х> – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
<Ч> – улучшает дыхание;
<С> – лечит кишечник, сердце, легкие;
М> – лечит сердечные заболевания;
<Ш> – лечит печень.
Более 20 лет я работаю с детьми и давно уже заметила когда ребенок пользуется правильным певческим дыханием наблюдается улучшение его здоровья. Такие дети намного реже болеют, в частности, гастритами, простудными заболеваниями.
В театральной студии работаю 3 года, в первый год работы в студии воспитанники достаточно часто болели простудными заболеваниями, после года занятиями по вокалу, а я уделяю большое внимание постановке дыхания, наши воспитанники стали реже болеть. Раньше у ребят быстро уставали связки, особенно когда им нужно было произносить текст громко, не умея пользоваться дыханием они просто напросто напрягали связки, и за счет этого чувствовали боль в горле. На сегодняшний день ребята уже владеют определенными навыками правильного певческого дыхания, научившись владеть своим голосовым аппаратом , намного реже болеют, голоса их звучат свободнее, красивее, полётнее.
Занятия провожу по такому методу работы с детьми:
1. Упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища (3-5 минут.)
2. Дыхательная гимнастика (7 – 10 минут).
3. Вокальные упражнения (10 - 15 минут).
4. Упражнения для активизации дикции и артикуляции (5 – 7минут).
5. Творческое задание (7 – 10 минут).
Первый раздел включает физические упражнения, связанные с растяжением, напряжением и последующим расслаблением мышц лица, шеи и туловища.
Упражнения способствуют быстрому устранению скованности и зажатости подчелюстных мышц.
Второй раздел состоит из комплекса дыхательной
гимнастики по методу Стрельниковой, тренировки нижнереберно-
диафрагмального дыхания и певческой позиции.
Третий раздел урока начинается с настройки грудного и
головного резонаторов при помощи вокальных упражнений.
Четвертый раздел призван переключить внимание на
процесс произношения отдельных звуков, слогов, фраз и текстов. Это
привносит в занятие элемент игры, театральности. Здесь тренируется выразительная, эмоционально окрашенная, четкая речь. Артикуляционная гимнастика служит снятию напряжения с мышц речевого аппарата, правильному формированию гласных и согласных звуков, общему раскрепощению.
Заключительный раздел вокалотренинга – творческое задание. Это может быть работа над отрывком из вокального произведения, над художественным или поэтическим произведением, небольшой театральной постановкой и др. Цель – пробуждение индивидуального эмоционального отклика, способности к творческому самовыражению. Все умения и навыки, приобретенные в процессе вокалотренинга, должны быть творчески применены в данной части урока. При умелом ведении этой части урока у воспитанников должна возрасти самооценка личности, чувство уверенности в своих силах и способностях.
В результате регулярных занятий (не реже двух раз в неделю) уже через 4 - 5 недель можно наблюдать у учащихся повышение жизненного тонуса и выносливости, стабилизацию психоэмоционального состояния, артериального давления, улучшение общего самочувствия и настроения.