«Музыкальный образ как основа творческого мышления»

Чернышенко Полина Владимировна

Образность – основа музыкального искусства. Музыка рождается и живет в результате единения деятельности композитора, исполнителя, педагога, музыковеда, слушателя. Общение между ними происходит через музыкальные образы. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный образ как основа творческого мышления»

Автор: Чернышенко Полина Владимировна

Педагог дополнительного образования

 «Музыка — высшая форма человеческого познания» О.Шпенглер

Образность – основа музыкального искусства. Музыка рождается и живет в результате единения деятельности композитора, исполнителя, педагога, музыковеда, слушателя. Общение между ними происходит через музыкальные образы. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в произведении. Образное мышление (один из основных видов мышления) широко представлено в творческой деятельности человека. В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции -  воображения.

Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно присуще только человеку и необходимо в любом виде человеческой деятельности, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа». Поэтому развитие образного воображения должно опираться на более полное раскрытие жизненного содержания музыки в единстве с активизацией ассоциативного мышления учащихся. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысел, тем больше вероятность возникновения у них правомерных личностных, жизненных ассоциаций. В результате чего процесс взаимодействия авторского замысла и слушательского восприятия будет более полным, действенным.

Всякая творческая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, будет принадлежать к роду творческого поведения. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее. Такой вид деятельности, основанный на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением.

На деле воображение, как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительных сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Как говорил Эйнштейн, «Воображение — важнее знаний, ибо знание ограничено, а воображение охватывает все». В этом смысле все решительно, что окружает нас, что сделано рукой человека, весь мир культуры — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Мир многообразен и неограничен и главное здесь — найти свое я. Музыкальное развитие ребенка помогает постичь искусство во всем его многообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству.

По словам Белинского, «Искусство — это мышление образами». Это определение включает два ключевых понятия «мышление» и «образ». Установлено, что образное мышление основано на воображении, фантазии, зрительном, слуховом, ассоциативном восприятии. Следовательно, если развить в ребенке именно эти формы познания мира, то задача развития образного мышления будет достигнута.

Постижение гармонии музыки природы и природы в музыке, генетического родства природы, человека, искусства — ядро концепции. Чувствование этой гармонии в ребенке и пробуждает ощущение себя в мире и мира в себе. Одним из ключевых моментов предлагаемой концепции является идея человека как составляющей частицей Вселенной, «идея золотого зерна» (как именовали ее в Древнем Китае).

Таким образом, главной задачей программы музыкально-эстетического образования является формирование у детей художественно-творческой познавательной активности, воображения, через совершенствование форм и методов музыкального обучения.

Наиболее эффективными методами обучения являются:

проблемно-поисковый (ориентированный на поиск взаимосвязей с другими видами искусств);

сопоставления;

моделирование художественного образа;

мелодико-графического интонирования;

музыкально-образной драматургии;

представления, обобщения, погружения.

Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:

а) слушания музыки,

б) творческой деятельности исполнительства,

в) познавательной деятельности,

г) общественно полезной деятельности выражающейся в сознании и активной пропаганде музыкального искусства.

В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают закономерности музыкального языка. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительной деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительных навыков, развить способности детей.

Образная сфера музыки является основополагающей стороной не  только исполнительства, но и музыкального творчества в целом. Именно благодаря образной сфере музыканты проникают в самую суть исполняемой музыки, используя при этом арсенал выразительных средств, таких как мелодия, гармония, ритм, динамика и тембральная окраска.
 

Попытаемся далее шире ответить на вопросы о развитии музыкально-образного мышления  при исполнительском обучении.

Музыкальное мышление исполнителя в широком понимании слова – высокая степень восприимчивости к  образно-выразительной стороне музыки, соединенная с максимальным претворением внутренне слышимого в реальное звучание на инструменте. Чем насыщеннее музыкой среда, в которой находится ученик, чем исполнительски ярче педагог раскрывает ему художественные богатства разучиваемых произведений, тем интенсивнее развивается его музыкальное мышление в целом. Вместе с тем и отдельные стороны музыкально-мыслительного комплекса требуют своего постоянного развития.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена лишь в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия ученика в его работе над исполнительской задачей любой сложности. Средства эти чрезвычайно многообразны. В них органично взаимосвязаны целостный исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера трактовки, расшифровка авторских и редакторских ремарок в тексте и т.п.

Богат арсенал средств, побуждающих зарождение творческих компонентов музыкального мышления у разных учащихся. Огромным источником многообразнейших форм влияния на развитие творческого воображения и внутренних музыкальных представлений ученика может служить изучение  исполнительского и педагогического опыта больших мастеров-пианистов прошлого и современности. Наряду с непосредственным исполнительским показом заметное место работы с учащимися занимает применение художественно-ассоциативных форм воздействия, наталкивающих на раскрытие содержания изучаемых произведений.

Воображение следует развивать с детства. Учащиеся младших классов лучше усваивают произведения с доступной их возрасту программой. Поэтому в их репертуаре должно быть много программных сочинений, которые адресуются к конкретным представлениям, к образному воображению ребенка. 

Перед всеми педагогами - музыкантами стоит сложная задача: воспитание навыков качественной игры и законченности воплощения художественного замысла у учащихся. Одним из залогов плодотворности преподавательской деятельности является тесный контакт педагога с учеником. Их взаимопонимание основано на творческом интересе к познанию музыки. Интерес должен постоянно поддерживаться за счет расширения учебно-педагогического репертуара, с более сложными в жанрово - стилистическом и фактурном отношениях произведениями. Тщательный исполнительско-педагогический анализ способов изучения этих произведений раскрывает специфику их освоения учащимися.

Эстетизация общества — это развитие в каждом человеке творческого потенциала, а это возможно лишь тогда, когда он владеет художественно-творческими навыками, без которых не возможен процесс преобразования мира.

Список литературы:

1. Дыс Л.Б. Музыкальное мышление как объект исследования. М., 1997. С.36,39.

2. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / 
Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др.- 2-е изд. – М., 1999.- 336 с.

3. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. – М., 1984.– 302 с.

4. Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке, М.: Классика-XXI, 2015. - 368 с.

5. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ, 2012. - 413 с.