Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие и поддержка творческих способностей одаренных обучающихся через интерактивные формы обучения"

Черняева Любовь Леонидовна

Ведущая педагогическая идея опыта: создание условий для  работы с одаренными детьми, обучающимися в детской школе искусств, реализации их потенциальных возможностей через раскрытие и поддержку творческих способностей каждого. Представленный опыт является единой системой «урок - внеурочная деятельность - сотрудничество с родителями». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyaeva_l.l._pedagogicheskiy_opyt.docx114.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Развитие и поддержка творческих способностей одаренных обучающихся через интерактивные формы обучения»

Автор опыта: Черняева Любовь Леонидовна, преподаватель первой категории муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Нарьян-Мара».

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта. Преподаватель Черняева Любовь Леонидовна в течение 19 лет работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детская школа искусств города Нарьян-Мара». Это хорошо известное в городе и округе образовательное учреждение, наиболее полно воздействующее на развитие творческих способностей детей и формирование социально-культурной сферы в целом, главный и наиболее мощный источник развития культурно-эстетических потребностей детей. 

В современной детской школе искусств открываются новые возможности для музыкально-творческого развития учащегося. Осуществляемый переход от унифицированного образования к вариативному дает возможность предоставления учащимся прав на получение образования, адекватного уровню личностного развития, интересам и потребностям. Возможности школы искусств на современном этапе позволяют сделать процесс обучения личностно-ориентированным.

Коллектив преподавателей ДШИ осуществляет профессионально-педагогическую деятельность, реализуя общеобразовательные, общеразвивающие, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусства.

Задачи ДШИ: выявление и поддержка одаренных детей, развитие творческих способностей обучающихся, воспитание созидательной активности, просвещенного слушателя, ценителя искусства, творчески способную, гармонически развитую личность. 

Контингент обучающихся ДШИ составляют дети дошкольного (группа ранне-эстетического развития) и школьного возраста от 5 до 18 лет, принадлежащие к разным социальным слоям населения, воспитывающиеся в семьях с различным уровнем достатка. Большой процент обучающихся из многодетных семей, есть дети, принадлежащие к группе риска.

 Для успешной педагогической деятельности преподавателей созданы необходимые   условия. Занятия проходят в просторных (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплых, хорошо освещенных и проветриваемых помещениях с хорошей акустикой, оснащенных необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений обучающихся класса домры, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с учащимися по классу домры предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, в кабинете есть настроенный инструмент фортепиано. Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса домр (примы, альты) только хорошего качества.

Каждый год в детскую школу искусств приходят первоклассники – любопытные, жаждущие встречи с музыкой, одержимые желанием научиться играть на своем любимом музыкальном инструменте. Все они прошли вступительные испытания, на которых показали свой уровень способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе обучения. Б.М. Теплов отмечал: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются этой деятельностью». Поэтому при первой диагностике способностей испытания, не зависящие от практики, обученности, не показывают категорических результатов. Задача преподавателя с первых практических занятий обратить внимание на детей, чьи «первые шаги» в обучении отличаются от других. К выявлению потенциала таких детей нужно подойти внимательно: наблюдать общее развитие ученика, определить, в чем его индивидуальность, уникальность, его отношение к музыке, его активность. Определить музыкальные данные: слух, память, ритм, физические возможности: цепкость пальцев. Учесть возрастные особенности ребенка, заинтересованность родителей в его обучении.

От первых впечатлений зависит путь маленького музыканта. Работа с обучающимися младших классов, пожалуй, наиболее ответственна и трудна, т.к. преподаватель закладывает фундамент будущих умений и навыков, отношения к музыке. Но еще труднее преподавателю среди этих непосредственных маленьких учеников выявить тех, кто не только обладает музыкальными данными, а умеет «слушать» и «слышать», наделен умением трудолюбия.

Обычно яркие одаренные дети сразу выделяются в занятиях на инструменте. Их отличает уверенная, правильная посадка с инструментом, хорошая память, смелость на эстраде, податливый исполнительский аппарат, внутренняя музыкальность. Но одаренный ребенок – это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, «одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он – невнимательный, озорной, своенравный». Но главным качеством, которое преодолевает и дополняет недостаток каких-либо музыкальных или специальных данных, является трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Как правило, в классе у преподавателя таких учеников, в которых бы все эти «требования» сочетались, за все годы работы могут быть единицы. У некоторых детей эти качества формируются в процессе обучения и проявляются наиболее ярко только к середине обучения. На протяжении 19 лет работы в детской школе искусств г. Нарьян-Мара в классе Черняевой Л.Л.  неоднократно появлялись такие ученики.

Актуальность опыта. Особое внимание преподавателей ДШИ направлено на выявление и развитие потенциала одаренных детей, подготовку их к возможному продолжению образования в области искусства в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля. Это внимание к одаренным детям обуславливается проблемой потребности общества в неординарной яркой, творческой личности и приобретает особую актуальность, т.к. выявление и развитие способных и одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей – одна из приоритетных социальных задач государства и общества.

       В 90-е годы данный вид деятельности имел очень малый процент реализации, что существенно сказывалось на культурно-творческом воспитании талантливых детей в Российской Федерации, несмотря на огромнейший потенциал. Это подтверждается принятием Советом Европы в 1994 году Постановления № 1248 по работе с одаренными детьми, в котором сказано: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального, творческого и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может».    

Внедрение современных инновационных программ и педагогических методик способствовало развитию творчески одаренных детей. Социальный заказ со стороны общества и государства предполагает, что дополнительное образование вместе с общим образованием должно формировать активное, деятельностное, творческое начало в личности. Проблема развития одарённых детей – будущих музыкантов-исполнителей, художников, обеспечения и реализации самобытности ребёнка, его творческой индивидуальности сегодня находятся в центре внимания современного образования, педагогической науки и культуры.  

        Политика государства по поддержке одаренных детей за последние годы претерпела большие изменения: появилась крепкая законодательная база, закрепляющая нормы реализации государственной политики в сфере поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи.

        В соответствии с правовыми актами Российской Федерации в Ненецком автономном округе проведена значительная работа по совершенствованию и формированию законодательной базы системы образования региона, где одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования Ненецкого автономного округа является развитие системы поддержки одаренных детей и молодежи. Дополнительные условия для выявления и развития одаренных детей в Ненецком округе обеспечиваются подпрограммой «Одаренные дети».

  Работа с одаренными детьми особенно актуальна на территории Ненецкого автономного округа, учитывая его отдаленность.  Согласно "Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. Не все обучающиеся имеют финансовую возможность для выезда за пределы округа для участия в мастер-классах преподавателей Высшей школы с целью повышения профессионального мастерства.

 Подводя итог вышесказанному, актуальность данного опыта заключается в следующем:

- выявление и поддержка одаренных детей является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования;

-  работа с одаренными детьми предполагает постоянное повышение уровня мастерства преподавателей детской школы искусств;

  -  возможность использования данного опыта в детских школах искусств отдаленных регионов страны.

 Ведущая педагогическая идея опыта: создание условий для  работы с одаренными детьми, обучающимися в детской школе искусств, реализации их потенциальных возможностей через раскрытие и поддержку творческих способностей каждого.

         Диапазон опыта. Представленный опыт является единой системой «урок - внеурочная деятельность - сотрудничество с родителями». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.    

         Теоретическая база опыта. Под одаренностью мы понимаем системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и их проявления.

 Главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Здесь на первый план выходит преподаватель, который должен постоянно повышать свой педагогический потенциал, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, активно участвовать в  методической деятельности.

 Система преподавания Черняевой Л.Л. основывается на общих данных современной методической мысли в целом, достижениях психологии и физиологии, с обязательным учетом колоссального опыта столетиями существующих систем обучения на других музыкальных инструментах и, конечно же, с опорой на традиции российских домровых школ.  

Теоретическая основа педагогического опыта опирается на методику и разработки Б.М. Теплова, Д.К. Кирнарской, Л.С. Выготского, А.Л. Готсдинера, М.Г. Арановского, Л.Л. Бочкарева. Научно-методическая литература авторов посвящена исследованию структуры способностей, дается анализ музыкальной одаренности, описываются методы диагностики музыкальных способностей.

         В практической части опыта используется исполнительско-методическая база ведущих музыкантов - домристов – «Школа игры на трехструнной домре» профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных В.П. Круглова, «Методика обучения на трехструнной домре» профессора Института музыки им. А.Г. Шнитке С.Ф. Лукина, «Школа технического развития домриста», «Искусство игры на домре» профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных Р.В. Белова. Учитывая исполнение транскрипций скрипичных произведений на домре, важное внимание уделяется методике преподавания скрипичного искусства – Л. Ауэр «Моя школа игры на скрипке», И. Ямпольский «Основы скрипичной аппликатуры».

Педагогическая деятельность Л.Л. Черняевой строится на следующих принципах: принцип наглядности обучения, систематичности и последовательности, принцип взаимосвязи теории и практики, развивающего и воспитывающего обучения. Методами обучения   являются: методы приобретения новых знаний, формирования умений, навыков и применения знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков, методы стимулирования и мотивации к обучению.

           Один из основных принципов – активизация деятельности на уроке – осуществляется через методы музыкального обобщения, возвращения к пройденному, размышления о музыке, создания художественного образа, сопереживания, эмоционально-интеллектуального постижения искусства, использование современных компьютерных технологий.

         Новизна опыта. Российская образовательная система переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит ФГОС нового поколения, для учреждений дополнительного образовании Министерством культуры РФ утверждены дополнительные предпрофессиональные программы (ФГТ). В основе всех преобразований лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Новые стандарты, безусловно, предоставляют одарённым детям большие возможности. Ведутся поиски содержания и форм учебной, внеурочной деятельности, в которых каждый ребёнок имеет право на самореализацию и может проявить свою уникальность, а также возможной интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Раздел II. Технология опыта

Цель педагогического опыта: развитие творческих способностей, раскрытие исполнительской индивидуальности одаренных обучающихся через систему занятий.

В ходе накопления опыта решались следующие задачи:

- выявление одаренных обучающихся;

- повышение уровня мотивации на уроках через средства обучения (современные компьютерные технологии);

- овладение умениями и навыками игры на инструменте;

-  воспитание внимания и работоспособности на уроке;

- развитие музыкальных, художественно-творческих способностей, эмоциональной базы чувств, художественно-образного мышления;

- организация активного сотворчества обучающихся через предмет коллективного музицирования и внеурочную деятельность;

- пропаганда русской музыкальной культуры и искусства, воспитание любви к русскому народному творчеству.

Работа по выявлению одаренных детей, развитию их творческих способностей, раскрытию исполнительской индивидуальности через систему занятий включает в себя два этапа.

Первый этап – первый год обучения является основным и важным, здесь закладываются основы и база для дальнейшего обучения. На этом этапе преподаватель должен «влюбить в себя ученика», чтобы первой мотивацией к занятиям была встреча с любимым учителем и интересным уроком.

Начинается работа с проведения диагностики, где преподаватель в практической учебной деятельности (на уроках) определяет способности детей и выявляет одаренных обучающихся, обладающих потенциальной или скрытой одаренностью.

Основные музыкальные способности, которые дают потенциал для дальнейшего развития:

- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения;

- способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности;

- ладовое чувство – способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- чувство ритма – способность активно-двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Тестовые задания проходят в игровой форме, т.к. юному детскому возрасту свойственно игровое восприятие окружающего мира - основной вид деятельности для этого возраста игра. Здесь широко и активно используются дидактические материалы и пособия с элементами игры. Целью применения музыкально-дидактических игр и пособий является развитие музыкальных способностей юного музыканта, освоение нового материала в игровой форме, закрепление и проверка полученных ранее знаний.

Для проверки и развития чувства ритма используются русские ложки, шумовые ударные инструменты. Они вносят новые краски в музыкальную палитру урока. Детям очень нравятся эти ритмические упражнения (пропеть попевочку, слова исполняемой песенки-пьесы и простучать ее ритмический рисунок). В зависимости от характера пьесы – анализируем название пьесы (образ), темп, характер - учащийся сам выбирает инструмент для ритмического упражнения (треугольник, ложки, бубен, рубель). В этом проявляется эмоциональный отклик на музыку. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения может быть выражено в рисунках обучающегося к заданным пьесам.

Ложки используются и в изучении темы «длительности нот». Имея достаточное их количество, выкладываем (в дополнение к работе в тетради) с учениками длительности: «восьмую», «шестнадцатые», «четверти», различные ритмические рисунки.

         С помощью карточек с яркими картинками лада «мажор», «минор» обучающийся показывает   способность ладового чувства (преподаватель исполняет мелодию, ученик поднимает нужную карточку). Различные карточки используются и в дальнейшем обучении (нотная грамота, порядок появления диезов, бемолей, длительности нот). Ученики особенно любят задание «Исправь ошибку» (преподаватель, выкладывая карточки, сознательно допускает неточность, учащийся ее находит и исправляет).

Хочется отметить еще очень важный момент в обучении маленьких первоклассников.  Для бывшего выпускника детского сада новым является само слово «урок» и, конечно, продолжительность урока - 40 минут. Темперамент у учащихся разный – кто-то более усидчив и восприимчив к информации, а у кого-то утомляемость наступает уже в середине урока, тем более что дети младшего школьного возраста обладают рабочим вниманием только 15-20 минут.  К тому же, обучение игре на инструменте требует контроля за определенной правильной посадкой, положением игрового аппарата, что является непонятным для учащегося, а в начале обучения непривычным для его рук, ног. Чтобы снять физическую утомляемость, преподаватель   в своих педагогических технологиях должен применять здоровьесберегающие технологии, т.е. знать упражнения для отдыха позвоночника, рук, пальчиков, глаз. И эти упражнения для детей младшего школьного возраста, опять же, могут быть в игровой форме. Например, для зарядки пальчиков могут использоваться пальчиковые игры с куклами «на пальчиках».

Преподаватель вместе с учеником надевает на пальцы рук «куколок», и безликие упражнения превращаются в маленький спектакль («Рыбки», «Кто пошел в лес», «Цветки» и др.). Упражнения направлены на освобождение, снятие усталости рук, на тренировку самостоятельности каждого пальчика.

Занятия на музыкальном инструменте требуют не только тренинга в освоении этого инструмента, но и диалога на уроке, произношения нот, пропевания слов исполняемых первых пьес. Не все дети открыты и артистичны, многие стесняются это делать или поют очень тихо. Здесь преподаватель может найти выход в использовании персонажей (кукол) кукольного театра. Ученик надевает на руку куклу и поет уже не он, а «кукла Варвара». Как правило, это увлекает юных музыкантов, они забывают про свою неуверенность, постепенно раскрепощаются.

Приемом проверки задания и стимулом к его выполнению тоже служат куклы. Второй персонаж, используемый на уроке - это кукла «Ивашка». Дети знают, что он очень любопытный, большой проказник, и не все у него получается.  Когда «Ивашка» «слушает» их игру, они стараются быть лучше него, т.е. сыграть, пропеть, сосчитать без ошибок. Тут уже преподаватель выступает в роли «Ивашки», надев куклу на руку.

На протяжении первого года учебы для развития музыкальной памяти и закрепления приобретенных начальных навыков игры на инструменте применяется метод обучения - возвращения к пройденному: урок начинается с повторения накопленного репертуара. Для наглядности объема репертуара (сколько выучено пьес) у каждого первоклассника есть «Музыкальная шкатулочка», куда сам ученик вкладывает листочек с названием выученной пьесы. В произвольном порядке достаем листочки с названиями пьес и проигрываем их.  

Первые исполняемые пьесы всегда имеют доступное образное название: «Зайчик», «Как под горкой, под горой», «Паровоз», «Грибы» и т.д. Это позволяет фантазировать и при их повторении создавать маленький музыкальный рассказ, каждый раз разный, чередуя пьесы в произвольном порядке (Сидел под горкой зайчик, вдруг увидел паровоз и захотел поехать за грибами). Желание услышать и поучаствовать в придумке нового рассказа, стимулирует ученика не забывать выученный материал, постоянно повторять его в домашних занятиях.

         Дидактические пособия и дидактические игры позволяют сделать учебный материал увлекательным, а также создать радостное рабочее настроение. Ученик, который занят игрой, может не замечать того, что он учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые в той или иной степени требуют от него мыслительной деятельности.

Также первый этап обучения должен быть наполнен музыкой извне, происходит накопление музыкальных впечатлений – преподаватель много исполняет сам на инструменте, использует на уроках видео и аудио записи. Ученик посещает   концерты, слушая разные инструменты, рассуждает о музыке, сравнивает. У него формируются свои предпочтения, свое музыкальное мнение. Закрепляется полученная информация через форму опроса «кроссворд», «ребус», «загадки».

На первом этапе решается основная задача – овладение начальными умениями и навыками игры на инструменте. Это кропотливая работа преподавателя и ученика, неоценимый вклад в последующие годы обучения. Здесь очень важно соблюдать принцип систематичности и последовательности: «Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, идет непрерывный процесс поддержки и развития способностей у детей» [   ].

           Очень большая роль на этом этапе отводится освоению правильной посадки с инструментом, постановке игрового аппарата, красивому, мягкому звукоизвлечению.   

          Правильная постановка исполнительского аппарата домриста имеет огромное значение, так как дальнейшая перспектива развития и творческое становление профессионального музыканта во многом зависит от этого фактора.  Наибольшего технического уровня музыкант может достигнуть только при абсолютной свободе и естественности исполнительского аппарата, при устранении излишних физических усилий.

            Правильная постановка должна обеспечить постепенное приспособление рук и всего организма ученика к инструменту, к условиям и требованиям игры, выполнению все более сложных движений, необходимых для решения технических и художественных задач.  

 Уже по результатам этих занятий определяется будущий исполнительский потенциал обучающегося, его технические задатки, возможности технического роста, его трудоспособность.

Стиль преподавания с начинающим маленьким музыкантом должен быть творчески-активным. При этом обязательно учитываются как общие особенности детской психики, свойственной данному возрасту ученика, так и его индивидуальные черты.  Общий план урока составляется из разнообразных заданий, которые позволяют переключать внимание ребенка, не давая ему отвлекаться. План урока может иметь такую структуру:

- 2-3 мин. – общая беседа, подготовка к занятию, создание благоприятной психологической атмосферы, настройка инструмента;

- 10-12 мин. – игра упражнений, пройденных пьес, проверка домашнего задания;

- 10-12 мин. – изучение нового материала (новые приемы игры, материал по теории, новые упражнения);

2-3 мин. - разминка, упражнения для рук, кистей, корпуса;

12-15 мин. - разбор новых пьес, обсуждение домашнего задания.

Обучение игре на инструменте для начинающего ученика – это уже захватывающее для него действие. Потому что это осязаемо, он видит инструмент, держит его, извлекает приятные звуки, слышит результат своего труда. Но все это требует подкрепления теоретическими знаниями – написания, названия нот, знания длительностей нот, ритмических фигур, знания многих специфических музыкальных терминов, понимания их значения, чтобы «разговаривать» на музыкальном языке. Здесь возникает сложность. Дети, как правило, редко задают встречные вопросы. После завершения занятия не пытаются поговорить на изученную тему, не пытаются сами применить полученные знания на практике. В результате познавательный интерес, потребность в новых знаниях и познавательная активность снижается, может пропасть интерес к занятиям.

Чтобы не сложилось такой ситуации, у обучающегося в процессе занятий должна развиваться осознанная мотивация к обучению.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы деятельности, придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Учитывая выводы психологов о том, что результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта человека и на 70-80% от мотивов (В.И. Мясищев), происходит переход от педагогики мероприятий к педагогике мотивов как к энергетическому фундаменту педагогического воздействия.

Если в первые месяцы обучения мотивацией является сама встреча с учителем, то ближе к концу первого года обучения, мотивацией должен являться результат занятий: «умею – играю – выступаю - хочу учиться», т.к. результатом умений в музыке является публичное выступление. Первые площадки для выступления первоклассников - это: классное родительское собрание, конкурсы, организованные преподавателем среди учащихся класса, выступления на уроке для мамы (приглашаются родители), и, конечно, традиционный концерт обучающихся первого класса для родителей «Первые шаги».

Учебная, внеурочная деятельность преподавателя и обучающегося должна обязательно находиться в единой системе сотрудничества с родителями ученика.

Результативность работы с «одаренными детьми» во многом зависит от семьи.  Именно семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву для его формирования. «Хорошие родители   важнее хороших педагогов», - говорил Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Очень важно, когда в семье царит интеллигентная, благоприятная атмосфера, когда родители принимают активное участие в делах своего ребенка, поддерживают его в неудачах и радуются успехам, а также создают условия для познавательной деятельности (вместе читают, ходят на выставки, в музеи, в театр, на концерты).  Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать и развить его способности.

По итогам первого этапа - первого года обучения преподаватель видит уровень развития способностей своих начинающих учеников, их уровень владения инструментом. Он может прогнозировать дальнейший результат работы с яркими, одаренными детьми, он должен иметь на будущее план индивидуальной работы с такими обучающимися.

Второй этап начинается со второго года обучения и длится до окончания всего курса (пятилетнее, семилетнее, восьмилетнее обучение). Здесь на первый план сразу выходит накопление и развитие исполнительских навыков владения инструментом. Много времени уделяется техническому развитию (гаммы, этюды), качественному звукоизвлечению, динамической свободе, работе над художественным образом, исполнению различных штрихов, кантилене, аккордовой технике. Исполняемый репертуар усложняется.  У одаренных обучающихся он становится на класс - два выше. Обучающийся накапливает опыт концертных выступлений, учится эстрадному мастерству.

У каждого обучающегося вырабатывается своя система домашних занятий. Некоторые приходят заниматься вечером в школу (когда свободны классы), кто-то распределяет работу домашнего задания по дням, кто-то выполняет задание целиком, а в оставшиеся до урока дни закрепляет его. Обучающиеся помнят требование преподавателя: «Надо постоянно двигаться вперед! Если не успеваешь сделать все задание, то выполни хотя бы один пункт, но качественно». Индивидуальная система занятий предусматривает и позволяет это.

Сложная исполняемая программа, умение держаться на сцене, собраться для выступления позволяют обучающемуся начать конкурсную деятельность. Это для него интересно, т.к. является новой областью применения умений и навыков.

Как правило, подготовка к конкурсу уже дает мотивацию для занятий. Учащийся готов заниматься сверх положенного времени, изучать дополнительную литературу, стараться получить ожидаемый результат, сразу возрастает интенсивность и эффективность домашней подготовки. Положительный результат участия в конкурсе является стимулом для дальнейшей конкурсной и учебной деятельности. Получается «замкнутый круг»: мотивация – работа – результат, который является мотивацией для продолжения работы.

Одной из дополнительных возможностей развития мотивации к обучению и раскрытия творческих способностей одаренных обучающихся являются занятия коллективным музицированием.

Под «коллективным музицированием» понимаются занятия с группой музыкантов в ансамбле, оркестре, хоре. В данном случае - это занятия в ансамбле русских народных инструментов.

Занимаясь в творческом коллективе, ансамблист делит ответственность с другими участниками, происходит высвобождение его творческих ресурсов и осуществляется менее эмоционально-затратный рост учащегося, что мотивирует его для дальнейших занятий.

Занятия коллективным музицированием включают в себя целый комплекс важных моментов обучения и развития ребенка: воспитывают внимание, наблюдательность, инициативу, эмоциональную отзывчивость, артистические навыки. Юные музыканты   учатся искусству общения, применяют навыки, полученные в специальном классе.

Эта форма работы является очень интересной, увлекательной для учеников и преподавателей, она, несомненно, раскрывает творческий потенциал участников коллектива. Заметна тенденция – в каждом коллективе проявляются дети, которые становятся сольными исполнителями и активно участвуют в конкурсной и внеурочной деятельности.

По мере взросления и развития своих способностей, одаренный ученик приобретает свою музыкальную индивидуальность. Здесь проявляется принцип музыкальной педагогики - гармоничность музыкально-художественного и технического развития.

На данном этапе перед администрацией ДШИ стоит задача создать дополнительные условия для встреч и обмена опытом между юными музыкантами, общения одаренных обучающихся с выдающимися педагогами и исполнителями современности, приобретения новых знаний и исполнительских навыков для активного творческого развития.

        Мастер-классы преподавателей Высокой школы - это практическая помощь в овладении возможностями инструмента со стороны известных музыкантов. Возможность активного творчества, сотворчества, предпрофессиональной подготовки, расширение круга общения, новых знакомств, социализация в профильном сообществе, создание условий для накопления багажа профильных знаний, укрепление мотивации к занятиям на инструменте.

        Работая с одаренными детьми, преподаватель должен всегда видеть перспективу их   развития и стремиться к ней. Успех юного музыканта на всех этапах обучения зависит не только от его трудолюбия и одаренности, но и от последовательности задач, которые перед ним ставятся.

Особенностью обобщения педагогического опыта преподавателя Черняевой Л.Л. «Развитие и поддержка творческих способностей одаренных обучающихся через интерактивные формы обучения» является возможность его дополнения и обогащения. В частности, в вопросах совершенствования методов и приёмов развития творческих способностей   одарённых обучающихся.

Раздел III. Результативность опыта

        Критерием результативности опыта преподавателя является развитие творческих способностей, раскрытие исполнительской индивидуальности одаренных обучающихся.

Это подтверждают результаты:

- конкурсная деятельность сольно и в составе ансамблей;

- занятия с мастерами Высокого уровня;

- активная концертная деятельность.

Худякова Евгения в 2010 году Управлением образования за профессиональные успехи и отличную учебу награждена экскурсионной поездкой в Санкт-Петербург. В 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».

Жуков Сергей в 2014 году награжден грамотой директора ГБУ НАО Е.В. Парсуковой за преданность искусству, любовь к творчеству, высокие достижения в творческой деятельности. По итогам 2014, 2015 года включен в банк данных «Одаренные дети НАО» в номинации «Творчество»

 Акимова Полина в 2015 году включена в банк данных «Одаренные дети» Ненецкого автономного округа в номинации «Творчество».

Результаты выездных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.

 Сольные выступления.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

1.

13-19.04. 2008 г.

г. Архангельск XII Областной конкурс исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

лауреат II степени

2.

04-08.11.2008 г.

г. Санкт-Петербург III Международный конкурс исполнителей инструментальной музыки «Серебряный камертон»

Худякова Евгения –

победитель

3.

27-31.01. 2010 г.

г. Великий Устюг Всероссийский конкурс- фестиваль

«В гостях у сказки»

Худякова Евгения –

победитель

4.

15-20.02. 2011 г.

г. Архангельск.  XIII Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Худякова Евгения –

победитель

5.

16-21.11. 2011 г.

г.Санкт - Петербург XII Международный конкурс – фестиваль «Праздник детства»

Худякова Евгения –

лауреат II степени

6.

25-28 марта 2014 г.

г. Архангельск.  XIV Областной открытый конкурс исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Жуков Сергей –

лауреат II степени

7.

05 -08.02.2015 г.

г. Великий Устюг. Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

Жуков Сергей – дипломант I степени

Результаты конкурсов регионального уровня.

Сольные выступления.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

1.

17-18.03.2008

Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

лауреат II степени

2.

18-19.01.2011 г.

Окружной конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIII Областного конкурса исполнителей на народных инструментах

Худякова Евгения –

победитель

3.

19.01.2013 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

Парилова Даша –

лауреат IIстепени

Жуков Сергей –

лауреат III степени

Остальцева Ксения – лауреат II степени

4.

26-27.04.2013 г.

Окружной эстрадно-джазовый конкурс

Парилова Даша –

 лауреат III степени

Жуков Сергей –

дипломант

5.

июнь 2013 г.

Региональный конкурс

«Молодые дарования НАО» в рамках Всероссийского конкурса

«Молодые дарования России»

Худякова Евгения – победитель в номинации «Музыкальное искусство».

6.

17-18.01.2014 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского творчества

«В гостях у сказки»

Акимова Полина – диплом участника конкурса-фестиваля

7.

05-06.02.2014 г.

 Региональный конкурс исполнителей на народных инструментах в рамках XIV Областного открытого конкурса исполнителей на народных инструментах среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств

Жуков Сергей –

лауреат II степени

8.

21-22.01.2015 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

Акимова Полина –лауреат 3 степени,

Худякова Евгения-

Гран-при

9.

04-05.03.2015г.

Региональный эстрадно-джазовый конкурс

Худякова Евгения – лауреат Iстепени, Парилова Даша

лауреат II степени

10.

март 2015г.

Региональный фестиваль самодеятельного молодежного творчества «Молодежная весна»

Худякова Евгения – диплом лауреата

 II степени

11.

17-18.04.2015 г.

 Региональный фестиваль инструментального, вокального и художественного творчества

«Живые, пойте о нас»,

посвященный 70-летию Победы

Акимова Полина – диплом фестиваля

12.

2015 г.

Окружной молодежный фестиваль современного искусства «Кадушка

Худякова Евгения – диплом фестиваля

Результаты конкурсов регионального уровня.

Выступления в составе ансамблей.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

1.

24.05.2013 г.

Окружной этно-фестиваль

«Картинки из глубинки»

Жуков Сергей, Парилова Даша в составе ансамбля ложкарей «Сказочка» - диплом фестиваля

2.

20-23.09.2014 г.

II Окружной фестиваль рукотворной куклы, в рамках Межрегионального фестиваля театрального творчества «Аргиш надежды»

Жуков Сергей, Парилова Даша в составе ансамбля ложкарей «Сказочка» - диплом фестиваля

3.

21-22.01.2015 г.

Региональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества

«В гостях у сказки»

ансамбль Худякова Евгения - Ладес Анастасия –

лауреат 1 степени

4.

17-18.04.2015 г.

Региональный фестиваль инструментального, вокального и художественного творчества

«Живые, пойте о нас», посвященный 70-летию Победы

 ансамбль Худякова Евгения-Ладес Анастасия – диплом фестиваля

Результаты дистанционных конкурсов Всероссийского, Международного уровней.

Дата

Название конкурса

Обучающийся, результат

1.

январь-февраль 2014 г

V Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

Жуков Сергей – победитель – III место

2.

31.03.2014 г.

Международный детский и юношеский интернет- конкурс «Зимняя карусель»

Жуков Сергей – дипломант I степени

3.

30.11.2014 г.

VIII Международный интернет-конкурс «Души прекрасные порывы»

Худякова Евгения –

победитель

4.

20.02.2015 г.

Ежегодный Международный фестиваль-конкурс «Хрустальное сердце мира»

Акимова Полина - дипломант I степени

5.

23.03.2015 г.

Всероссийский постоянно действующий конкурс для детей «Детства волшебное царство»

Худякова Евгения – победитель I степени

6.

30.03.2015 г.

Всероссийский постоянно действующий конкурс для детей «Детства волшебное царство»

ансамбль

 Худякова Евгения –

Ладес Анастасия победитель III степени

7.

март 2015 г.

XIII Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

ансамбль

Худякова Евгения –

Ладес Анастасия победители I степени

8.

14.05.2015 г.

Международный интернет-конкурс «Озорная весна»

ансамбль

Худякова Евгения –

Ладес Анастасия

лауреат II степени

Мастер-классы одаренных обучающихся с преподавателями Высшей школы.

Дата

Мастер-класс

Обучающийся

03.12.2007 г

Мастер-класс профессора Академии музыки имени Гнесиных Вячеслава Павловича Круглова, г. Нарьян-Мар

Худякова Евгения

1.

14.04.2008 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск

Худякова Евгения

3.

06.11.2008 г

Мастер-класс профессора Академии музыки имени Гнесиных Вячеслава Павловича Круглова,

 г. Санкт-Петербург

Худякова Евгения

4.

27.01.2010 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск

Худякова Евгения

5.

16.02.2011 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск

Худякова Евгения

6.

02.06.2013 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории ГБОУ ДОД города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева

Павла Михайловича Гущенкова,

 г. Нарьян-Мар

Жуков Сергей

7.

26.03.2014 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Архангельск.

Жуков Сергей

8.

22.10. 2015 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Нарьян-Мар

Акимова Полина

9.

23.10. 2015 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой. г. Нарьян-Мар

Жуков Сергей

10.

24.10. 2015 г.

Мастер-класс преподавателя высшей квалификационной категории музыкального колледжа города Архангельска Людмилы Васильевны Масловой, г. Нарьян-Мар

Худякова Евгения

2008 год – 2%; 2009 год – 4%; 2010 год – 8%; 2011 год – 11%; 2012 год – 15 %;

2013 год – 17 %; 2014 год -19%; 2015 год -24%.

Библиографический список

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] : Указ президента РФ № Пр.-271,2010. - Режим доступа docs.cntd.ru/document/9002210953

2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс] : Медведев Д.А., 2012. - Режим доступа http://dopedu.ru/attachments/article/237

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон, 2012. -  Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law140174/

4. План мероприятий («дорожная карта») / Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 30.04.2013 № 162-п. – Режим доступа http://www.zrnao.ru/assets/files/Ukazy/2014/tipplandorkartobrazovanie

5. Комплекс мер по реализации стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2018 годы [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 28.09.2013 № 286-п. – Режим доступа http://www.worklib.ru/law/856054/

6. Государственная программа Ненецкого автономного округа / Развитие образования в Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 13.11.2013г № 411-П. – Режим доступа http://docs.cntd.ru/document/494310480

7. Об образовании в Ненецком автономном округе/ закон Ненецкого автономного округа

[Электронный ресурс] : Постановление Администрации НАО от 16.04.2014 № 12-ОЗ. – Режим доступа adm-nao.ru/media/acts/2014/04/17 закон_12-оз.doc

8.Асафьев Б. В., О музыкально-творческих навыках у детей. //Избранные статьи о   музыкальном просвещении и образовании /Б.В. Асафьев. – Ленинград, 1973.

9.Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики 20 века Л.А. Баренбойм //Музыкальная педагогика и исполнительство. – Ленинград, 1974.

10.Кабалевский Д.Б., Воспитание   ума и сердца/ Д.Б.Кабалевский. - Москва: Просвещение,1984.

11.Михайлова М. А.   Развитие   музыкальных      способностей      детей: популярное   пособие для родителей и педагогов/ М.А. Михайлов. – Ярославль, 1997.

12. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами/ Е.Э. Сугоняева. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

13.Теплов Б.М., Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. -  Москва: Известия АПН РСФСР, 1961.

14. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Е.И. Юдина. - Москва: Аквариум, 1997.