Роль музыкальной деятельности в период адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Завьялова Полина Анатольевна

Роль музыкальной деятельности в период адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_po_adaptatsii.docx14.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкальной деятельности в период адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и педагоги ДОУ мечтают о том, чтобы это пространство стало пространством Счастливого Детства. И поэтому одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных детей врачи считают сложность адаптации малышей к детскому саду. И меры по предоставлению матери возможности находиться дома с малышом до трех лет эту проблему не решают. Медики уверены, что именно в трехлетнем возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается: разлучаясь с матерью, малыши уже более осознанно переживают «эмоциональный стресс» со всеми его негативными последствиями. Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезвычайно трудным делом. Изменение образа жизни, смена домашней обстановки на более четкий режим детского учреждения, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками у многих детей вызывают отрицательные эмоции, страх, спад речевой активности и даже невротические реакции. Нарушения порядка, к которому привык маленький ребенок, может сопровождаться плачем, раздражительностью. У многих детей нарушаются сон, аппетит, они теряют в весе, также адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма, и дети начинают часто болеть. Что же делать для изменения ситуации? Необходимо помнить, что с момента поступления ребенка в ДОУ начинается более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок попадает не просто в новые условия, а в новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус. От того, как пройдет адаптация ребенка к дошкольному учреждению, зависит многое в его дальнейшей жизни. Многолетние исследования показали, что положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Для этого необходимо, чтобы в дошкольном образовательном учреждении были созданы всѐ условия для прохождения благоприятной адаптации детей, т.е доброжелательная психологическая атмосфера: сотрудники должны поддерживают инициативу детей в общении со взрослыми, общаться с детьми, проявлять уважение к интересам и желаниям ребенка; создание предметно-пространственной среды, создание групп кратковременного пребывания и т.д. И поэтому всѐ сотрудники дошкольных учреждений заинтересованы в том, адаптация прошла как можно быстрее и легче. В этом вопросе музыка является важным звеном в процессе прохождения адаптации. Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, так как обладает наибольшей силой воздействия на ребенка, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное, не только в окружающем мире, но и самом себе. В. А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным…» Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте, природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях… Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир ребенка. Поэтому музыкальный руководитель должен с особой тщательностью подбирать для детей музыкальный репертуар – не только колыбельные песни, но и классическую и современную музыку, в особенности ту к которой ребенок привык в семье. Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе не только по инициативе педагога, но и по инициативе самого ребенка в различные моменты его общей, совместной деятельности с другими детьми и самим педагогом, вызывая радостное ощущение жизни и пребывания в дошкольном учреждении, что оказывает огромную роль в процессе адаптации. Поэтому педагог, понимая воспитательную силу музыки, должен заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей концерты, планирует слушание радио, телепередач, организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы, вводит пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, предварительно согласовав это с музыкальным руководителем и психологом. В ходе активной музыкальной деятельности дети начинают усваивать необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально – ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и самое главное способствует наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении.