Публичное представление педагогического опыта
Обобщение передового педагогического опыта
педагога дополнительного образования
Сироткиной Татьяны Владимировны
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей
в системе дополнительного образования детей
посредством вокального искусства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_ped._opyta_sirotkina_bez_prilozheniya.docx | 31.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обобщение передового педагогического опыта
педагога дополнительного образования
Сироткиной Татьяны Владимировны
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей
в системе дополнительного образования детей
посредством вокального искусства»
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
В.А.Сухомлинский
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Каждый ребенок, едва появившись на свет, требует к себе повышенного внимания, удовлетворения его физических потребностей. Но не менее важным является эмоциональный аспект его развития и воспитания. Испокон веков нежная колыбельная песня, веселые потешки, вечерние сказки да и простое выражение любви и радости по отношению к малышу служат залогом формирования в будущем полноценной личности, способной к восприятию прекрасного и к самостоятельному творчеству. Считается, что все дети талантливы. Надо только увидеть в каждом ребенке определенный потенциал (будь это склонность к музыке, рисованию, танцам и т.п.) и постараться максимально его развить. Для чего? Наша страна, наш народ, как и все другие страны и народы, нуждается в талантливых людях. И не только для того, чтобы держать пальму первенства в области балета, поражать зрителей на театральных подмостках. Интеллигентный человек с развитым эстетическим вкусом, работая в любой отрасли народного хозяйства, принесет гораздо больше пользы своей стране, осознанно стремясь к красоте и творчески подходя к любому делу. Далеко не каждая семья имеет возможность обучать своего ребенка в детских школе искусств. Но большинство детей тянется к музыке, танцу, прикладному творчеству. И здесь неоценима роль учреждения дополнительного образования как самого доступного и разностороннего фактора приобщения детей к прекрасному.
Голос человека – это самый важный инструмент общения, выражения чувств и желаний. Самое распространенное из искусств – пение. С одной стороны, оно не требует каких-то финансовых затрат (приобретение муз. инструмента, танцевальной формы, красок, кистей и т.д.). Петь могут все и везде. С другой стороны, чтобы вокальное творчество не оставалось на уровне семейного и дружеского круга, ему, как и любому другому виду искусства, надо учиться, развивать музыкальный слух и вкус. Недостаточно просто слушать популярные песни и подражать их исполнителям – профессиональным музыкантам. Важно помочь ребенку усвоить азы грамотного вокала, необходимый минимум профессиональных знаний (теория музыки), а также развить его собственные творческие способности (умение свободно чувствовать себя на сцене, артистично воплощать идею, образ вокального произведения).
С этой целью мною и была разработана дополнительная образовательная (дополнительная общеразвивающая) программа творческого объединения «Вокальный».
Давно известно, что занятие вокалом улучшает общее физическое состояние человека. Как правило, часто поющие люди и певцы-профессионалы живут до глубокой старости, сохраняя хорошее здоровье. Все потому, что, постоянно упражняя слуховой аппарат, дыхательную систему, диафрагму, человек попутно тренирует свои сосуды и сердце (тут уместно вспомнить дыхательную гимнастику Стрельниковой и отдельный цикл ее упражнений для вокалистов – звезд отечественной эстрады). Кроме того, гормоны радости – эндорфины, которые вырабатываются в организме человека при исполнении песен, продлевают жизнь, укрепляя иммунитет. Следовательно, занятия пением приносят очевидную пользу и взрослому, и ребенку.
Разнообразные методы и приемы моей работы, как педагога дополнительного образования, направлены на решение конкретных целей и задач как образовательного плана, так и духовно-нравственного воспитания. В процессе разучивания песенного репертуара детьми необходимо помогать им осмыслить главную идею (всегда высоконравственную!) песни, совершать с ними экскурс в историю, вспоминая народные традиции, гордясь ратными подвигами, восхищаясь самобытностью и духовными подвигами, наслаждаясь в песне красотой и гармонией музыкального ряда. Именно поэтому в аспекте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждении дополнительного образования детей реализация программы «Вокальный» заслуживает особого внимания. Она предполагает:
1) выбор технологии обучения, способствующей включению в учебно-воспитательный процесс эмоциональной сферы для развития и реализации духовно-нравственных качеств личности воспитанника;
2) изучение содержания и выбор дидактической системы, отвечающей педагогическим устремлениям педагога;
3) осуществление и демонстрацию инновационных подходов на практике через занятия и мероприятия различных уровней.
Для развития творческого потенциала детей во время внеурочной деятельности создаются определённые условия, когда обучающиеся не пассивны, а активно проявляют себя, погружаясь в творческую деятельность, раскрывая всё новые грани своего таланта.
Так, с первых занятий, рождается человек творческий.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Над указанной темой начала работать в 2014 учебном году. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно – нравственного развития и развития их творческих способностей
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. И в вокальном искусстве это, как нигде, находит свое отражение.
Работа по созданию целостной системы духовно – нравственного развития и развития их творческих способностей была начата с анализа фактического состояния уровня развития воспитанников по данному направлению. Цель диагностики – определение уровня творческого начала, наличия духовно-нравственных ценностей. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:
- прослушивание;
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдения;
- беседа.
В результате данной диагностики было выяснено, что значительное число обучающихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, к общечеловеческим ценностям. Они смутно представляли себе, что означает вокальное творчество, нравственность и духовность. Всё это и послужило условием становления опыта.
Для обучения воспитанников вокальному искусству мной используются современные методы и приёмы, новые формы обучения, успешно реализуются требования дополнительной общеразвивающей программы, углубляются базовые знания и навыки обучающихся, развивается познавательный интерес к музыке. Каждое занятие имеет свою направленность, специфичность, поэтому для них характерна глубина проработки, чёткость, практическая направленность, оснащённость разнообразным наглядным материалом, использование межпредметных связей. Как педагог, я стараюсь постоянно работать над повышением своего педагогического мастерства, применять разнообразные формы занятий. В моей практике давно закрепилось использование видеоматериалов по разным темам, а в деятельности широко внедряются современные образовательные технологии.
Основными технологиями, используемыми в работе, являются:
- развивающие;
- проблемные;
- поисковые;
- информационно-коммуникационные;
- технологии активного обучения.
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов занятий и технологий позволяет повысить интерес обучающихся к творческой и общественной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения духовно-нравственного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данного опыта заключается в том, что использование разных типов занятий и различных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед дополнительным образованием, при подготовке конкурентоспособных граждан.
3. Теоретическая база опыта
Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности.
К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами вокального искусства формировать культурного человека.
Работая в дополнительном образовании, я ищу ответ на такие вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих занятиях преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать занятие по вокалу обучением искусству и творчеству, где не будет места обыденности и схематизму?
Своей первостепенной задачей, как педагога дополнительного образования, я вижу обеспечение продуктивной деятельности обучающихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется вовлечение воспитанников в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного занятия внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.
Наш Центр дополнительного образования «ЮНИТЭР» располагается в небольшом городе. Что представляют собой мои воспитанники: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии и с вокальным искусством встречаются впервые на моих занятиях. И мне, как педагогу, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её, исполнять и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание детей находится в моих руках с 5 до 18 лет воспитанников. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.
И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными.
Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского стала базовой основой моей работы, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.
Наряду с концепцией Д.Б.Кабалевского ведущее место в работе занимают:
- Психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка;
- Теоретико-педагогическая концепция В.А.Сластенина;
- Концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П.Юсова;
- Психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.
- Учение об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин Г.Ф.Федорца.
Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.).
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
В ходе реализации программы используется разнообразный арсенал методов и средств обучения, позволяющих достигать продуктивного уровня развития познавательной деятельности, стимулировать эмоционально-волевую и творческую сферы личности воспитанника. К числу наиболее используемых методов относятся:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, конференция)
- наглядные (иллюстрация, видео- и медиадемонстрация, музыкальная демонстрация)
- практические (вокальные, ритмические и инструментальные упражнения)
По степени самостоятельности мышления обучающихся
- проблемные
- проблемно-поисковые
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- познавательные игры (Если бы я был композитором, Я – дирижер и др.)
- создание ситуации занимательности (ролевые игры, музыкальные постановки, ритмические декламации)
Методы контроля и самоконтроля в обучении
- методы устного контроля и самоконтроля (устный индивидуальный и фронтальный опросы, программированный опрос)
- методы письменного контроля и самоконтроля (письменный индивидуальный и фронтальный опросы, программированный опрос).
Планируется введение проектного метода (создание и защита своих проектов – творческих и научных).
5. Анализ результативности.
Эффективность данной работы доказывают высокие результаты и успехи учащихся во внеурочной деятельности.
Учебный год | Мероприятие | Участники | Результат | |
Международный уровень | ||||
2014-2015 | Международный детский творческий интернет фестиваль: «Южный полюс». | Лашманкина Анастасия | Диплом участника | |
2014-2015 | Международный детский творческий интернет фестиваль: «Апельсин». | Лейко Екатерина | Диплом участника | |
2014-2015 | Международный детский творческий интернет фестиваль: «Звезды нового века». | Лашманкина Анастасия | Диплом участника | |
Всеросссийский уровень | ||||
2014-2015 | IX Всероссийская олимпиада искусств | Лашина Виктория | Диплом победителя 1 место | |
2014-2015 | IX Всероссийская олимпиада искусств | Лашманикина Анастасия | Диплом победителя 1 место | |
2014-2015 | Всероссийский дистанционный конкурс нового поколения – блиц-олимпиада «Вопросита» | Лашина Виктория | Диплом победителя 1 место | |
2014-2015 | Всероссийский фестиваль-конкурс «Гран-при Поволжья VII» | Лашина Виктория | Диплом участника | |
2014-2015 | Всероссийский фестиваль-конкурс «Гран-при Поволжья VII» | Рузанкина Дарья | Диплом победителя 1 место | |
Республиканский уровень | ||||
2014-2015 | Республиканский конкурс театраллизованных представлений на противопожарную тематику | Коллектив «Вдохновение» | Диплом победителя 1 место | |
Муниципальный уровень | ||||
2014-2015 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Живи, народная душа» | Лашманкина Анастасия | 2 место | |
2014-2015 | Муниципальный этап республиканского конкурса «Я люблю тебя, Россия» | Рузанкина Дарья | 3 место |
Кроме того, воспитанники творческого объединения «Вокальный» принимают активное участие во всех мероприятиях Центра дополнительного образования детей «ЮНИТЭР».
Дата | Место | Тема | Название мероприятия | |||
Муниципальный уровень | ||||||
Ноябрь 2014 г. | ДК «Орион» | Юбилейный фестиваль «ЮНИТЭР» зажигает звезды» | Юбилейный фестиваль | |||
Май 2015 г. | МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» | Открытие Аллеи «Живая Память» | Открытое мероприятие | |||
Учрежденческий уровень | ||||||
Сентябрь 2014 г. | МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» | «В поисках сокровищ» | День открытых дверей | |||
Октябрь 2014 г. | МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» | «День учителя» | Открытое мероприятие | |||
Декабрь 2014 г. | МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» | «Госпожа Метелица» | Новогодняя сказка | |||
Февраль 2015г. | МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» | «Масленица» | Открытое мероприятие | |||
Март 2015 г. | МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» | «День Рождения Евы» | Открытое мероприятие | |||
Март 2015 г. | Бассейн «Дельфин» | «День здоровья» | Мероприятия | |||
Октябрь 2015 г. | МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» | «Осеннее вдохновенье» | Литературно-музыкальная композиция |
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Несмотря на высокую результативность данного опыта, следует отметить некоторые трудности, возникающие в процессе его реализации.
Во-первых, мною было не раз отмечено, что дети, имеющие тягу к музыке, вокальному искусству, но не находящие поддержки со стороны родителей, постепенно теряют веру в себя, свои возможности, что в дальнейшем приводит, как минимум, к неуверенности и зажатости на сцене.
Во-вторых, так как наш город является небольшим, и у нас нет театра, филармонии, кинотеатра, приобщение к высокому искусству в форме экскурсий очень проблематично, и приходиться иногда проводить подобные экскурсии в он-лайн форме.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Опыт по духовно-нравственному воспитанию обучающихся и развитию их творческих способностей в системе дополнительного образования детей посредством вокального искусства в рамках реализации дополнительной образовательной (дополнительной общеразвивающей) программы «Вокальный» может быть использован как педагогами со стажем, так и молодыми специалистами в учреждениях дополнительного образования детей, в дошкольных заведениях и общеобразовательных учреждениях.
Свой материал я разместила на сайтах:
- http://infourok.ru/user/sirotkina-tatyana-vladimirovna;
- http://nsportal.ru/sirotkina-tatyana-vladimirovna
8. Наглядное приложение: конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.