Работа над гаммами

Тысячникова Светлана Юрьевна


У каждого ребенка,обучающегося на любом инструменте,возникают технические трудности.Эта работа-обобщение личнао опыта работы над гаммами.в помощь преподавателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа над гаммами 15.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Работа над гаммами.

Гаммы и аккорды во всех видах являются основой развития технического мастерства в области фортепианной игры. Вот почему музыкальное воспитание с первых шагов связано с изучением этого большого и ответственного учебного материала.

Необходимость работы над гаммами должна быть ясна каждому педагогу, относящемуся к своему делу с полной профессиональной ответственностью. Методическая задача, стоящая перед педагогом- убедить ученика в необходимости ежедневной систематической работы над гаммами.

Г.Г. Нейгауз писал: ” Упражнения я рассматриваю как некий “полуфабрикат”; к таким полуфабрикатам относятся, например, гаммы, арпеджио, пятиступенные последования, упражнения для развития октавной техники, скачков и пр..Задачи могут быть бесконечными в своем разнообразии... Упражнения вообще необходимы для выработки контакта между пальцами и клавишами.”

Из сказанного видно, какое значение гаммам и арпеджио придавали в своей ежедневной работе крупнейшие пианисты, лучшие представители русской пианистической школы своего времени в исполнительской области.

Пусть это будет убедительным аргументом для тех, кто сомневается в целесообразности и необходимости с раннего возраста подготавливать прочную техническую базу у ученика. Такое сознательное отношение к занятиям должно быть не только в работе над музыкальным произведением, но и над упражнениями, в которых нужно находить элементы исполнительства.

Так как при изучении гамм ученик встречает целый ряд трудностей- технических, аппликатурных, динамических, педагог должен подумать об их устранении, сделав предмет изучения упражнений в системе тональностей легким, доступным и интересным.

Абсолютное владение гаммами и относящимся к ним аккордам необыкновенно важно для каждого пианиста, так как оно помогает развить не только пальцевую беглость, но и облегчает практическое усвоение различных тональностей, помогает свободно ориентироваться в этих тональностях и способствует быстрому освоению текста музыкальных произведений.

Прежде чем приступить к изучению гамм и относящимся к ним аккордам, необходимо подготовить ученика, дав ему твердо усвоить первые необходимые профессиональные навыки. К таким первоначальным элементам музыкального воспитания относятся развитие у ученика умения слышать звук, спетый голосом или извлекаемый на инструменте, развитие умения различать не только высоту и длительность звука, но и его окраску и характер.

Все, решительно все сводится к одному условию,- внимательно себя слушать. Удара по клавише не должно быть, клавиши надо скорее ласкать, мягко к ним прикасаться, а не бить.

Заставляя вслушиваться в качество и характер звука, педагог легче сможет приучить ученика контролировать технический прием при звукоизвлечении, легче сможет показать и доказать, что качество звука зависит в сильной степени от того движения руки, пальцев, которым взят звук.

Главное - не в том, чтобы “правильно ставить” руку, а в том, чтобы правильно двигать ею.

Непрерывность-основа движения. Рука должна постоянно приспособляться к рельефу фразы, фактуре и мелодическому рисунку.

Значит, от музыкального представления зависит и положение корпуса. При исполнении плавной, певучей мелодической линии все тело и рука играющего движутся спокойно и плавно. При стаккато мускулатура собирается, движения становятся лаконичнее и суше.С самого начала обучения следует тщательно обратить внимание на постановку рук, кистей и пальцев,от чего зависит вся будущность правильной,ловкой игры и качества извлекаемого звука.

При изучении гамм с учеником с самых первых шагов необходимо развивать сознательное отношение к изучаемому, категорически бороться с механическим заучиванием и проигрыванием. Ученик должен знать каждую гамму или изучаемое упражнение, должен сознательно применять ту или иную аппликатуру, ту или иную интонацию, не позволяя пальцам самовольно брать стоящую по пути клавишу первым попавшимся пальцем, случайной интонацией. Э. Зауэр в своей книге “Мой мир” вспоминает слова Н. Рубинштейна:” Механическое упражнение- тупость и бессмысленность, если в первую очередь не работает голова. Играйте всегда так, чтобы пальцы шли за головой, а не голова за пальцами. Во время игры старайтесь как можно меньше смотреть на руки, изучайте упражнения и пассажи даже с закрытыми глазами, внимательно прислушиваясь к извлекаемым на инструменте звукам. Даже в самых сухих упражнениях наблюдайте за красотою звука”.

Закрыв глаза, играющий достигает абсолютной концентрации внимания на звукоизвлечении, легче добивается необходимого качества звука. В работе с учеником можно часто наблюдать, что внешние зрительные впечатления очень легко отвлекают внимание маленького музыканта от вслушивания в извлекаемый звук, мешая достижению необходимого качества и характера звучания и приводя к механическому проигрыванию. ” Необходимо резко различать игру и работу на инструменте. Играющие большой частью этого различия не понимают и вместо работы просто сидят за инструментом и играют, а это величайшая ошибка. В процессе работы необходимо ясно и четко представлять себе как основную, конечную цель, так и все мельчайшие задачи, вытекающие из деталей текста. Точное и неоднократное выполнение всех этих задач и закрепляет навыки правильного исполнения”,- писал Н. Рубинштейн.

Основная цель педагога- воспитание музыканта. В тоже время педагог должен дать исполнителю то, что называется школой, сообщив ему общие, основные принципы и установки, в тоже время не помешать естественному развитию его индивидуальности.

К.Н. Игумнов формулирует следующим образом условия развития правильных навыков игры на фортепиано у начинающего:

Ученик должен сидеть не на всем стуле, а лишь на передней его половине; сидение не должно быть низким, чтобы локоть играющего не свисал ниже уровня клавиатуры. При нормальном уровне сидения локоть находится немного выше уровня кисти, образуя естественный наклон руки от локтя к пальцам.

Корпус играющего должен находиться перед серединой клавиатуры в свободном, непринужденном положении, с легким наклоном вперед.

Спина не должна сутулиться.

Предплечье и локоть не следует прижимать к туловищу; излишнее приближение локтя к туловищу создает связанность, затрудняет движения, способствует возникновению напряжения. Зажатые, неподвижные плечи и локти неизбежно приводит к однообразному и плохому звучанию. В кантилене звук извлекается мягкой, свободной, но не расслабленной, а организованной рукой. После извлечения звука рука мгновенно и плавно, словно по инерции, идет вниз, как бы “повисает” на кончике пальца, который легко и эластично упирается на клавишу. Это состояние эластичной опорности в кончике пальца очень существенно. От него во многом зависит качество звука и дальнейшее плавное движение- legato.

Пальцы чаще всего имеют закругленную форму. Не следует допускать вогнутости последнего сустава. Особое внимание необходимо уделять пятому пальцу, добиваясь стоячего, а не лежачего его положения.

Суставы ладони не должны быть продавлены; при высоком положении суставов ладони легче осуществить эластичную опору руки на кончик пальца. Необходимо ощущать дно клавиатуры, но никогда не давить на него.

Большой палец должен находиться в высоком положении и касаться клавиши боковой стороной передней фаланги

Ученик, вполне овладев приемом legato на пяти нотах может переходит к изучению гамм. Самым верным способом усвоения гамм является систематическая проработка учебного материала с начинающими учениками на уроках и постоянный контроль над домашней работой. При изучении гамм и аккордов на инструменте необходимо связывать практические навыки ученика с теоретическими знаниями. Начинать изучение гамм правильнее всего с формул построения гамм. В первую очередь надо дать ученику твердо усвоить построение мажорного звукоряда от любого звука. Когда ученик усвоит принцип построения гаммы, необходимо остановить его внимание на изучении аппликатуры, которую он должен применять вполне сознательно. Играть гаммы надо сначала каждой рукой отдельно в медленном темпе, тщательно следя за правильным звукоизвлечением. Обеими руками вместе легче всего начинать играть в расходящемся движении сначала в две октавы вверх в вниз, потом в параллельном движении, тоже в две октавы, позднее в четыре октавы. При игре гамм в расходящемся движении легче преодолеваются аппликатурные трудности, т.к. подстановка первого пальца происходит одновременно в обеих руках после третьего и четвертого пальцев. Построение минорной гаммы начать на шестой ступени мажора и показать видоизменения, происходящие в новой минорной гамме с шестой и седьмой ступени.

Обычно при игре гамм трудным моментом для ученика является подстановка первого пальца. Очень часто при подстановке первого пальца рука оказывается в неправильном положении, что мешает ровному исполнению гаммы и тормозит развитие скорости движения. Каждый педагог должен обязательно обращать особое внимание на правильное разрешение вопроса подстановки первого пальца. Свобода и независимость движения первого пальца начинает вырабатываться уже при усвоении первого технического приема- non legato. Термин “подстановка” первого пальца применен не случайно, т.к. очень часто ученик не ставит, а кладет палец на клавишу, при этом вся рука опускается, падает на клавиатуру и это положение сильно тормозит развитие беглости при игре гамм и технических заданий. Подстановка первого пальца без предварительной подготовки приводит к резкому, торопливому движению, взятию ноты толчком. Подстановка же первого пальца с подготовкой помогает сохранить ровность и плавность звучания в упражнении. Прежде чем начать изучение гамм в расходящемся движении в четыре октавы предлагается в качестве вспомогательного метода изучение игру сначала мажорных, потом минорных гармонических и, наконец, минорных мелодических в две октавы. Ученик, вполне овладевший указанным методом упражнения, с легкостью с первого раза исполнит гамму в расходящемся движении в четыре октавы.

Большое и важное место в работе над гаммами и арпеджио должен занимать вопрос усвоения правильной аппликатуры. Удобная и правильная последовательность пальцев играет решающую роль при изучении гамм и аккордов и развитии скорости движения. Основное требование при аккордовой технике- одновременность извлечения звуков аккорда. При взятии аккорда пальцы, кисть и рука работают как единое целое. В работе над аккордовой техникой необходимо обращать внимание ученика на вслушивании звучания в правой руке верхней ноты аккорда, в левой- нижней ноты, рассматривая их как мелодический элемент данного упражнения; остальные же аккордовые ноты необходимо воспринимать как сопровождение к крайним голосам. Для достижения указанной цели полезно пятые пальцы подготовить специальными упражнениями. Таким упражнением может быть проигрывание мелодических линий крайних голосов организованными пятыми пальцами, прочными кончиками пальцев, ярким звуком при большой опорности руки. Остальные голоса аккорда играют легкими, свободными, плоскими пальцами. Кроме выделения мелодического элемента можно требовать от ученика гармонической характеристики каждого аккорда, например: в квартсекстаккорде выделять основной тон чуть сильнее баса, в уменьшенном вводном септаккорде - септиму и т.д.

В работе над аккордовой техникой необходимо показать ученику различные артикуляционные приемы- portato и staccato. При приеме portato вся рука от плеча глубоко опирается на кончике пальцев, извлекая протяжные, поющие звуки. Перед взятием следующего аккорда рука поднимается с клавиатуры, делая “полный выход”. Это движение поднятия руки с клавиатуры- умеренное, нужное лишь для полного освобождения и взятия следующего аккорда, мысленно подготовленного.

Технический прием staccato производится упруго-крепкими пальцами и кистью, как бы быстро отталкивающимися, отскакивающими от клавиатуры. Движение руки при этом приеме четкое и быстрое, звук короткий, яркий, кисть упругая, подвижная, пружинящая. Проблема подготовки и ведения первого пальца имеет место и в длинных арпеджио аккордов. Упражнения длинного арпеджио должно звучать одной ровной, беспрерывной линией legato. Для сохранения в упражнении ровно льющейся мелодической линии, на верхнюю ноту необходимо дать руке такое направление, при котором она плавно, беспрепятственно, без лишних поворотных движений кисти и локтя и , сохраняя полную свободу этих суставов, могла бы двигаться от нижней ноты упражнения на верхнюю и обратно. Для этого первый палец правой руки берет основной тон при “косолапом” положении руки; при этом локоть отводится немного в сторону. В левой руке взятие основной ноты аккорда приходится на пятый палец, но положение всей руки также “косолапо”, т.к. и левая рука движется в одинаковом направлении, преодолевая одинаковые трудности с правой рукой. Подстановка первого пальца, как и в гаммах, должна быть подготовлена. Так, первый палец после взятия основного тона трезвучия моментально идет под ладонь для взятия основного тона в следующей октаве. При движении в обратном направлении первый палец также быстро выводится из-под ладони для взятия очередного, основного тона аккорда.

Значение работы над гаммами и упражнениями в системе тональностей в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении, дают более прочные знания в мажорно-минорной системе, воспитывают чувства лада тональности, знакомят ученика с основными пианистическими “формулами”.

Основными этапами работы над гаммами в младших классах являются:

- подготовительные упражнения к гамме

- непосредственное освоение видов в гамме

- заключительный этап, т.е. исполнения гаммы “блоком”, выбор удобной последовательности, в которой она будет исполняться, играя в необходимом темпе, исходя из уровня подготовки учащегося.

Приступать к подготовительным упражнениям можно сразу же после элементарного усвоения учащимся навыка игры легато, т.к. кроме аккордов и кадансов гамма на завершающем этапе выучивания играется именно этим штрихом. Фортепианная клавиатура имеет два мануала — белые и черные клавиши, в соответствии со строением звукорядов в тональности требует от руки ребенка достаточной ловкости при смене позиций в руке. Поэтому при игре подготовительных упражнений следует использовать попевки, короткие мелодии, построенные на нижнем и верхнем тетрахорде “белых” тональностей, а также этюды без подкладывания первого пальца. Примерами таких этюдов являются : А. Лемуан,50 характерных и программных этюдов, сочинение 37; А. Гедике, 40 мелодических этюдов для начинающих, сочинение 32; А.Шитте, 25 маленьких этюдов, сочинение 108; К.Черни, этюды, сочинения 821, а также избранные этюды под редакцией Гермера,1 часть; Е. Гнесина, “Фортепианная азбука” . Полезно также играть звукоряды, применяя только 2,3,4-х пальцевые позиции при игре звукорядов по белым клавишам необязательно заканчивая на исходном звуке. Необходимо добиваться от учащегося глубокого, певучего звука, ровности исполнения. 5 палец удобнее отрабатывать в этюдах, т.к. в “белых” гаммах, за исключением фа-мажора он играет роль “замка”, заканчивая восходящее движение в правой руке и начиная восходящее движение в левой руке. Особое внимание необходимо уделить первым пальцам обеих рук, при подкладывании их под 2,3,4 пальцы. Этот прием стал использоваться только во времена И.С. Баха, и является неестественным для руки, исходя их анатомического строения руки, и в повседневной деятельности не закрепляется в виде навыка, не являясь “хватательным”.

Можно начать с игры последовательностей с беззвучным перекладыванием 1,2;1,3;1,4 пальцев, а также делая подворот только под 2,3 и 4 пальцы. Впоследствии этот прием можно объединить, играя двумя руками, сохраняя ровность и синхронность движения пальцев. Следует отметить, что отработка подворотов и других технических элементов не должно превышать 3 раз подряд, т.к. является для учащихся младших классов достаточно утомительным и неэффективным. Хроматическую гамму можно осваивать вместе с подготовительными упражнениями. Сочетание 1,3 пальцев на черных клавишах и 1,2 на белых является достаточно удобным и понятным для ребенка, т.к. ассоциируется с движением “змейки”, “ручейка”, “ветерка” и т.д. Необходимо на сочетании белых клавиш привлечь внимание ученика к зеркальной аппликатуре и проучить этот элемент. Движение хроматической гаммы будет формироваться собранной рукой без “проваливания” пальцев. Пульс можно выбрать по 8, т.к. пульсирующая доля будет всегда приходиться на тонику. Приступая к работе над аккордами нужно обратить внимание на 1 и 5 пальцы, как сводообразующие, и начинать с крайних звуков аккордов, с игры белых квинт и секст, с положением локтя в сторону пятого пальца. Далее можно проучивать аккорд как интервальную цепочку, “разбивая” аккорд на сочетания нижнего, среднего, и среднего и верхнего звуков. Аккорды следует играть “в инструмент”, используя вес всей руки и помощь локтя в завершении звучания аккорда. Возможно проучивание аккордов на стаккато, для развития аккордовой хватки, а затем на завершающем этапе играть на тэнуто. Особую сложность представляет собой осваивание видов арпеджио. Следует начинать с проучивания арпеджио по 3 звука и постепенно переходить на разучивание 4-х звучных арпеджио. Основными трудностями при освоении арпеджио являются аппликатурные “ловушки”, и отработка объединяющего, естественного движения руки по 4 звука в сторону 5 пальца. Полезно проучивать элемент соединения от 5 к 1 и от 1 к 5 пальцам, выразительно его интонировать. С 3 класса можно начинать разучивание и длинных арпеджио. Следует учитывать, что в обращениях длинного арпеджио от черной клавиши 1 палец в правой руке приходится на первую белую клавишу, а в левой предшествуют следующей черной клавише. Объединяющее движение запястья и локтя следует отрабатывать после разучивания точного исполнения и аппликатурных формул, особое внимание, обратив на соотношение в руках 3 и 4 пальцев, т.к. 1,2,5 используются в арпеджио всегда. В коротких арпеджио на белых клавишах 2 и 4,1 и 5 пальцы всегда совпадают. Ширина черных и белых клавиш, разработанная и усовершенствованная немцем Голдхаммером велика для размера руки ребенка, и в длинных арпеджио требует большого угла поворота первого пальца под ладонь. Рекомендую на удержании 3 или 4 пальца на звуке арпеджио отрабатывать поворот 1 пальца в обоих направлениях, а также проанализировать интервальное строение внутри каждого арпеджио, проучивая его “цепочкой”. Разучивание кадансов познакомит учащегося с основными функциями тональности-тоника, субдоминанта и доминанта, вначале в положении тонического трезвучия ,оставляя общий со следующим аккордом звук без изменения. В дальнейшем учащийся в состоянии сам подбирать кадансы в мажоре и гармоническом миноре.

Заключительный этап работы над гаммами включает в себя исполнения гаммы, как системы упражнений в тональности, рекомендую следующую последовательность исполнения видов: гамма в прямом движении, шестнадцатыми в размере 2/4 с пульсацией на сильную долю в среднем темпе, гамма в расходящемся движении, аккорды — четвертями, тэнуто. Короткое арпеджио следует исполнять за аккордами, т.к. рука ребенка успевает “настроиться” на устойчивые ступени. Короткое арпеджио следует исполнять шестнадцатыми в размере 2/4 с опорой на 5 и 1 пальцы, хроматическая гамма- шестнадцатыми в размере 2/4, кадансы в 3 положениях тонического трезвучия. Следует также вслед за увеличением темпа продумать динамику, которая будет соответствовать восходящему и нисходящему, т.е. поступательное вверх на крещендо, вниз на диминуэндо, сохраняя при этом нужную пульсацию в видах.

И Т А К:

Звуковые задачи при игре гамм

1. Вслушиваться в мелодический характер гаммы, слышать длительное дыхание мелодической линии, учиться на гаммах навыкам певучести и выразительности игры legato .

2. Играть гаммы с различной артикуляцией (различными штрихами).

3. Развивая методическую точность, играть гаммы с акцентами и в разных ритмах.

4. Играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками.

5.Во время игры гамм можно развивать полифонический и ансамблевый слух.

Художественные задачи

1.Играем гамму певучем полновесным форте, или пропеваем гамму так, как если бы её играл скрипач или виолончелист, штрихом легатиссимо с волнообразной динамикой.

2.Настроить руку на лёгкую,подвижную,не очень связную игру в динамике пиано.

3.Исполнить гамму серебристым,прозрачным, лёгким звуком,с постепенным затуханием к концу.

Способы проучивания:

1.Исполнить гамму в разных темпах,от медленного,до такого быстрого,как только может ученик.

2.Сыграть гамму с постепенным ускорением или замедлением движения,при этом соблюдать ритмическую ровность.

3.Сыграть легатиссимо, затем стаккато,причём стаккато может быть пальцевое и кистевое.

Меняя артикуляцию на протяжении одной гаммы(вверх легато,а в обратном направлении стаккато).

4.Крещендо при движении вверх и диминуэндо в обратном направлении(полезны и обратные нюансы).

5.Исполнение пунктирным ритмом, с остановкой на тонике, с опорными нотами по четыре звука.

6.Разными штрихами (правая рука легато, а левая рука стаккато и наоборот).

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывания через него других пальцев кисти. Первый палец должен быть легким, гибким, подвижным и самостоятельным. Помещать его нужно на край белой клавиши углом "подушечки" и следить, чтобы не было прогиба первого сустава (закруглен под ладонь). Первый палец должен быть как "опорная свая" всего кистевого "купола", как "ножка циркуля". При таком положении первого пальца кисть не будет терять своей куполообразной формы, и запястье чрезмерно не прогнется вниз.

Хроматические гаммы

1) Играть точной аппликатурой, с опорой по шесть звуков.

2) Кисть внизу.

3) Бездумно долбить акценты не надо – интонировать, но не за счет кисти, а за счет пальцев.

4) Рука должна ровно двигаться по клавиатуре в направлении игры , а не наоборот.

5) Не поднимать пальцы высоко, не поджимать не играющие пальцы, немного распустить.

6) Первый палец не тяжелить, не укладывать его во всю длину, приподнять его.

7) Звуки точные, ровные. Играть собранно, активным звуком.

8) «Прокалывать» звуки ( не тяжелить). Внимательно слушать, чтобы руки не расходились

При игре гамм надо следить и сразу предупреждать следующие недостатки учащихся:

1. Пальцы не должны "вязнуть" в клавишах. Взятие и снятие пальцем клавиши должно быть активным и точным. Для этого кончики пальцев нужно слегка фиксировать и нацеливать на взятие клавиш, но высоко их не поднимать.

2. Не прогибать последние фаланги пальцев. Это тоже зависит от фиксации кончиков. Надо зацепить и закрепить кончик пальца на клавише.

3. Не прогибать запястные косточки, ощущать в них опору пальцев, иначе сила от плеча не дойдет до их кончиков.

4. Не "выколачивать" первым пальцем при смене позиций, вслушиваться в ровность звучания гаммы, чтобы не была нарушена звуковая линия.

Основные тезисы в работе над гаммами:

1) Это мелодия на 2/4, с точной аппликатурой.

2) Поют два человека, два голоса

3) Акценты по четыре звука. Интонировать.

4) Акценты не тяжелить, делать одними пальцами.

5) Пальцы не ленивые, активные, легкие.

6) Звук собранный, подразумевается «staccato».

7) Кисть опущена, не взлетает, на уровне клавиатуры.

8) Плечи опущены.

9) Гамму играть ближе к черным клавишам ( не вертеть рукой, локоть фиксирован, не поднимался и не опускается).

10) При поворотах в левой руке – заранее повернуть кисть, активно проколоть четвертым пальцем ноту и установить другую позицию.

11) Гаммы пропевать – звучность не такая отрывистая, тогда чувствуется уверенность.

12) Чтобы не зажимались руки в гаммах надо играть пальцами, а не рукой.

13) Каждый палец как следует опереть, нужно чувствовать «дно» каждой клавиши.

14) Не «нырять» из-за первого и пятого пальцев. Пальцы нужно поставить.

15) Слух должен быть активным. Звук не просто сильный, он должен быть ясным.

16) Чтобы не ошибаться, надо видеть клавиатуру. Сам пианист активный изнутри. Гаммы не лирические размышления. Играть с огнем.

"Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним"

К.Черни