"Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе с использованием интерактивной технологии и личностно-ориентированное развивающее обучение"
Роль образовательных организаций, в том числе детской школы искусств, в адаптировании детей-первоклассников к обучению в музыкальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_pervoklassnikov_k_obucheniyu_v_muzykalnoy_shkole.docx | 25.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств имени Василия Васильевича Андреева»
Методическая работа на тему
«Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе с использованием интерактивной технологии и личностно-ориентированное развивающее обучение»
Преподаватель фортепиано Шульгина Т.Б.
Тверь 2013г.
Главная особенность детей-первоклассников – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Ведущая роль в этом процессе отводится общеобразовательным учреждениям, высшим учебным заведениям, учреждениям начального и среднего профессионального образования, однако, очевидно, что концептуальные положения, закладываемые в образовательной политике, отражаются и в работе системы дополнительного образования детей, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи».
В данной ситуации уместно использование интерактивной технологии обучения, способствующей активизации обратной связи между учителем и учеником, активизации познавательной деятельности учащегося. При возникновении вопросов, трудностей или потребности обсуждения какого-либо явления происходит активизация обратной связи между учителем и учеником. Устраняются трудности, обсуждаются проблемы, вопросы. Также, важно учитывать личностные интересы обучающегося. Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Учебный материал (характер его предъявления) строится на выявлении содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика; в ходе обучения постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний: активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, которая обеспечивает ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала; контроль и оценка не только результата, но и процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
Осложняется эта задача тем, что большая часть детей задействована ещё и в сфере дополнительного образования, в так называемых кружках, секциях, музыкальных школах. В современном обществе большинство предпочтений со стороны родителей отдаётся школам с повышенным уровнем сложности образовательного процесса, то есть лицеям, гимназиям, школам для одарённых детей, интеллектуальным школам. Наибольшее же предпочтение в дополнительном образовании отдаётся музыкальным школам.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.
Внимание и память в основном не произвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в разборе нотного текста) малыш умеет плохо.
Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками в музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть. Сравнивайте его собственные успехи.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Ваш ребенок не сможет сразу научиться играть как профессиональный музыкант. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Лучше поддерживайте, подбадривайте ребенка. Показываете, что вы верите в его силы, что у него все получится, и он всего добьется.
Музыкальная школа является дополнительным образованием. Но это не кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на серьезное отношение к посещению школы. Как известно, лучший прием воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если вы будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите и посещайте концерты классической музыки.
Самая главная цель родителей в этот период – дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность.
Не следует все время делать уроки вместе с ребенком. Иначе потом, когда вы придете с работы, окажется что он не занимался, т.к. взрослых не было дома.
Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не попросит. Если вы сами окончили музыкальную школу, то ваша помощь может понадобиться ребенку, но это не должно быть систематически, потому что ребенок переложит ответственность за свои ошибки на ваши плечи.
Не стоит интересоваться только отметками в музыкальной школе, лучше спросить, что сегодня было интересного в школе, что нового он узнал, что ему больше всего нравится в школе.
Первое время необходимо все таки ненавязчиво контролировать выполнение домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму дня. А режим дня должен быть у школьника обязательно. И даже если ваш ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже выработался свой режим, то с поступлением в музыкальную школу необходимо внести соответствующие изменения в его режим.
Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание.
Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка. Музыкой необходимо заниматься каждый день. В первом классе для этого достаточно 20-30 минут. На выходных можно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам выученные песенки или пусть даже упражнения.
После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в нашем случае, в музыкальную школу. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой.
И в заключении хотелось бы сообщить о том, почему же нужно заниматься музыкой?
Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!
Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала — музыка; потом - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов, это развивает структурное мышление у учащихся.
Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки.
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Музыка облагораживает эмоционально; обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют.
Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.
Экзамены проходят в игровой форме, ведь самое главное на первоначальном этапе показать ребенку, что сдавать экзамены совсем не страшно и мотивировать его к дальнейшим успехам в овладении музыкальным искусством.
В связи с тем, что многие дети сейчас с неустойчивой психикой, чувствуется острая необходимость делать экзамены для первоклассников в игровой форме, а точнее в виде академических концертов – сказок. Таким образом, дети потихоньку начинают преодолевать страх перед сценой, публикой, большим количеством людей. Дети достаточно легко и безболезненно входят в достаточно жёсткий ритм сдачи академических концертов и технических зачётов, чувствуют поддержку родителей, гостей. Создаётся атмосфера не «взрослого» академического концерта – обязательного экзамена, а атмосфера праздника. На празднике дети надевают праздничные наряды, зовут послушать своё исполнение родственников, друзей, одноклассников. Участвуя в концерте – сказке дети примеряют на себя роли, кого - либо из персонажей сказки совсем забывая, что этот концерт оценивается преподавателями и первыми оценками, что безоговорочно влияет положительно. Не стоит забывать о том, что важна и обстановка концерта – сказки, вместо официальной обстановки, мы видим воздушные шары, картинки нарисованные детьми, праздничное оформление. Всё это в совокупности положительно влияет на психику детей и плавно вводит ребёнка на нелёгкий путь к познанию музыки. Не стоит забывать, что в век технического прогресса дети помимо общеобразовательной школы посещают много других школ и секций. И иной раз удивляешься как ребёнок 7 – 8 лет может всё успевать и успевать хорошо. Родителей можно понять, они хотят разностороннего развития своих детей, но не стоит забывать, что детям тяжело совмещать столько дел. Обязательно, что то, но будет страдать, будь, то музыкальная школа или танцы. Пробел, в каком - то из этих увлечений, причём чаще всего желание исходит в большинстве случаев родителей, неизбежен. И конечно хотелось бы, чтобы после обязательной общеобразовательной школы, ребёнок приходил в музыкальную школу отвести душу, а не за новым стрессом. Хотелось бы хоть немного облегчить «трудовые» будни детей. Поэтому думаю очень актуально всё выше сказанное, что концерты особенно в первый год обучения необходимо проводить в игровой форме, в форме сказки. Такой метод практикуется у меня в классе, детям действительно очень нравится и от былого страха не остаётся и следа.
Литература: Кирнарская Д.К. "Музыкальные способности", "10 причин отдать ребенка в музыкальную школу"
Шульгина Т.Б. 2013 год.