Методическая разработка интегрированного урока музыки и Изо "Ветер"
В конце XX века и в начале XXI происходит связь науки, техники и искусств. На итегрированном уроке музыки и ИЗО "Ветер" раскрывается образ ветра с помощью разных видов искусств: литературы, музыки и изобразительного искусства. Используются презентация "Ветер в скульптуре", видеофильм "Эоловые трубы", статья Светланы Савицкой «Быльё» и музыка М.П. Мусоргского "Ночь на Лысой горе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок музыки и ИЗО "Ветер" | 30.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок музыки и ИЗО по теме: «Образ ветра в искусстве»
6 класс. 2015 год.
Учителей музыки и ИЗО ГБОУ лицей № 533
Красногвардейского района
Граховой Елены Вячеславовны,
Логиновой Ольги Васильевны
Тема: «Ветер в скульптуре» № 1
Цель урока:
- Понять и ощутить связь науки, техники и искусств;
- Раскрыть образ ветра с помощью разных видов искусств.
Задачи урока:
- Показать неразрывную связь искусств: литературы, музыки и изобразительного искусства;
- Помочь учащимся услышать, увидеть и понять художественные, музыкальные и литературные образы в искусстве;
- Продолжать учить учащихся делать сравнительный анализ образов разных произведений;
- Продолжать развивать художественное видение образов;
- Помочь учащимся выполнить композицию по заданной теме;
- Содействовать учащимся выражать свои мысли и чувства, высказывать своё мнение, находить ответы на поставленные вопросы;
- получение учащимися рефлексии
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный.
Методы урока: технология игрового обучения, объяснительно – иллюстрированный с элементами репродуктивного словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Возрастная категория: 6 класс
Методическое обеспечение урока: видеофильм «Эоловые трубы», презентация «Ветер в скульптуре», Светлана Савицкая «Быльё»
Оборудование: Мультимедийная установка, фортепиано
Музыкальное оформление: звучание эоловых труб, М. П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе».
Ход урока № 1
На доске написано Светлана Савицкая «Быльё»
X X век – век технического прогресса, где развивалась и наука и техника. И мы понимали, с какой целью и для чего и кого всё это создавалось. То в XXI веке всё меняется. Потому что наука и техника начинает соприкасаться более тесно с другими областями….но вот с какими?
Дать прослушать звучание эоловых труб.
- Что вы сейчас услышали?
- Что звучало?
- Кто исполнитель?
- Можно ли назвать услышанное музыкой?
Подберите слова, которые могут к этим звукам подойти.
Гул, таинственность, странность………………………………………………………..
написать на доске
- Что за этими звуками вы увидели?
- Какие образы перед вами возникают?
- Кто может издавать эти звуки?
Попробуйте издать эти звуки.
- Что это может быть?
Ответы учащихся:
Показать эти эоловые трубы: «Музыкальное дерево»
- Совпадают ли ваши предположения, ваши мысли с тем, что вы сейчас увидели и услышали?
- Что это?
- Почему звучит металл?
- Почему такой формы скульптуры?
- С каким музыкальным инструментом можно сравнить это «дерево»?
Показать слайд с изображением органа и «дерева».
-Какие необходимы знания для создания такого сооружения?
- Какие виды искусства объединились здесь вместе?
-Что же сейчас происходит в современном мире?
Соединение науки, техники и искусств.
II
Ещё один вид искусства – литература, которая поможет нам понять и раскрыть образ единения человека и природы.
Чтение рассказа Светланы Савицкой «Быльё»
Обсуждение образа, сравнение с деревом, нахождение связи с эоловыми трубами.
- Сколько образов в рассказе?
- Какой из двух образов вам напоминает звучащее дерево?
- В чём схожесть старухи «Время» и «Музыкального дерева»?
- Голос старухи «Время» может ли быть похожим на тембр звучащего «дерева»?
- Подберите эпитеты, характеризующие этот образ
(страх, таинство, сила, мощь, мудрость)
- Какой второй образ?
- Каким голосом говорит женщина?
_Связь каких видов искусств помогли нам увидеть эти образы?
Практическое задание на урок:
- Составить композицию – эскиз по сказке Светланы Савицкой «Быльё»
(5-7 мин.)
- Кто объединяет эти два образа?
Композиторы и художники тоже обращались к образу ветра.
Прослушивание и просмотр фрагмента композиции «Ветер в скульптуре» на тему музыки М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе
Домашнее задание:
Подумайте и попробуйте найти ответ на вопрос:
Для чего это дерево было создано?
Интегрированный урок музыки и ИЗО по теме: «Образ ветра в искусстве»
Учителя музыки и ИЗО ГБОУ лицей № 533
Красногвардейского района
Граховой Елены Вячеславовны,
Логиновой Ольги Васильевны
Тема: «Ветер в скульптуре» № 2
Цель урока:
- Понять и ощутить связь науки, техники и искусств;
- Раскрыть образ ветра с помощью разных видов искусств.
Задачи урока:
- Показать неразрывную связь искусств: литературы, музыки и изобразительного искусства;
- Помочь учащимся услышать, увидеть и понять художественные, музыкальные и литературные образы в искусстве;
- Продолжать учить учащихся делать сравнительный анализ образов разных произведений;
- Продолжать развивать художественное видение образов;
- Помочь учащимся выполнить композицию по заданной теме;
- Содействовать учащимся выражать свои мысли и чувства, высказывать своё мнение, находить ответы на поставленные вопросы;
- получение учащимися рефлексии
Тип урока: изучение нового материала, интегрированный.
Методы урока: технология проблемного обучения, объяснительно – иллюстрированный с элементами репродуктивного словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Возрастная категория: 6 класс
Методическое обеспечение урока: видеофильм «Эоловые трубы», презентация «Ветер в скульптуре», Светлана Савицкая «Быльё»
Оборудование: Мультимедийная установка, фортепиано
Музыкальное оформление: звучание эоловых труб, М. П. Мусоргский «Ночь на Лысой горе».
Ход урока № 2
(Звучание музыки эоловых труб)
- Если помните на прошлом уроке мы говорили о связи науки, техники и …. чего ещё?
- искусства.
- Следовательно, что происходит в XX I веке?
- X XI век – век где развивается наука, техника и искусство.
- Кто помнит о совсем недавней выставке проходившей в Арсенале Петропавловской крепости - техники по эскизам Леонардо да Винчи?
- Кто он Леонардо да Винчи больше - художник или технарь?
- А значит, наука и искусство могут тесно сотрудничать?
- Кто исполнитель?
Ответ учащихся: Человек.
- А если исполнитель – природа? Что вы с прошлого урока запомнили?
Ответ учащихся: Поющее дерево.
- Мы вам предлагаем прослушать и посмотреть нашу композицию.
Прослушивание и просмотр композиции «Ветер в скульптуре» на тему музыки М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
-Какой образ вы увидели в данной композиции?
- С помощью какого вида искусства этот образ воплощён?
- Какой «образ ВЕТРА» в скульптуре вам больше всего запомнился?
- Какие эпитеты подойдут к этим образам?
(Запись на экране)
- Что было изображено на самых первых кадрах нашей композиции?
Клепсида
(Запись на экране)
( Показ архитектуры и барельефов. Беседа по барельефам клепсиды).
-Что несут ветры? Какие атрибуты у ветров?
- К какому виду искусства относится клепсида?
Вывод:
клепсида это соединения чего?
Ответ учащихся: - Архитектуры и техник
- Что вам помогло эмоционально понять «образ ветра»?
Ответ учащихся: Музыка.
- Соответствует ли она увиденному вами?
- Как звучала? Подберите эпитеты.
Ответ учащихся: подбор эпитетов.
- Эта музыка композиторская, народная или созданная природой?
- Как вы это ощутили?
- Музыка какого композитора звучала?
Ответ учащихся: М.П.Мусоргского.
- В 1860 г. Композитор обратился к драме своего друга под названием «Ведьма» и собирался написать вокально-сценическую композицию для солистов, хора и оркестра. Но замысел был отложен и через семь лет Мусоргский М.П. пишет оркестровое произведение «Ночь на Лысой горе»
- Какой здесь главный образ?
Ответ учащихся: - Ведьмы.
- Какая она, Ведьма?
Ответы учащихся: подбирают эпитеты.
- Вспомните, какой образ схож с этим описанием в сказке С. Савицкой «Быльё»?
Ответ учащихся: - Старуха.
- Попробуйте дополнить этот образ в вашем рисунке.
- Какой ещё образ в сказке?
Ответ учащихся.
-Современный женский образ.
- Был ли подобный образ в просмотренной вами композиции?
Ответ учащихся.
- Попробуйте изобразить этот образ в своей работе.
Практическая работа.