Образовательная программа дополнительного образования "Эстрадный вокал"
Программа дополнительного образования "Эстрадный вокал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aelita_programma.docx | 110.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1987
«УТВЕРЖДЕННО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете Директор
ГБОУ СОШ №1987 Т.Н. МАЙ _____________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возраст: 7-17лет
Срок реализации: 3 года
Автор исходной программы:
Полякова Ольга Николаевна
Реализует программу:
Асанова Зарема Исмаиловна.
Пояснительная записка.
Обоснование программы.
С ростом технического прогресса, открываются новые грани, новые возможности для создания художественных образов в искусстве, в культуре, театре, кино. Исключением не стала и эстрада: с увеличением числа песенных игровых роликов (клипов) на телевидении стало модным делать из каждой песни мини-представление с шоу-балетами, декорациями, световыми эффектами - концерты превратились в яркие шоу.
Возросли требования и к самим эстрадным исполнителям: помимо прекрасных вокальных данных, певец должен обладать приемами актерского мастерства, культурой речи, основами режиссуры, и, конечно же, заниматься хореографией. Особое место в этой работе занимает детская эстрада. Работая с детским коллективом, важно учитывать возрастные физиологические особенности. Пение способствует развитию речи, развивает и укрепляет голос , активизирует деятельность дыхательного аппарата . Можно сказать , что пение – первое и основное средство музыкального воспитания .Оно наиболее близко и доступно детям . Исполняя песни , ребёнок активно выражает свои чувства , учится слушать окружающий мир и воспринимать себя в этом мире. Пение помогает воспитанию чувства коллективизма , оно объединяет детей общим настроением , приучает к совместным действиям . Песенное творчество в нашей стране имеет богатые традиции , а значит вокальное развитие детей можно осуществлять на лучших образцах эстрадной песни . Помочь ребенку раскрыть свои способности , научить основным приёмам , которые помогут ему в дальнейшем – вот основная задача педагога , работающего по данной программе. Настоящая программа предусматривает многие аспекты развития детского песенного жанра и нацелена на формирование художественно - эстетических вкусов на основе идеи развития детского песенного творчества.
Цель данной программы:
воспитать творческую личность, развить эстетический вкус детей , помочь в понимании истинных духовных и нравственных ценностей. Формировать чувство
коллективизма , атмосферу творческого сотрудничества и взаимопомощи. Развитие детского песенного жанра.
Задачи:
- Развивать творческие, исполнительские способности детей.
- Развивать голос, слух, ритм, музыкальную память.
- Обучать сольному и ансамблевому пению. Формировать артистизм исполнения.
- Знакомить с песенным творчеством разных стран.
- Развивать эстетический, художественный вкус.
Приоритеты:
- Качественный подбор репертуара.
- Стремление к достижению результатов развития творческой активности.
- Комплексный подход к занятиям.
- Воспитание бережного отношения к голосовому аппарату, к своему здоровью.
Механизм реализации программы
- Занятия, репетиции.
- Концерты, школьные, городские, районные мероприятия.
- Конкурсы, фестивали.
- Посещение культурно-массовых мероприятий.
- Дни открытых дверей.
- Родительские собрания.
- Походы на природу, выезды в места отдыха, экскурсии.
- Внеклассные мероприятия.
- Интегрированная работа с другими творческими коллективами , школ, центров образования.
Основные методы:
- показ
- наглядность
- образность
- сравнение
- разучивание
- выработка навыков
- повторение
- закрепление Модель работы .
Уровни развития творческих способностей детей
1 уровень – подготовительная группа ( дети в возрасте 7 – 8 лет)
Накопление музыкального опыта в игровой форме. Умение исполнять песни ,слушать музыку, двигаться под музыку. Основы ансамблевого пения на простейших образцах детской песни, развитие интонационно-речевых способностей дыхательного и дикционного аппарата, умение интонировать и слушать, а так же развитие основ музыкального движения (хореография). Группа не более 10 человек.
Занятия 3 раза в неделю по 1-му часу.
2 уровень – младшая группа (дети в возрасте 7-8 лет)
Основы ансамблевого и сольного пения, освоение концертного репертуара, музыкального движения, участие в постановках номеров, ввод в концерты. Начальные навыки работы с микрофоном. Группа 10-12 человек. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу.
3 уровень – средняя группа (дети в возрасте 9-12 лет)
Развитие сольного и ансамблевого пения на более сложном музыкальном материале, элементы актерского мастерства, освоение современных танцев на занятиях хореографии, совершенствование работы с микрофоном, участие в концертах, мероприятиях, фестивалях, конкурсах. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу.
4 уровень – старшая группа (дети в возрасте 12-17лет)
Совершенствование сольного и ансамблевого пения на более сложном музыкальном материале, элементы актерского мастерства, освоение современных танцев на занятиях хореографии, совершенствование работы с микрофоном, участие в концертах, мероприятиях, фестивалях, конкурсах. Занятия 2раза в неделю по 1 часу. Требования к подбору репертуара
В наши дни на эстраде появляется много попсовых хитов, которыми ребята быстро увлекаются, но порой такие песни не несут в себе ничего ценного. А бывает и, наоборот - из ряда вон выходящие тексты, примитивные мелодии только засоряют головы наших детей. Через эмоции и чувства музыка, в частности песня, вольно или не вольно воздействует на наше сознание, сознание наших детей, поэтому она должна нести в себе все хорошее, доброе, светлое.
Песня
Мелодия детской песни должна быть:
- яркой
- выразительной
- образной
- соответствовать диапазону и вокальным возможностям
- хорошо запоминаться Стихи
Текст детской песни должен быть:
- оригинальным
- образным
- достаточно ясным
- пропеваемым
- этически позитивным
- соответствовать миропониманию ребенка Аранжировка
Фонограммы должны быть:
- выполнены профессионально с точки зрения песенного образа;
- хорошего качества звучания;
- соответствовать возможностям детского голоса.
Предполагаемый результат реализации программы
В результате обучения выработают следующие специфические умения и навыки:
- формирование и извлечение звука;
- правильное певческое дыхание;
- ясная, четкая дикция
- выразительное исполнение.
Разовьют следующие музыкальные способности:
- слух;
- ритм;
- музыкальную память;
- умение петь сольно и в ансамбле. Приобретут элементарные сценические навыки
- работа с микрофоном;
- работа на сцене;
- работа над движениями;
- работа над воплощением музыкально-художественного образа.
Сформируют личностные качества
- артистизм;
- общительность и коммуникабельность;
- творческая активность;
- художественно-эстетический вкус. Укрепят физические качества
- гибкость;
- подвижность.
Программа содержит в себе все виды работы, рассчитанные на формирование художественного вкуса, эстетических взглядов, интереса. И помогает ребятам проявить свои творческие способности.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ
*Выявление и привлечение талантливых детей с хорошим природным слухом и голосом. *Улучшение материальной базы (концертные костюмы, привлеченные средства для конкурсных поездок). *Ежегодное проведение отчетных концертов . *Гастрольные поездки. Подшефные концерты. *Участие в городских и в районных конкурсах. *Совместная работа с вокальными коллективами школьников района Марьино, и другими школьниками города Москвы. Для реализации данной программы необходимы следующие условия :
- Помещение - зал или комната не менее 30 кв. м .,звуковая аппаратура, микшерный пульт, колонки, стойки для микрофона, фортепиано , компьютер, 4-5микрофонов , 10 стульев , 2 стола , шкаф. 2. Оборудование классной комнаты составляют - стенды с методическим материалом ( конспекты открытых занятий , сценарии воспитательных мероприятий – «Творческий отчёт» , «День рождение коллектива» Неделя дополнительного образования и т.д.) нотная и методическая литература для педагогов и детей, плакаты с подборкой фотографий , концертные афиши, а также С-Д , готовые минусовки , записи песен в мр3 формате для прослушивания фонограмм. Интернет для постоянного просмотра и прослушивания, обновления репертуара . 3.Костюмерная.
Тема | Теория Кол-во часов | Практика Кол-во часов | Всего | |
1 | Вводное занятие Характеристика песенного жанра. Техника безопасности | 4 | 0 | 4 |
2 | Постановка голоса. Артикуляция. Формирование гласных и согласных. | 7 | 20 | 27 |
3 | Звукообразование | 7 | 20 | 27 |
4 | Дыхание | 7 | 40 | 47 |
5 | Ансамбль | 7 | 42 | 49 |
6 | Индивидуальная работа по постановке голоса | 7 | 20 | 27 |
7 | Сценическое оформление номера. Разбор соответствия движений образу. | 7 | 20 | 27 |
8 | Работа с солистами | 7 | 50 | 57 |
9 | Воспитательная работа | 7 | 20 | 27 |
10 | Концертная деятельность | 0 | 32 | 32 |
- Учебно - тематический план.
В неделю 12 часов Всего: 432ч..
Методические рекомендации к программе
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ВОКАЛА .
Человеческий голос - природный инструмент, а любой
инструмент требует овладение техникой игры на нем, требует знаний об устройстве, механизме действия, и требует соответствующего репертуара (песни, как материала для выработки, отработки, закрепления, оттачки вокальной техники).
В этой работе я хочу коротко осветить некоторые аспекты нашей работы над постановкой голоса (овладением техникой детского эстрадного вокала). Это дыхание, звукообразование и звуковедение, дикция и артикуляция, выразительность исполнения, критерии подбора репертуара и несколько советов, как беречь голос.
С чего начинается пение? С первого извлеченного звука? Нет; что бы извлечь звук нужно привести в действие механизм дыхания, подобно инструменту баян или аккордеон – не растянув меха, не извлечешь звука.
На наших занятиях уделяется большое внимание дыханию. Большинство занятий начинается с дыхательной гимнастики.
Когда вы хотите сказать какую-нибудь фразу, то делаете вдох и говорите, пока воздух не кончится. Тогда вы снова делаете вдох и продолжаете говорить. Разговорное дыхание называется «ключичным».
Чтобы спеть музыкальную фразу, нужно набрать побольше воздуха и постараться, как можно дольше задержать его, иначе вы не сможете допеть фразу. Певческое дыхание называется диафрагматическое (Абдоминальное).
Часто дети, начиная заниматься вокалом, задают вопрос «Зачем мне учиться дышать по-новому? Буду делать столько вдохов, сколько смогу».
Дело в том, что музыкальная фраза должна быть плавной, а если делать много вдохов, то мелодия будет казаться разорванной на куски.
Попробуем спеть фразу любой песни, делая частые вдохи, кажется, что песня «запыхалась», как дети, которые быстро бежали. Вдох нужно делать в начале фразы, и после ее окончания.
Давайте поиграем в игру. Положите правую руку на живот. Я говорю коротко: «Вдох» и одновременно поднимаю руку вверх. Вы делает вдох, и задерживаете дыхание. Дышать нужно носом.
Рот закрыт. Рука должна чувствовать, как при вдохе живот немного «выпячивается» вперед, мышцы напрягаются .
Попробуем еще несколько раз…
Надо держать дыхание до тех пор, пока дирижер не опустит руку и не скажет медленно: «Выдох». После этого вы медленно выдыхаете оставшийся в легких воздух. Рука чувствует, как мышцы живота ослабевают и принимают нормальное положение.
Плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Для того чтобы научиться дольше задерживать дыхание, есть много разных упражнений – игр. Я расскажу вам о четырех из них.
Учитель ритмично, в темпе медленного марша, считает вслух. Затем он постепенно увеличивает счет до трех, пяти, а после многих тренировок – и до восьми- десяти раз. Если дирижер медленно поднимает руку, вдох должен быть плавным, если быстро – коротким. Эту игру, как дыхательную зарядку, можно делать каждое утро дома.
Можно научиться правильно дышать на примере «цветка» или «свечи». Вдох – вы нюхаете цветок и задерживаете дыхание, выдох – медленно и равномерно дуете на свечу, чтобы она не погасла. В это время считаете «про себя».
Очень полезна игра «Мороз». Это хорошее упражнение: ощутите на ладони выдох из открытого рта, как делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным, иначе руки не отогреются.
Для детей 6-7 лет есть другая игра. Она называется «Пароход». После вдоха тянем звук на слог «ду», подражая гудку паровоза или парохода, считая про себя.
Для ребят 9 лет более - сложная игра. Возьмите небольшой лист тонкой бумаги. Придержите его двумя пальцами за верхнюю часть, которая будет находиться на уровне нашего лица на расстоянии 8 -10 сантиметров от губ.
Сделайте вдох. Губы должны принять положение, как будто вы раздуваете огонь. Начинайте медленно, с одинаковой силой дуть (выпускать воздух) на лист бумаги. Под влиянием воздуха лист примет несколько наклонное положение. Если вы будете выдумывать воздух ровно, с одинаковой силой, то лист останется в одном положении.
Вокально-певческая постановка корпуса
Немного о правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения. Плечи должны быть опущены, спина прямая. Не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок. Как приятно смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой. В пении хорошая осанка особенно необходима.
Голос звучит легко и свободно, если ему ничто не мешает.
Если вам придется петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, иначе вы будете горбиться. Это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, а руки положить на колени.
Как беречь голос.
Детский организм постоянно растет. Своеобразно, непропорционально у каждого ребенка по- своему изменяется и голосообразующий комплекс. Детский голос нуждается в особом, бережном отношении. Человеческий голос очень хрупок. Что такое голос? Как он возникает?
В горле есть голосовые складки. Когда под напором воздуха они размыкаются и смыкаются, возникает звук – голос. Чтобы голос был хорошим, нужно беречь горло. Не следует громко кричать, есть мороженое на улице в холодную погоду, ходить зимой без головного убора, иначе голос будет грубым и сиплым.
Очень полезно закалять горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, наберите глоток воды и, немного запрокинув голову назад, протяжно произнесите следующие звуки:
а – а – а
э – э – э
и – и – и
о – о – о
у – у - у
Произносите звуки поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук.
Звукообразование и звуковедение
Для того чтобы научиться петь, нужно уметь отличать красивое пение от некрасивого. Это помогут сделать уши, которые являются контролерами и первые слышат, правильно или неправильно поется песня.
Если вы будете петь скрипучим голосом, вашим друзьям даже знакомая мелодия покажется совсем чужой, незнакомой. Почему вы поете таким скрипучим голосом?
Это происходит из-за небрежного произношения гласных звуков А – Э – И – О – У. Гласные звуки очень певучие. В песне гласные звуки поются, а согласные – произносятся.
Чтобы научится красиво петь гласные, помогут следующие упражнения. Вдохнем так, как будто нюхаем прекрасный цветок, задержим дыхание и мягко, аккуратно «поставим гласную на звуковую ленту». Подержим, потянем звук, пока хватит дыхания, и «снимем» его, как будто ставим точку. При вдохе и выдохе постараемся не «толкать» звук, чтобы он не «расплескался» и не потерял свою «форму». Лучше всего потренироваться петь гласные звуки на одной ноте.
Во время пения нужно следить, чтобы рот был округлым, как будто вы держите во рту сливу. При смене гласных звуков не дергайте губами, а то звук потеряет нужную форму, и будет звучать некрасиво. Не напрягайте мышцы лица. Открывайте рот только в высоту, а не в ширину. Когда мы открываем рот в высоту, во рту образуется «купол» и для звука появляется больше места. Звук как для звука появляется больше места. Звук как бы расправляется, «встает во весь рост». Недаром в концертных залах высокие потолки и хорошая акустика. При пении желательно контролировать себя, глядя в зеркало.
Можно петь эти гласные, изменяя динамику звука - сначала тихим голосом – на «р» (пиано), не очень громко mf (меццо форте) и громко.
Игра «Морской прилив и отлив» учит владеть голосом. В игре могут участвовать двое ребят и больше. Основное условие - все должны внимательно следить за дирижером.
Дирижер просит «тянуть» гласный звук «У». Море спокойно, волны почти не плещутся, звук «У» тоже звучит ровно. Но вот дирижер плавно вытягивает руку вперед, и нужно в соответствии с движением его руки увеличивать силу звука ведь надвигается большая волна. Очень важно не кричать, увеличивая звук.
Надо обязательно следить за рукой дирижера, он постепенно опускает руку – волна отступает, и сила звука постепенно уменьшается. Тянуть звук можно на разные гласные, меняя их.
Часто во время выполнения упражнения не хватает дыхания, чтобы сделать его до конца. Нота длинная, нужно спокойно вдохнуть и снова повторить звучащую гласную. Главное – незаметно «влиться» в звуковой поток. С одним условием – не делать вдох одновременно с соседом, а до или после него, чтобы звук не прерывался и был ровным. Когда певцы делают вдох по очереди, по цепочке, дыхание называется «цепным».
Дикция, артикуляция, слово
Мы знаем, что песня будет звучать выразительно, если красиво «округло» вести мелодию. Но если плохо произносить слова, песня не получится. Никто не поймет, о чем в ней поется. Поэтому вы должны научиться четкому произношению, т. е. дикции, артикуляции.
Артисты на сцене драматического театра, даже если говорят шепотом, их слова понятны и слышны в любом уголке зала. Дети часто произносят слова неясно, «глотают» звуки, поэтому бывает трудно разобрать смысл сказанного.
Для выработки ясной, четкой дикции есть специальные упражнения- скороговорки. Мы будем произносить их быстро и по нескольку раз. Старайтесь, чтобы губы и язык энергично работали, как бы «обрисовывали» каждый звук.
Сшит колпак, да не по-колпаковски,
Слышит колокол, да не по-кололоковски.
Корабли лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
Шла Саша по шоссе
и сосала сушку.
Для выработки ясной и четкой дикции можно спеть шутку-прибаутку «На лугу» .
МА, МА, МЭ, МЭ, МИ, МО, МУ,
Два теленка на лугу,
РА, РА, РЭ, РЭ, РИ, РО, РУ,
Щиплют сочную траву.
ГРА, ГРА, ГРЭ,ГРЭ ,ГРИ, ГРО, ГРУ
Волки прячутся в лесу.
ДА, ДА, ДЭ, ДЭ, ДИ, ДО, ДУ,
Я к телятам побегу.
ЗА, ЗА, ЗЭ, ЗЭ, ЗИ, ЗО, ЗУ,
От волков постерегу.
НА, НА, НЭ, НЭ, НИ, НО, НУ,
Очень я телят люблю.
ЛЯ, ЛЯ, ЛЕ, ЛЕ, ЛИ, ЛЕ, ЛЮ,
Их водичкой напою.
Выразительность исполнения
В жизни мы слышим разную музыку. Музыка бывает быстрая и медленная, веселая и грустная. Темп музыки связан с ее характером. Если мы слышим колыбельную песню, мы не спутаем ее с маршем или танцем. Петь колыбельные песни нужно тихо, ласково и протяжно. При исполнении таких песен нужно следить, чтобы меняющиеся гласные звуки не были разными, а плавно переходили один в другой, как ручеек в речку. Если петь, следя за своим исполнением, песня будет звучать красиво и выразительно.
Во время пения важно научиться понимать, о чем поется в песне. Ребята должны уметь объяснить каждое слово, рассказать содержание песни. Надо вкладывать смысл в каждое слово, делать остановки между фразами, выделять главные слова. Если кто-то из ребят не понимает некоторых слов, нужно объяснить их. Речь должна быть четкой и выразительной. В песне смысл так же важно донести до слушателя, как и в стихах.
Подвижные песни поются быстро и весело, четко выговаривая слова.
Чтобы понять смысл песни, нужно хорошо проработать текст: посмотреть какие слова являются главными в песне. Прочитать текст песни так, чтобы каждое слово наполнилось смыслом, оживилось интонацией, выделились фразы, появились смысловые остановки.
После такой работы надо спеть песню, стараясь точно и выразительно передать ее характер и настроение.
Концертный репертуар для младшей группы «Первый урок» - сл.С.Пшеничных , муз. О.Поляковой. «Хик-кори» - англ. нар. считалочка . «Енотик» - сл.и муз. А.Варламова.
- «Плаксы – сосульки» - сл.Н.Соловьёвой , муз.М. Парцхаладзе.
- «Кораблик»- сл.Н.Соловьёвой , муз М.Парцхаладзе.
- «Дед Мороз»(с учителем или старшими детьми) – сл. и муз. Л.Вихаревой
- «Весёлый старичок»-сл.Д.Хармса, муз Г.Портнова.
- «Я на бабушку похожа» - сл.и муз.Т.Агафоновой.
- «Песенка про деда» - сл.и муз Т.Агафоновой и Ю.Простакова.
- «Песня проТимошу»- сл.В.Лившиц, муз.С.Смирнова.
5. «Семечки»-сл.С.Сухова, муз.В.Темнова. 6 . «Шурочка» -сл.Р.Матвеевой, муз. 7. «Принцесса на горошине» - сл.Т.Тарасовой. муз .С.Савенкова. 8.«Песня про лягушонка»- сл.Л.Изергиной , муз.С.Ранда. «В жизни так бывает» - сл.В.Редкозубова, муз.С.Ранда. 2.«Если добрый ты» - сл.М.Пляцковского , муз.Б.Савельева. 3.«Сонная песенка» - сл.О.Петерсон, муз.Р.Паулса. 4.«Найди себе друга» 5.«Песня первоклассника» 6.«Вдоль по улице метелица метёт» - р.н.п. 7.«Бродячие актёры»- сл.ЮКима, муз.О.Поляковой. 8.«Цыплёнок с лягушонком» - сл.Т.Шапиро , муз.Л.Вихаревой. 9.«Когда я вырасту большой» - сл.А.Введенского, муз.Е.Сокольской. 10.«Домовой» - сл.Г.Волковой, муз.Е.Сокольской. 11.«Горница- узорница» - сл. В.Степанова, муз.Л.Деревягиной. 12.«Пузатый чайник» - сл.и муз С.Никитина. 13.«Кто построил радугу?» - сл.Н.Соловьёвой, муз. М.Парцхаладзе. 14.«Музыка» - сл.Т.Шапиро, муз.Л.Вихаревой. 15.«8 нота «МУ»» . 16.«Эх,Ванюша!» Концертный репертуар для средней группы
1.«Рождественская» - сл.И.Шевчук, муз.Е.Зарицкой .
- «Перелётный возраст»-сл.И.Шевчук , муз.Е.Зарицкой.
- «Мамины глаза»-сл.И.Шевчук , муз.Е.Зарицкой.
- «Я люблю рисовать»-сл. и муз.Т.Морозовой.
- «Балалайка» -сл.и муз.Т.Морозовой .
- «Школа» - сл. и муз.В.Началова.
- «Учитель» - сл.Ю.Началовой, муз.В.Началова.
- «Мама» - сл.А.Владимирова, муз .В.Началова.
- «Мой Рыжик» - сл.А.Барто , музВ.Началова.
- «Летние каникулы» - сл. Дж.Родари, муз.В.Началова.
- «Звёзды надежды» - сл.В.Деревягина, муз.Л.Деревягиной.
- «Бабушкино танго» - сл.Н.Савельевой, муз Л.Деревягиной.
13.«Праздниксл.муз.А.Ермолова. 1. «Старый дом» -сл.Н.Соловьёвой, муз.О.Юдахиной. 2. «Расскажи , бабуля». 3. «Папа купил автомобиль» -сл.О.Милявского, муз. А.Пугачёвой. 4. « Я люблю танцевать» 5. «Нижегородская ярмарка» -сл.А.Поперечного, муз.Окатова-Тверского. 6. «Я стану капитаном» 7. «Ходики с кукушкой» 8. «Баба Нюша» - Д.Герасимов. 9. «Новый день»- сл. и муз. А.Ермолова. 10. «Стоят девчонки». 11. «Всё сбудется» - сл. и муз .Д.Герасимова. 12. «Волшебная страна» - сл. и муз. Л.Хайтовича. 13. «Музыкальный дом» - сл.А.Тремасова, муз.Л.Хайтовича. 14. «Эстрадно - джазовые распевки и песенки» - сл. и муз Л.Хайтовича. Репертуар группы старшей группы. 1.«Ты – город мой» - сл. и муз .Е.Сокольской. «Любовь одна виновата»- сл.А.Зацепина, муз.Л.Дербенёва. «Куда уходит детство»-сл.А.Зацепина, муз.Л.Дербенёва. «Детство»-сл. и муз.С.Перминова. «Распахни окно»-сл. и муз.Е.Сокольской.
- «Летние дожди».
- «Музыка-любовь моя»-из реп.И.Отиевой.
- «Любовь»-сл. и муз.В.Началова.
- «Не дай мне Бог»-муз.Л.Вихоревой.
- «Гимн жизни»-муз.Л.Вихоревой.
- «Кино-кино»-муз.Л.Вихоревой.
- «Маленькая история» - муз.К.Минина.
- «Всё сбудется» -муз.Д.Герасимова.
- «Океан любви»-муз.К.Минина.
- «Не сходи с ума»- из.реп.Л.Зосимовой.
- «Звезда».
«Спасибо , музыка, тебе» сл. и муз. Т. Гвердцители.
- «Мамины глаза»- сл. С. Осиашвили , муз Е. Кобылянского
- «Песня старого извозчика» - сл.Я.Родионова, муз.Н.Богословского.
- «Дружба» - сл.А.Шмульяна, муз.В.Сидорова.
- «Московские окна» - сл.М.Матусовского, муз.Т.Хренникова.
- «Папа, мама и я» - сл.Я.Гальперина, муз.И.Якушенко.
- «Не повторяется такое никогда»-сл.М.Пляцковского, муз.С.Туликова.
- «Песня остаётся с человеком»- сл.С.Острового,муз.А.Островского.
- «В горнице»- сл.Н.Рубцова, муз.А.Морозова.
- «А знаешь , всё ещё будет»- сл.В.Тушновой, муз.М.Минкова.
- «Из вагантов»
- «До встречи»-сл. и муз.В.Кравченко .
«Белый храм» - сл. и муз. С. Русакова, обр.В.Тюльканова 29.Песни группы « Родники»Концертный репертуар варьируется на усмотрение педагога и пожелание детей. Список литературы, рекомендуемый педагогам: 1.Вендрова Т.Е.«Пусть музыка звучит» . М., Просвещение, 1990 г. 2.Дзержинская И.Л.«Музыкальное воспитание младших дошкольников». М., Просвещение, 1985г. 3.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д.«Что надо знать учителю о детском голосе». М., Просвещение, 1972 г.4.Кабалевский Д.Б.«Как рассказывать детям о музыке?» . М., Просвещение, 1989 г. 5. Луканин В.«Обучение и воспитание молодого певца» .Л., Музыка , 1977 г. 6. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Ветлугиной М.М., Просвещение , 1981 г. 7.Метлов Н.А.«Музыка – детям». М., Просвещение, 1985 г. 8. «Музыка. Программы для внешкольных учреждений» . М., Просвещение, 1986 г. 9. Огороднов Д.«Воспитание певца в самодеятельном ансамбле».Киев, 1980 г. 10.Орлова Г., Бекина С.«Учите детей петь». М., Просвещение , 1989 г. 11. Павлищева О.«Методика постановки голоса» .М. – Л., 1964 г. 12.Попов В., Халабузарь П.«Хоровой класс». М.,Сов.композитор, !983 г. 13. «Программа по музыке для общеобразовательных школ. 1-3 класс»М., Просвещение , 1990 г. 14. «Программа по музыке для общеобразовательных школ.4-7 класс»М., Просвещение ,1982 г. 15. «Работа с хором» .Сб.статей.М., Музыка , 1981 г. 16. Ровнер В.«Работа самодеятельного вокального ансамбля» . Л., 1973 г. 17 .Струве Г.А.«Школьный хор» . М., Просвещение, 1981 г. 18.Соколов Вл.«Работа с хором» .М., Музыка, 1983 Список литературы, рекомендуемый детям: 1. Глинка М.И.«Упражнения для уравнения и совершенствования гибкости голоса». М., Музгиз, 1952 2. Гобби Т.«Мир итальянской оперы». М., Радуга,1989 г. 3.Емельянов В.«Развитие голоса .Координация и тренинг». С.-Петербург, 2000 г.
4. Риггс С.«Как стать звездой». М., Гид ,2001 г. 5. Юссон Р.«Певческий голос» . Пер.Е.Рудакова. М., 1974 г.