Методическая разработка на тему: Формирование творческих способностей средствами учебного предмета (занятия в классе гитары в ДШИ )
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.
На сегодняшний день, несмотря на огромную популярность инструмента, существует очень мало методических пособий и разработок, касающихся преподавания в классе гитары. Молодые педагоги, приходя работать в школу искусств или музыкальную школу, оказываются один на один с проблемой преподавания. Им сложно, не имея за плечами опыта, решать множество проблем, в том числе и развитие творческих способностей, что является одной из главных задач учителя музыки. В данной работе мы поговорим о формах и методах развития этих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_metodicheskaya_razrabotka.docx | 36.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Институт дополнительного профессионального образования
Курсы повышения квалификации по программе «Искусство в системе воспитания и образования подрастающего поколения»
Методическая разработка на тему: Формирование творческих способностей средствами учебного предмета (занятия в классе гитары в ДШИ).
Выполнил(а) слушатель
Призимирская Анна Владимировна
Проверила: доцент
кафедры педагогики и
психологии, д.псх.н.
Корнилова О.А.
Работа выполнена на оценку:
_______________________
Самара 2013
Пояснительная записка.
“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их развития”.
(Борис Владимирович Асафьев - советский музыковед и композитор).
Для того чтобы говорить о творческих способностях, необходимо выяснить, что же это такое? Можно ли их развить на самом деле или это дано от рождения?
Существует мнение, что творческими способностями обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.
Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это не значит, что можно себя убедить в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под другим углом может каждый человек. Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Новые экономические методы хозяйствования, переход к рыночной экономике настоятельно требует специалистов, стиль которых определялся бы творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативой.
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.
Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности:
-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;
-грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.
Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.
Целью наших занятий является:
- Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.
- Оптимизация мышления и познавательной деятельности.
- Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков.
- Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии по-средством инструментального музицирования.
- Обучение игре на музыкальном инструменте ( гитаре).
В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1этап (1-3классы). Личностная позиция учащихся « Я - первооткрыватель». Целью данной концепции является формирование познавательного интереса к музыке, воплощение образов прекрасного в различных видах элементарной творческой деятельности. Результат - расширение слушательского багажа учащихся, умение понимать язык музыки и активно им оперировать, развитие ассоциативного мышления.
2 этап (4-6 классы). Формируется личностная позиция « Я - творец».
Главный акцент в обучении делается на творческом самовыражении учащихся. Результат – постижение природы музыкального творчества, развитие художественно-образного мышления.
3 этап (7класс). Формируется личностная позиция «Я – исследователь», где в полной мере раскрываются способности учащихся как слушателей, исполнителей, соавторов исследуемых произведений искусства. Результат-развитие критического мышления, умения выражать свое ценностное отношение к произведению искусства.
Такое поэтапное целеполагание позволяет создать стратегию продукивно-творческой деятельности по формированию личностной позиции учащегося. Эта стратегия наиболее эффективно способствует созданию орга-низационно-педагогических условий, направленных на развитие творческого потенциала учащихся, а также решению целого ряда педагогических задач:
- воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;
- развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;
- формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
- приобретение знаний, умений и навыков.
Технология продуктивно-творческой деятельности строится на принципах общехудожественного постижения искусства:
- принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
- принцип культуросообразности;
- принцип природосообразности (от игры к творчеству);
- принцип единства воспитания и образования,
- принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
- комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
- одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).
Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:
- внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: клуб бардовской песни, эстрадный вокал, театральная студия, коллектив народного творчества, хореографическая студия);
- внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;
- коллективное посещение концертов детской филармонии, театров, музеев,
- инструментальные конкурсы, интернет-проекты, дистанционные олимпиа-ды. Многоуровневое понимание процесса обучения музыкальному искусству обуславливает эффективность развития творческого потенциала учащихся и строится на принципах художественно-ориентированной педагогики. Согласованность всех вышеперечисленных компонентов в системе образовательного процесса в МОУ «Гимназия №26» позволяет создать целостную модель художественно- ориентированного обучения и воспитания .
При организации учебного процесса в данной технологии предусматриваются как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения уроков. Важная роль отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. Для выделения этих уроков как своеобразной «вершины» могут быть использованы нестандартные формы: уроки-путешествия, уроки-сказки, уроки-конкурсы, уроки-концерты и др. Такие нетрадиционные формы проведения уроков активизируют творческую деятельность учащихся на разных этапах урока. Очень важен заключительный этап награждения учащихся по различным номинациям: лучший музыкант, лучший певец, лучший актер, лучший художник, лучший импровизатор, лучший драматург, лучший композитор, лучший слушатель. Поощрение учащихся несет в себе огромное значение. Это большой стимул для дальнейшего изучения музыки, а также утверждение веры в собственные возможности и талант.
Свой вклад при написании данной работы я вижу в том, что на сегодняшний день, несмотря на огромную популярность инструмента, существует очень мало методических пособий и разработок, касающихся преподавания в классе гитары. Молодые педагоги, приходя работать в школу искусств или музыкальную школу, оказываются один на один с проблемой преподавания. Им сложно, не имея за плечами опыта, решать множество проблем, в том числе и развитие творческих способностей, что является одной из главных задач учителя музыки.
Теоретическая часть.
Творческая деятельность на уроках специальности должна быть выстроена целенаправленно, должна присутствовать преемственность изучаемого материала, методов работы и актуализация субъективного опыта. Обращение к опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления позволяют глубже воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка.
Одним из важных условий развития творчества является взаимосвязь с другими видами искусства. Это формирует отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность. Использование художественно-ценностного репертуара позволяет более эффективно воздействовать на внутренний мир ребенка. Важно создать на уроке поисковые ситуации, моменты самостоятельного выбора.
Применение проблемных методов требует затраты времени на уроке, но если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть творчески развиваются.
Процесс творчества, начинается с того, чтобы "разбудить", оживить, островки, ещё не окончательно высушенные вербальным образованием.
Большое значение в развитии творческой активности имеет сам процесс работы над произведением (предложением, фразой и.т.д.).
- В данном процессе может сыграть свою позитивную роль синестезия, которая является одним из феноменов человеческого восприятия мира. "Механизм этого феномена заключается в том, что в состоянии синестезии помимо или вместо ощущения, передаваемого одним, ведущим каналом восприятия добавляются новые нюансы, призвуки к основному ощущению, создавая тем самым полноту и глубину чувств ".
Необходимо отметить, что синестезийный подход не нов для музы-кального образования. Соощущения широко применяются в исполни-теской педагогике для привлечения внимания ученика к качеству звучания.
- К активизирующим творческим заданиям, относятся такие, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: представить и отразить в звуке поведение героя исполняемой пьесы в измененных обстоятельствах.
- Использование метода варьирования, когда одни и те же фразы, предложения проигрываются решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующей динамики, звукоизвлечения и так далее, требует от ребёнка включения в работу воображения, эмоциональных личных сфер.
- С большим удовольствием дети берутся за сочинение мотивов и фраз, предложений в квадратных периодах повторного строения. Переходя к сочинению мелодий, следует опираться на имеющийся у ребят слуховой опыт, усвоенные навыки игровых движений на инструменте. Работа над сочинением мелодий должна рассматриваться как средство накопления технической базы, формирования интонационного словаря, осмысления законов формообразования.
- В форме игры ребёнок постигает и раскрывается гараздо больше, чем при однообразном объяснении нового учебного материала.
- Ансамблевое музицирование- метод всестороннего развития ребёнка.
- Также на уроке важен метод показа, учитель на собственном примере показывает, что одно и то же произведение можно исполнить по-разному, в зависимости от желаемого результата.
Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений.
Для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством.
Конспект урока с ученицей 5 класса Артемьевой Анастасией в классе гитары .
Тема: «Работа над выразительным исполнением произведения А.Иванова - Крамского Фантазия на тему русской народной песни «Выхожу один я на дорогу».
Цели урока:
Обучающие:
- Познакомить учащуюся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», ставшим первоисточником при сочинении изучаемой пьесы.
- Продолжить работу над изучаемым произведением.
Развивающие:
- Развитие эстетического восприятия произведений выдающихся людей.
- Совершенствовать речевые умения путём описания чувств, переживаемых автором в момент написания стихотворения.
- Развивать умение составлять план пьесы.
- Развивать навыки выразительного исполнения на инструменте.
Воспитательные:
- Вызвать глубокий эмоциональный отклик у учащейся.
Тип урока: продолжение работы над ранее изученным материалом.
Оборудование: инструмент (гитара), стул, подставка под ногу, текс стихотворения, ноты.
Форма работы - индивидуальная.
Ход урока:
На предыдущих занятиях мы разобрали, довели до связного исполнения произведение русского композитора Александра Михайловича Иванова- Крамского Фантазии на тему русской народной песни «Выхожу один я на дорогу». Автор слов к песне - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Учитель: Какие чувства вызвало у тебя это стихотворение? О чём хотел сказать автор, что он переживал?
Необходимо позволить ученице не просто ответить на вопрос, а рассуждать, посредством каких литературных приёмов поэт описывает свои чувства, какие чувства возникли у нее при прослушивании произведения.
Учитель: Стихотворение написано в 1841 году, за несколько дней до дуэли и смерти. Здесь соединены основные темы всей лермонтовской лирики (одиночества, смысла жизни и т. д.). Поэт как бы подводит итог всему своему творчеству. В первой же строке говорится об одиночестве лирического героя. Он выходит в открытый распахнутый мир. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним — открытое небо. Полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. Если в ранней лирике свобода была равнозначна бунту, борьбе и противоположна покою (например, «Парус»), то теперь герой ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует бунта, протеста, а подразумевает полноту жизни, гармонию с природой.
Далее следует поэтапная работа над самим музыкальным произведением, составление плана, в котором главной нитью является литературная основа, связь музыки и литературы. Как композитор передал посредством музыки то или иное переживание поэта, его волнение, одиночество, боль.
Итогом урока стало исполнение ученицы всего произведения. Девочка старалась наиболее ярко выразить те эмоции, которые она пережила от прочтения стихотворения.
Таким образом, на уроке мы применили такие принципы общехудожественного постижения искусства как: увлечённости и отзывчивости, культурообразности, единства воспитания и образования, комплексного подхода к синтезу различных видов искусств.
Также на уроке решался ряд педагогических задач, таких как
- воспитание интереса к музыкально-художественному искусству;
- развитие активного восприятия музыкальных произведений и творческого воображения учащихся;
- формирование навыков эмоционально-эстетического общения с искусством, необходимого для ориентации в мире музыки.
- приобретение знаний, умений и навыков.
Список литературы
- Азарова ,Л.Н. «Как развивать творческую индивидуальность младших школьников». Начальная школа.- 1998 г.-№4.
- Борзова, В.А., Борзов А.А.«Развитие творческих способностей у детей». 1998 г.
- Дереклеева, Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.
- Зак, А .З. «Методы развития способностей у детей», 1994 г.
- Миронов, Н.П. «Способность и одаренность в младшем школьном возрасте». Начальная школа.- 2004 г. - № 6.
- Субботина, Л.Ю.«Развитие воображения у детей» .
- Талызина, Н.Ф. «Формирование познавательной деятельности младших школьников». 1988 г.
- Хуторский, А..В. «Развитие творческих способностей», 2000 г.
- Шадриков, В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа».- 2004 г, № 4
- http://www.remox.ru/articles/creative_ability.html
- http://festival.1september.ru/articles/514056/
- http://www.prodlenka.org
- Мне нравится (1)