Статья. Особенности организации детского хора, на примере ГБОУ школы №371 Московского района г. Санкт-Петербург хора «Унисон»

Боронникова Юлия Сергеевна

На собственном опыте мы описали все нюансы и проблемы с которыми стокнулись при организации хорового коллектива при школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_detskogo_hora.docx30.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности организации детского хора, на примере ГБОУ школы №371 Московского района г. Санкт-Петербург хора «Унисон»

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце»[1].  

При правильно организованной работе хорового коллектива, при развитом самоуправлении его участников создаются условия для выработки и проявления у них определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, серьезного отношения к порученному делу, внимания и усидчивости, стремления отдать свои способности общему делу. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности, общности цели, зависимости каждого из них от успеха всех, а успеха всего коллектива от успеха каждого участника хора способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.[2]

Понимание методологии репетиционно-исполнительского процесса с хором основано, прежде всего, на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с произведением или его художественная отделка, имеет собственное место в последовательности действий дирижера. Смещение моментов репетиционного хода выучивания репертуара, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкально - воспитательный процесс, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе с взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

Прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Развернуть широкую пропаганду самой идеи создания хора, для этого мы использовали школьные стенды, на которых развесили объявления о наборе учащихся в хоровой коллектив. Очень эффективными оказались личные беседы с потенциальными участниками будущего коллектива. В итоге обнаружилась небольшая группа энтузиастов (учащиеся 4а класса), которые в итоге стали ядром будущего коллектива.

Первоначальной задачей являлось привлечение в коллектив как можно больше заинтересованных участников. В состав хора мы принимали всех желающих. Наша задача, как руководство будущего хор - заинтересовать занятиями всех. Мы считаем, что успех работы зависит от умения руководителя увлечь детей.

С сентября 2014 г. ГБОУ школе №371 Московского района г. Санкт-Петербург был создан хоровой коллектив, который назван «Унисон». Приступая к созданию хорового коллектива, нам важно было определить задачу, поставив перед собой ряд практических вопросов: какой коллектив мы предполагает создать, какую манеру будет осваивать, какие объективные предпосылки для этого имеются?

Также была необходимость составить точную характеристику коллектива, которая складывалась из:

- количественного состава: вокальный ансамбль, малый, средний или большой хор.

-возрастной состав: младшие классы (1-4 класс) или средняя школа (5-9 класс).

- количество хоровых партий, голосов: пение коллектива в один, два, три и более голосов.

- тембровое звучание голосов и певческая манера участников: академический или народный.

Но перед тем как организовывать коллектив, нам было необходимо провести мониторинг, и узнать о роли и необходимости создания хора на базе ГБОУ СОШ №371 Московского района.

В течение первого полугодия 2014 года мы проводили анкетирование среди учащихся школы и педагогов школ Московского района. Получив ответы, мы пришли к выводу, что из 240 учащихся опрошенных (100%), 40 человек (16,6%) занимаются музыкой (вокалом или фортепиано) в учреждениях дополнительного образования (студиях, музыкальных школах). В школе дополнительными кружками занимается 138 человек (57,5%).  Учащимся был задан вопрос – любят ли они петь? Положительно на этот вопрос ответили 196 человек (70,4%). Но на вопрос пели  ли они когда-нибудь в хоре, или занимались вокалом, положительно ответили 38 человек (15,8%). На один из главных вопрос, нужно ли организовывать в школе хоровой ансамбль, хор, ребята ответили очень положительно, не смотря на то, что многие не знакомы с данным видом искусств. Да ответили 216 человек (90%). Отсюда, мы сделали вывод, что учащимся средней образовательной школы № 371 интересен вид искусств  - хор. Часть опрошенных ребят заинтересованы в посещении хорового коллектива, это говорило об актуальности создания хора при школе.

 В результате проведенного исследования среди работников средних образовательных учреждений (школ) Московского района г. Санкт-Петербург мы узнали, что приобщение к миру хоровой музыки в школах, на сегодняшний день, недостаточно. Не во всех образовательных учреждениях существуют хоровые коллективы, а создание их очень необходимо, для гармонического развития личности ребенка. В современной жизни, хоровое искусство в общеобразовательной школе, постигают лишь те дети, которым это интересно, и опрошенные педагоги считают, что данным видом деятельности должны заниматься все учащиеся.

Из 45 опрошенных педагогов, 45 ответили, что на сегодняшний день в школах реже организуют хоровые ансамбли, хоры. 43 человека ответили, что возможности у школ, на сегодняшний день, есть, и причины в нежелании администрации  школ организовывать хоры – нет. Отсюда мы делаем вывод, что в современных школах нет достаточного количества педагогов-музыкантов, которые взялись бы не простое дело – создание хорового коллектива. К сожалению, знакомство ребят с хоровой деятельностью ограничивается только уроками музыки, 1 раз в неделю, по 15-20 минут.

          Но не во всех школах Московского района нет хоров, 371 школа не стала исключением. И перед тем как создать хоровой коллектив, мы были озадачены набором желающих петь в хор.

Важной задачей для создания хорового коллектива являлось проведение отбора детей для участия в нем. Здесь нам не следовало только ограничиваться быстрым заключением по немногим данным. У одного есть возможность запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого в чутком разговоре, по поводу испытываемого впечатления музыкального порядка. Ребёнок с абсолютным слухом, может оказаться глуповатым при восприятии некоторых музыкальных отношений, или будет лишён задатков хорошего вкуса. Зато ученик с не обнаружившимся сразу слухом, со временем может оказать глубокий, обширный и серьёзный интерес к музыке; осознать её и стремится к высшему, когда как более одаренный будет играть по слуху и не пойдет дальше, остановившись на примитивном. Поэтому к подбору детей в хор мы отнеслись с осторожностью, старались улавливать музыкальность, выяснять интерес к музыке (применяли максимум способов).

Важнейшим этапом формирования состава хора являлось так же прослушивание его участников. Результаты прослушивания строго и систематически фиксировались в специально заведенный журнал. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, мы вносили:  домашний адрес (телефон, год), ФИ родителей, контактные данные и результаты прослушивания (что у ребенка получается на данном этапе, а что не очень, к чему есть больше склонности, а в чем затруднения).

При прослушивании мы старались определить качество голоса (тип, диапазон), наличие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальную память, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение, однако мы пошли немного другим путем. Так как на прослушивание приходили и совсем маленькие дети, у которых пока нет песенного багажа, мы предлагали повторить несложные  упражнения, на которых мы определили качество музыкального слуха.

К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса ребенка, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если ребенок имеет опыт пения, не только в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены.

Проведя в течение первых двух недель сентября прослушивание, мы отобрали 18 человек в хоровой ансамбль, состоящий из учащихся 3,4,5 и 6 классов. Так как многие учащиеся без специального музыкального образования (музыкальной школы), первый год обучения мы учим и исполняем только одноголосные произведения.

Чтобы снять с участников стеснительность, скованность, первые занятия мы посвятили знакомству с коллективом, дали возможность хористам поближе узнать друг друга. Провели беседу с участниками коллектива, чтобы понять мотивы их участия в хоре и завязать с ними более тесные контакты.

Все занятия, особенно на первом этапе, должны быть подчинены главной цели: постараться увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Мы старались вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая наша репетиция должна была стать, прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески старался создать коллектив единомышленников (сопереживателей музыки).

Наш хоровой ансамбль характеризуется ограниченным голосовым диапазоном, так как дети  до начала занятий в хоре нигде и никогда не занимались. На момент начала занятий с ребятами их общий диапазон составлял: до — ля-си- первой октавы. Также тембр голоса трудно было определить на слух. Редко встречались ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что в начале занятий деление на хоровые партии было нецелесообразно. Главная наша задача была— добиться унисонного звучания хора.

На начальном этапе стояли задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание мы уделяли дыханию — широкому дыханию по фразам. Каждое занятие хора (хор занимается 3 раз в неделю 60 минут) начинали обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Разучивание песни проходило с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами, мы считали, может оттолкнуть детей от занятий – это трудно, но затем нужно вернуться к нотам.

Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно — петь по нотам, и не так уж трудно». Нами обязательно учитывались и особенности возраста детей.  Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходилось чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.

Хоровой урок, по нашему мнению, должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив — это актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Наш принцип построения занятий с хором:

- разнообразие задач   и   способов   достижения   результатов   (частая смена заданий и видов деятельности);

-    повторение и закрепление навыков предыдущих занятий;

-    наиболее трудный материал в начале урока;

-    периодическая смена структуры урока (вместо распевания - беседа о композиторе, или прослушивание нового).

Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом мы позаботились заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар мы старались помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно было быть направлено на отработку некоторых навыков. Мы старались подбирать репертуар, чтобы он отвечал таким требования:

- носил воспитательный характер;

- был высокохудожественным;

- соответствовал возрасту и пониманию детей;

- соответствовал возможностям данного исполнительского коллектива;

- был разнообразным по характеру, содержанию;

- каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

На начальном этапе мы стараемся не брать совсем сложные произведения. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но без сложных произведений мы не обходимся, они должны входить в репертуар. Их мы берем с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений у нас в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети стремятся как можно лучше работать и прислушиваются к каждому слову руководителя.

Прежде чем приступить к разучиванию произведения мы проводим беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста. Формы ознакомления с произведением – различны, чаще всего мы прослушиванием новое произведение в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива (запись), если такой возможности нет, то руководитель хора воспроизводит его самостоятельно. Это помогает хористам освоить музыкальную фактуру и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии.

К сожалению, так как многие учащиеся никогда не занимались отдельной дисциплиной сольфеджио, начинать разучивание произведение с сольфеджирования нам не всегда удается. Но занятия по сольфеджио проходят, и со временем мы постараемся усовершенствовать наши навыки.

Учить произведение мы стараемся по заранее намеченным частям, причём разделяем их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, что бы была определенная завершенность. Стараемся переходить от одной части к другой лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни продолжается, но к закреплению трудного места возвращаемся, после ознакомления со всем произведением.

Не всегда, но на некоторых занятиях ребятам задается домашнее задание, оно бывает связано с сольфеджио, или проучиванием новой партитуры. Так же ребята дома готовятся к контрольной сдаче партий произведений, за первый учебный год мы организовывали только 1 раз сдачу партии, со следующего года количество будет увеличено до 3-4 раз.

   Концертно-исполнительская деятельность  —  важнейшая  часть  творческой работы  хорового  коллектива.  Она  является  логическим  завершением   всех репетиционных и педагогических  процессов. Ребята с нетерпением ждали первого нашего выступления. Оно состоялось через пять месяцев усиленной работы, всего мы выступили на пяти концертных площадках, и приняли участие в двух Всероссийских конкурсах, где завоевали 2 и 3 место.  Публичное  выступление  хорового коллектива  на   концертной   площадке  вызвало у учащихся особое психологическое  состояние,  определяющееся  эмоциональной   приподнятостью, взволнованностью. Ребята были под большим впечатлением, первые их положительные выступления запомнятся им надолго.

При организации любого нового коллектива возникают определенные сложности. Мы небыли исключением. С какими трудностями мы столкнулись и как их решили.  Самое первое, с чем мы столкнулись – это составление расписания наших репетиций. У ребят желающих ходить в хоровой ансамбль очень большая загруженность, свободное время, которое они могли бы выделить на репетиции с хором, очень мало. Так как изначально планировалась выделить три дня под занятия, то пришлось разрешить некоторым учащимся посещать хор только 2 раза в неделю, с условием, что дома как можно чаще прорабатывают и проучивают свои партии в произведениях.

Следующая большая трудность, с которой мы столкнулись – это придумать название хору. На протяжении несколько месяцев мы не могли определиться, какое название нам больше подходит. В итоге определились на  трех названиях и провели голосование. С декабря 2014г. мы является вокально-хоровых ансамблем «Унисон».

Приближалось время к выступлениям, к нашему первому публичному номеру, и встал вопрос о внешнем виде ребят. В нашей школе есть костюмерная, но, к сожалению 18 одинаковых элементов (шарфики, платочки, цветочки) нам не удалось отыскать. На помощь на пришла школьная швея, которая за короткий срок сшила нам 18 одинаковых платочков из зеленой ткани. А скреплять их на плечах у хористов мы решили брошками, которые они каждый для себя принесли из дома.

Не простым моментом был выбор репертуара для ребят. В данной ситуации задача для руководителя стояла очень сложная. С одной стороны участники хора не первый и не второй класс, значит, очень легкие, одноголосные  произведения взять не получится. С другой стороны, ребята никогда не пели в хоре, и даже не представляют что это такое. Нам необходимо было взять такие произведения, что бы они соответствовали не начальному уровню, были не слишком сложные, но и интересные в исполнении. Поэтому большая часть произведений стала современного композитора А. Ермолова, который сочиняет замечательные детские песни как для эстрадных коллективов, а также выкладывает на своем сайте ноты с партитурами для вокально-хоровых ансамблей как мы.

При организации выездной поездки с хористами, на конкурс, встал вопрос о том, кто сможет поехать с нами и быть сопровождающим. Вот такую проблему, с организационными моментами, лучше решать на первом собрании, что бы знать, кто из родителей сможет поехать, быть в роли сопровождающего и нести ответственность, вместе с руководителем, за детей.

Вывод: хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Задача хормейстера, приобщить учащихся средних образовательных учреждений к хоровому пению. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека. Нужно помнить, прежде чем организовать хоровой коллектив, важно создать благожелательную для этого атмосферу. Задача руководителя – хормейстера -  заинтересовать занятиями всех. Мы считаем, что успех работы зависит от умения руководителя увлечь детей. При создании любого коллектива, будь то он вокальный или танцевальный, любой руководитель столкнется с рядом сложностей и проблем, главное, постараться заранее их продумать и решать по мере поступления.


[1] Ушинский К. Д. Предисловие к I тому «Педагогической антропологии»./ Избранные произведения. - М.: Просвещение, - С. 351.

[2] Стулова, Г. П. Хоровое пение в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. П. Стулова. - М. : Музыка , 2010. - 176 с.