Статья на тему: "Разбор музыкального произведения для начинающих"
Статья посвящена первым шагам обучения начинающих детей разбору нотного текста. Как облегчить задачу разбора ребёнку, что необходимо сделать педагогу и ученику для успешной совместной работы. Какие шаги делать в самом начале, и что оставить на финал. Зачем ребёнку знать и понимать тонкости написания нотного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема статьи: «Разбор музыкального произведения для начинающих»
Музыка - удивительный, тонкий мир человеческих чувств, мыслей, переживаний. Загадка музыки в том, что мы внимаем звуки, написанные рукой композитора, преподнесённые творением рук исполнителя. Магия исполнительского прочтения музыкального произведения уже не один век пользуется популярностью. До сих пор не уменьшается череда желающих научиться играть на инструменте, петь, сочинять. Работают кружки, специализированные музыкальные школы, академии музыки, школы искусств, дворцы детского творчества. Все они учат одному – исполнять. Исполнение самой музыки, которая обладает своими чувствами, мыслями, своим языком, несёт зашифрованную информацию: в нотной записи (звуко-высотной и ритмической), в мелизматике, в динамических нюансах, в штрихах.
На протяжении истории исполнительства одни музыканты доверялись своей интуиции и творчески обыгрывали задумки композитора, другие исполнители тщательно выполняли все авторские указания. Бесспорно во всём одно – нарушать традицию грамотного прочтения авторского нотного текста нельзя. Исполнитель волен по желанию находить тембровые изыски, слегка корректировать темп и уровень динамических нюансов, сохранять индивидуальное туше. Всему этому педагог должен помочь обучить ребёнка, начиная с самых элементарных вещей – прочтения нот с листа, и заканчивая полным пониманием и осмыслением играемого текста. В музыкальном исполнительстве неразрывно соседствуют два понятия, на которых закладывается фундамент всего исполнительского процесса: содержание и техническая сторона. Для того, чтобы отгадать (исполнить) музыкальное произведение раскрыть его истинный (авторский) смысл нужно, чтобы эти два момента органически сплелись воедино.
Очень важно уже на начальном пути начинать объяснять ребёнку, что исполнительство – это не механический перевод музыкальных значков (нот) в звуки и не копия уже существующего шедевра. Иногда музыку мы можно сравнить с наукой. Естественно, чтобы исполнить произведение, надо овладеть понятиями теории музыки. Однако, перевод нотной записи в реальную музыку – это сакральное, творческое искусство, которое невозможно вымерить, или просчитать.
Итак, с чего нужно начинать разбор произведения на начальном пути музыки?
Шаг 1. Предварительное знакомство с произведением
В первую очередь мы должны в общем плане познакомиться с сочинением, которые нам предстоит играть. Это самое простое – пролистать нотный текст, можно заодно посмотреть есть ли в произведении повторы (нотная графика похожа на то, что в самом начале), обратить внимание не только на репризные повторы, но и на содержание вольт в произведении . Как правило, всё это бывает в большинстве пьес, хотя сразу не всегда заметно. Если мы знаем, что в пьесе есть повтор, то жизнь наша облегчается, а настроение заметно улучшается. Также можно обратить внимание на нисходящие и восходящие линии, на ритмический рисунок, который при первой читке будет сложным для чтения с листа.
Шаг 2. Определяем настроение, образ и жанр
Дальше нужно специально обратить внимание на название, фамилию автора. К сожалению, слишком многие юные музыканты впадают в ступор, когда их просишь назвать то, что они играют. Очень важно объяснить учащемуся какой автор написал данную пьесу, этюд, сонату и т.д. , немного можно рассказать о эпохе в которой жил и творил автор, ученику будет интересно выслушать как жили и творили композиторы ранее, проявится больший интерес к произведению и к самому автору.
Обязательно стоит посмотреть на заголовок произведения, который говорит о том, что за музыка скрывается за нотным текстом. Например, по названию мы можем определить основное настроение, его тему и образно-художественное содержание. Скажем, по названиям «Осенний дождик» и «Цветы на поляне» мы понимаем, что перед нами произведения о природе. А вот если пьеса называется «Всадник» или «Снегурочка», то тут явно какой-то музыкальный портрет. Ещё иногда в заголовке нередко содержится указание на какой-нибудь музыкальный жанр. Ведь марш и вальс будет исполняться по-разному. Марш и вальс – это как раз и есть примеры жанров со своими особенностями. Таким образом, ещё не сыграв ни одной ноты можно кое-что сказать о пьесе, которую собираемся сыграть.
Для того чтобы точнее определиться с характером музыкального произведения и его настроением, почувствовать какие-то жанровые черты, рекомендуется разыскать запись этой музыки и послушать с нотами в руках или без них. Заодно мы узнаем, как должна звучать заданная пьеса.
Шаг 3. Элементарный анализ нотного текста
Вот три элементарные вещи, которые нужно выполнять всегда: посмотреть ключи, определить тональность по ключевым знакам, посмотреть на указания темпа и размера. Определить тональность по ключевым знакам могут помочь, во-первых, собственные знания по теории музыки и опыт по сольфеджио, ну а, во-вторых, такая полезная шпаргалка, как кварто-квинтовый круг. Для того чтобы более точно определиться с темпом можно прохлопать ритм и подвигаться под её звучание. Здесь нужно не забывать про шаг 2, где мы уже определились с жанром пьесы и с её музыкальным портретом. Ребёнок должен учиться различать двух -, трёх -, четырёх – дольные жанры, просто хлопая ритм несложного произведения.
Шаг 4. Играем пьесу с листа, как можем
Читка с листа – это исполнение музыки в самый первый раз, когда вы играете или поете по нотам.
Самое главное дойти до конца любым способом, играя точно все ноты, пусть с ошибками, заминками, повторами, но от начала до конца. Успех будет после того как пьеса будет пройдена полностью. Во второй раз играть пьесу будет легче. Только после первого проигрывания начинается основная работа.
Шаг 5. Определяем тип фактуры и разучиваем произведение по партиям.
Фактура – это способ изложения произведения. Этот вопрос уже чисто технический. Когда мы произведение ручками пощупали, нам становится ясно, что здесь такие-то и такие-то сложности, связанные с фактурой. Распространённые типы фактуры: полифоническая (многоголосие), аккордовая. пассажи (например, в этюде быстрые гаммы или арпеджио – тоже каждый пассаж смотрим отдельно), мелодия.
Когда мы разучиваем произведение по партиям, мы используем разный тип памяти для запоминания нотного текста. Существует несколько видов памяти: механическая, или машинальная память, то есть, запоминаете постепенно, не вдумываясь в текст, он заходит в голову сам по себе после многократных проигрываний произведения. Но этот способ очень поверхностный и неглубокий, может дать сбой в любую секунду. Достаточно во время игры о чем-нибудь подумать, а тем более ребёнку, скажем, о том, как я замечательно играю и нотный текст может моментально забыться. Другой вид памяти - логическая или аналитическая. То есть, перед игрой, вы с ребёнком внимательно анализируете гармонии в произведении, тональный план, модуляционный план, либо в конкретном отрезке, либо в даже в каждом такте, если играете полифонию, устанавливаете "мысленные столбы" через каждые несколько тактов, чтобы в случае волнения уметь "доплыть" до следующего столба без остановки, анализируете аппликатурные принципы, чтобы пальцы смогли сами "выползти" автоматически также в случае волнения. И все это стараетесь запомнить без инструмента, мысленно, как бы с двойным запасом, включая саму по себе естественную автоматическую память, данную от природы. Таким образом, вы усиливаете прочность запоминания. Существует масса методов запоминания текста: одни заучивают буквально по тактам, периодам, строчкам, страницам, другие - отдельными руками, третьи - по тональному плану, четвертые - по мелодии, напевая вместе с исполнением, пятые- чисто фотографически. Вам выбирать какой способ удобнее.
Шаг 6. Аппликатура и технические упражнения.
Никогда разбор музыкального произведения по специальности, не обходится без разбора аппликатуры. Чаще всего духовики используют в занятиях приём имитации игры – разучивание аппликатуры, прижимаю нужные клапаны в нужно время, но при этом не вдувают воздух в мундштук своего инструмента. Такой способ игры помогает отвлечься от звукоизвлечение инструмента и сосредоточить своё внимание на технической стороне игры. Важно чётко ставить все пальцы на каждый клапан и следить, чтобы пальцы одновременно опускались на каждую из нот. Во всех технических моментах игры не меньшее значение имеет знание и умение играть гаммы, трезвучие и арпеджио, чтобы значительно увеличивать технические навыки игры на инструменте.
Шаг 7. Работа над ритмом.
В неверном ритме играть пьесу никак нельзя. Для этого важно научиться верно считать длительности. Все теоретические моменты, связанные с чтением нот с листа детям объясняют на уроках сольфеджио, поэтому задача педагога помочь ребёнку перенести эти теоретические знания в практические. Один из таких способов – игра под метроном, задать определённую ритмическую сетку и следовать её пульсу.
Шаг 8. Работа над мелодией и фразировкой.
Мелодию нужно играть выразительно. Если мелодия вам кажется странной (в произведениях некоторых композиторов XX века) – ничего страшного, вы должны её полюбить и сделать из нёё конфетку. Она красивая – просто необычная. Вам важно играть мелодию не как набор звуков, а как мелодию, то есть как последовательность осмысленных фраз. Посмотрите, есть ли в тексте фразировочные лиги – по ним мы часто можем обнаружить начало и конец фразы, также фразировочную линию можно определять просто на слух, слушая данное произведение. Фразы в музыке – это диалог, ваша задача понять, что композитор хотел сказать в той или иной фразе.
Шаг 9. Собираем произведение.
Если вы сделали и проработали все из предыдущих шагов, то собрать его в единое целое не составит большого труда. Главная задача сыграть произведение подряд, поэтому конечный ваш шаг всегда – это собирание пьесы, проигрывание её от начала до конца. Поэтому проигрываем произведение ещё раз от начала до конца, играть произведение станет намного легче.
Шаг 10. Заключительная часть.
Заключительный шаг включает в себя две части: выучить произведение наизусть и определить форму произведения. Форма – это устройство произведения. Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Особенно полезно поработать именно над формой, если вы играете сонату, так как в сонатной форме есть главная и побочная партия – две образные сферы в одном произведении. Их нужно научиться находить, определять их начала и концы и соотносить проведение каждой из них в экспозиции и в репризе. Выучивание произведение наизусть должно стать необходимостью, для того чтобы ещё больше понять смысл и составляющие произведения.
Вывод.
В этой статье мы с вами разобрали самые первые шаги, для того чтобы грамотно подходить к исполнительству при игре на инструменте. Очень важно объяснить ребёнку, что перевод нотной записи в реальную музыку – это сакральное, творческое искусство, которое невозможно вымерить, или просчитать. Ноты для музыканта-исполнителя – это шифр, информация, позволяющая проникать и разгадывать замысел композитора, стиль сочинителя, образ музыки, логику строения формы.