Программа музыкально-ритмического воспитания учащихся в общеобразовательной школе
Программа музыкально-ритмического воспитания учащихя в общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_muzykalnym_zanyatiyam.doc | 189 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей в общеобразовательной школе
Власова Ольга Васильевна, учитель музыки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программ имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались.
Актуальность программы
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие обучающихся.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Формирование устойчивого интереса к пению
- Обучение выразительному пению
- Обучение певческим навыкам
- Развитие слуха и голоса детей.
- Формирование голосового аппарата.
- Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
- Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
- Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
- Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, и в музыкальном училище на вокальном отделении;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Программа рассчитана на 3 года обучения – младшая, средняя и старшая группы.
Младшая группа – первый год обучения – это дети 7- 9 лет, средняя группа – второй год обучения – дети 10–13 лет, старшаягруппа – 14–17лет.
Занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году – 72 занятия, 144 часа. Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 12 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.
Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетициального зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения, 7–9 лет)
№ |
|
| |||
теория | практика | индивид. работа | Общее количество часов | ||
I. | Пение как вид музыкальной деятельности. | ||||
1 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 1 | - | - | 1 |
2 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 1 | 2 | - | 3 |
3 | Строение голосового аппарата. | 1 | 1 | - | 2 |
4 | Правила охраны детского голоса. | 1 | - | - | 1 |
5 | Вокально-певческая установка. | 1 | 6 | 2 | 9 |
6 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 6 | - | 7 |
II. | Формирование детского голоса. | ||||
1 | Звукообразование. | 2 | 7 | 2 | 11 |
2 | Певческое дыхание. | 2 | 8 | 2 | 12 |
3 | Дикция и артикуляция. | 1 | 8 | 1 | 10 |
4 | Речевые игры и упражнения. | 1 | 8 | 1 | 10 |
5 | Вокальные упражнения. | 2 | 12 | 4 | 18 |
III. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | ||||
1 | Народная песня. | 1 | 6 | - | 7 |
2 | Произведениями русских композиторов- классиков. | 1 | 4 | - | 5 |
4 | Произведения современных отечественных композиторов. | 1 | 14 | - | 15 |
5 | Сольное пение. | 8 | - | 8 | |
IV. | Игровая деятельность, театрализация. | 1 | 4 | 2 | 7 |
VI. | Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. | ||||
1 | Путь к успеху. | 1 | 3 | - | 4 |
2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 4 | - | 4 | |
VII. | Концертно-исполнительская деятельность | ||||
1 | Репетиции | 6 | - | 6 | |
2 | Выступления, концерты. | 4 | - | 4 | |
Итого | 19 | 111 | 14 | 144 |
Содержание программы
Первый года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня − формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также − индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения, 10–13 лет)
№ |
|
| |||
теория | практика | индивид. работа | Общее количество часов | ||
I. | Пение как вид музыкальной деятельности | ||||
1 | Вокально-певческая установка. | 1 | 4 | 1 | 6 |
2 | Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. | 1 | 6 | 1 | 8 |
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 6 | - | 7 | |
II. | Совершенствование вокальных навыков | ||||
1 | Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | 1 | 7 | 2 | 10 |
2 | Вокальные упражнения. | 2 | 10 | 2 | 14 |
3 | Артикуляционный аппарат. | 1 | 7 | 2 | 10 |
4 | Речевые игры и упражнения | 1 | 6 | - | 7 |
5 | Дыхание, опора дыхания. | 1 | 5 | 4 | 10 |
III. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | ||||
1 | Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). | 1 | 6 | - | 7 |
2 | Произведения композиторов-классиков. | 1 | 4 | - | 5 |
3 | Произведениями современных отечественных композиторов. | 1 | 12 | - | 13 |
4 | Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | 1 | 4 | - | 5 |
5 | Сольное пение. | 6 | 4 | 10 | |
IV. | Элементы хореографии | 1 | 7 | 2 | 10 |
V. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | ||||
1 | Путь к успеху. | 2 | - | 2 | |
2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 4 | - | 4 | |
3 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | 2 | - | 2 | |
VI. | Концертно-исполнительская деятельность | - | - | ||
1 | Репетиции | 8 | - | 8 | |
2 | Выступления, концерты. | 6 | - | 6 | |
Итого | 14 | 114 | 18 | 144 |
Содержание программы
Второй года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня − закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.
3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.
5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.
5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Учебно-тематический план
(3-й год обучения, 14–17 лет)
№ |
|
| |||
теория | практика | индивид. работа | Общее количество часов | ||
I. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | ||||
1 | Сценическое движение и художественного образа песни. | 1 | 2 | - | 3 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 1 | 5 | 1 | 7 |
3 | Соотношение движения и пения | 1 | 4 | 1 | 6 |
4 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 8 | 2 | 11 |
II. | Совершенствование вокальных навыков | ||||
1 | Вокальные упражнения. | 1 | 12 | 4 | 17 |
2 | Речевые игры и упражнения | 1 | 5 | - | 6 |
III. | Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. | ||||
1 | Народная песня | 1 | 6 | - | 7 |
2 | Произведения композиторов-классиков. | 1 | 4 | - | 5 |
3 | Произведениями современных отечественных композиторов. | 1 | 10 | - | 11 |
4 | Произведениями западноевропейских композиторов-классиков. | 1 | 4 | - | 5 |
5 | Сольное пение. | 10 | 6 | 16 | |
IV. | Элементы хореографии | 1 | 7 | 4 | 12 |
V. | Актёрское мастерство | 1 | 7 | 2 | 10 |
VI. | Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса. | ||||
1 | Путь к успеху. | 2 | - | 2 | |
2 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 4 | - | 4 | |
3 | Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами | 2 | - | 2 | |
VI. | Концертно-исполнительская деятельность | - | - | ||
1 | Репетиции | 10 | - | 10 | |
2 | Выступления, концерты. | 10 | - | 10 | |
Итого | 12 | 112 | 20 | 144 |
Содержание программы
Третий года обучения
Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня – совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.
2.4. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней. Работа над чистотой интонации и средствами музыкальной выразительности в народной песне. Работа над стилевыми особенностями в народной песне в зависимости от её жанра. Пение соло и в ансамбле. Работа над созданием (углублением) художественного образа путём использования элементов пластических и сценических движений. Пение без сопровождения и с сопровождением музыкального инструмента (оркестром или ансамблем народных инструментов); под фонограмму. Самостоятельный подбор сценических движений к народной песне.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.
3.5. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам.
Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).
6.2. Анализ музыкальных произведений.
Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В программе выделены следующие направления:
- голосовые возможности детей
- вокально-певческие навыки.
- работа над певческим репертуаром
- работа с солистами
- элементы хореографии
- музыкально-теоретическая подготовка.
- теоретико-аналитическая работа.
- концертно-исполнительская деятельность.
Методика разучивания песен.
Методика разучивания вокального произведения состоит из четырех этапов – слушания песни, ее разбора с детьми, разучивания слов и мелодии и художественной отработки звучания каждого из её куплетов.
При знакомстве с песней детям также сообщается, кто её авторы – поэт и композитор, и знакомы ли уже детям какие-либо произведения авторов. Затем обучающиеся слушают музыкальное произведение, определяют его содержание и характер, а также отмечают некоторые ей свойственные особенности.
Теоретико-аналитическая работа.
Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно, чтобы в области вокального пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.
Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Основная задача педагога – воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности, заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблям и, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
- Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
- Бернстайн Л. Мир джаза. – М., 1983.
- Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
- «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
- Далецкий О. Н. «О пении»
- Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»
- Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.
- Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
- Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
- Кампус Э. О мюзикле. – М., 1983.
- Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.
- Коллиер Дж.Л. Становление джаза. –М., 1984.
- Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
- Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.
- М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
- Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
- Мархасев Л. В легком жанре. – Л., 1984.
- Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987
- Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс,2007г.—95 с:
- Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.
- Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»
- Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
- Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
- Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды – М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)
- Садников В.И. «Орфоэпия в пении». – М. «Просвещение», 1958.
- Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. – М., 1987.
- Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.
- Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981
- Троицкий А. Рок-панорама. – 1986.
- Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. – М., 1983.
- Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.
- Эрисман Г. Французская песня. – М., 1974.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
- Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. – Клуб и самодеятельность, 1980.
- Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. – Л.: Музыка, 1987.
- Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.– М.: Музыка, 1978.
- Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов.композитор, 1986.
- Сохор А. О массовой музыке. – Л., 1980.
- Троицкий А. Феномен «диско». – 1977.
- Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1976.