«Мониторинг результативности образовательной программы»

Учебно-методическое пособие для методистов и педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskoe_posobie_monitoring.doc100.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Мониторинг результативности образовательной программы»

Учебно-методическое пособие адресовано методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей.

Данное пособие включено в учебно-методический комплекс и строится на опыте обобщения результативности педагогической деятельности в рамках одной образовательной программы «Волшебный мир музыки» (автор Фирсова Марина Константиновна)

Разработка темы мониторинга результативности образовательной программы на сегодняшний день   является актуальной в дополнительном образовании. Поиск и разработка диагностических методик и способов фиксирования результатов обучения, даёт возможность оценить выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач программы обучения, что способствует выявлению уровня эффективности образовательной деятельности.

В этом отношении опыт педагога может послужить примером систематизации всех компонентов диагностических материалов, необходимых в педагогической деятельности с целью отслеживания результативности своей программы.

Данное пособие содержит в себе анализ используемых в программе фиксирующих методов (контроля, проверки знаний, наблюдения, анализа, беседы, тестирования) и формирующих методов изучения психологических особенностей детей и формирования нравственных качеств.

Среди фиксирующих диагностических методик развития музыкальных способностей уделяется внимание подробному описанию тестов «Интонирование», «Игра на фортепиано», письменным тестам на выявление знаний основ музыкальной грамоты. Для этого в программе используются игровые формы работы в виде разгадывания ребусов, решения кроссвордов, головоломок, музыкально-математических задач. Такой способ диагностики является с одной стороны контролирующим, а с другой стороны способствующим усилению мотивации к обучению. Каждая дидактическая игра сопровождается описанием проведения и рекомендациями автора.  

К фиксирующим диагностическим методикам творческого развития в программе относятся письменные тесты – действия (проективные методики) :«Волшебная линия» и «Музыкальная фантазия» (слушание музыки), а также устный тест-действие игра «Пантомима»,   помогающие раскрыть уровень развития творческого воображения, фантазии и образного мышления детей.

Способы отслеживания результативности образовательной программы могут быть представлены в таблицах. Таблицы рекомендуется систематизировать по годам обучения, разделам и темам программы и содержать образцами наглядного и раздаточного материала, а также прописанными критериями оценки диагностических методик для определения уровня усвоения теоретических знаний, практических умений и навыков (способов деятельности), развития познавательных способностей, сенсорных умений, коммуникативных способностей, креативных (творческих) качеств и поисковых умений.

К разработанным программам педагогам рекомендуется подбирать наиболее удобные диагностические методики. Например, для выявления уровня развития познавательных способностей в таблицу   заносятся   учебные устные и письменные задания, дидактические игры с применением наглядного, раздаточного материала.

Таблица результативности развития творческих способностей раскрывает способы отслеживания через письменное задание (составление ребусов) на развитие ассоциативного мышления, а также через проективные методики (рисунки детей). В качестве наглядного материала в таблице могут быть представлены образцы детских творческих работ.

         Мониторинг диагностики развития коммуникативных навыков проводится с помощью наблюдения за уровнем культуры общения в учебной и взаимодействием в игровой деятельности. Чтобы выявить уровень личностного развития рекомендуется использовать методы наблюдения и самооценки.

В качестве примера использования современных средств обучения в учебно-методический комплекс можно включить электронные образовательные ресурсы как лицензионные, так и созданные самостоятельные.

Формами фиксации результата могут служить индивидуальные карты достижений учащихся по различным темам и видам деятельности, в которых отмечается промежуточная (по годам обучения) диагностика образовательных результатов. Данная методика позволяет проанализировать образовательные результаты каждого учащегося на протяжении всего периода обучения.

Мониторинг развития личности в процессе обучения

Специфика педагогической деятельности и участие в опытно-экспериментальной работе показала необходимость введения мониторинга для отслеживания развития познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей.

Многообразие форм деятельности в режиме занятия и четырёхлетнее обучение позволяет наблюдать и изучать детей в течение длительного времени. Использование доступных методов и приёмов педагогической диагностики, а также специфика занятий в системе дополнительного образования позволяют наблюдать, фиксировать и корректировать развитие ребенка в процессе обучения.

Мониторинг образовательных результатов невозможен без показателей:  

  • нулевого этапа диагностики способностей (на начальном этапе обучения);
  • текущей диагностики (в процессе обучения);
  • промежуточного этапа диагностики (в конце каждого года обучения);
  • итоговой аттестации (по окончании обучения).  

Результаты нулевого этапа диагностики фиксируются в начале обучения для выявления уровня исходных музыкальных, творческих и коммуникативных способностей детей.

Результаты текущей диагностики фиксируются по мере выполнения контрольных заданий после освоения каждой темы программы в «Дневнике педагогических наблюдений» в течение учебного года.

Результаты промежуточного этапа диагностики, полученные из обобщения данных текущей диагностики и итоговых занятий, заносятся в сводную «Карту достижений воспитанника» в конце каждого года обучения.

Результаты итоговой аттестации складываются из данных промежуточной диагностики и позволяют проанализировать уровень достижений воспитанников за всё время обучения.

Мониторинг результативности обучения осуществляется путём сравнения показателей по годам обучения и самоанализом педагогической деятельности.  Завершается диагностическое исследование подведением итогов динамики развития обучающихся и, по необходимости, дальнейшей корректировкой программы, совершенствованием форм, методов обучения и качества образовательного процесса.

На занятиях рекомендуется использовать фиксирующие методы диагностики: наблюдение, анализ, тестирование.

Наблюдение является основным методом длительного и целенаправленного выявления особенностей, проявляющихся непосредственно в деятельности на занятиях. Предметом наблюдения является коммуникативные качества, социальные навыки, уровень воспитанности, эмоциональной отзывчивости, развития творческой фантазии и др.

Анализ развития музыкальных способностей осуществляется с помощью:

  • контрольных заданий на выявление специальных музыкальных способностей;
  • слушания музыки, зарисовки и описания своих музыкальных впечатлений с целью пробуждения музыкальной фантазии, образного мышления, эмоциональной отзывчивости, творчества.

Тестирование как метод психологической диагностики даёт эффективный результат при проведении его совместно с психологом. Для этого используются специальные тесты, дающие оценку внутреннему психологическому и эмоциональному состоянию с целью выявления проблем психологического характера и возможной их корректировки (САН «Градусник», «Горячий стул», тест Люшера).

В программе также рекомендуется использовать проективные методики «Круг общения», «Кактус», «Музыкальные фантазии», которые позволяют определить уровень креативности, самооценки, общения, внутриличностные проблемы, творческий потенциал ребёнка.

К другой группе относятся формирующие методы диагностики. Суть этих методов заключается в изучении психологических особенностей детей непосредственно на занятиях, в естественных условиях, в форме беседы, анализа и наблюдения, путем активного формирования эмоциональной чуткости и нравственных качеств.

Беседа – метод выявления особенностей развития ребёнка в ходе непосредственного общения. Содержание беседы может быть связано с изучаемым материалом (содержание песен, события культурной жизни, миропонимание) и инициируется, как правило, педагогом, а может затрагивать проблемы личного характера по инициативе детей (музыкальные приоритеты, отношение к новичкам, признание, взаимоотношения в классе, семье и т.д.). Проведение бесед помогает в решении задачи нравственного воспитания, дает представление о том, что волнует современных детей. Детям беседа помогает получить бесценный опыт общения, воспитывает понимание, участие, уважение к другому мнению, умение слушать и т.д.

Анализ – метод, охватывающий весь спектр творческой деятельности детей - от рисунков до причин плохого поведения отдельных ребят или всей группы. Анализ особенностей развития каждого ребёнка, предпочтений, межличностных отношений в группе позволяет организовать его успешность не только в обучении, но и в общении. Анализу также подвергаются и действия детей в различных ситуациях, возникающих во время занятия (недружественное отношение к кому-либо, агрессия, провокационное поведение, нежелание выполнять задание педагога и т.д.).

Наблюдение – универсальный метод изучения внешних проявлений в поведении ребёнка. Действия, высказывания, речь, мимика и жесты, поступки, взаимодействие и взаимоотношения в группе и с педагогом, самочувствие, настроение, активность – вот объекты постоянного наблюдения за изменениями личности ребёнка в процессе обучения.

Анализ уровня взаимодействия детей в музыкальной деятельности, творческого развития, культуры общения вкупе с методом наблюдения помогает выработать стратегию взаимоотношений в процессе обучения.

  1. Диагностика развития познавательных способностей

Целью диагностики является выявление динамики развития музыкальных способностей. Для этого проводится текущий мониторинг при помощи тестов действия, письменных тестов и дидактических игр.

К тестам действия относятся:

  • Практические навыки (интонирование) проводится с целью проверки координации слуха и голоса для мониторинга развития уровня практических умений и навыков пения:

-  в форме индивидуального опроса во время распевания на вокально-хоровых упражнениях       в начале и в конце года;

-  в форме зачёта, где песня исполняется «по цепочке».

Критерии оценки сводятся к трехбалльной системе: 2 – высокий уровень выполнения задания, 1 – средний уровень и 0 – низкий уровень. Можно использовать цвет. Например, красный соответствует 2, зелёный – 1, синий – 0.

Самый высокий балл получает тот, кто чисто и правильно исполнит своё звено a capella. Средний балл получает тот, кто исполнит чисто с помощью педагога (показ, подыгрывание, подпевание) и самый низкий балл получает тот, кто даже с помощью педагога не может петь чисто.

Рекомендации. Важно помнить, что у всех детей от природы разные способности и то, что одному даётся легко, другому – с большим трудом. Ребят, которые очень стараются и хотят научиться петь чисто, необходимо отмечать и поощрять.

  • Практические навыки (игра на фортепиано) проводится с целью мониторинга развития навыков чтения нотного текста и исполнения мелодии на фортепиано. Тест проводится после освоения темы «Строение клавиатуры фортепиано» в форме индивидуального опроса в виде самостоятельного разбора и исполнения мелодии из песенного репертуара программы.

Критерии оценки. Задание выполнено: 2 – самостоятельно; 1 - с помощью педагога; 0 - не выполнено.

Рекомендации. Каждому воспитаннику выдаётся макет «немой клавиатуры» для разучивания мелодии и напоминается порядок действий:

  • определение ключевых и случайных знаков, размера такта,
  • воспроизведение ритма мелодии,
  • чтение нот в ритме мелодии (повторение мотива с различной интонацией),
  • исполнение мелодии на немой клавиатуре с проговариванием нот, соблюдая ритмический рисунок (тренировка безошибочного исполнения),
  • проверка педагогом выученной мелодии на «немой клавиатуре»,
  • исполнение мелодии на фортепиано.

Для самостоятельного разбора и исполнения на фортепиано выбираются мелодии песен из разучиваемого репертуара. В конце обучения проводится контрольный зачёт в форме игры «Угадай мелодию». Задания для зачёта подбираются индивидуально, по способностям. Главное - исполнить мелодию правильно, чтобы её узнали и назвали.

Письменные тесты направлены на выявление знаний основ музыкальной грамоты в объёме программы. Проверка знания основ музыкальной грамоты проводится по мере изучения тем программы в форме контрольных, проверочных, самостоятельных работ, диктантов.  При этом используются пособия учебно-методического комплекса, такие как карточки-картинки, книжечки с ребусами, кроссворды, головоломки, музыкально-математические примеры, дидактические игры и другие.

Критерии оценки по количеству правильных ответов: 2 – правильно, 1 – с ошибками до 50%,   0 – неправильно.

  • Проверка знания основ музыкальной грамоты
  • Знание нот проверяется   таким образом:

-  каждому ребёнку выдаётся книжечка с ребусами – 4 или 6 зашифрованных слов, которые ребята должны разгадать,

-  проводится «глухонемой» диктант, где ребята должны записать ноты с руки,

-  проводится дидактическая игра «Шифровальщики», где ребята должны записать мелодию от заданной ноты по графическому изображению,

-  предлагается текст, в котором нужно отыскать «сбежавшие» нотки, сосчитать, назвать и никого не потерять («работаем сыщиками»).

  • Знание длительностей нот, пауз и знаков альтерации проверяется с помощью карточек-картинок.
  • Знание названий музыкальных инструментов проверяется при помощи плаката          с музыкальными инструментами, изображёнными методом беспорядочного наложения рисунка силуэтов (увидеть, узнать и назвать), а также кроссвордов.
  • Знание музыкальной терминологии проверяется при помощи заполнения таблиц (интервалы, динамические оттенки), решения кроссвордов (опера, композиторы, знаки альтерации, типы голосов, танцы, интервалы и др.).
  • Знание соотношения длительностей проверяется решением музыкально-математических примеров, определением размера такта, расстановкой тактовых чёрточек.
  • Умение различать и воспроизводить ритм проверяется с помощью карточек со стихами и определением ритма слов.
  • Умение записывать ритм определяется с помощью диктантов, «блиц» диктантов (на время).

Рекомендации. При слове «диктант» или «контрольная» у большинства ребят возникает страх, неуверенность в своих знаниях или чувство повышенной ответственности. Поэтому, когда, неожиданно для детей, педагог предлагает контрольные задания в виде карточек-картинок, ребусов, кроссвордов, головоломок, музыкально-математических примеров, им становится интересно, весело и совсем не страшно.

«Блиц» диктант проводится таким образом: детям нужно определить на слух ритм, изображённый на одной из карточек и записать её порядковый номер.

Рекомендации. На доске вывешиваются карточки с вариантами ритмического рисунка,   затем ставится задача и проговариваются условия её выполнения (порядковый номер каждой карточки, количество повторов, правила записи в тетрадь). Далее проводится репетиция-опрос каждого обучающегося индивидуально, в устной форме. И только после тренировки слуха можно приступать к записи «блиц» диктанта на время.

Дидактические игры

Игра «Угадай песню по ритму» - на выявление уровня развития музыкальной памяти. Педагог воспроизводит ритм из песен пройденного репертуара, а дети угадывают и исполняют их.

Игра «Ловишки»

Цель игры: активизация внимания, развитие темпового и динамического слуха.

Организация и проведение игры. Перед началом игры детям выдаются шумовые музыкальные инструменты. На фортепиано исполняются разные мелодии, а дети играют на шумовых инструментах, повторяя все с изменения темпа, динамики и стараются не попасть в «ловушку» при прекращении звучания музыки.

Игра «Шифровальщики»

Цель игры: свободное ориентирование в нотном тексте, подготовка к транспонированию мелодии.

Организация и проведение игры. Вывешивается наглядное пособие с графическим изображением мелодии. Затем ставится задача расшифровать мелодию от заданной ноты, записать её в рабочую тетрадь, разучить и сыграть на клавиатуре.

Рекомендации. Педагог перед началом игры предлагает детям расшифровать мелодию устно, то есть прочитать графическое изображение вслух нотами (например, от ноты «ре»).

Игра «Живые нотки»

Цель игры: закрепление понятия «звукоряд» на практике, активизация мышления, внимания.

Организация и проведение игры. Перед началом игры необходимо повторить звукоряд, начиная с разных нот. Каждый участник получает свою ноту (или название ноты): Вася – ДО, Катя – ФА и т.д. Под музыку дети свободно двигаются - бегают, прыгают, танцуют. Как только музыка замолкает, звучит приказ: «Правофланговый МИ! Нотки, стройся!», дети должны построиться так, чтобы получился звукоряд  МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ-ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ и т.д. (по количеству детей). Игра повторяется несколько раз с назначением разных правофланговых.

Игра «Живые длительности»

Цель игры: закрепление темы «Соотношение длительностей».

Организация и проведение игры. Перед началом игры необходимо повторить длительности, хлопать их со счетом, причем ладошки должны быть «склеены», пока длится нота.

Затем назначаются «дежурные» длительности (например, восьмые), из которых будут составляться четвертные, половинные, целые. Это значит, что каждый ребенок становится «живой восьмушкой». Дети стоят свободно в кругу. Педагог называет длительность, которую нужно составить, а дети берутся за руки, образуя кружочки из двух, четырёх или восьми восьмушек, в зависимости от задания.

Кроссворды можно использовать как контрольные задания с целью проверки общих музыкальных знаний, композиторов и их произведений, обозначений темпа и динамических оттенков, музыкальных инструментов симфонического оркестра,  понятий и определений, используемых в оперном жанре, танцев разных эпох, определений и понятий лада, интервалов,  ритма, размера, знаков альтерации, нот.

  1. Диагностика развития творческих способностей

Мониторинг творческого развития личности проводится при помощи тестов действия и комбинированных тестов, дидактических игр.

Тест-игра «Волшебная линия»

Цель игры: развитие творческого воображения, внимания, образного мышления.

Материалы для игры: магнитола, запись симфонической поэмы «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакова, бумага для рисования, фломастеры, простой карандаш.

Организация и проведение игры. Игра проходит в два этапа. На первом этапе, когда звучит «волшебная мелодия», дети рисуют на листе бумаги сплошную линию карандашом с закрытыми глазами. Карандаш свободно «танцует» по всему листу, улавливая все изгибы мелодической линии. На втором этапе дети рассматривают рисунок со всех сторон, чтобыувидеть как можно больше образов («кто» или «что» прячется в «волшебных линиях») и обводят увиденное. Основное изображение должно соответствовать контуру линии первого этапа.

Критерии оценки: 2 – несколько образов; 1 – один образ; 0 – ни одного образа.

Рекомендации. Объяснение правил игры педагог сопровождает собственным показом на доске или на листе бумаги, демонстрируя «танец» карандаша, который должен соответствовать темпу и всем изгибам мелодической линии, а затем рисунок необходимо убрать. При проведении первого этапа игры педагог должен следить за тем, чтобы вовремя остановить некоторых детей (слишком много и густо расположенные линии мешают увидеть образ).  Очень важно заострить внимание детей на том, что данный этап следует выполнять обязательно с закрытыми глазами. Как показывает опыт, дети, которые не выполняли это условие, не могли ничего «увидеть» и на втором этапе. Объясняя условия второго этапа, необходимо упомянуть, что в рисунке могут прятаться несколько персонажей или предметов, что можно дорисовывать мелкие детали (глаза, хвост, лепесток, ухо и др.), что рисунки можно рассматривать как угодно, со всех сторон и поставить условие -  исключить образ «змейки», так как любую извилистую линию можно так назвать. Просмотр рисунков должен сопровождаться детскими комментариями. Если кто-либо из детей не смог выполнить задание, педагог обращается за помощью к другим и даёт возможность высказать свои варианты. Таким образом, не справившийся с заданием ребёнок понимает, что и его рисунок тоже получился «волшебным» (просто автору пока еще не удалось увидеть это).  

Игру хорошо проводить на начальном этапе обучения как иллюстрацию к беседам о музыке, чтобы активизировать творческое восприятие музыкальных произведений.

Комбинированный тест «Музыкальные фантазии» рекомендуется проводить в форме слушания музыки, беседы, зарисовки впечатлений, комментариев к рисункам с использованием проективных методов диагностики при знакомстве с произведениями композиторов-классиков.  Кроме того, тест является хорошим материалом для психологической диагностики эмоционального уровня развития и навыков общения.

Примерные темы бесед:

  • Музыкальный портрет (Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, М.П. Мусоргский, цикл «Картинки с выставки»);
  • Музыкальный пейзаж (Э. Григ, Утро из сюиты «Пер Гюнт», Н.А. Римский-Корсаков, Буря из симфонической поэмы «Шехерезада», К. Дебюсси «Лунный свет»);
  • Музыкальное событие (Р. Вагнер, Состязание певцов из оперы «Тангейзер», Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»;
  • Музыкальное настроение (Элегия П.И. Чайковский из «Серенады для струнного оркестра», Т. Альбинони Адажио) и другие.

Дидактическая игра «Пантомима»

Цель игры: развитие образного мышления, выразительности мимики и жеста, активизация памяти и внимания.

Организация и проведение игры. Перед началом игры детям предлагается вспомнить названия песен из накопленного репертуара.  Водящий задумывает песню, которую он должен при помощи жестов и мимики показать так, чтобы ребята узнали ее и спели.

Рекомендации. Давая пояснения правил игры, необходимо напомнить детям, что пантомима – это немая сцена, что недопустимо произносить слова, шевеля губами. Названия песен можно выписать на доске, если репертуар уже большой. Каждая угаданная песня исполняется всеми детьми. Допускается выбор помощника для показа, если это необходимо. Таким образом, происходит повторение песенного репертуара. Для педагога эта игра является своеобразным тестом на выявление предпочтений, на развитие воображения, коммуникативных навыков, свободы самовыражения. Игру рекомендуется проводить в конце полугодия или учебного года.

  1. Диагностика развития коммуникативных навыков

Целью диагностики индивидуальности в творческом общении является выявление уровня   воспитания и развития личностных качеств.

Мониторинг   развития   коммуникативных   навыков   проводится   при   помощи тестов наблюдения, комбинированных тестов на выявление уровня взаимодействия в различных видах деятельности, дидактических игр и психологических тестов на выявление личностной характеристики и внутриличностных проблем ребёнка. Форма проведения: игра, слушание музыки, игра в шумовом оркестре. Способ диагностики: наблюдение.

Особенностью теста-наблюдения является то, что в процессе его проведения возможно активное участие педагога в воспитании личностных качеств, коррекция поведения в виде бесед, кратких замечаний и наводящих вопросов, помогающая сделать правильные выводы или принять самостоятельное решение, а также выявить детей, которым требуется психологическая помощь.

Тест – наблюдение определяет:

  • уровень навыков взаимодействия и проявления личностных качеств в игровой и музыкальной деятельности;
  • уровень познавательной активности и мотивации к обучению;
  • уровень эмоциональной чуткости в общении.

Комбинированный тест «Музыкальные фантазии» используется для мониторинга развития уровня вербального общения и помогает в практической деятельности пополнить словарный запас, формирует навык кратко формулировать мысли, учит слушать и принимать другое мнение, воспитывает чувство такта и помогает адаптации в социуме.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель игры: формирование дифференцированного слухового восприятия, культуры общения и активизация мышления.

Организация и проведение игры. Перед началом игры напомнить правила, выбрать водящего, который выходит из помещения и ждет снаружи и разделить детей на подгруппы.  Затем дать задание детям придумать слово для отгадывания и выбрать песню, на мотив которой будет исполняться слово. Распределить слоги между подгруппами в произвольном порядке и провести репетицию для динамического выравнивания ансамбля (все слоги должны быть слышны четко и с одинаковой динамикой), после чего можно позвать водящего.  

Все подгруппы одновременно поют свой слог на мотив выбранной песни. Например, первая группа поет «му», вторая – «ка», третья – «зы». Водящий должен услышать все слоги и составить из них слово «музыка». Если возникли затруднения в определении слогов или слова, водящему оказывается помощь.

Помощь водящему. Для того, чтобы каждый водящий сумел угадать слово самостоятельно, необходимо повторить пение более четко, усилив звучание неправильно определенного слога (добавить свой голос). Если водящему все же трудно узнать слово, хотя он определил все слоги правильно, то можно написать их на доске и попросить его проговорить их в разной последовательности, при этом сдерживая детей от подсказки.

Рекомендации. В процессе игры могут возникнуть трудности в правильном определении слова. Педагог должен организовать помощь таким образом, чтобы водящий не почувствовал себя несостоятельным или глупым. Это важно для самоутверждения личности и воспитания взаимоуважения друг к другу. Участникам игры надо напомнить о том, что следует набраться терпения и не называть слово при первом же затруднении водящему. Ребята должны помнить, что помощь может быть допустимой и недопустимой. Допустимая помощь состоит в том, что ребята искренне желают водящему успеха, а не выполняют задание за него.

Психологические тесты используются с целью диагностики личностных изменений воспитанников.

Тест «Психологический градусник» (САН) на измерение уровня самочувствия, активности и настроения.

Методика «Горячий стул» на выявление проблем межличностного общения с коррекцией взаимоотношений в коллективе.

Тест Люшера . Цветовые предпочтения по Люшеру определяют ту или иную характеристику личности.  

Проективные методики

Тест «Круг общения» на выявление приоритетов в общении.

Тест «Кактус» на выявление внутриличностных проблем.

В «Дневник педагогических наблюдений»

Рекомендуется заносить обобщённые данные развития по всем трём объектам, что позволяет видеть динамику развития и результат обучения: как меняются музыкальные способности, личные качества, взаимодействие в творчестве, самооценка. Обобщение данных педагогической диагностики позволяет выявить достижения каждого ребёнка и определить зону особого внимания и дать рекомендации.

Список рекомендуемой литературы

  1. Ильина Г.В. Мониторинг образовательных результатов в УДО детей (научно-методический аспект): В 2-х ч. - Ярославль: Изд. Центр «Пионер», 2000
  2. Информационно-методический бюллетень. Результативность образовательного процесса в УДОД . Диагностическая программа инвариантной части согласованного исследования. Авторы-составители: Барышева Т.А., д. психол. н., профессор, заведующая кафедрой художественного образования ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Сеничева И.О., зам. директора ДДЮТ Красносельского района, руководитель ГМО организаторов опытно-экспериментальной работы. Редактор: Бойцова А.Т., зам. генерального директора ГОУ «СПб ГДТЮ» по вопросам развития дополнительного образования,  Центр развития дополнительного образования СПб ГДТЮ, 2007
  3. Компетентностный подход в педагогическом образовании /Коллективная монография под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005.
  4. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей, сост. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Серия «Мир вашего ребёнка».- Ростов на Дону: Феникс, 2004
  5. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮИЦ «Пионер».- 2003
  6. Наумова Н.М., Донских Н.Я., Подгорнова С.И. Аттестация как средство предъявления профессиональной компетентности педагога. Методические рекомендации. - СПб, 2005