Публикация статей на тему "ИКТ на уроках музыки"

Заварина Маргарита Гюльметовна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

М.Г. Кузьмина

учитель начальных классов и музыки

МБОУ «Подюжская СОШ» п. Подюга

«Формирование интереса младших школьников к творчеству русских композиторов средствами мультимедиа»

В современной педагогике велика роль инноваций, так как без них не может осуществляться развитие школы. Инновационная деятельность предполагает разработку, поиск, освоение и использование новшеств, осуществление нововведений. Современное общество ставит перед учителями  задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не просто передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Именно это и заложено в основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год  в разделе 3.3. Развитие образования и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ в 2010 году. Особое внимание в содержании Концепции уделяется созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию обучающихся; созданию системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, а также  созданию объективной системы оценки индивидуальных достижений обучающихся как основе перехода к следующему уровню образования.

Музыкальное образование является благоприятной образовательной сферой для формирования и развития способностей каждого ученика на основе учета его индивидуальных возможностей. На сегодняшний день, учитывая падение духовной и музыкальной культуры в молодёжной среде, повышение качества и результативности музыкального образования являются исключительно актуальными. Высшая цель школьного музыкального образования заключается      в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного      в музыкальном искусстве. Практика музыкального воспитания показывает, что глубокое проникновение в идеи произведений искусства достигается только в том случае, если ученик сможет увидеть в нем нечто значимое для себя, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам, когда удается достичь соотнесения содержания произведения, написанного очень давно, с духовным мироощущением слушателя сегодняшнего дня. Этой возможностью обладает классическая музыка. Несомненно  и то, что наиболее эффективно развитие музыкальных способностей происходит в детском возрасте на материале этой музыки.

Следует отметить, что в наше время дети слушают музыку разных жанров. И нас не может не тревожить тот факт, что они в недостаточной мере знают классическую музыку, а порой совсем не могут назвать имена великих композиторов, в том числе и классиков русской музыки. Классическая музыка русских композиторов – это наследие человечества, лучшее, что прошло проверку временем. Осмысленное прослушивание музыки, изучение значимых музыкальных произведений активизируют мышление, внимание, память школьников,  развивают чувственное познание — восприятие и ощущение, укрепляют психическое здоровье детей.

Главная цель занятий музыкой в школе состоит в пробуждении познавательного интереса учащихся к музыке и на основе этого развитие у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, наслаждаться ими, испытывая потребность в систематическом общении с музыкой.

Данная цель соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, заключающимся        в необходимости достижения следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:  

1)        сформированность первоначальных представлений о роли музыки       в жизни человека, ее роли в  духовно-нравственном развитии человека;

2)        сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

3)        умение воспринимать музыку и выражать свое отношение                     к музыкальному произведению.

Одним из эффективных путей успешного музыкального образования, формирования познавательного интереса младших школьников  является изучение творчества русских композиторов.  Оптимизация данного процесса возможна на основе внедрения в учебный процесс информационных технологий.

Международное общество по музыкальному образованию (International Society for Music Education – ISME), осуществляющее свою деятельность под эгидой ЮНЕСКО, каждые два года в разных странах проводит Всемирные конференции по проблемам музыкального образования. И.М. Красильников, постоянный участник таких мероприятий, сообщил о том, что в 2010 году Всемирная конференция  в Пекине отобразила современную картину музыкального образования в глобальном масштабе. Заметное место среди выступлений заняли темы, связанные с обращением в музыкальном образовании к информационно-компьютерным технологиям. Также на конференции отметили, что обращение к данным технологиям должно стать элементом всех образовательных программ [2].  

В России проблема информатизации начального образования всё ещё          не получила системного решения. Хотя многие школы благодаря комплексной информатизации в рамках отраслевых целевых программ имеют необходимую материально-техническую базу: компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, доступ к сети Интернет [1].

С первого класса словарный запас школьника пополняется новыми словами: сканер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, монитор. Как утверждает И.В. Кузина, большая нагрузка по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ложится на учителя начальных классов.  Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования  и полного общего образования [7] показал, что именно    в стандарте начального общего образования в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы подробно прописана информационно-коммуникативная компетенция.

В наше время практически все школы оснащены средствами мультимедиа, которые используются учителями для проведения уроков, что является современным методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и интересными. Однако, при этом следует отметить, что далеко не все кабинеты музыки в школах оснащены средствами мультимедиа, которые позволяют одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой. Считаю, что внедрение ИКТ в процесс музыкального образования детей необходимо, т.к. это способствует повышению  качества обучения за  счет новизны деятельности.

Следует отметить, что работа с мультимедиа в рамках образовательного процесса проводится не всегда систематически, от случая к случаю, т.к. в теории и методике обучения музыке отсутствует научно обоснованная, эффективная методика использования средств мультимедиа на уроках, способствующая развитию творческих способностей школьников. Кроме того,  не всегда кабинеты музыки в общеобразовательной школе оснащены средствами мультимедиа. Таким образом, считаем, что существуют противоречия между требованиями Государственного стандарта к организации процесса обучения и недостаточной оснащенностью кабинетов музыки современными средствами мультимедиа.

Многие научные деятели и педагоги уделяли внимание данной проблеме. Большая роль в распространении опыта работы и методологических знаний, связанных с разработкой методики внедрения средст мультимедиа в учебный процесс в целом и, в частности, в уроки музыки, принадлежит ученым и педагогам-практикам. Так Е.В. Евтух, Е.А. Любанова, Е.Л. Межак большое внимание уделяла методам и приемам работы над слушанием музыки композиторов  с использованием мультимедиа; И.И. Ананьева, Б. Лифановский, Л.Ф.  Соловьева рассматривал сущность средств мультимедиа; И.М. Красильников, Л.П Макарова исследовали взаимосвязь развитие познавательного интереса и средств ИКТ. Однако, в научно-педагогической и методологической литературе не нашли достаточно полного отражения вопросы формирования интереса младших школьников к творчеству русских композиторов средствами мультимедиа.

Кроме того,  данная проблема связана с особенностями организации учебного процесса в условиях сельской местности, где не все ученики имеют возможность посещать театры, выставки, концерты. Потому для них одним из источников повышения своего культурного уровня являются уроки музыки с использованием мультимедиа. Применение мультимедийных средств дает возможность «открыть» перед обучающимися мировую картинную галерею и концертные залы, погрузить их в мир искусства, наполнить их духовный мир.

Целесообразность компьютеризации  кабинетов музыки  определяется мерой достижения педагогической и  методической  эффективности по сравнению с традиционными формами  работы. Однако, рассматривать использование компьютерных технологий   на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения  не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Игнатенко А.В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника// Начальная школа. –  2013. – .№5. – С. 58-60.
  2. Красильников И.М. Обращение к компьютерным технологиям – тенденция развития музыкального образования в современном мире//Музыка в школе. – 2011. – .№2. – С. 62-69.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования. –  Загл. с экрана. – Режим доступа:    http://standart.edu.ru. – Дата обращения: 20.10.2013.



Предварительный просмотр:

М.Г. Кузьмина, учитель музыки

 МБОУ «Подюжская общеобразовательная школа»

п. Подюга Коношского района Архангелькой области

Значение урока музыки в общеобразовательной школе

Проблема музыкального воспитания детей в ситуации кризиса культуры и образования активно обсуждается в педагогическом сообществе. Много внимания в процессе обучения уделяется умственному  воспитанию, хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности: интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. Если ребенка не воспитать эмоционально, он утратит способность мечтать, любить и сопереживать. Проблема сегодняшнего поколения действительно в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования. Только образование, способствующее становлению личности, ее неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, способно поддержать на должном уровне духовные ценности общества, его менталитет, гарантировать их обогащение и развитие. Поэтому смысл реформирования современной школы в перестройке ее из знаниецентрической в школу культуры. Это не просто ознакомление учащихся с культурой как с содержанием той или иной эпохи, но и воспитание культуры их жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви [1].

Б.В. Асафьев вкратце изложил психологическую сторону музыкального процесса и считает, что из этого вытекает значение музыки как организующей силы: развитие инициативы, организаторских способностей, находчивости и критического отношения. Присущие музыке основные свойства не только не могут заглушить то, что особенно желательно развивать, но, наоборот, содействует этому развитию.

Действительно, целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Сначала в их чисто музыкальной природе, потом в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной (звукозапись).

Самое важное в организации музыкального образования – создать психологический комфорт, атмосферу радости на уроке. Отношения с детьми необходимо строить на основе сотрудничества, уважения личности ребенка, педагог при этом должен занимать позицию партнера. Учащемуся нужно предоставить свободу и позволить развиваться в соответствии с индивидуальными особенностями [2].

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Урок музыки в общеобразовательном учреждении – мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Работа с учащимися, как правило, требует от учителя музыки большой самоотдачи, ведь дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более сензитивным.

Ни для кого не секрет, что музыка воздействует на общее состояние человека и является средством умственного и физического развития человека. Нужные для всех предметов память, внимание и мышление успешно развиваются на уроках музыки. Навык вслушивания в музыкальное произведение, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять совершенствуют мыслительные процессы. Пение позволяет развивать речь, фонематический слух, мышцы лица, способствует формированию правильного дыхания, помогают корректировать осанку. Также музыка развивает эстетический вкус, формирует характер.

Главная задача урока музыки – воспитание потребности в красивом, непримиримости и нетерпимости ко всему пошлому, уродливому, иными словами, воспитание культуры. Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, то есть очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.

На уроке звучит разная музыка, во взаимодействии со словом она помогает осознать нравственную идею произведения. Перед учащимися возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности.

Высоконравственное содержание музыкальных произведений является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей у детей. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, творческому самовыражению учащегося.

Закончить хочется словами замечательного музыканта, искусствоведа, эксперта и ведущего нобелевских концертов Михаила Казиника, которые он произносит перед началом Нобелевского концерта: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в ее структурах скрыты все формулы научного мышления!»

Список литературы:

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Под ред. Е.М.Орловой. – М., 1965. – С. 52-66.
  2. Анатолий Зак, детский психолог, Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы. Авторская статья «Зачем ребенку музыка». Часть I. С. 1. 2010.



Предварительный просмотр:

Кузьмина Маргарита Гюльметовна,

учитель начальных классов и музыки

МБОУ «Подюжская СШ имени В.А. Абрамова»

 п. Подюга Коношского района Архангельской обл

Мультимедийные средства как фактор активизации познавательного интереса младших школьников

 к урокам музыки

Международное общество по музыкальному образованию (International Society for Music Education – ISME), осуществляющее свою деятельность под эгидой ЮНЕСКО, каждые два года в разных странах проводит Всемирные конференции по проблемам музыкального образования. И.М. Красильников, постоянный участник таких мероприятий, сообщил о том, что в 2010 году Всемирная конференция в Пекине отобразила современную картину музыкального образования в глобальном масштабе. Заметное место среди выступлений заняли темы, связанные с обращением в музыкальном образовании к информационно-компьютерным технологиям. Также на конференции отметили, что внедрение ИКТ в музыкально-образовательный процесс  должно стать элементом всех образовательных программ [2].        

В России проблема информатизации начального образования всё ещё          не получила системного решения. Хотя многие школы благодаря комплексной информатизации в рамках отраслевых целевых программ имеют необходимую материально-техническую базу: компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, доступ к сети Интернет [1]. Компьютеризация кабинета музыки способствует формированию познавательного интереса младших школьников  на уроках музыки.

С первого класса словарный запас школьника пополняется новыми словами: сканер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, монитор. Слово и предмет, обозначенный им, сливаясь в единый образ, способствует «овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире» [5].

Как утверждает И.В. Кузина, большая нагрузка по воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ложится на учителя начальных классов.  Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования  и полного общего образования [7] показал, что именно    в стандарте начального общего образования в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы подробно прописана информационно-коммуникативная компетенция.

С развитием технической базы информационных технологий обозначились возможности их использования при обучении музыки в общеобразовательной школе. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (анимация, звук, видео) позволяют рассматривать компьютер на уроках музыки как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования учащихся и преподавателей.

Современные информационные технологии обусловливают необходимость  в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» - фонохрестоматии, произведения классической русской музыки, видеофрагменты из опер, балетов  являются неотъемлемой частью каждого урока. Без медиатеки уроки музыки невозможны, ведь звучание фрагментов музыки русских классиков является обязательным условием любой учебной программы по музыке.

Возможность в кабинете музыки выхода в Интернет безусловно формирует познавательный интерес учащихся к уроку. При условии непрерывной связи можно выйти на большое количество сайтов, посвященных творчеству русских композиторов, где помимо изучения новой  темы есть достаточное количество игр, тестов для закрепления изученного материала. Тут же возможны интерактивные экскурсии, слушание музыки в онлайн режиме, использование компьютерных игр. Всё это определенно интересует школьников.

Из этого следует, что тщательная подготовка к каждому уроку музыки           с использованием средств мультимедиа ведет к формированию познавательного интереса младших школьников к урокам музыки.

Многие школы оснащены компьютерами, которые используют учителя для проведения своих уроков. Применение мультимедийных средств на уроках является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая тем самым занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением средств мультимедиа ни в коем случае не заменяют учителя, они делают общение   с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Средства мультимедиа позволяют одновременно использовать различные каналы обмена информацией между компьютером и окружающей средой[1].

В то же время эта работа проводится не систематически, от случая к случаю, так как в теории и методике обучения музыке отсутствует научно обоснованная, эффективная методика использования средств мультимедиа на уроках музыки, которая будет способствовать формированию познавательного интереса младших школьников.

Е.А. Лобанова выделяет следующие направления использования ИКТ            в работе учителя музыки:

- средство наглядности на уроках при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

- закрепление изложенного материала (обучающие программы);

- проведение практических занятий, самостоятельной работы;

- контроль и проверка знаний учащихся (викторины, кроссворды и т.д.);

- диагностика качества обучения (тесты);

- подготовка электронных дидактических материалов, презентаций, докладов, выступлений;

- самообразование учащихся и педагога через получение, анализ и использование информации, полученной в Интернете;

- использование компьютерных игр в области искусства;

- возможность дистанционного обучения по предмету;

- освоение новых инструментариев учителя музыки (интерактивная доска и др.);

- создание личного профессионального сайта или ведение собственной странички учителя на портале школы или гимназии;

- участие в работе профессиональных сообществ на педагогических порталах;

- ведение электронного журнала по предмету;

- участие в виртуальных педагогических советах, мониторингах;

- создание интернет технологической карты урока;

- подготовка учащихся для участия в дистанционных олимпиадах по музыке [3,4].

Н.В. Суслова и С.Л. Старобинский считают, что Интернет стал своеобразной ноосферой. Современный человек с любым вопросом обращается, в первую очередь, к Интернету. Новости, развлечения, полезные адреса находятся очень быстро. Что не скажешь о профессиональной информации. Особенно, если профессия такая особенная – учитель музыки в общеобразовательной школе. Существует немало сайтов, адресованных профессиональным музыкантам или студентам музыкальных вузов. Но для школьного урока музыки их материалы, как правило, не подходят – слишком сложны [4].

Есть целые порталы, созданные для поддержки профессиональной деятельности школьных учителей различных специальностей. Наконец, в сети появляется все большее число персональных страниц учителей музыки, на которых размещены поурочные разработки, материалы по внеклассной деятельности. Но даже они порой малопригодны для коллег. Все мы разные, дети у нас тоже разные, не говоря уже об условиях конкретной школы, города, региона.

Просматривая бескрайние просторы русскоязычного Интернета                     по поисковым запросам «урок музыки в школе», «методика преподавания в школе» и т.д., Н.В. Суслова и С.Л. Старобинский обнаружили, что в сети представлено не так уж много качественных материалов. Приблизительно их можно разделить   на сайты о «себе» - где тот или иной учитель делится собственным опытом и размещает свои поурочные разработки и календарно-тематическое планирование; сайты методической тематики, но общешкольной направленности, где урокам музыки посвящен какой-либо раздел, содержащий сканированные программы, презентации каких-то уроков, файлы для скачивания с мультиками и «минусовками»; сайты музыковедческие – где есть и музыка, и сведения о композиторе, но нет педагогической направленности и сайты для детей и родителей, которые к школе не имеют непосредственного отношения [4]. Далее педагоги советуют именно тот методический сайт, который может оказать реальную помощь учителям музыки общеобразовательных школ [6]. Здесь можно найти для урока по творчеству русских композиторов практически всё.

В начальной школе всё-таки чаще используется применение презентаций. Они могут активно использоваться на разных этапах урока. Рассмотрим виды презентаций, которые могут быть применены на уроках музыки по формированию интереса учащихся к творчеству русских композиторов.  Это могут быть и уроки по биографиям и творчеству русских композиторов с богатым иллюстративным материалом, а могут быть  тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Презентации наполнены различным медиаматериалом: иллюстрациям к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями, играми. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением. Всё это разнообразит урок музыки и прививает интерес школьников к  слушанию русской классики.

  1. Заочные экскурсии – часто при изучении биографии композитора его

новых произведений мы совершаем виртуальные заочные экскурсии. Это могут быть фрагменты  видеофильмов, скачанных с Интернета.

  1. Проекты учащихся –  это,   как правило, коллективный проекты         с помощью учителя, а презентация проекта может быть итогом исследования. Рефераты и доклады, в начальной школе учащиеся готовят еще довольно часто. Но такие виды работ, скачанные обычно родителями учащихся из Интернета, не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают        в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим,  заниматься своей проектной деятельностью на уроках и во внеурочное время.
  2. Использование         электронных словарей и    энциклопедий,     Интернет ресурсов.

В процессе учитель и ученик традиционно обращались и обращаются            к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. На уроках музыки тоже возможно их использование.

На сегодняшний день информационные компьютерные технологии являются  новым способом передачи знаний, соответствующий качественно новому содержанию обучения и развития школьника. Этот способ позволяет ребенку учиться с интересом, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

 Целесообразность компьютеризации  кабинетов музыки  определяется мерой достижения педагогической и  методической  эффективности по сравнению с традиционными формами  работы. Однако, рассматривать использование компьютерных технологий                            на уроке как панацею для решения всех проблем нельзя. Это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею своих учеников, найти нужные формы, методы, средства для ее решения  не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем.

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Игнатенко А.В. Информационная среда и развитие коммуникативных навыков младшего школьника// Начальная школа. –  2013. – .№5. – С. 58-60.
  2. Красильников И.М. Обращение к компьютерным технологиям – тенденция развития музыкального образования в современном мире//Музыка в школе. – 2011. – .№2. – С. 62-69.
  3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. –  М.: Педагогическое общество России, 1998. –  640 с.
  4. Суслова Н.В., Старобинский С.Л. Методический сайт в Интернете. Проблемы и перспективы// Музыка в школе. –  2013. – №1. –  с.30-35.
  5. Большой энциклопедический словарь. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://dic.academic.ru. – Дата обращения: 10.11.2013.
  6. Сайт для учителей музыки – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://meta-music.ru. – Дата обращения: 28.11.2013.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования. –  Загл. с экрана. – Режим доступа:    http://standart.edu.ru. – Дата обращения: 20.10.2013.