Открытый урок. Тема: "Проблемы выразительности исполнения на примере пьес"
Работа над пьесами кантиленного характера. Воспитание культуры исполнения кантилены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kantilena_redaktsiya.doc | 80.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Ногинская детская школа искусств"
План-конспект открытого урока
Преподаватели: Малиновская Ольга Николаевна, Шенина Людмила Арвидовна
Предмет: фортепиано
Тип занятия: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков ,целевого применения усвоенного
Класс: Павлов Всеволод VI кл., Киселева Анастасия VI кл
Тема:" Проблемы выразительности исполнения на примере пьес"
Дата проведения: 18 . 03. 2014-2015 учебный год
Цель урока: активизировать музыкально-смысловые представления учащихся с целью совершенствования навыков исполнения кантилены
Задачи урока для преподавателя:
Образовательные: дать представление о музыкально-интонационных осбенностях пьес кантиленного характера
дать понятие о различной тембро-динамике звука
Воспитательные: воспитывать культуру исполнения музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем
воспитывать образно-эмоциональное мышление
воспитывать музыкально-эстетического вкус
Обучающие: работа над выразительным интонированием мелодической линии
развитие навыка координации движений и поиск правильного звукового соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании
развитие ритмической устойчивости и ладо-гармонического слуха
Задачи урока для учащихся:
Образовательные: развить умения и навыки кантиленной игры.
Воспитательные: расширить музыкальный кругозор .
Обучающие : совершенствовать слуховые, ритмические ,образные представления, музыкальную память и воображение для создания единого музыкального образа.
Материалы и оборудование: фортепиано, ноты.
План урока:
I.Организационный этап: сообщение цели и хода работы на уроке
II. Основная часть урока :
1.Краткое методическое сообщение на тему. Роль кантилены в развитии эмоционально-образного мышления учащихся
2.Работа над пьесами: П. И.Чайковский"Песня жаворонка" и " Подснежник" из цикла "Времена года".,Ф. Мендельсон слч.72 "Песня без слов"№9 Ми-мажор, Р.Глиэр Мелодия соч.99
III.Заключительный этап: подведение итогов работы над пьесами, в процессе которой ученики получили подготовку в работе над более сложными произведениями кантиленного характера.
Ход урока:
1. Проблемы выразительного исполнения касаются , в первую очередь, эмоционально образного воспитания ученика. Изучаемое произведение, находящееся на 2-3 стадии шлифовки требует от учащихся эмоционального отношения к исполняемому. Часто композитор предлагает ученику в качестве образного восприятия какую-нибудь программу. Педагогу легче направить воображение ученика по пути раскрытия образного содержания. Сюда относятся и летературные сравнения, и природные явления, иллюстрации и т.д. Педагог хорошо знает, чтобы играть выразительно, нужно применять разнообразные приемы воздействия.
Первое: правильно фразировать деления мелодии на фразы, мотивы и т.д. и правильно определять границы мотива, фразы, предложения, периода. При этом ученик должен четко представлять себе строение фразы - ее начало, подъем, кульминацию, спад. Владея хорошо инструментом, ученик должен осуществить на нем свое художественное намерение, при этом уметь слышать себя, свое исполнение как бы со стороны и исправлять замеченное педагогом.
Второе условие - овладение средствами музыкальной выразительности для осуществления художественных намерений. Часто бывает, что ученик (недостаточно музыкальный) извлекает из инструмента ряд красивых созвучий, однако они не образуют осмысленной, выразительной фразы, т.е. ученик играет механично, формально.
Третье условие - научить ученика слушать себя, постепенно приближая его к осознанной игре. Существует такое понятие «немузыкальный» ученик, который просто не умеет выявить свою музыкальность на инструменте, не умеет пользоваться выразительными средствами, ученик не слышит во время своего исполнения реально звучащую под его пальцами музыкальную фразу.
Задача и цель педагога - определить в каждом отдельном случае слабую сторону индивидуальности ученика и направить максимум внимания на ее развитие. Постепенно ученик научиться понимать, что каждая новая фраза несет в себе и новое содержание, новые выразительные элементы, т.е. приучить ученика к выразительной игре.
В дальнейшем в средних классах и особенно в старших классах все развитие ученика сталкивается с восприятием музыки как искусство многоплановых звучанийВнимание ученика должно быть направленно, помимо мелодического голоса, так же и на исполнение так называемых «второстепенных», сопровождающих голосов. Ученик обычно знает исполнение мелодии, которая легко запоминается и которую приятно слушать. К разучиванию аккомпанемента ученик, как правило, относиться значительно более небрежно. Однако хорошее качество звучания аккомпанирующих голосов, в качестве баса, осмысленное исполнение гармонического сопровождения является необходимой предпосылкой для красивого ведения мелодического голоса. Лирические пьесы занимают преобладающее место в исполнительском обучении. Работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, исполнительской инициативы ученика.
2.Цикл фортепианных пьес П.И.Чайковского "Времена года" - одно из популярнейших произведений русской классики. Создан П.И.Чайковским в 1875-76г. по заказу издателя музыкального журнала "Новеллист" Н.М.Бернарда, который публиковал ежемесячно по одной пьесе в течение 1876г..
Музыка цикла состоит из лирических и жанровых образов, на создание которых П.И.Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал "святой восторг" при общении с природой. Каждая пьеса содержит настроение или сюжет, связанный с одним из месяцев года в России( за исключением "Баркаролы", где само название и характер звучания наводят на мысль о южном пейзаже). Музыка номеров цикла, связанных с весенними месяцами, а также "Осенняя песня! наполнены тонкими душевными переживаниями, созвучными данному времени года. В других пьесах композитор погружается в настроения, связанные с русским бытом, обычаями ( "У камелька", "Святки" ). "Песня косаря" и "Жатва" - это музыкальные картинки, рисующие трудовые будни русского человека. Пьеса "Охота" воссоздает панораму любимого развлечения русского дворянства; "Масленница" - сценка народного прздничного гулянья.
Март. "Песня жаворонка". Исполняя эту пьесу, мы представляем себе картину ранней весны, когда еще не ощущается радость пробуждения природы, в настроении преобладают оттенки грусти, краски звучания тусклые, неяркие. Ученику надо ,прежде всего, найти спокойное, размеренное движение аккомпанирующих звуков в партии левой руки. Вступление мелодии оттеняется иным тембром; необходимо почувствовать вершину фразы, распеть верхний звук. При повторении фразы в басовом регистре в партии левой руки звучат легкие аккомпанирующие аккорды, которые играются иным штрихом и движением кисти: Задача ученика - научиться переключать вес руки и характер пальцевого туше с одной партии на другую. Средняя часть вносит контраст оживленностью характера музыки, мелодическая линия смело "взлетает" вверх, напоминая порывистый полет птиц. Мелодия "обрастает" форшлагами, триольными элементами ( подражание птичьему щебету) ; оживляется, становится изысканнее, прихотливее ритмика ( появление синкоп, тридцать вторых длительностей). Педализация в первых четырех тактах- непрерывная, связующая; начиная с 5-го такта, где появляются паузы, разделяющие аккомпанирующие аккорды, педаль- короткая, неглубокая, обогащающая тембр отдельных звуков мелодии и придающая легкую педальную окраску гармоническим созвучиям. В средней части педаль помогает создать ощущение воздушного пространства, придать больше звонкости верхнему регистру. В нижнем регистре - педаль более осторожная, неглубокая.
Апрель "Подснежник". Пьеса "Подснежник" - одно из самых поэтичных, лиричных произведений, посвященных пробуждающейся природе. Весна - первые проталины, первые робкие цветы, пробивающиеся к свету и теплу. С этим связано и настроение человека, возможно и обновление его жизни. Эпиграф поэта А. Майкова полностью совпадает с характером произведения. Ученики , разучивая эту пьесу , часто забывают о них.
Задача педагога состоит в том, чтобы приблизить ученика к создаваемому образу. Для этого нужно найти такие средства выразительности, которые соответствовали бы замыслу композитора, т.е. через звук выразить характер произведения. Здесь важна работа над интонацией, над взаимосвязью фортепианной музыки П. И.Чайковского с оркестровой: мелодию в первом периоде можно поручить скрипке, а сопровождение духовым инструментам. Мелодия начинается с секунды - ощущение напряжения, ожидания. Ритмичные мягкие трезвучия в правой руке поддерживают мелодию, создают ощущение трепетности, душевного тепла. Далее развитие мелодии в среднем регистре(виолончель). Средняя часть несколько иная по характеру: оживленная, танцевальная, полетная, отвечающая второй половине стиха А.Майкова. Следует в звуковом плане не перегружать фактуру, обратить внимание на элементы вальсовости на певучесть мелодии, далее исполнить 16-тые, как "легкий порыв ветерка", мягкие снятия на последней ноте пассажа. Особенность пьесы - многократно повторяющиеся мотивы, которые должны играться разнообразно в зависимости от гармонической поддержки.
Р. Глиэр "Мелодия" соч.99. В пьесе, которая напоминает ноктюрн или романс, следует выявить ритмическую гибкость, мягкость, лиричность. Интерпретация требует развитие ощущения широкого дыхания, вбирающего в себя линии небольших построений. Пьеса написана в простой 3-х частной форме с контрастной серединой. Трехплановость фактуры( мелодия, бас и заполнение) представляют трудность в исполнении. Главная задача- добиться глубокого. нежного, теплого проникновенного звучания. Определив границы фраз, прослеживали направление мелодии, ее интервальный состав. Детально прорабатывали каждую фразу , выразительно интонировали как бы "вокальную" мелодию. В работе над сопровождением, которое помогает создавать нужное настроение- тревоги, смятения( особенно в средней части) необходимо совершенно другое прикосновение- играли легко, скользяще, вкрадчиво, при этом очень точно и сконцентрированно .Далее соединяли руки вместе. Большую роль играет координация движений, т.к. в процессе игры мелодия и аккомпанемент меняются местами.
Мендельсон Ф. Песня без слов. №9 Ми мажор. Пьеса воспроизводит хоровой стиль в манере "лидертафля".Типичная гармонизация в подражании вокальному четырехголосному складу и относительная ритмическая неподвижность отличает эту пьесу от пьес романсного стиля. Работали над звуком- добивались свободного погружения пальцев в клавиатуру, над фразировкой- в мелодии заложена вокальная основа, поэтому пропевали сначала голосом, стараясь понять смысл фразы, затем переносили свое ощущение в пальцы. Играли мелодию отдельно, затем с аккомпанементом. Работали над многослойностью фактуры, педалью.
3.В заключение хочется сказать, что пьесы, проработанные на уроке, являются настоящей школой кантиленной игры. Они помогают учащимся освоиться в многослойной фактуре, открывают безграничные возможности фортепианного звучания, приучают к естественности дыхания в музыкальной фразе. Работа над этими пьесами создает фундамент для решения более сложных задач, возникающих при изучении кантиленных пьес русских и зарубежных композиторов: П.Чайковского, М.Глинки, Ф.Шопена, Ф.Листа, Й.Брамса и т.д.
Использованная литература:
1. А. Вицинский - «Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением».
2. А. Щапов - «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»
3. А. Артоболевская «Педагогические статьи»
4. Б. Милич - «Воспитание ученика - пианиста»
5. JI.A. Баренбойм - «Музыкальная педагогика и исполнительство»
6. Г. Г. Нейгауз - «Об искусстве фортепианной игры» М.,1982г.
7. И.В. Малинина- "Детский альбом" и "Времена года" П.И.Чайковского М., ООО "Престо"