АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫВОРОТНОСТИ
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЫВОРОТНОСТИ.
ЕЁ ЗНАЧИМОСТЬ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Методические рекомендации
В эстетическом воспитании детей в наше время ведущая роль отводится искусству в целом. Хореографическое искусство стало одним из действенных факторов формирования гармонично развитой личности. Хореография, как искусство массовое доступно всем, поэтому огромное количество детей принимают участие в работе танцевальных кружков, балетных студий, ансамблей танца, школ современного танца. В программы многих школьных и дошкольных учреждений включены уроки ритмики и танца.
Благодаря системе хореографического образования и воспитания, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Последние десятилетия характеризуются популяризацией и мощным развитием всех направлений самодеятельного хореографического искусства: народные, бальные, спортивные, всевозможные виды современного танца - джаз, модерн и т.д.
Но всех их объединяет стремление отточить свое искусство, поднять исполнительское мастерство на более высокий профессиональный уровень. Поэтому многие танцевальные коллективы включают в свои образовательные программы изучение классического танца, который представляет собой четко выработанную систему движений не содержащую ничего лишнего, ничего случайного.
В переводе с латинского языка само слово классический означает образцовый (лат. Classicus образцовый). Классическими мы называем образцовые, выдающиеся, общепринятые произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Таким образом система движений классического танца призвана сделать тело танцовщика дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращая его в чуткий инструмент, послушный воле педагога, балетмейстера и самого исполнителя.
Именно поэтому педагогов многих танцевальных коллективов привлекает очень эффективная методика преподавания, созданная в русской классической школе балета. Она представляет собой целую систему, состоящую из ряда взаимодействующих компонентов, в качестве которых выступают общефизическая и профессиональная подготовка, музыкальное и эстетическое воспитание, что полностью совпадает с целями и задачами любого танцевального коллектива.
Но, существуют и некоторые отличия, особенно в системе отбора детей для обучения в профессиональных хореографических заведениях с одной стороны и в самодеятельных танцевальных коллективах, как учреждениях дополнительного образования, с другой.
Для обучения классическому танцу, например, в хореографических училищах кандидаты должны быть физически здоровыми (в т.ч. иметь хорошее зрение, слух, нормально работающий вестибулярный аппарат, развитые двигательные функции), обладать пропорциональным телосложением, отвечающим требованиям классического танца, необходимыми” профессиональными” данными (выворотностью, подъемом стопы и др.), иметь такие качества как музыкальность и артистичность. В то время, как для успешных занятий в танцевальных коллективах системы дополнительного образования бывает достаточно общего физического здоровья (исключение составляют серьезные недостатки телосложения) и желания самих воспитанников в свободное время приобщаться к искусству танца.
Таким образом, если при приеме в хореографические училища учитываются специальные профессиональные данные - выворотность, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластическое владение руками, четкая координация движений, выносливость, сила, то в некоторых танцевальных коллективах все эти способности возможно выработать или сформировать на подготовительных отделениях при определенных условиях и при наличии соответствующих методик. В этом случае используются такие факторы, как рост и развитие детей, которые идут непрерывно и определяют несколько возрастных периодов. Поле деятельности для педагогов подготовительных отделений в этой сфере достаточно широко, многообразно, и дает мощный толчок для творческой работы, для создания методик позволяющих раскрыть и развивать ту или иную способность ученика, с учетом его возрастных особенностей.
Основная и ведущая роль в процессе обучения классическому танцу в хореографических училищах и в самодеятельных танцевальных коллективах отводится формированию правильной осанки учащихся, и как следствие- высокой устойчивости, сохранению равновесия тела, являющиеся основным требованием в упражнениях классического танца. В то же время, специальная осанка, принятая в классическом экзерсисе, нужна не только для исполнения различных движений, но и для развития необходимых компонентов, обязательных для форм классического танца.
Правильное положение всех звеньев тела в данной осанке является условием для работы над “выворотностью ног, над выработкой устойчивости при ограниченной опоре на всей стопе, на полупальцах и пальцах”.
Для решения этой задачи существует система упражнений, постепенно формирующих осанку, начиная с первых дней обучения. Для правильной осанки несколько выпрямляется шейная кривизна, лопатки опускаются и фиксируется ключица на персом ребре, выпрямляется грудная и поясничная кривизна позвоночного столба. Голова держится прямо так, чтобы главные оптические оси глаз занимали горизонтальное положение. Таз поворачивается в более горизонтальное положение, угол наклона уменьшается, ноги выпрямляются и поворачиваются в тазобедренных суставах наружу, пятка становится в вместе, носки врозь под некоторым углом.
Чтобы обеспечить такое правильное положение звеньев тела, необходимо преодолеть ряд сопротивлений. Самая большая трудность обеспечить правильную постановку таза. Мощная подвздошно-бедренная связка тянет таз вниз, чем увеличивается его угол наклона. Увеличение угла наклона таза является препятствием для поворота бедра наружу (выворотно). Преодоление данной трудности зависит от природной эластичности связок у учащихся. При большой эластичности связок преодоление этого сопротивления осуществляется быстро и успешно. В исключительных случаях это препятствие непреодолимо.
Таким образом мы подошли к особой важности выворотности для формирования правильной осанки у учащихся. В своей книге “Тем, кто хочет учиться балету” Т.И. Васильева определяет выворотность, как “...способность развернуть ноги (бедра, голени, стопы) в положение en dehose (наружу - Т.В.), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты наружу”.
Выворотность ног зависит от 2-х важных факторов. Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в вертлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жесткие, тем меньше выворотность ног, и наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая и связки эластичные. Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин: либо они обращены вперед, либо больше в стороны.
Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные связки помогают добиваться хорошей супинации (поворота) бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперед и при этом головки бедренных костей посажены в них глубоко , амплитуда движений ног, таким образом, ограничена.
Во-вторых, выворотность ног зависит от строения ног. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12 годам. К этому времени носки стоп оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь. Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бедрах. В случаях свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа.
Природную выворотность ног можно определить различными методами, широко используемыми в практике. Например, во время использования grand plie при хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя. Если при выполнении так называемой “лягушки” лежа на спине у учащегося колени свободно прилегают к полу, значит у него есть природная выворотность в тазобедренных суставах (если нет прогиба в спине).
При определении выворотности ног особое внимание обращается:
∙ на строение тазобедренного сустава, на степень податливости ноги, способность всей ноги занять выворотное положение;
∙ на возможность развития выворотности ног, исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;
∙ на чрезмерное переразгибание в коленных суставах (Х -образные ноги), что иногда обуславливаются слабостью связочно-мышечного аппарата.
Учитывая специфику работы в непрофессиональных танцевальных коллективах, не будем заострять внимание на принципах отбора детей с природными данными, а вернемся к необходимости и возможности развития этих способностей в условиях работы самодеятельных коллективов.
Необходимо еще раз вернуться к выработке правильной осанки, которая невозможна без напряжения определенных мышц. В развороте тазовых костей участвуют группа ягодичных мышц и другие разгибатели бедра, действующие при опоре на бедра. Повороту таза содействует и расслабление большой поясничной мышцы.
Основное движение - поворот всей ноги в тазобедренном суставе наружу - производится мышцами тазобедренного сустава подвздошно-поясничной мышцей, приводящими мышцами бедра, большой ягодичной мышцей, внутренней запирательной мышцей, квадратной мышцей бедра. Мелкие мышцы не отличаются большой силой и механические условия их действия менее выгодны, но значение весьма важно. Коленный сустав фиксируется четырехглавой мышцей бедра. Задние мышцы бедра натянуты. Голеностопный сустав укрепляется мышцами голени, прежде всего комбаловидной.
Рассмотрев работу мышц, участвующих в развороте бедра наружу, становится понятно, на какие мышцы стоит обратить внимание педагогам в работе с детьми для улучшения выворотности.
В своей книге, упомянутой выше, Т.И. Васильева приводит некоторые упражнения, позволяющие улучшить выворотность ног. Особенно значима их роль на подготовительном этапе с учащимися, готовыми продолжить свое обучение в хореографической студии.
Упражнение 1.
Исх. положение: расслабленное положение лежа на спине.
Исполнение: на счет раз-два медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь мышцы ног. При свободно лежащем корпусе напрячь только мышцы ног. На счет три-четыре, напрягая и сокращая ягодичные мышцы, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороной наружу так, чтобы пятки подошвенной стороной коснулись друг друга, а мизинцы - пола. Поворот в тазобедренном суставе производится мышцами-супинаторами (они, сокращаясь, растягиваются). Учащиеся должны ощутить работу этих мышц.
Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности.
Упражнение 2.
Исх. положение: то же самое, что и в упражнении 1, или сидя.
Исполнение: на счет раз-два, сразу вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола (мышцы напрягаются). На счет три-четыре сократить подъемы ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе с подошвами и носками образовали прямую линию, а мизинцы коснулись пола, то есть, должна получиться I позиция. Ноги в коленях выпрямлены. Учащиеся должны ощутить сокращение мышц-супинаторов, расслабление мышц-пронаторов.
Это упражнение, укрепляя мышцы ног, способствует выработке их выворотности, растяжению ахиллова сухожилия.
Упражнение 3.
Исх. положение: лежа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу (выворотно).
Исполнение: медленно поднимать то одну, то другую или обе ноги верх, то вытягивая, то сокращая их в первую позицию. На 2 такта по 4/4 вверх, на 2 такта по 4/4 вниз.
Это упражнение укрепляет мышцы брюшного пресса, способствует выработке выворотности ног, а также исправляет недостатки осанки.
Упражнение 4.
Исх. положение: сесть на пол, согнув ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить пальцы ног руками.
Исполнение: на счет 1-2-3-4 медленно наклониться вниз; распрямляя ноги, прижаться головой к ногам, сохраняя первую позицию ног. На 1-2-3-4 вернуться в исходное положение.
Это упражнение способствует выработке выворотности и положения голени в коленном суставе, а также растягивает и укрепляет мышцы спины, особенно поясницы.
Упражнение 5 “Лягушка” (активное).
Исх. положение: лежа на спине согнуть колени и соединить стопы.
Исполнение: на счет 1-2-3-4 раскрыть ноги, стараясь достать коленями пол, на 5-6 зафиксировать положение. Мышцы полностью расслабить. На счет 7-8 вернуться в исходное положение.
Тяжести ног вполне достаточно, чтобы при ежедневных упражнениях в течение 2-3-х месяцев увеличить степень выворотности в тазобедренном суставе.
Упражнение “Лягушка” можно делать и на животе (лежа).
Упражнение 6.
Исх. положение: сесть по-турецки, стараясь достать коленями пол, руки положить на затылок, выпрямить позвоночник.
Исполнение: на счет 1-2-3-4 наклониться вперед, опуская локти и голову вниз, коснуться локтями пола, стараться, чтобы спина была прямая, или наклоняясь вниз, вытянуть руки вперед, голову слегка приподнять. На счет 1-2-3-4 вернуться в исходное положение.
Это упражнение способствует выработке выворотности в тазобедренном суставе, растягивает мышцы и связки спины, особенно поясничного отдела позвоночника.
При выполнении этих упражнений недопустимы никакие внешние давления, так как они легко могут повлечь за собой травму.
Приведенные выше упражнения могут рассматриваться как методический материал для педагогов, работающих над выворотностью в системе классического танца. А также послужить толчком для создания авторских упражнений и методик, позволяющих грамотно и эффективно добиваться хорошей выворотности у учащихся.
Подводя итог данной работы, своевременно еще раз обратить внимание на значимость выворотности в освоении системы классического танца. В своей книге “Классический танец” Л.Д. Блок так определяет “... Цель выворотности - освободить движение ноги в тазобедренном суставе”. Именно “...выворотность обогащает выразительность тела ... во фронтальной плоскости”. Благодаря этому танец овладевает “всеми мыслимыми для человеческой машины механизмом ног. Без выворотности выполнима лишь ничтожная часть этих движений”.
Список литературы
1. Н. Базарова, В. Мэй Азбука классического танца. Ленинград: Искусство, 1983
2. Л.Д.Блок Классический танец. Москва: Искусство, 1987
3. Т.И. Васильева Тем, кто хочет научиться балету. Москва: ГИТИС, 1994
4. Е.Г. Котельникова Биомеханика хореографических упражнений. Ленинград, 1980
5. Ф. Лопухов Хореографические откровения. Москва: Искусство, 1971
6. В. Пасютинская Волшебный мир танца. Москва: Просвещение, 1985
7. Н. Тарасов Классический танец. Москва: Искусство, 1971