Вокальное дыхание
Данная статья посвящена развитию вокального дыхания по методу А.Н.Стрельниковой и использованию дыхательных приёмов по системе индийской йоги. Надеюсь, что этот материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям музыки средней школы, руководителям вокальных ансамблей и хоровых коллективов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnoe_dyhanie.docx | 20.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вокальное дыхание»
Дыхание является одной из основ в вокальном искусстве. Способствует связности звуков. Чтобы научиться правильно, петь необходимо, иметь комплекс способностей и постоянно развивать их. Недоразвитость одного из его компонентов может стать причиной неправильного интонирования.
Компоненты:
- Певческое дыхание
- Дикция
- Звукообразование
- Артикуляция
Правильное дыхание – один из главных навыков, которым овладевают при обучении вокалу. Дыхание - путь к энергии. Певческое дыхание – это фундамент звукообразования, который дает силу и длительность звука, а также дает тембровую окраску звука Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха. Голосообразованию предшествует вдох, который берётся активно и бесшумно, достаточно глубоко с ощущением полу зевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, т.к. затрудняется подача звука.
Чтобы вдох был достаточным глубоким и полным, воздух надо набирать в нижний отдел грудной клетки, расширяя нижние ребра в стороны. Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой — задержкой дыхания, после чего начинается выдох. Мгновенная задержка дыхания перед выдохом является моментом фиксации положения вдоха или иначе, вдыхательной позицией. Основной задачей певческого выдоха является плавное и экономное расходование дыхания, взятого на фразу.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно - диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. Вдох сопровождается одновременным движением диафрагмы и нижних рёбер, что позволяет достигать полного вдоха. Диафрагма сокращаясь, активизирует мышцы живота и окончания нижних рёбер, раздвигая их в стороны..
Сравнительная характеристика певческого и речевого дыхания.
Общие черты: вдох и выдох.
Обычное дыхание: грудное – поверхностное; темп ритм и объём дыхания – равномерный.
Вокальное дыхание: тип дыхания – диафрагматическое, т. е. глубокое; характер дыхания – волевой; ритм – ассиметричный; вдох – короче, выдох – длиннее; объём дыхания зависит от певческих задач.
Приемы которые помогают выработать правильное вокальное дыхание.
- Сидя (стоя, лежа) 8 раз – выдох на согласных « С», «Ж», «З» короткий вдох через нос, равномерный выдох на звук «С» и «З», губы в полуулыбке, язык упирается в нижние зубы.
- Звук « Ж» - губы вытянуты вперед, звучание низкое, звук резонирующий в груди (ладони приложить к груди и почувствовать вибрацию)
- Взять стакан с водой и коктейльной трубочкой; вдох через нос, медленно в течение 3-5секунд выдыхать воздух в трубочку, чтобы вода не разбрызгивалась.
- На основе дыхательной гимнастики Н.А. Стрельниковой используют адаптированное упражнение над вокалом « Насос» и « Обними плечи» - его можно использовать как в вертикальном положении так и слегка нагнувшись вперед. Оно помогает убрать воздух из грудной клетки и подключить диафрагмальное дыхание.
Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения;
Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.
После нескольких недель тренировки по предложенной методике, сравните свой нынешний голос с прежним, который вы записали на диктофон, и вы убедитесь, что тембр вашего голоса изменился, а голос в целом существенно улучшился, ибо теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.
В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова.
Дикция и артикуляция: Пение — это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Пение ещё иначе называется музыкальной речью. Часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, называется артикуляционным аппаратом, а органы, входящие в его состав, — артикуляционными. К ним относятся: ротовая полсть с языком, мягким и твёрдым нёбом, нижняя челюсть, глотка, гортань. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи [гласных и согласных], называется артикуляцией.
Певческая артикуляция отличается от речевой и имеет свои особенности. В пении гласные должны быть округлыми, протяжными, имеющими тембр и звуковысотность. Согласные же произносятся чётко и быстро. Согласованность и интенсивность работы артикуляционного аппарата определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию. Артикуляция должна быть свободной, нижняя челюсть в полуопущенном состоянии без напряжения.
Правильное произношение в пении опирается на нормы произношения литературного языка — орфоэпию
[в переводе с греч. — правильная речь].
Певческая орфоэпия отличается от разговорной — согласные в пении переносятся к последующему слогу для того, чтобы слог был открытым. Очень важны при вокале резонаторы.
Резонаторы - та часть голосового аппарата, которая придаёт звуку определённую окраску, характерный тембр тому или иному голосу называется резонатором. Различают верхние и нижние резонаторы.
К верхним головным резонаторам относятся полости, лежащие выше голосовых связок: носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи.
К нижним резонаторам относятся грудная клетка [грудина, альвеолы, пустотелые бронхи]. Во время пения следует пользоваться и грудными и верхними резонаторами. Верхние резонаторы придают голосу полётность, звонкость, а грудные резонаторы — мягкость и полсозвучия.