ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «Особенности фортепианной музыки Б.Дварионаса. Работа над кантиленой на примере «Вальса a-moll» Б.Дварионаса».
Термин «кантилена» происходит от итальянского слова «cantilena» - пение, это - напевность музыки, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. В фортепианном искусстве означает умение «петь» на инструменте. Работая над кантиленой, нужно прежде всего работать над звуком, над мелодией. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. От умения передать смысл музыкальной речи в большой степени зависит содержательность исполнения.
Работа над звуком – самая трудная работа, так как она тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. Научить хорошему звуку труднее всего, так как очень многое зависит от самого ученика. Чем грубее слух, тем тупее звук. Одна из основных задач педагога - научить ученика себя слушать, ибо умение слушать – основа педагогического мастерства. Работа над звуком должна заставить ученика слушать себя со стороны. Ученик должен стремиться, во-первых, к полному, мягкому, певучему звуку, во-вторых, к максимальному разнообразию звуковых красок. К.Игумнов говорил: «Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки». Причем певучестью должна быть проникнута вся музыкальная ткань, а не один только доминирующий мелодический голос. Основной принцип «туше» - слияние пальцев с клавиатурой. Нужно стремиться к плавным, слитным и оправданным движениям, естественным и свободным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok.docx | 38.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:
«Особенности фортепианной музыки Б.Дварионаса. Работа над кантиленой на примере «Вальса a-moll» Б.Дварионаса».
Выполнила:
Бурмистрова Алла Станиславовна
Преподаватель фортепиано, концертмейстер
2015г.
Пояснительная записка
Целью урока является решение образовательных, воспитательных задач и задач интеллектуального развития учащихся.
Образовательные задачи:
- Проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, полученных на предыдущих уроках: ученик должен определять размер, тональность, движение мелодии, уметь слышать интервалы.
- Обеспечить усвоение следующих навыков: умение проанализировать форму произведения, гармонический язык, определить, из чего состоит мелодия, какие интервалы используются в её построении.
- Продолжить формирование творческих возможностей для достижения выразительного характера в произведении.
Воспитательные задачи:
1. Содействовать в ходе урока освоению мировоззренческих понятий: мелодия, интонация, интервалы, тональность, гармония, динамика.
2. Формирование усидчивости, преодоление трудностей в работе над интонацией, гармоническими отклонениями, отработка пианистических движений.
3. Формирование взаимоотношений: учитель - ученик, ученик – учитель.
Задачи развития учащихся:
1. Опираясь на решение воспитательных задач, формировать у учащихся общечеловеческое и художественное мировоззрение.
2. Формировать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые понятия.
3. Развивать у учащихся самостоятельность мышления.
4. Развивать воображение, память, внимание учащихся.
5. Формировать у учащихся умение преодолевать трудности, закалять волю, эмоционально переживать исполняемые произведения.
6. Развивать у учащихся интеллектуальные способности, умение переносить знания в новые ситуации и т.д.
В ходе урока производится:
1. Развитие творческо-слухового восприятия и усвоения музыкальных средств в пьесах кантиленного характера.
2. Развитие пианистических навыков в работе над кантиленой в произведении Б.Дварионаса.
Содержанием урока является:
1. Анализ формы произведения, тональный план, гармонический анализ.
2. Работа над интонацией, интервалами, над мелодическим языком произведения.
3. Работа над эмоциональным восприятием и выразительным исполнением произведения (динамический план).
4. Работа над активизацией слухового контроля учащегося в процессе работы над кантиленой.
План урока
I. Вводная часть - 10 минут
II. Основная часть.
1. Работа над кантиленой, Б.Дварионас «Вальс ля-минор» - 15минут
2. Работа над художественным образом в произведениях Б.Дварионаса -
10 минут
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока - 5 минут
2. Домашнее задание – 5 минут
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Здоровьесберегающая технология.
- на уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся и эмоциональная разрядка (улыбка, шутка, веселые сравнения и афоризмы).
Технология личностно-ориентированного обучения.
- использование на уроке различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся: методы, направленные на развитие интеллекта, эмоций, фантазии, самооценки.
- ученик как личность – создание ситуации успеха, устраняя причины незнания, не нанося ущерба достоинству личности.
Технология проблемного обучения.
- проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при восприятии музыки, музицировании, при выполнении игровых и домашних заданий.
Технология коллективного способа обучения.
- совместное музицирование в ансамбле вызывает у учащихся неподдельный интерес. Эта мотивация вызывает мощный стимул в работе, воспитывает уважительное отношение к партнеру, потребность к совместному общению.
Вводная часть
Термин «кантилена» происходит от итальянского слова «cantilena» - пение, это - напевность музыки, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. В фортепианном искусстве означает умение «петь» на инструменте. Работая над кантиленой, нужно прежде всего работать над звуком, над мелодией. При работе над мелодией очень важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. От умения передать смысл музыкальной речи в большой степени зависит содержательность исполнения.
Работа над звуком – самая трудная работа, так как она тесно связана со слуховыми и душевными качествами ученика. Научить хорошему звуку труднее всего, так как очень многое зависит от самого ученика. Чем грубее слух, тем тупее звук. Одна из основных задач педагога - научить ученика себя слушать, ибо умение слушать – основа педагогического мастерства. Работа над звуком должна заставить ученика слушать себя со стороны. Ученик должен стремиться, во-первых, к полному, мягкому, певучему звуку, во-вторых, к максимальному разнообразию звуковых красок. К.Игумнов говорил: «Пение – это главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки». Причем певучестью должна быть проникнута вся музыкальная ткань, а не один только доминирующий мелодический голос. Основной принцип «туше» - слияние пальцев с клавиатурой. Нужно стремиться к плавным, слитным и оправданным движениям, естественным и свободным.
По этому поводу верно высказывание Г.Г.Нейгауза: «Ощущение свободы в овладении пианистической техникой и мастерством звука играет важнейшую роль». Работа над звуком - это прежде всего работа над его качеством, его певучестью – главным из свойств звука. Забота о певучести всегда находилась в центре внимания великих пианистов, хорошие певцы являлись для них исполнительскими образцами. Человеческий голос – это лучший из инструментов, он должен служить образцом при исполнении всех мелодических пассажей. Шопен на уроках с учениками больше всего добивался того, чтобы рояль «пел» под пальцами и убеждал учеников поменьше слушать фортепианных виртуозов и побольше – выдающихся певцов. А.Рубинштейн в бытность свою директором Петербургской консерватории заставлял всех учеников – пианистов и других инструменталистов учиться пению, ибо, говорил он, «тот не музыкант, кто не умеет петь». Крупнейшими педагогами-пианистами рекомендовано работать над произведениями в медленном темпе.
Г.Нейгауз, работая над музыкальным произведением, всегда рекомендовал учащимся играть его медленно, со всеми оттенками. При работе над произведением в замедленном темпе у ученика должна быть не только «полная ясность, но и преувеличение всяких деталей и всех оттенков. Ученик, работая медленно, получает возможность внимательно вслушиваться во все детали произведения как бы через слуховую лупу», с большой художественной тщательностью добиваясь точности, тонкости их исполнения. Тщательно проверяя слухом каждую интонацию, каждый звук, следя одновременно за игровыми движениями, опорными пунктами, ученик при этом как бы «приспосабливает» руки к клавиатуре. Выискивая, в соответствии с рисунком исполняемой мелодии, такие гибкие движения, такие положения руки, при которых каждому пальцу было бы удобно и он смог бы извлечь звук именно такой-то насыщенности, такого- то характера, тембра, оттенка и т.д., объединяя затем интонации в одну непрерывную мелодию, ученик приходит к исполнению ее как бы на одном дыхании, к исполнению более содержательному.
Очень большое значение для певучести фортепианного звука имеет правая педаль. Пианист лишен возможности долго держать звук, как это могут делать певцы. Фортепианный звук довольно быстро угасает. Получив поддержку педали, звук станет ярче и «жизнь» его несколько продлится. В этом одно из назначений так называемой «запаздывающей» педали. Она позволяет продлить звук и способствует его большей певучести. Важно при этом подчеркнуть, что он поддерживает уже «запевший» звук. Целесообразно позволить ученику использовать педаль лишь после того, как он достаточно поработал над мелодией без педали. Если же ученик сразу начинает работать над мелодией с педалью, то исполнительское внимание будет направлено на то, чтобы подменить их одной лишь педалью. Педаль не должна компенсировать отсутствие legato. Многообразные жанровые оттенки кантиленной ткани раскрываются при исполнении средствами динамической, агогической нюансировки в их единстве с различными приемами педализации.
Работая над кантиленой сначала надо, чтобы ученик составил себе внутреннее представление о нужном звуке и динамике фразы. Захотел «петь» на фортепиано, а затем добивался осуществления своего замысла в реальном звучании. Работа над звуком в отличие от других видов технической работы – не эффективна при дремлющем музыкальном чувстве. Наоборот, эмоциональное отношение к исполняемому, слух – все должно быть мобилизовано. Г.Нейгауз говорил: «Овладение звуком есть первая и важнейшая задача, которую должен разрешить пианист, ибо звук есть сама материя музыки: облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем саму музыку на большую высоту».
Основная часть
1.Особенность фортепианной музыки Б.Дварионаса. «Вальс ля-минор»
На первом этапе работы педагог просит ученицу сыграть целиком данное произведение и дать его устную характеристику:
1. кто автор?
2. что такое вальс?
3. какова форма произведения, его тональность, размер?
4. каковы характер, темп, динамика произведения?
Ученица говорит, что Балис Дварионас (1904-1972г) – был талантливым пианистом, педагогом, дирижером и композитором. Он родился в 1904 г. в Литве. Закончил консерваторию в Лейпциге. Его творчество неразрывно связано с литовской народной музыкой. Именно она обусловила мелодичность музыкального языка Дварионаса, основанного на интонациях народных песен; простоту и ясность формы, гармонического мышления.
Педагог дополняет по поводу особенности стиля композитора.
Все произведения Б. Дварионаса на самом деле пронизаны духом народных песен, которые придают уникальной особенности стилю его сочинений. Свой стиль в 1971 г. сам композитор описал: „Мои эстетические идеалы сформировались под влиянием отголосков романтизма XIX века, я верю в призвание музыканта распространять красоту, добро, гармонию, воспитывать человека, поднять его выше повседневной жизни. Мне кажется, что ошибаются те, кто называют такие взгляды отставанием от времён. Идеалы доброты человечества много тысячелетий остались те самые: любовь, правда, свобода, дружба… Служить им – это не отсталость”.
Педагог: А что ты можешь сказать про вальс?
Ученица: Вальс – один из популярных бальных танцев XIX-XX веков. Название происходит от немецкого слова walzen – раскатывать. Темп бывает различным, от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный. В аккомпанементе характерны опорный акцент в басу на сильной доле и один аккорд с паузой на слабой.
Вальс Б.Дварионаса написан в тональности ля-минор, размер 3/4, форма трехчастная, характер лирический, темп умеренный, динамика колеблется от p до mf.
2. Работа над кантиленой. «Вальс ля-минор»
После устной характеристики педагог начинает более детальную работу над звуком, интонацией, динамикой произведения, а также работу над педалью.
В мелодике кантиленных произведений обнаруживается большее многообразие жанровых оттенков, богаче интонационно-образная сфера, ярче выразительность кульминационных «узлов», объемнее линия мелодического развития. При исполнении мелодий следует полнее выявлять их ритмическую гибкость, мягкость, лиричность. Их интерпретация требует ощущения широкого дыхания, вбирающего в себя линии небольших построений.
Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом нажима клавиши. Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность, «прижаться» как бы «приклеиться» к ней, и затем «не отлипая», непрерывно ощущая, «держа» ее на кончике (точнее, на «подушечке»), «длинного», словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливая давление, пока рука не «погрузится» в клавиатуру до отказа, до «дна» - таким движением, каким опираются на стол.
В этой пьесе решаются также проблемы грамотной фразировки. Фраза от греческого “выражение, способ выражения” – всякий небольшой относительно завершенный оборот. Мы общаемся через фразы. Содержание речи, текста не будет понятно, если не ясно членение на фразы. Так и в музыке. Нужно уметь дослушать фразу, дослушать выдох, провести фразу на одном дыхании, на одном непрерывном движении: от начала – через кульминацию – до конца. Рука пианиста должна дышать во время игры, должна уметь взять последовательный ряд звуков “на одном дыхании”, одним сложным, но целостным движением внутренне “сопереживаемым” всем организмом.
Вальс начинается с первого предложения, которое состоит из двух фраз. Мелодия очень грустная, лирическая, немного витиеватая. Начинается поступательно и идет вверх, затем делает скачок на кварту, к наивысшей точке мелодической линии и спускается вниз, заканчиваясь на доминанте.
Во второй фразе происходит тоже самое, но мелодия делает скачок более широко – на квинту и вновь спускается на доминанту, тем самым показывая некоторую недосказанность предложения.
Второе предложение звучит более утверждающе, совершая октавный скачок в мелодии наверх, к кульминационной точке, расширяя мелодию опеванием в параллельной тональности С-dur.
Во второй фразе мелодия успокаивается и опускается в тонику.
Во втором предложении мелодия изобилует украшениями как в правой так и в левой руках (форшлаги).
Полифонические элементы часто вплетаются в кантиленную ткань в виде имитаций. Здесь, по сути, звучит 3 голоса. И главной задачей является правильный баланс, «воздушная прослойка» между голосами.
Гармоническое «окружение», оттеняя интонационную выпуклость мелодии, само по себе несет многообразные выразительные функции, нередко являясь одним из главных средств раскрытия музыкального образа.
В гармоническом сопровождении этой мелодии совершается такой ход: в первых двух тактах тоника и субдоминанта в тональности ля-минор сменяет доминанта. Но уже во второй фразе появляется необычная тональность B-dur и вновь приходим к доминанте. Во втором предложении появляется отклонение в параллельную тональность и возврат к тонике.
Несмотря на лирический, грустный характер первой части, динамика довольно разнообразная – от mf до p. Развитие мелодии показывают знаки - крещендо и диминуэндо.
При работе с ученицей следует объяснить, что одним из условий достижения кантилены является владение legato. Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя силу давления, а передавая ее следующей клавише. Перемещение опоры происходит как бы “внутри” руки, следующей за пальцами. Слаженная работа “выразительных пальцев” придает звукам глубину, а мелодии связанность.
Здесь огромное значение имеет слуховой контроль – проверка качества исполнения.
Очень важно на этом этапе развития слухового контроля. Слуховой контроль - это проверка качества исполнения. Главное – высокая требовательность к звуку.
В ходе исполнения кантиленой музыки заметно улучшается мелодический слух. В распоряжении педагога имеется ряд практических приёмов и методов:
1.Проигрывание мелодии без сопровождения.
2. Воспроизведение мелодии на более простом сопровождении (сопровождении педагога) (Гольденвейзер).
3. Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя».
4. Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на pp в аккомпанементе (Н.Метнер)
Педагог:
В трехчастной структуре серединные эпизоды оттеняются иными исполнительскими красками. При всей пластичности исполнения вальсовой мелодии в гармоническом фоне раскрываются два контрастных элемента — глубина звучания баса и легкость аккордов на вторых и третьих долях тактов.
Средняя часть имеет совсем противоположный характер по сравнению с 1 и 3 частями - росо scherzandо. Меняется не только характер, но и гармоническое строение – звучит в параллельной тональности C-dur. В отличие кантилены появились новые штрихи ( стаккато), что придает музыке необычайную легкость, танцевальность и народный колорит.
Многообразные жанровые оттенки кантиленной ткани раскрываются при исполнении средствами динамической, агогической нюансировки в их единстве с различными приемами педализации. Особенно следует отметить выразительную роль последней.
Большое значение имеет использование правой педали. Нужно отдельно поработать над аккомпанементом, педаль берется на бас, отпускается на вторую или третью долю, в зависимости от мелодии.
Педагог:
И, наконец, поговорим о художественном образе произведения.
Педагог просит ученицу рассказать, что по ее мнению хотел выразить композитор в своем произведении?
Ученица отвечает, что несмотря на лирический характер вальса, композитор раскрыл весь народный колорит литовской музыки. Создал образ природы, ветра, полетности. В средней части – национальная танцевальная музыка, которая создает веселый образ танцующих пар в красочных костюмах, показывает атмосферу праздника.
Заключение:
Таким образом, играя с ученицей попеременно мелодию и аккомпанемент, работая над интонацией мелодии, над ее взлетами, падениями, анализируя интервалы, обращая внимание на динамику мелодии, раскрывая внутреннее содержание произведения, его эмоциональную сущность, нужно попытаться добиться от ученицы яркого и эмоционального исполнения произведения.
Играя мелодию, нужно стремиться к тому, чтобы пальцы были как можно ближе к клавиатуре, чтобы звук был теплым и проникновенным. В исполнении кантилены основное – это использование веса руки, опоры на клавиатуру. Для активизации пальцев важно усилить слуховой контроль за качеством звучания – направить внимание ученика на то, чтобы каждый звук был ясным, округлым, достаточно насыщенным, полным.
Педагог в заключении урока приводит слова известного дирижера Е.Светланова:
«Когда слушаешь музыку Дварионаса, ощущаешь удивительное проникновение композитора в душу своего народа, природы своей земли, ее истории, ее нынешних дней. Словно сердце родной Литвы высказало все самое значительное и сокровенное через музыку своего талантливейшего композитора... В литовской музыке Дварионас по праву занимает свое особое, значительное место. Его творчество - это не только золотой фонд искусства республики. Оно украшает всю многонациональную советскую музыкальную культуру».
Подведение итогов урока:
В конце педагог оценивает, как ученица работала на уроке, что получилось и над чем нужно продолжить работать дома.
Педагог вместе с ученицей подводит итог урока, результат занятия, заостряя внимание на полученных знаниях, отработке приемов legato, динамических оттенках, штрихах, способах кантиленного звучания, слухового контроля.
Домашнее задание:
В вальсе нужно стараться добиться плавности и непрерывности звучания мелодии. Работать над звуком, слушать мелодию. Кроме того, нужно добиться яркости и динамики в кульминации. Добиться ритмической точности, танцевальности, а также яркой динамической и тембровой окраски мелодии .
Библиография:
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., - 1978г.
2. Гинзбург Л.О работе над музыкальным произведением. – М.,1953.
3.Коган Г. О работе музыканта – педагога. – М., 1979.
4 Кременштейн Б. «Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано» М.,1986.
5 Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» М., 1982.
6. Метнер М. «Повседневная работа пианиста». – М.,1981.
7. Нейгаз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М.,1980.
8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М,1984.
9. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К.,2001г.