Методическая работа "Конкурсная деятельность учащихся ДМШ"

Соболь Ирина Викторовна

Исполнительские конкурсы, за и против.

Причины волнения перед выступлениями на конкурсах.

Проработка конкурсной программы.

Поведение на сцене.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

МАОУДОД

«ДМШ № 3»

Методическая работа

«Конкурсная деятельность

учащихся ДМШ»

Исполнитель: преподаватель высшей

категории Соболь Ирина Викторовна

 

 

2015 год

Г. Наро – Фоминск

ПЛАН

1. Вступление. Исполнительские конкурсы, за и против.

2. Причины волнения перед выступлениями на конкурсах.

3. Проработка конкурсной программы.

4. День конкурса.

5. Заключение.

6. Используемая литература.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ, ЗА И ПРОТИВ.

Исполнительские конкурсы повсеместно играют важную роль в деле выявления молодых талантов. Сторонники конкурсов считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения. Противники конкурсов указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, указывают на то, что работа оценивается по ограниченному репертуару.

Природа конкурсов действительно противоречива: они имеют свои преимущества и свои недостатки. В последнее время число конкурсов для детей растет. Конкурсы для детей обладают одним преимуществом, так как представляют собой школу для преподавателей.

  Участие в конкурсах вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться.

 

2. ПРИЧИНЫ ВОЛНЕНИЯ ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЯМИ НА КОНКУРСАХ.

Учащихся младших классов   не испытывают эстрадного волнения, у многих из них ещё не сформировалась оценочная шкала удачных и неудачных выступлений.  

Во-вторых, ещё не сформировалось понимание связи между   требованиями педагога и собственными возможностями для их выполнения.   Только в процессе обучения любовь к музыке, подкрепленная успехами и положительными оценками педагогов и взрослых, формируется в устойчивую мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся младших классов (6-9 лет) выступление в концерте ассоциируется с праздником, запечатленным в детстве от посещения утренников с удивительными, красиво одетыми артистами, которым зрители хлопают и преподносят цветы. Вот эта праздничность и необыкновенность ещё долго остается в сознании младших школьников.

Чаще всего младшие школьники выступают с удовольствием. Их привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы ведущим, выход к публике, положительные переживания от всеобщего внимания, аплодисменты, поздравления и т.д.

В юношеском возрасте в основном проявляются симптомы эстрадного волнения, закрепленные в подростковом сознании. Устойчивость психики и накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные реакции и переживания, которые бывает трудно преодолеть. Сложившаяся жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формируют комплекс эстрадных переживаний и заставляют старших подростков и юношей вырабатывать свои эстрадные качества. Но в этом возрасте к неясной причине волнения добавляется борьба за достижение признания, часто неосознанное стремление к подтверждению своих артистических возможностей.

Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой - «своей» или «чужой» - аудитории он выступает. До подросткового возраста учащиеся предпочитают выступать в «своей», «школьной» среде, для своих педагогов, родителей, друзей и знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в чужой аудитории.  

Сценическое состояние учащегося зависит не только от того, насколько надёжно выучено музыкальное произведение, но и от индивидуальной психики человека. Каждый человек по-своему переживает те или иные моменты выступления. Волнение всегда имеет определенное объяснение. Есть несколько причин страха перед сценой.

Первая причина -  мысль о возможном провале.

Вторая причина – боязнь забыть текст из-за сильного волнения.  Ученик не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Уверенность, что произведение выучено надёжно, спасает многих от волнения; но требуется немалый опыт, чтобы научиться быстро и прочно запоминать любой нотный текст. «Сама по себе память, тут по большей части не при чём. Музыканты волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются» - пишет Коган.

Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с волнением. Разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно.

Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Уровень подготовки ученика зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессовым фактором. Такое состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть его можно, если с помощью волевого усилия переключить внимание на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана.

Пятая причина – усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Н. Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».

Главное, что должен понять молодой исполнитель: выступление на сцене - это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость общения с публикой. Чем больше выходишь на сцену, тем больше появляется уверенности, т. к. сцена -лучшее лекарство от волнения.

3. ПРОРАБОТКА КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ.

Подготовка к конкурсу имеет свои основные правила, свою «технику». Важно знать, что подготовка начинается не тогда, когда преподаватель задает ученику определенную пьесу, а раньше, когда преподаватель обдумывает и подбирает соответствующее произведение или, пожалуй, еще раньше, когда задумывается – имеет ли данный ребенок необходимые предпосылки для участия в конкурсе.

Не всякий ребенок годится для конкурсов, и не каждому ребенку подготовка к конкурсу и участие в нем может пойти на пользу. Уже в начале обучения у некоторых детей появляются известные возможности, характерные задатки «конкурсного типа». Разумеется, подобная оценка детей является относительной, так как ребенок развивается и в дальнейшем могут появиться непредвиденные качества.

Степень музыкальной одаренности или даже степень приобретенных инструментальных навыков далеко не достаточный критерий для выбора к конкурсу. Основным мерилом нужно считать способность быстро, сосредоточенно и основательно заниматься, другими словами – способность уже в детском возрасте заниматься профессионально.

Существуют и другие проблемы. Есть одаренные дети, которые часто участвуют в разных конкурсах. Но учебная творческая жизнь состоит не только из конкурсов. Порой бывает необходимо сосредоточиться на той или иной учебной проблеме, заполнить репертуарные пробелы. Для всего этого не хватает времени при подготовке к конкурсам. Становится ясно, что конкурс, который должен стать стимулом, становится для детей тормозом.

Быстрота в занятиях необходима для того, чтобы подготовка к конкурсу не вызвала застоя в развитии учащегося, длительной задержки на одной и той же музыкальной пьесе или на программе конкурсного выступления. В промежутках между отдельными этапами (школьными, районными, областными и т.д.) уместно вносить в программу изменения и дополнения (т.е. новые пьесы по тематике конкурса), учащийся должен стараться готовить новые более сложные пьесы.

Работа над произведением, как правило, требует запоминания и реализации многочисленных указаний преподавателя от урока к уроку, что невозможно без предельной концентрации. Точно так же и способность постоянно углублять концепцию сочинения не связана автоматически с любой музыкальной одаренностью; для этого нужна особая, необходимая при подготовке к конкурсу способность.

Однако, существует и другая категория детей, для которых участие в конкурсах имеет тоже большое значение. Это – всесторонне одаренные дети, но вместе с тем, не обладающие способностью быстрого заучивания. С ними, например, нельзя рассчитывать на смену конкурсных пьес от одного прослушивания к другому. Подготовка к конкурсу связана с долгой задержкой на одном музыкальном материале, т.е. со всеми возникающими опасностями, а именно, невозможностью нормально продолжать изучение запланированного учебного материала, «заигрывание» пьес, пресыщение и нежелание к учению и т.д. Очевидно, что подготовка таких детей означает длительный, напряженный труд преподавателя. И все же, таким детям необходимо предоставить возможность участия в конкурсе хоть один раз в жизни.

Польза состоит, прежде всего, в том, что дети при этом познают основные принципы профессиональной работы над музыкальными произведениями. Доверие со стороны педагога и возможный успех могут послужить превосходным стимулом. После окончания конкурса часто появляется большая охота к работе и наблюдается значительный прогресс.

Выбирая для учащегося материал к предстоящему конкурсу, преподаватель должен руководствоваться иными принципами, чем при выборе пьес для обычных занятий. При обучении главной целью является всестороннее развитие дарования учащегося, поэтому преподаватель вводит сочинения, содержащие элементы, не вполне соответствующие природным способностям ученика, чтобы дать ему возможность совершенствоваться. Что касается конкурса, то здесь надо показать ученика с самой лучшей стороны. Поэтому надо выбрать произведения, которые в техническом и исполнительском отношении лучше всего ему удаются.

Проработку конкурсных пьес следует начать заблаговременно. Все трудные в техническом отношении места отрабатывать в виде предварительных пальцевых упражнений, составленных педагогом.

Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти. Уверенность движений зависит от состояния игрового аппарата, а это – в свою очередь – связано с тем, насколько учащийся контролирует свой пианистический аппарат в течение всего периода подготовительной работы. Мы часто забываем, что мелкие «засорения» аппарата лишними напряжениями во время подготовительной работы, нередко разрастаются на сцене до уровня «зажима», мешающего игре.

Важным критерием готовности программы к выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей. Немало важное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д.

Другим не менее важным показателем как технической, так и художественной готовностью программы является импровизационная свобода игры. Исполнение может считаться художественно готовым, когда не теряется «нить музыкальной мысли», нет скучных мест (белых пятен), внимание не уходит надолго в сторону. Успех достигается там, где все три функции психики - интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют согласованно, как в хорошем ансамбле.

Концертная программа не должна быть слишком «свежей», желательно начинать её изучать заранее, чтобы она успела «улечься». При возможности, хорошо сначала выучить произведение «в голове», «пропевая» голосом, обращая внимание на форму построения, гармонические и ритмические особенности. Должно сложиться цельное представление, которое звучит в ушах. «Разобрать» произведение на мелкие части, технически решая и прорабатывая все возникающие сложности, начиная с самых медленных темпов.

Начинать «собирать» в более крупные куски, постепенно увеличивая темпы. Трудные места продолжать проучивать в медленном темпе. Ближе к выступлению надо проигрывать произведение - от начала до конца не в конечно быстрых темпах. Будут видны недочёты, которые необходимо снова «разбирать», «чистить» и доводить «до кондиции».

Перед выступлением желательно не один раз обыграть произведение на публике. Это должно происходить в доброжелательной обстановке - перед своей семьей, друзьями. При этом опять выявятся недочёты, которые снова необходимо тщательно проработать.

«Накатка» - многократное проигрывание готового произведения с тем, чтобы автоматизировать технические и эмоциональные навыки. Часть проигрываний следует исполнять без силового и эмоционального вложения сил. При этом акцент делается на привыкание к максимально техническому удобству. Другую часть «накатки» надо играть в полную силу, представляя одновременно полный зал людей, каждый из которых пристально смотрит на вас. При этом желательно заранее выявить возможные неудобства эмоционального плана и мысленно отработать их.

Все эти приёмы относятся к технической стороне работы. Хорошо выученное произведение, которое успело «улечься» не доставляет проблем при выступлении, придаёт уверенность исполнению.

В процессе работы бывают неудачные прослушивания, которые нельзя оправдать словами: «Дома у меня все получалось». Каждое настоящее исполнение связано с большим душевным и физическим напряжением. Хорошие достижения дома еще ничего не гарантирует. Когда музыкант в хорошем расположении духа, хорошо «разыгран», раскован и не удивительно, что в таких условиях у него все ладиться. Однако, такое состояние на эстраде доступно лишь опытным музыкантам. Поэтому молодой артист должен хорошо представлять себе ситуацию, которая ждет его на эстраде.

Особенно угнетающе порой действует сознание того, что какое-то определенное трудное место должно получиться с первого раза. Эти трудные места нужно играть только один раз (не несколько раз подряд) в состоянии необходимой умственной напряженности и физической готовности, как на эстраде.

Самостоятельную проблему представляет собой сохранение конкурсного репертуара «в форме» в промежутках между этапами соревнований. В принципе, эти разученные произведения нужно «откладывать» и снова заниматься лишь перед следующим этапом. Однако, желательно, чтобы учащийся в период этого «откладывания» проигрывал эти вещи хотя бы раз в неделю медленно и по нотам.

4. ДЕНЬ КОНКУРСА

Существует немалое количество рекомендаций к подготовке выступления от многих педагогов и исполнителей. В дни конкурса нужно создать для учащихся при их повышенном нервном состоянии наиболее благоприятную атмосферу. Ученик должен хорошо выспаться, иметь возможность хорошо отдохнуть.

Пианистам бывает трудно приспособиться к незнакомому инструменту. Весь концерт может быть загублен высоким или низким стулом, ярким освещением клавиатуры рояля. Обо всем нужно позаботиться! Для этого желательно заранее прорепетировать с учеником выход к инструменту, расположение стула и т.д. эти внешние атрибуты помимо создание внутренней подготовленности к исполнению помогает возникновению спокойного и делового состояния у выступающего. Выходя на сцену и уходя со сцены, никогда не нужно торопиться. Чтобы понять, как не следует передвигаться по сцене, достаточно проследить, как держатся другие исполнители.

В дни конкурса учащийся не должен испытывать потребности еще немного доучить программу, чрезмерная тренировка в последние дни психологически неблагоприятна. Главное – держать пальцы в готовности. Перед выступлением необходимо максимальное спокойствие, не рекомендуется работать над программой, можно гулять, читать увлекательные книги, играть на фортепиано, немного прогуляться. Чрезвычайно важно, чтобы он вышел на сцену свежим, бодрым и мог полностью сосредоточиться. Нежелательно, чтобы перед выступлением ученик следил за ходом конкурса в качестве зрителя. Это может его расстроить и отрицательно сказаться на выступлении.

Самый плохой способ провождения времени перед выступлением – это бессодержательный разговор, рассеивающий внимание исполнителя и творческий настрой. Ничем не лучше и молчаливое нервное хождение по классу.

В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Полезнее будет играть гаммы и упражнения или медленно проигрывать небольшие куски.

Начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которые вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность - наиболее уязвимые стороны для учащегося и начинающего артиста.

Очень большое значение имеет после концертное состояние. К сожалению, оно недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем переживание продолжается ещё довольно долго. Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание - «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!». Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к после концертным переживаниям.

Волнение не всегда угнетает. Оно имеет и несомненно положительную и стимулирующую сторону. Оно необходимо и полезно учащимся, так как позволяет им раскрыть такие потенциальные возможности, которые в домашних и классных условиях могут и не повторяться. Без повышенного эмоционального состояния не может быть подлинного артистического подъема, того огромного художественного воздействия на публику, которое составляет основу музыкального искусства. Концертные выступления учащегося являются своеобразными ступенями в его развитии. Они являются необходимой профессиональной и социальной проверкой возможностей ученика. Это - положительные стороны эстрадного волнения.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитель должен приложить все усилия, чтобы ребенок радовался возможности померяться силами, а не стремился к завоеванию первенства. Нельзя апеллировать к его тщеславию, к нездоровому честолюбию. Необходимо воспитывать другие качества: способность радоваться успеху других, умение внимательно их слушать, учиться у них.

Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы на инструменте. У детей стремление к состязанию намного естественнее, чем у взрослых. У детей, особенно у робких, перед конкурсом может возникнуть чувство страха, но как раз для них это состязание является хорошей тренировкой. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, померяться силами с другими в дружеском состязании. Именно так воспринимают конкурсы неиспорченные дети.

Если дети относятся к ним иначе, то причину следует искать в ошибочных позициях преподавателей, а чаще родителей. Это общие ошибки воспитания, проявляющиеся не только на конкурсах. Сюда относятся, например, тщеславие некоторых педагогов и родителей. У детей должно быть честолюбие и стремление к лучшим достижениям, плохо, когда сюда примешивается зависть или стремление к созданию «маленьких звезд». Но все эти недостатки, которые являются ошибками не конкурсов, а людей.

Подытоживая, можно сказать, что конкурсы для детей чрезвычайно полезны. Они открывают таланты, являются поучительной школой для преподавателей, развивают у детей стремление к конкретной цели, укрепляют их нервную выносливость. Но конкурсы не должны являться самоцелью, нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию.

6. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. А. Фишерова «Подготовка к конкурсу», изд. «Прага»

2. Н. Перельман «В классе рояля»

3.И.Гофман. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы.»

4.П.Штепан «Дети и конкурсы»