Разработка открытого урока: "Применение теоретического анализа в работе над музыкальным произведением в классе аккордеона"
Цель: Активизировать музыкальное мышление учащихся во время исполнения музыкального произведения.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок в классе аккордеона преподавателя В. А. Киселевой МОУ ДОД «Детской школы искусств» г. Пыть-Ях
Тема: «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАБОТЕ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КЛАССЕ АККОРДЕОНА».
Цель: Активизировать музыкальное мышление учащихся во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
- Использование теоретического анализа в работе над музыкальными произведениями с учащейся 5/7 класса Мугтазировой Алиной.
- Применение теоретического анализа при чтении с листа легких пьес с учащейся 4/7 класса Коляденко Валерией.
- Овладение исполнительскими приемами и средствами музыкальной выразительности в соответствии с художественным замыслом пьес.
- Развитие полифонического мышления старшеклассников.
- Укрепление межпредметных связей.
Дидактический материал:
- План теоретического анализа.
- Слайдовая презентация.
- Нотные сборники:
- Аккордеон. 1 – 3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни: учебное пособие / сост. В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. – М.: Кифара, 2002.
- Бажилин, Р. Н. Школа игры на аккордеоне: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
- Брызгалин, В. Первая полифоническая школа для баянистов и аккордеонистов. Тетрадь 3. Фугированные формы / В. С. Брызгалин. – Курган: Мир Нот, 2001.
Оборудование: 2 аккордеона, 2 пульта, компьютер, процессор для воспроизведения слайдов.
Форма урока – комбинированный урок.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Сообщение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов.
Содержание урока.
- Организационный момент.
Объявить тему урока, цель, задачи. Представить учащихся.
(слайды 1, 2, 3, 4, 5, 6)
- Проверка домашнего задания.
На дом Мугтазировой Алине было задано:
- Подготовить аннотацию, используя план теоретического анализа на следующие произведения: Ф.Бургмюллер «Этюд» C-dur и И.Пахельбель «Хроматическая фуга» e-moll
- Уверенно доучить текст произведений, работать над выразительностью исполнения.
Преподаватель зачитывает подготовленную ученицей аннотацию на произведение Ф.Бургмюллера «Этюд» C-dur. Алина исполняет данное произведение в соответствии со своим представлением художественного замысла композитора (слайды 7, 8, 9).
После исполнения вопрос к ученице: все ли получилось так, как задумано. Над чем необходимо еще поработать. Соответственно формулируем новое домашнее задание.
Зачитывается аннотация на полифоническое произведение. Алина исполняет «Хроматическую фугу» e-moll И.Пахельбеля. (слайд10).
- Сообщение нового материала.
Данную фугу мы постарались приблизить к стилю эпохи барокко с помощью органного регистра. Хоть аккордеон и орган рождены в разное время (слайд11), посмотрим, что общего в строении этих инструментов (слайды 12,13,14).
Сегодня мы поговорим об экспозиции, как первом разделе фуги. Отличительным признаком фуги является наличие в экспозиции одноголосного изложения темы с последующим имитационным проведением ее во всех голосах, вступающих постепенно в соединении с контрапунктирующими голосами (слайд 16). Алина правильно описала в своей аннотации последовательность вступления голосов. Теперь осталось самая малость – провести каждую тему так, чтобы она не терялась в наслоении голосов. Что для этого необходимо сделать. Учитывая специфику нашего инструмента, где динамически практически невозможно разделить одновременное звучание голосов, мы прибегаем к методу штрихового контраста, который в данной фуге уже заложен изначально в характере темы и противосложения. Итак, вопрос Алине: чтобы тема прозвучала «решительно», как ты пишешь в своем анализе, какой штрих необходимо применить для ее проведения?
Правильно – нон легато. Давай проведем тему и ответ отдельно по голосам. Твоя задача добиться максимального сходства в длине исполняемых звуков, т.е. в штрихе.
Отлично, молодец! Противосложение – почему оно имеет такое название, как ты думаешь?
Да, правильно, так как оно противостоит ответу. Но, кроме того, что оно находиться в противоположном регистре, противосложение является контрастом по отношению к ответу. Давай сравним:
- Направление движения мелодии.
- Ритм.
- Штрих.
Прошу исполнить противосложение, соблюдая характер ритмического рисунка, используя точный штрих.
Отлично. Молодец! Посмотри, в 4 такте нет проведения темы ни в одном голосе. Этот кусочек музыки называется кодеттой, т.е. связкой, необходимой для подготовки вступления темы в другом голосе и в другой тональности. Обрати внимание, на каком музыкальном материале следует звучание голосов? Верхний – на материале противосложения, нижний голос – продолжает ритмический рисунок темы. Открою тебе маленький исполнительский секрет: звуки кодетты должны исполняться чуть тише, более легким штрихом-туше, выровненной динамикой, чтобы оттенить яркость вступления ответа – повторения темы на новом динамическом и эмоциональном уровне.
Теперь попрошу исполнить экспозицию и отметить вступление каждой темы точным штрихом и пальцевой атакой на первый звук, активное туше поможет услышать появление нового голоса, показать изящную, легкую как пушинка кодетту.
В завершении экспозиции обычно после окончания последнего проведения темы следует интермедия, заключающая экспозицию и связывающая ее с последующей частью, границы, между которыми устанавливаются, зачастую, весьма условно. В данной фуге такой интермедии нет, но есть дополнительное проведение темы в основной тональности в голосе альта. Появляется эта тема stretto – вступление ответа до окончания темы, которое должно быть внятным, четким, т.к. ответ становится в данной стреттной ситуации ведущим голосом. Давай попробуем еще раз исполнить окончание экспозиции с более активным вступлением последнего голоса в партии альта.
- Закрепление нового материала.
Итак, что нового ты сегодня узнала на уроке? Проверяем (слайды 17,18,19).
Теоретический анализ музыкальных произведений используется нами не только на предмете «Музыкальный инструмент (аккордеон)», но и на «Чтении с листа». Каждый учащийся в моем классе имеет примерный план анализа пьес по классам. Сегодня Коляденко Валерия, учащаяся 4/7 класса покажет его применение при чтении с листа легких пьес.
Валерия анализирует и исполняет р.н.п. «Заинька», «Баю-бай», укр.н.п. «Звоны» из сборника «Аккордеон. 1 – 3 классы ДМШ. Пьесы, этюды, ансамбли, народные песни: учебное пособие» / сост. В. Н. Мотов, Г. И. Шахов. – М.: Кифара, 2002, стр. 6 – 7, (слайды 20, 21, 22).
- Подведение итогов.
(слайд 23)
Теоретический анализ исполняемых произведений способствует:
- активизации музыкального мышления учащихся во время исполнения,
- осмысленному осознанному воспроизведению композиторского замысла,
- воспитанию художественного вкуса,
- исполнительскому совершенствованию.
Для развития художественного воображения и создания музыкального образа, обучающимся необходимо научиться анализировать исполняемые произведения самостоятельно. Исходя из этого, дополнением к домашнему заданию для Алины будет анализ Вариаций на р.н.п. «Посею лебеду на берегу» В. Иванова, а для Валерии пьесы А. Доренского «Мамин вальс».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: Активизировать музыкальное мышление учащихся во время исполнения музыкального произведения.
Задачи урока : Использование теоретического анализа в работе над музыкальными произведениями с учащимися старших классов аккордеона
2. Применение теоретического анализа при чтении с листа. 3. Овладение исполнительскими приемами и средствами музыкальной выразительности в соответствии с художественным замыслом пьес.
4. Развитие полифонического мышления старшеклассников. 5. Укрепление межпредметных связей.
5 -7 классы. Название пьесы, композитор. Время создания, эпоха (кроме обработок народных мелодий). Жанр (бытовой, классической музыки, полифония). Форма ( фугетта , фуга, трехчастное, крупная форма – вариации, рондо, сонатина, часть сонатного цикла). // Далее разбор произведения по частям // Знаки альтерации при ключе, тональность. Размер, метроритм. Темп (если есть обозначение), агогика (замедления, ускорения, ферматы). Фразировка (динамика, люфтпаузы ). Штрихи. Характер (взаимосвязь с каждым пунктом плана).
И. Пахельбель композитор, органист 1653-1706
Орган – родом из эпохи барокко Аккордеон – детище XIX века
органные регистры регистры аккордеона
Эти штуки расположены сзади органа. Напоминают меха . Они еле заметно раздуваются, когда на органе исполняются определенные партии.
4 клавиатуры органа
«Фуга – это ничто иное, … как частое повторение одной и той же темы в раз-личных местах. Она названа так от слова «бежать», т.е. один голос догоняет другой, исполняя ту же самую тему. … При испол-нении фуги нужно размышлять, рассмат-ривать все детали с большим прилежанием, чтобы понять как и каким путем все объединено, сплетено, сдвоено прямым или обратным способом, с искусством и привлекательностью соединено в одно целое и доведено до конца». М. Преториус (1571-1621) Немецкий теоретик и композитор .
экспозиция
Что общего между аккордеоном и органом? Сходство в строении: клавиатура, регистры, мех. С помощью какого выразительного средства аккордеонисты выделяют звучание темы в фуге? Штрих. Как называется второе проведение темы? Ответ.
Как называется небольшая связка между проведениями темы? Кодетта. Как должна исполняться кодетта? Чуть тише, более легким штрихом-туше, выровненной динамикой. Что такое « stretto » в фуге? Вступление ответа до окончания темы.
Скачут по лесу у самой опушки Маленький хвостик и длинные ушки.
Баю-бай, баю-бай, Поскорей засыпай.
Ой звоны звонят, Злого волка гонят!
ИТОГ Теоретический анализ исполняемых произведений способствует: активизации музыкального мышления учащихся во время исполнения, осмысленному осознанному воспроизведению композиторского замысла, воспитанию художественного вкуса, исполнительскому совершенствованию.