Духовно – нравственное развитие учащихся во внеурочное время

Тысячникова Светлана Юрьевна

Современный период в российской истории и образовании – время смен ценностных ориентиров. В наше время  в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В 2007-2008гг.  в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и эконмическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»

Цель духовно – нравственного воспитания: Обогатить, обеспечить социально – педагогическую поддержу становления и развития высоконравственного, творческого гражданина России используя  внеурочную деятельность.

Задачи:

  1. Воспитать готовность и способность к духовному развитию.
  2. .Укрепить нравственность и эстетическое сознание.
  3.  Привить трудолюбие и бережливость.
  4. Развить чувства патриотизма.
  5. Развить личность, способную к творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tysyachnikovoy_s.yu_.docx34.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

[]

Муниципальное казенное образовательное учреждение

                                 Методический центр

В системе дополнительного педагогического образования

                                 Повышения квалификации

             

            Практико – значимый проект на тему «Духовно – нравственное развитие учащихся во внеурочное время»

                                                                        Выполнил: Тысячникова    

                                                                                   Светлана Юрьевна                                                                                            

                                                                                   Преподаватель  

                                        Г.О. Коломна 2013                

Оглавление

Введение.

Основная часть

1.1..Цели и задачи духовно – нравственного воспитания учащихся.

1.2.Содержание духовно – нравственного развития, его основные направления.

1.3. Роль образования в духовно – нравственном развитии личности.

2.1.  Духовно – нравственное развитие   учащихся во внеурочное время.

Музейная педагогика - как средство духовно – нравственного развития учащегося во внеурочное время.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Современный период в российской истории и образовании – время смен ценностных ориентиров. В наше время  в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В 2007-2008гг.  в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и эконмическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»

Цель духовно – нравственного воспитания: Обогатить, обеспечить социально – педагогическую поддержу становления и развития высоконравственного, творческого гражданина России используя  внеурочную деятельность.

Задачи:

  1. Воспитать готовность и способность к духовному развитию.
  2. .Укрепить нравственность и эстетическое сознание.
  3.  Привить трудолюбие и бережливость.
  4. Развить чувства патриотизма.
  5. Развить личность, способную к творчеству.

Основная часть

1.1. Цели и задачи духовно – нравственного воспитания учащихся.

Концепция закрепила важнейшую цель современного отечественного образования и приоритетные задачи общества и государства – это воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которые должны обеспечить обучающихся в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений и содействовать духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся в сфере государственных отношений.

  • Готовность и способность к духовному развитию
  • Готовность и способность к реализации творческого потенциала
  • Укрепление нравственности
  • Формирование морали
  • Развитие совести как нравственного самосознания личности
  • Трудолюбие и бережливость
  • Осознание ценностей других людей
  • Укрепление веры в России
  • Развитость чувства патриотизма
  • Осознание ценности семьи
  • Бережное отношение к жизни человека

Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении ученика.

Введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно – нравственного воспитания и развития учащихся в учебной и не учебной деятельности означает обновление воспитательной деятельности школы в целом.

1.2. Содержание духовно – нравственного развития, его основные направления.

 Основное содержание духовно – нравственного воспитания

  • Патриотизм;
  • Социальная солидарность;
  • Гражданственность;
  • Семья;
  • Труд и творчество;
  • Наука;
  • Традиционные российские религии;
  • Искусство и литература;
  • Природа;

1.3. Роль образования в духовно – нравственном развитии личности.

  Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества.

  Программа   духовно-нравственного  воспитания   и   развития   учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы

  Актуальность программы заключается в том, что духовно – нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

  Духовно – нравственное воспитание – это система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.

  Система работы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся представляет собой совокупность субъектов и объектов воспитания, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующую в пределах имеющихся ресурсов с целью формирования у каждого человека духовной культуры, морально – нравственных качеств.

    Духовно – нравственное развитие граждан России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

    В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Ведущей идеей воспитательной системы школы является развитие личности обучающегося, его интересов и способностей. Воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала обучающегося, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.

  Воспитательная среда образовательного учреждения базируется на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе созданы условия для образовательной и творческой сферы деятельности обучающихся. Воспитательный процесс педагогический коллектив строит с учетом интересов и способностей обучающихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы. Воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе школы и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивации и ориентации на общечеловеческие ценности.

  Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанная принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области.

  Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.

  В процессе духовного развития на человека воздействует социальное окружение: семья, «близкий друг», этнические, религиозные и другие социальные, мировоззренческие группы, средства массовой информации.

  Духовность позволяет человеку выделять и определять себя не только в природе (разум), но и среди других людей, в обществе путем самопознания и самоуправления.

  Духовность и нравственность тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность… Заниматься проблемой духовно – нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.

2.1. Духовно – нравственное развитие учащихся во внеурочное время.

Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, в неурочною, внешкольную и общественно полезную.

                                       Учение – это лишь один из   лепестков  того цветка,        который называется воспитанием в широком смысле этого  понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

                                                                                      В.А. Сухомлинский

Педагогическая практика постоянно рождает все новые и новые формы нравственного просвещения, создает интересный опыт, дарит ценные

находки. Чем разнообразнее и интереснее для учащихся  нравственные проблемы, поднимаемые учителем на уроках, факультативах и в ходе внеурочной воспитательной работы, тем прочнее усваиваются доносимые

до них нравственные истины. Вопросы могут формулироваться по-разному и ставятся в разные обстановки, но все они должны быть новыми и обязательно острыми, жизненно важными для учащихся.

Огромное значение в духовно – нравственном воспитании играет внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность и перечень её  мероприятий по реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования.

Направление

Задачи

Содержание мероприятий

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Внеурочная

Внешкольная

1.Воспитание гражданственности патриотизма.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Сформировать представление о символах государства, грая, города, школы

Сформировать представление о правилах поведения в доме, школе, на улице.

Развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений.

Сформировать правильное представление о правилах поведения.

Формировать представление о духовной красоте человека.

Воспитывать интерес к музыке, концертам, выставкам.

Развивать интерес к занятиям творчеством

Мероприятия, посвященные государственным праздникам. Встречи с интересными людьми, выпускниками школы

Участие в социальных проектах.

Концерты для людей старшего поколения.

Посещение библиотек, музеев, выставок.

Беседы на тему истории родного города, края, родины.

Участие в конкурсах.

Проведение праздников, музыкальной гостиной.

Участие в оформлении зала к мероприятиям и праздникам.

Обзорная экскурсия по городу.

Путешествия по историческим и     памятникам местам г. Зарайска

Творческие конкурсы и праздники.

Экскурсии

Посещение музеев, концерты, художественные выставки  

Посещение концертов, тематических выставок.

Сформировано ценностное отношение к России, к культурно – историческому наследию, к старшему поколению.

Учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина; опыт социальный и межкультурной, коммуникации.

Учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками.

Учащиеся имеют первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме; самореализации в различных видах творческой деятельности.

В нашем учреждении дети много занимаются внешкольной, внеурочной деятельностью. Вся наша работа в итоге основывается на ней. Это и выступление на концертах различного уровня: отчетные концерты школы, тематические концерты и т д. Конкурсы, которые проводятся как у нас в городе в стенах родной школы, так и в различных городах («Духовной музыки», «Веселые нотки» город Зарайск, «Весенние нотки» город Раменское, «Созвездие талантов» город Луховицы и т д.)

Так же в нашей школе  проводятся различные встречи с ветеранами, интересными людьми.

Дети всячески проявляют себя: помогают в организации праздников,  оформляют зал, вносят свои пожелания в сценарий. Все эти мероприятия оставляют огромный положительный отпечаток в их сознании. Они долго остаются под впечатлением от всего происходящего.

Одним из методов внеурочной деятельности является музейная педагогика, на котором я хочу остановится подробнее.

 Музейная педагогика как средство духовно – нравственного развития учащегося во внеурочное время.

    Музейная педагогика играет огромную роль в духовно – нравственном формировании личности ребенка. Это одно из перспективных направлений педагогической науки и практики на современном этапе развития общества. Музей – центр сосредоточения широкого духовного обогащения, непосредственного соприкосновения. В школах создаются небольшие музеи, методы работы которых: экскурсеонно – методические, детские и творческие студии, музейные кружки и клубы.

  Педагогическая цель работы музеев – формирование эмоционально личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия, воспитание эстетического вкуса, эстетических чувств.

  Музей – это для школьника среда для диалога между разными культурами между прошлым и будущим.

  На современном уровне развития образования музейная педагогика становится неотъемлемой частью школьной программы в образовательном, а так же в музыкальном учреждении. Это огромный пласт для исследования, для инновационных работ, раскрывающих сущность и единство образования и культуры.

  Мы, у наших юных музыкантов, тоже пытаемся развить духовность, используя метод музейной педагогики. Мы посещаем различные музеи, выставки, памятники архитектуры – сотрудничаем с художественной галереей города. Система сотрудничества не ограничивается только экскурсиями. Учащимся после уроков в музее, в качестве домашнего задания, предлагаются темы для размышлений и тд.

  Музейное образование воспитывает ценностное отношение личности окружающему миру, дает богатый опыт эмоционального общения с искусством.

Заключение: Используя вышеперечисленные методы, а именно: посещение концертов, художественных выставок, библиотек, беседы с интересными людьми, проводя различные экскурсии по городу, а так же выступления наших детей на конкурсах и концертах различного уровня, воспитывается:

  1. Готовность и способность к духовному развитию
  2. Укрепляется нравственность, эстетическое сознание
  3. Прививается трудолюбие и бережливость
  4. Развивается чувство патриотизма
  5. Развивается личность, способная к творчеству

  Происходит воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись. Воспитывается в учащемся сильный дух личности, умеющий найти свое место в современном мире. Ребенок впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, задумывается над смыслом жизни, возникает много вопросов духовного характера. Воспитывается чувство патриотизма, гражданственности, семьи, формируется представление о символах государства, края, города. Воспитывается уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам. Формируется представление о духовной красоте человека, развивается интерес к творческим занятиям, воспитывается этический вкус.

  Происходит развитие личности обучающегося, формируется способность человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, формируются базовые национальные ценности, происходит принятие культуры и духовных ценностей многонационального народа РФ, развивается высоконравственный, ответственный, творческий, компетентный гражданин России.

  Мы верим, что нас ждет другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им все самое светлое и хорошее, что у нас есть: делая все возможное, чтобы в их глазах не выглядели утопией светлые надежды человечества о лучшем будущем.

  Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество, лишенное духовно – нравственного воспитания и образования, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан.

  Так что без обучения духовного по своей сути, новое поколение не создаст лучший мир!

Список литературы.

1.Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения.. Учебное пособие.- ОМСК: ОГПИ, 1987г.

2.Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: кн. Для учителя.-М. : Просвещение, 1988 г.

3.Галицкая И.А. , Метлик И.В. Понятия «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009,№10.

4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение,2009.

5.Синягина Н.Ю., О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников, 2011, №1.

6.Строганова Л.В. Этические беседы и уроки нравственности в воспитании подростков // Воспитание школьников, 2010,№2.

7.Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. – 2-е изд. – М. : Советская Россия, 1981.

8.Черноусова Ф.П. « Духовно – нравственное воспитание-основа формирования потребности человека в человеке» Издательство УЦ             « Перспектива» 2012.