Духовно – нравственное развитие учащихся во внеурочное время
Современный период в российской истории и образовании – время смен ценностных ориентиров. В наше время в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В 2007-2008гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и эконмическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»
Цель духовно – нравственного воспитания: Обогатить, обеспечить социально – педагогическую поддержу становления и развития высоконравственного, творческого гражданина России используя внеурочную деятельность.
Задачи:
- Воспитать готовность и способность к духовному развитию.
- .Укрепить нравственность и эстетическое сознание.
- Привить трудолюбие и бережливость.
- Развить чувства патриотизма.
- Развить личность, способную к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tysyachnikovoy_s.yu_.docx | 34.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
[]
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Методический центр
В системе дополнительного педагогического образования
Повышения квалификации
Практико – значимый проект на тему «Духовно – нравственное развитие учащихся во внеурочное время»
Выполнил: Тысячникова
Светлана Юрьевна
Преподаватель
Г.О. Коломна 2013
Оглавление
Введение.
Основная часть
1.1..Цели и задачи духовно – нравственного воспитания учащихся.
1.2.Содержание духовно – нравственного развития, его основные направления.
1.3. Роль образования в духовно – нравственном развитии личности.
2.1. Духовно – нравственное развитие учащихся во внеурочное время.
Музейная педагогика - как средство духовно – нравственного развития учащегося во внеурочное время.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Современный период в российской истории и образовании – время смен ценностных ориентиров. В наше время в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. В 2007-2008гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и эконмическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»
Цель духовно – нравственного воспитания: Обогатить, обеспечить социально – педагогическую поддержу становления и развития высоконравственного, творческого гражданина России используя внеурочную деятельность.
Задачи:
- Воспитать готовность и способность к духовному развитию.
- .Укрепить нравственность и эстетическое сознание.
- Привить трудолюбие и бережливость.
- Развить чувства патриотизма.
- Развить личность, способную к творчеству.
Основная часть
1.1. Цели и задачи духовно – нравственного воспитания учащихся.
Концепция закрепила важнейшую цель современного отечественного образования и приоритетные задачи общества и государства – это воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, которые должны обеспечить обучающихся в сфере личностного развития, в сфере общественных отношений и содействовать духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся в сфере государственных отношений.
- Готовность и способность к духовному развитию
- Готовность и способность к реализации творческого потенциала
- Укрепление нравственности
- Формирование морали
- Развитие совести как нравственного самосознания личности
- Трудолюбие и бережливость
- Осознание ценностей других людей
- Укрепление веры в России
- Развитость чувства патриотизма
- Осознание ценности семьи
- Бережное отношение к жизни человека
Главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении ученика.
Введение в российской школе такого общедоступного систематического духовно – нравственного воспитания и развития учащихся в учебной и не учебной деятельности означает обновление воспитательной деятельности школы в целом.
1.2. Содержание духовно – нравственного развития, его основные направления.
Основное содержание духовно – нравственного воспитания
- Патриотизм;
- Социальная солидарность;
- Гражданственность;
- Семья;
- Труд и творчество;
- Наука;
- Традиционные российские религии;
- Искусство и литература;
- Природа;
1.3. Роль образования в духовно – нравственном развитии личности.
Образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы
Актуальность программы заключается в том, что духовно – нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.
Духовно – нравственное воспитание – это система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.
Система работы по духовно – нравственному воспитанию обучающихся представляет собой совокупность субъектов и объектов воспитания, отношений и взаимосвязей между ними, функционирующую в пределах имеющихся ресурсов с целью формирования у каждого человека духовной культуры, морально – нравственных качеств.
Духовно – нравственное развитие граждан России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно – смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
В основу программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Ведущей идеей воспитательной системы школы является развитие личности обучающегося, его интересов и способностей. Воспитательный процесс направлен на максимальное раскрытие личностного потенциала обучающегося, мотивации к самореализации и к личностным достижениям.
Воспитательная среда образовательного учреждения базируется на гуманных отношениях между детьми и взрослыми. В школе созданы условия для образовательной и творческой сферы деятельности обучающихся. Воспитательный процесс педагогический коллектив строит с учетом интересов и способностей обучающихся, социальных запросов родителей, условий и традиций школы. Воспитание занимает приоритетное направление в образовательном процессе школы и основывается на преемственности воспитания, формировании познавательной мотивации и ориентации на общечеловеческие ценности.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанная принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области.
Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа РФ.
В процессе духовного развития на человека воздействует социальное окружение: семья, «близкий друг», этнические, религиозные и другие социальные, мировоззренческие группы, средства массовой информации.
Духовность позволяет человеку выделять и определять себя не только в природе (разум), но и среди других людей, в обществе путем самопознания и самоуправления.
Духовность и нравственность тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность… Заниматься проблемой духовно – нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
2.1. Духовно – нравственное развитие учащихся во внеурочное время.
Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, в неурочною, внешкольную и общественно полезную.
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
В.А. Сухомлинский
Педагогическая практика постоянно рождает все новые и новые формы нравственного просвещения, создает интересный опыт, дарит ценные
находки. Чем разнообразнее и интереснее для учащихся нравственные проблемы, поднимаемые учителем на уроках, факультативах и в ходе внеурочной воспитательной работы, тем прочнее усваиваются доносимые
до них нравственные истины. Вопросы могут формулироваться по-разному и ставятся в разные обстановки, но все они должны быть новыми и обязательно острыми, жизненно важными для учащихся.
Огромное значение в духовно – нравственном воспитании играет внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность и перечень её мероприятий по реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования.
Направление | Задачи | Содержание мероприятий | Планируемые результаты воспитательной деятельности | |
Внеурочная | Внешкольная | |||
1.Воспитание гражданственности патриотизма. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | Сформировать представление о символах государства, грая, города, школы Сформировать представление о правилах поведения в доме, школе, на улице. Развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений. Сформировать правильное представление о правилах поведения. Формировать представление о духовной красоте человека. Воспитывать интерес к музыке, концертам, выставкам. Развивать интерес к занятиям творчеством | Мероприятия, посвященные государственным праздникам. Встречи с интересными людьми, выпускниками школы Участие в социальных проектах. Концерты для людей старшего поколения. Посещение библиотек, музеев, выставок. Беседы на тему истории родного города, края, родины. Участие в конкурсах. Проведение праздников, музыкальной гостиной. Участие в оформлении зала к мероприятиям и праздникам. | Обзорная экскурсия по городу. Путешествия по историческим и памятникам местам г. Зарайска Творческие конкурсы и праздники. Экскурсии Посещение музеев, концерты, художественные выставки Посещение концертов, тематических выставок. | Сформировано ценностное отношение к России, к культурно – историческому наследию, к старшему поколению. Учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека и гражданина; опыт социальный и межкультурной, коммуникации. Учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками. Учащиеся имеют первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме; самореализации в различных видах творческой деятельности. |
В нашем учреждении дети много занимаются внешкольной, внеурочной деятельностью. Вся наша работа в итоге основывается на ней. Это и выступление на концертах различного уровня: отчетные концерты школы, тематические концерты и т д. Конкурсы, которые проводятся как у нас в городе в стенах родной школы, так и в различных городах («Духовной музыки», «Веселые нотки» город Зарайск, «Весенние нотки» город Раменское, «Созвездие талантов» город Луховицы и т д.)
Так же в нашей школе проводятся различные встречи с ветеранами, интересными людьми.
Дети всячески проявляют себя: помогают в организации праздников, оформляют зал, вносят свои пожелания в сценарий. Все эти мероприятия оставляют огромный положительный отпечаток в их сознании. Они долго остаются под впечатлением от всего происходящего.
Одним из методов внеурочной деятельности является музейная педагогика, на котором я хочу остановится подробнее.
Музейная педагогика как средство духовно – нравственного развития учащегося во внеурочное время.
Музейная педагогика играет огромную роль в духовно – нравственном формировании личности ребенка. Это одно из перспективных направлений педагогической науки и практики на современном этапе развития общества. Музей – центр сосредоточения широкого духовного обогащения, непосредственного соприкосновения. В школах создаются небольшие музеи, методы работы которых: экскурсеонно – методические, детские и творческие студии, музейные кружки и клубы.
Педагогическая цель работы музеев – формирование эмоционально личностного отношения ребенка к ценностям культурного наследия, воспитание эстетического вкуса, эстетических чувств.
Музей – это для школьника среда для диалога между разными культурами между прошлым и будущим.
На современном уровне развития образования музейная педагогика становится неотъемлемой частью школьной программы в образовательном, а так же в музыкальном учреждении. Это огромный пласт для исследования, для инновационных работ, раскрывающих сущность и единство образования и культуры.
Мы, у наших юных музыкантов, тоже пытаемся развить духовность, используя метод музейной педагогики. Мы посещаем различные музеи, выставки, памятники архитектуры – сотрудничаем с художественной галереей города. Система сотрудничества не ограничивается только экскурсиями. Учащимся после уроков в музее, в качестве домашнего задания, предлагаются темы для размышлений и тд.
Музейное образование воспитывает ценностное отношение личности окружающему миру, дает богатый опыт эмоционального общения с искусством.
Заключение: Используя вышеперечисленные методы, а именно: посещение концертов, художественных выставок, библиотек, беседы с интересными людьми, проводя различные экскурсии по городу, а так же выступления наших детей на конкурсах и концертах различного уровня, воспитывается:
- Готовность и способность к духовному развитию
- Укрепляется нравственность, эстетическое сознание
- Прививается трудолюбие и бережливость
- Развивается чувство патриотизма
- Развивается личность, способная к творчеству
Происходит воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись. Воспитывается в учащемся сильный дух личности, умеющий найти свое место в современном мире. Ребенок впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, задумывается над смыслом жизни, возникает много вопросов духовного характера. Воспитывается чувство патриотизма, гражданственности, семьи, формируется представление о символах государства, края, города. Воспитывается уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам. Формируется представление о духовной красоте человека, развивается интерес к творческим занятиям, воспитывается этический вкус.
Происходит развитие личности обучающегося, формируется способность человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом, формируются базовые национальные ценности, происходит принятие культуры и духовных ценностей многонационального народа РФ, развивается высоконравственный, ответственный, творческий, компетентный гражданин России.
Мы верим, что нас ждет другое, лучшее будущее. Никогда не поздно начать делать к нему шаги. И первые шаги лучше всего посвятить детям, отдавая им все самое светлое и хорошее, что у нас есть: делая все возможное, чтобы в их глазах не выглядели утопией светлые надежды человечества о лучшем будущем.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество, лишенное духовно – нравственного воспитания и образования, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан.
Так что без обучения духовного по своей сути, новое поколение не создаст лучший мир!
Список литературы.
1.Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения.. Учебное пособие.- ОМСК: ОГПИ, 1987г.
2.Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: кн. Для учителя.-М. : Просвещение, 1988 г.
3.Галицкая И.А. , Метлик И.В. Понятия «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009,№10.
4.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение,2009.
5.Синягина Н.Ю., О патриотизме и воспитании патриота // Воспитание школьников, 2011, №1.
6.Строганова Л.В. Этические беседы и уроки нравственности в воспитании подростков // Воспитание школьников, 2010,№2.
7.Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. – 2-е изд. – М. : Советская Россия, 1981.
8.Черноусова Ф.П. « Духовно – нравственное воспитание-основа формирования потребности человека в человеке» Издательство УЦ « Перспектива» 2012.