Разработка открытого урока по сольфеджио "Музыкальные лады"

Парамончева Елена Вячеславовна

 Урок разработан для учащихся подготовительных или 1-х классов.Все преподаватели сольфеджио знают, как торудно объяснить маленьким детям тему "Музыкальные лады".Однако это сделать необходимо , и как можно раньше.На уроке применяются яркие художественные иллюстрации, мультфильм, музыкальное произведение. Для более яркого слухового запоминания минор и мажор объясняются одновременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст урока534.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Ход  урока:

Педагог :Ребята, вы наверно замечали, что одно музыкальное произведение звучит радостно, весело, а другое почему- то с грустью, а иногда даже и с тревогой? Хотите знать – почему? Тогда я вам расскажу маленькую сказку.

2.Представьте себе, что в музыкальном королевстве живут звуковые семьи. В каждой семье по  7  звуков. В одной семье хозяйка –тоника – всегда имеет радостное ,светлое настроение.  Тоника самая главная, она всегда следит за тем, чтобы ее детки –звуки строились в определенном порядке , чтобы получилась радостная светлая музыка .  А строит она их так, чтобы между звуками было такое расстояние – тон, тон, полутон, тон, тон, тон,  полутон.  Эта  дружная семья  звуков называется  МАЖОР, лад мажор. Музыка, написанная в мажоре, будет светлая, будет дарить хорошее настроение, как будто солнышко ярко светит  ( картинка  « Солнышко»).Послушайте песню, которая написана в мажоре.(Играю и пою песню «Цыплята» или  «Весна»).

 Вы тоже можете сыграть на фортепиано мажорный лад. Мажор получится, если вы, подойдя к роялю, сыграете подряд  все белые клавиши от ноты до вверх до следующей ноты до.

 ( К инструменту вызывается ученик, играет гамму До мажор, при игре называет расстояние между звуками –т-т-п-т-т-т-п) .Ты сейчас играл(а) гамму от ноты до, и строил ее в мажорном ладу. Значит, гамма называется  До  мажор. Если  гамма До мажор, то как  зовут ее тонику ?

(Пение попевки в До мажоре «Все мы дружно встали  в ряд, получился звукоряд, не простой – мажорный, веселый задорный.»).

    В другой семье Тоника грустная, задумчивая, ее звуки строятся в таком порядке -  тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такая семья звуков называется МИНОР. Музыка, написанная в миноре, будет звучать с грустью, с темным оттенком, как будто солнышко зашло за тучку(картинка «Тучка»).Послушайте песню, написанную в миноре. (Играю и пою песню «Осень») . Минор получится, если сыграть подряд на белых клавишах все звуки от ля до ля. (К инструменту вызывается ученик, играет гамму ля минор, вслух произносит строение –т.п.т.т.п.т.т.).Как вы думаете, минор отличается по настроению и характеру от мажора? Слышите, что сейчас звукоряд  как-то загрустил, задумался, «потемнел». И песенка, которую мы споем в миноре, тоже с грустью.(«Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поем, и сейчас мы заревем.»).

 На музыкальном языке  такая  дружная семья звуков называется ЛАД, потому что звуки ладят между собой, не мешают друг другу, взаимодействуют, слушаются свою хозяйку Тонику, по-другому никогда не строятся. Лад Мажор  и лад Минор. Лад – это мир, порядок, согласие .Когда кто-нибудь ссорится , то говорят, что они не ладят между собой. В мажорном или минорном ладу звуки всегда ладят, дружат. Когда мы играем или поем ,мы ведь не можем остановиться там, где нам захотелось.( пример).Нам всегда захочется возвратиться к тонике, закончить на тонике песню ( пример).Это потому, что звуки в ладу тянутся друг другу( а особенно к тонике), они связаны между собой, как все , кто живет в дружной семье.

3.Вот мы с вами познакомились с ладами мажором и минором.

Стихотворение:

Вот — Минор, а вот – Мажор,
Братья, между прочим.
Научись их различать,
Это важно очень!
Если в музыке слышны

Грустные мотивы,
Значит, плачет брат Минор –
Он такой плаксивый.

Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!

Показ видеоролика –мультфильма «Мажор и минор».

Педагог исполняет песню «На морозе девочка», просит детей услышать , где в ней звучит минор, а где  - мажор.

E:\DCIM\Camera\IMG_20150117_100423.jpg

Как вы поняли, где звучит мажорный лад, а где  - минорный?(В ходе диалога с учениками выясняется, что  по настроению).

Послушайте, как твердо, светло и радостно звучит мажор, и как затемнённо ,с  тёмным оттенком, звучит лад минор ( повторяю песенку вместе с детьми).

Вспомним, что такое Трезвучие(это созвучие из 3-х ступеней, расположенные по терциям, т.е. через ноту).В мажорном ладу главное ТОНИЧЕСКОЕ трезвучие тоже мажорное (Играю) .Оно звучит мажорно, ярко .В минорном ладу тоническое трезвучие минорное(играю). Оно звучит с оттенком грусти, спокойно и задумчиво. Давайте поиграем в игру «Отгадай трезвучие»(ученики по очереди играют трезвучия от заданной мною ноты, а класс на слух отгадывает лад).

 А теперь давайте сравним творчество художников и композиторов. Художники для создания своих картин пользуются красками, композиторы для сочинения музыкальных произведений – звуками. У художников есть две группы красок – тёплые тона и холодные. А для музыканта краска – это лад. Если мажор, значит, произведение звучит ярко и радостно, если минор – задумчиво, углублённо.

А  теперь пофантазируем. Если бы вы были композиторами, и вам надо было бы сочинить музыку к этим картинам, в каком ладу – мажоре или миноре – вы бы написали музыку? Ведь надо, чтобы ваша музыка  по настроению и характеру подходила к картине, поэтому надо выбрать нужный для настроения лад.(Показываю картины природы. Дети высказывают  свое  мнение).

А вот наш русский композитор Георгий Свиридов написал произведение - музыкальную картину, в которой нарисовал музыкой два времени года - весну и осень. Произведение так и называется «Весна и осень». Давайте послушаем его и полюбуемся  картинами природы, которые слышны в этой музыке(Видеоклип Г.Свиридова).

Вопросы:
— Одинаково ли прозвучала музыка весны и осени? (Нет.)
— Каков характер этих частей? (Весна – светло, радостно; осень – тоскливо, грустно.)
— Какие  иллюстрации подходят к нашему музыкальному произведению?
— Определите музыкальный лад этого произведения. (Весна – мажор, а осень – минор.)
Какими красками передано состояние природы? (Мажор – яркими,  солнечными, а минор – приглушенными, темными.)

Какая замечательная музыка  ! Как ярко она описывает улыбающуюся радостную природу весной и грустную задумчивую природу осенью! А все потому, что композитор музыку весны написал в мажоре, а музыку осени в миноре. Вот как важно написать произведение в нужном и правильном ладу.

4.Подведение итогов.

— Итак, какие два лада сегодня  вы узнали на  уроке? (  мажор, минор)
— 
Какой оттенок вносит в музыку мажор? Минор? 
— 
Если бы вы были композиторами, то в каком ладу написали бы пьесу, соответствующую нашей погоде или настроению сегодня?

 ---Помогает ли лад композитору передать настроение?

--  Как строится мажорный лад? Как строится минорный лад?

5.Домашнее задание :

В пьесе, которую ученики играют по специальности , определить лад.

                                        Открытый   урок

                                 по сольфеджио

         в 1-м классе фортепианного отделения на тему

                                       

                            «Мажор и минор»

         Урок разработан преподавателем 1 квалификационной категории

           музыкального отделения Болгарской  ДШИ Спасского района

                                          Республики Татарстан

                         Парамончевой Еленой Вячеславовной.

                                                                   2015 год

                                                                 

Тема урока : «Мажор и минор».

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Цель урока:
 Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие. 
Задачи урока:

Образовательные:
1.Познакомить учащихся с музыкальными терминами: «лад», « мажор», «минор».
2. Слушать и проанализировать музыкальные произведения.
3.Помочь учащимся овладеть новыми знаниями.
4.С помощью прослушивания произведений закрепить знание музыкальных понятий.
5.Создать условия для развития внутреннего слуха .

Развивающие:
1.Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, вокально-хоровые навыки при разучивании песни и прослушивании музыкальных произведений.

2.Добиваться эмоциональной отзывчивости.
3.Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Воспитательные:

1.Показать роль лада в характере музыкального произведения.

2. Вовлечь учащихся в активную практическую и слуховую деятельность.


Методы ,используемые на уроке:
1.Словесный.
2.Наглядный.
3.Метод анализа и сравнения.

Оборудование:

 Компьютер, видеозаписи музыкальных произведений, наглядные пособия и иллюстрации, карточки, фортепиано.

Этапы урока :

 1.Организационный. Постановка цели.

2.Введение новых знаний.

3. Обобщение первичного закрепления.

4.Подведение итогов обучения.

5. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.