Методическая статья "Чтение нот с листа и его значение в процессе обучения".

Попсуйко Наталья Викторовна

Воспитание навыков чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Работа о методах чтения с листа и о значении в процессе музыкального образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чтение нот с листа и его значение в процессе обучения.

Воспитание навыков чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Это способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителей.

Как только ученик сознательно и осмысленно изучил нотную грамоту, нужно вводить самостоятельную работу и чтение нот с листа. Отрывки должны быть гораздо легче, чем те произведения, что он играет. Чтобы уметь читать с листа надо читать с листа. Ребёнка хорошо приучать читать с листа играя с ним в ансамбле. Чтение с листа особенно нужно детям, которые не любят смотреть в ноты, которые уже после нескольких проигрываний  играют пьесу наизусть. Навык чтения с листа развивается! Надо объяснить ученику, что чтение с листа отличается от разбора. Необходимо стремиться играть без ошибок «насквозь». Надо видеть связи между нотным рисунком и движением рук, уметь играть не глядя на клавиатуру, смотреть вперёд при чтении с листа.

Преподавателю необходимо закрывать рукой такт, который он играет, в двухдольном произведении ученик играет первую долю, а вторую считает, в это же время смотрит на первую долю следующего такта. Важна работа внутренним слухом перед чтением с листа, надо провести сравнительный анализ фраз,  уяснить где мелодия, а где сопровождение, уточнить характер сопровождения, осмыслить движение мелодической линии. Нужно определить тональность, метроритм, обозначение темпа, знаки альтерации и характер. Всё это без проигрывания. Очень полезно двум ученикам читать с листа в ансамбле, например полифонию - один верхний голос, а другой нижний в двухголосии, либо аккомпанемент. Ансамблевая игра приносит огромную пользу, воспитывает музыкальное мышление, даёт большое музыкальное развитие ребёнка, развивает чувство ритма, приучает слушать партнёра. Развивает гармонический слух и полифоническое мышление.

Чтение с листа является как бы начальным этапом в изучении музыкального произведения. Вот почему так важно научиться грамотно прочесть незнакомое сочинение.Чтение с листа следует рассматривать как широкое явление в процессе музыкального образования, предусматривающее ознакомление исполнителя с богатствами музыкальной культуры. Чтение с листа воспитывает интерес к занятиям на музыкальном инструменте, обогащает репертуар,  потребность познавать новое, знакомиться с музыкальной литературой и постоянно музицировать.