Внеклассное мероприятие: Башкирский народный инструмент "Курай"
Цель : углубить знания об истории и культуре Республики Башкортостан; развивать чувство гордости и любви к музыкальному наследию родного края ;
воспитать уважение к кураю, родной музыке, башкирскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
merorpiyatie-kuray_microsoft_word.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие: Башкирский народный музыкальный инструмент «КУРАЙ» разработал Мазгаров Габдинур Ризаевич, педагог дополнительного образования Центра Детского Творчества г.Баймак и Баймакского района при МОБУ СОШ д.Нижнетагирово
Разделы: Внеклассная работа
Цель: - углубить знания об истории и культуре республики; - развивать чувство национальной гордости и любви к музыкальному наследию родного края; - воспитать уважения к кураю, родной музыке, языку, чувства гордости за свою малую Родину.
Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук (или компьютер), буклеты с портретами Кубагуш сэсэн, Баик сэсэн, Г. Аргынбаев, Ю. Исянбаев, Х.Ахметов, Ишмулла и Сайфулла Дильмухаметовы, Г.Сулейманов, К.Дияров и других кураистов.
Для воспроизведения презентации (Приложение 1 (pnil1/pptx)) необходимо программное обеспечение MS Office 2007
Содержание мероприятия: В ходе мероприятия педагог знакомит учащихся с музыкальными инструментами башкир, в частности с различными видами Кураев, кубызом, думброй, сорнаем, дунгуре и другими музыкальными инструментами. Рассказ сопровождается яркими изображениями и фотографиями «Семи чудес Башкортостана», показом рисунков музыкальных инструментов, при наличии этих инструментов педагог озвучивает их. - Добрый день, дорогие ребята! - В преддверии конкурса кураистов в память Карима Дярова – одного из выдающихся кураистов и переносчика многих башкирских народных мелодий от старшего поколения к молодому поколению кураистов, в нашей школе было предложено сбор сведений о выдающихся кураистах . - И сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по истории появления , развития и сегодняшнего состояния башкирского национального музыкального инструмента Курая. - Кто-нибудь из Вас участвовал в этом сборе сведений? - Давайте послушаем Вас: о каком кураисте больше всего Вы знаете. - Как видим, многие из Вас уже хорошо осведомлены о наших кураистах. Это очень похвально. Но, многие может ещё не знают. что курай, по мнению большинства жителей республики, вошел в золотой список семи достопримечательностей - семи чудес Башкортостана. Напомню, что «Семь чудес Башкортостана» включила в себя следующие достопримечательности нашей республики: 1. Памятник Салавату Юлаеву;
2. Курай;
3. Эпос «Урал - батыр»;
4. Пещера Шульган - таш ;
5. Башкирский мёд;
6. Гора Янган – тау;
7. Красноусольские минеральные источники. ( показывается полторалитровая бутылка природной минеральной воды «Красноусольская» люкс). За что эта вода прославилась перед другими, можно узнать, ознакомившись с её составом: гидрокарбонат натрия 100мг/л, калиевая K<100 мг/л, кальциевая <100 мг/л, магниевая Mg<50 мг/л.
Памятник Салавату Юлаеву в Уфе - самая большая конная статуя в России, высотой почти 10 метров и весом 40 тонн. Сопровождение слайда: Автором является скульптор Сосланбек Тавасиев, который работал над ним на протяжении 30 лет.
Национальный герой Салават Юлаев был не только великим воином, но и замечательным поэтом. О любви своей Родины он писал в своих стихах: Заиграй же, мой курай, Песню, чтоб вошла в сердца, И Урал, и весь наш край, Прославляя без конца! В жизни башкир музыкальные инструменты всегда занимали достойное место. Об этом говорят различные исторические сведения, предания, легенды о курае, кубызе, думбре, борго, сорнае, дунгуре и других музыкальных инструментах, уводящие нас в далёкое прошлое. В отличие от других национальных инструментов курай особенно прочно вошел в непростую жизнь народа, в его судьбу, стал как бы его голосом, его оружием. Он и сегодня очень почитаемый и популярный в народе инструмент. Как пишет Гайса Хусаинов, в то тоскливых, то яростных, то бодрых интонациях курая кажется отчетливо слышны стенания, страдания народа, его бодрый клич, топот лошадиных, звон кинжалов и клинков. Всё это словами объяснить невозможно, это можно прочувствовать лишь сердцем. Нет, мелодии курая не только воспроизведение прошлого, но и средство, помогающее рассеять горе, утешение для души. - Сколько же лет кураю? Более тысячи лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия «Сынрау торна» («Звенящий журавль») имеет более чем тысячелетнюю историю. В древних башкирских народных эпосах «Акбузат», «Вороной иноходец», «Заятуляк и Хыухылу», «Куныр Буга» («Бурый бычок») и других говорится о курае. Курай, в основном, изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, растущего на Южном Урале. В настоящее время все популярнее стали кураи искусственного изготовления. Длина курая от 570 до 810 мм. У нас в школе имеются три вида Кураев: си-бемоль, ля-мажор и сольный. Первый вид пригоден для младшего возраста, второй вид – для средней возрастной категории. А самый длинный курай - сольный, по своему названию видно, применяют для озвучания народных мелодий в большом диапазоне. Такая мелодия, почти единственная среди других, включающая 4 диапазона музыкального нотного стана, это песня «Буранбай» (Прослушивается запись игры на курае). Курай используется как сольный, так и ансамблевый инструмент. На нем исполняются плясовые наигрыши. маршевые мелодии, песни композиторов и народные протяжные мелодии. Традиции игры на курае особенно ярко представлены в южных, юго – восточных районах Республики Башкортостан. В последние десятилетия курай становится все больше популярным музыкальным инструментом и среди населения районов Предуралья Башкортостана. Такое распространение популярности курая стало возможным благодаря открытию в столице Республики г.Уфа музыкальных отделений в учебных заведениях. Выпускники по специальности Курай работают почти во всех районах республики. Тем самым коренное население остальных районов получило возможность воспитывать своих детей в духе традиций истинного башкирского народа. Гата Сулейманов - педагог – кураист из Баймакского района, активно содействовал открытию класса подготовки кураистов при Уфимском училище искусств , а затем в Уфимском Институте Искусств.
- Какие разновидности курая нам известны? «Сделаю из камыша и заиграю на сор-курае. В степях кукушка не кукует, На свой Урал хочу я» Так поется в народной песне «Таштугай». Сор – курай. На нем в основном играют девушки, женщины. Длина сор – курая до 50 см. Ещё был другой, так называемый кыек- курай. С собой в конные походы башкиры брали медный курай (тростниковый курай для походных условий очень хрупок). В народных преданиях говорится о медном курае Салавата Юлаева. С конца 70-ых годов прошлого столетия мастер Вакиль Шугаипов впервые изготавливает курай из древесины в специальном шпоне. Теперь уже многие народные умельцы научились такому ремеслу изготовления курая. Интонационный диапазон необычайно широк: передается и грусть, и радость, и сила, и хрупкость, нежная лирика и эпическая возвышенность. В традиционном исполнении на курае обязательно присутствует грудный гортанный звук, который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразность и неповторимость. Неотъемлемой чертой исполнительской традиции, так же, является импровизаторское мастерство кураиста. Развитие башкирского народного эпоса и совершенствование исполнительного искусства на курае, теснейшим образом взаимосвязаны. Выдающиеся кураисты были и прекрасными импровизаторами. При исполнении лучших образцов музыкального творчества предшествующих поколений совершенствовалось мастерство, открывались все новые и новые возможности инструмента. Из поколения в поколение искусство игры на курае бережно хранилось и передавалось народом. Известны имена выдающихся кураистов – импровизаторов, являющиеся основателями различных школ и направлений в истории искусства игры на курае.
- Это Кубагуш-сэсэн (15-16 вв), Баик –сэсэн (1710 -1877 г.),
Габит Аргынбаев (1856 – 1921 г.), Юмабай Исянбаев
(1891 – 1943 г.), Хусаин Ахметов, Ишмулла и Сайфулла Дильмухаметовы, Гата Сулейманов, Карим Дияров и другие. Известно, что 102-летний Баик – сэсэн встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой. Он играл на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием «Йэш Байык». 20 июля 1925 года знаменитый кураист-импровизатор Юмабай Исянбаев был приглашен в Москву. (Там сформировалась труппа для поездки в Париж). Ю.Исянбаев повез с собой тростник с корнем. И когда настал очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед изумленными французами сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Ему бурно аплодировали, его вызывали ещё и ещё раз. Один француз поднялся на сцену, просмотрел курай со всех сторон, изумленный , как можно из такого тростника издавать такие чудные звуки. И когда Исянбаев заиграл мелодию «Старый Баик», одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста. Гата Сулейманов разработал методику преподавания игры на курае, создал учебные пособия. Сейчас очень хорошо известны первые воспитанники этого класса. Мы хорошо знаем имена таких кураистов, как Азат Аиткулов (родом из д.Юлдыбай Зилаирского района), Юлай Гайнетдинов и Адигам Искужин (оба – наши земляки, из Баймакского района), Риф Габитов, Нажметдин Хасанов, Ишмурат Ильбаков и другие. Этому изумительному музыкальному инструменту посвящены многие произведения. Написаны сказки, созданы легенды, сочинены песни и стихи, композитор Рим Хасанов создал балет «Легенда о курае». Первый памятник в форме курая с зонтиком был поставлен на горе Тугажман Ирендыкских гор вблизи д.Туркменово Баймакского района.