Эмоциональная сфера в музыке

Скрябина Светлана  Анатольевна

Музыку называют языком чувств. Под чувством, или эмо­цией,   понимается переживание человеком своего отношения к окружающей действительности. Хорошее исполнение приносит удовольствие, доставляет нам радость. Исполнителю-певцу знакомо чувство напряжения, иногда страха перед выступлением, чувство удовлетворения, радости, подъема после удачного исполнения и т. п. Описать словами чувства не так просто, полнее о них говорит язык музыки, где каждый звук, пауза, смена гармонии передают эмоциональные переживания. Музыкальное сообщение — это обмен эмоциями, и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Естественно, что исполнитель-певец должен хорошо понимать этот язык и уметь на нем общаться.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Эмоциональная сфера в музыке

Музыку называют языком чувств. Под чувством, или эмоцией,   понимается переживание человеком своего отношения к окружающей действительности. Хорошее исполнение приносит удовольствие, доставляет нам радость. Исполнителю-певцу знакомо чувство напряжения, иногда страха перед выступлением, чувство удовлетворения, радости, подъема после удачного исполнения и т. п. Описать словами чувства не так просто, полнее о них говорит язык музыки, где каждый звук, пауза, смена гармонии передают эмоциональные переживания. Музыкальное сообщение — это обмен эмоциями, и оно рассчитано на эмоциональное восприятие. Естественно, что исполнитель-певец должен хорошо понимать этот язык и уметь на нем общаться.

Хорошо звучащий голос, удачное  исполнение вызовут положительные    эмоции радости, удовольствия, счастья. Неудовлетворенная потребность, вызывает отрицательные эмоции» вплоть до глубокого отчаяния. Мы всегда стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, стараясь общаться с людьми, которые нам приятны, работать в той области, которая приносит нам удовлетворение, радость, видеть то, что нам нравится. Эмоции побуждают нас к активной деятельности. Пение для большинства занимающихся связано с огромным удовольствием и удовлетворением. Когда явления доставляют нам отрицательные эмоции, мы стараемся их избегать, т.е. эмоции обладают побудительной силой, и в этом их большое значение для человека.

Эмоции, возникая в результате переживания певческого процесса, сами влияют на пение и, как и во всякой деятельности, могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на певческий процесс. Они могут носить активизирующий (стенический) характер, повышать жизненный тонус организма, увеличивать его энергию и силу, а могут иметь депрессивный (астенический) характер — снижающий жизнедеятельность. Так, например, чувство радости, удовольствия, возникающее от пения, повышает тонус организма, что в свою очередь положительно влияет на голос. Это связано с возбуждением, с изменением протекания всех нервных процессов в коре мозга. Однако чрезмерное волнение, чрезмерное возбуждение отрицательно скажется на певческой функции. Точные координации, — а пение требует таковых, — как мы помним, связаны с развитием дифференцированного торможения. При чрезмерном возбуждении, в силу иррадиации, мозг в известной мере растормаживается и движения могут потерять свою точность, как это и наблюдается на практике. Пение требует большой активности, эмоционального подъема, однако допустимая степень этого подъема зависит и от подвинутости певца, и от индивидуальных проявлений его эмоциональности.

Степень эмоциональной отзывчивости или, можно сказать, эмоциональной одаренности весьма различна. Бывают малоэмоциональные певцы, и в задачу педагога входит разбудить недостающую эмоциональность путем подбора соответствующего репертуара, эмоционального показа голосом, выразительным аккомпанементом. Творческая деятельность требует внутреннего горения, только тогда она будет воздействовать на публику.

Эмоции, как указывалось, тесно связаны с работой подкорковых центров, вегетативной нервной системы. Возникнув в результате деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет работу внутренних органов и систем, сообщает иной тонус и нервной системе. Именно поэтому эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: меняется дыхание, сердцебиение, люди бледнеют или краснеют, потеют или покрываются "мурашками", дрожат, ощущают пересохшее горло и т. п. Сильнейшим образом под влиянием эмоций меняется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в характере движений, в речи. Под их влиянием меняется тембр и высота, на которой человек говорит, манера формирования слов и быстрота речи и т.п. Например, часто на экзамене речь ученика под влиянием отрицательных эмоций становится слабой, плохо слышной, голос прерывается. Наоборот, в состоянии возбуждения человек говорит громко, повышенным тоном, быстро.

Голос певца — замечательный инструмент, который может выразить удивительно полно разнообразные состояния человека, Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова, можно одними голосовыми средствами глубоко раскрывать содержание произведения, создавая вокальный образ.

Исполнитель способен запоминать свои эмоциональные состояния, оживлять нужные эмоциональные воспоминания, включать их в творческий процесс. Нужно тренировать певцов хора на воспроизведение таких состояний, предлагая им не только при исполнении произведения вспоминать то или иное настроение, переживание, но и в упражнениях, каждое из которых можно спеть с определенной эмоциональной окраской (то весело, то гневно, то презрительно, то насмешливо и т. п.). Степень эмоционального переживания не должна переходить определенных границ. Она не должна мешать правильному звукообразованию и звуковедению, нарушать основы вокальной техники, с одной стороны, и общее творческое состояние, требующее хорошего контроля своих действий, правдивости переживаний, — с другой. Она не должна приводить к действительному натуральному переживанию. Как пишет, например, А, В. Нежданова, когда она на сцене плакала настоящими слезами, переживая состояние Виолетты, это не производило на публику впечатления. Отмечали это и другие большие певцы. Искусство заключается в том, чтобы художественными средствами, в художественной форме творчески воплощать эмоции, но не в натуралистическом их переживании на сцене.

На активность эмоциональных переживаний влияют: индивидуальные особенности нервной системы певца, а также степень подготовленности к выступлению, знание репертуара, здоровье голоса, величина и квалифицированность слушательской аудитории, ответственность, срепетированность с дирижером, концертмейстером и многое другое. Однако основное значение имеют, конечно, как неоднократно подчеркивалось, индивидуальные особенности нервной системы певца, связанные как с типом нервной деятельности, так и с волевыми качествами, с характером. Даже в сложных ситуациях ответственных выступлений, при неблагоприятных моментах (болезнь голоса, несрепетированность и др.) певцы с сильной, уравновешенной нервной системой и волевым характером не испытывают отрицательных эмоций. Певцы со слабой или неуравновешенной нервной системой легко робеют, огорчаются при неудаче, впадают в уныние.

Характер певца, морально-волевые качества, мировоззрение, направленность личности определяют характер и активность эмоциональных переживаний.

 У людей разных специальностей творческий процесс протекает по-разному, хотя общие моменты присутствуют всегда. Искусство певца действенно и впечатляет только тогда, когда ясна идея, понятен замысел и когда он воплощен в яркой эмоциональной и технически совершенной художественной форме.

Таким образом, певец всегда должен сочетать в своем исполнении рациональное и эмоциональное начало — мысль и эмоцию (об этом уже упоминалось выше).

  Развитие наблюдательности, памяти, интеллектуальных способностей, богатство эмоциональных переживаний, чтение книг, знание искусства, живописи обязательны для певца. Приобретение широкого кругозора, выработка мировоззрения, эстетических  взглядов также необходимы певцу.

   Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение к деятельности в области искусства, развитие эстетического воспитания и эмоционально отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно - творческих способностей.

    Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

    Особенность музыки, её  эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». Музыка не дает новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся знания, эмоционально насытив их.