«Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях по вокально-инструментальному ансамблю"

Использование нетрадиционных форм обучения на занятиях по вокально-инструментальному ансамблю. Увлекательное путешествие в мире музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvlekatelnoe_puteshestvie_v_mire_muzyki.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ЦВР

Центрального района г.С-Пб

Конспект занятия

«Использование нетрадиционных форм обучения  на занятиях по вокально-инструментальному ансамблю.          

Увлекательное путешествие в мире Музыки»

2 год обучения

Педагог дополнительного образования

Евстигнеева Т.С.

2015г.


Пояснительная записка

к занятию в вокальной студии «Наполним музыкой сердца»

2-й год обучения

     В наше время перед современным педагогом дополнительного образования стоят задачи не только по учебному процессу.  

     Сегодня педагог дополнительного образования – это и активный участник педсоветов, и умелый организатор творческого процесса, и знаток работы с родителями, и пропагандист педагогических идей.         

        На этом занятии я  пыталась представить возможности занятий ансамблевого пения, как средства реализации здоровьесберегающих технологий.

        В моей педагогической практике представлен метод артпедагогики, который позволяет раскрыть у моих воспитанников творческие способности.

        Моя образовательная программа имеет несколько направлений и разделов, один из самых важных разделов – это вокально-хоровая работа. Здесь, первостепенным фактором является постановка голоса и  его охрана. И, конечно, без творческого подхода не обойтись. Разучивая тренировочные упражнения, я использую метод вокалотерапии. На данном занятии ярко представлены дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой.

        Одним из этапов занятия являются упражнения, направленные на тренировку и стимуляцию физиологических процессов организма детей. Музыка является здесь ритмическим раздражителем. Важно отметить, что это замечательное средство коррекции ребят с проблемами ритма и координации движений. Такие элементы в занятии дают возможность ребятам стать уверенными и самостоятельными.

        Цель этого занятия – научить раскрывать эмоциональный настрой в исполняемых произведениях.

        Дети, в современном мире, малоподвижны. В связи с компьютеризацией общества, они зачастую лишены общения со сверстниками. Следствием этого, является невнятная речь, отсутствие координации  движений, замкнутость, ранимость. Все эти отрицательные факты не могут положительно сказываться на формировании здорового, счастливого, увлеченного ребенка!

        Считаю, что представленное мною занятие, является ярким примером пропаганды здорового образа жизни. Грамотно выстроенные этапы занятия позволяют воспитанникам создавать и раскрывать музыкальный образ через движения.

        Для достижения поставленной цели я определила основные задачи занятия:

  1. Воспитательную задачу – воспитать чувство ответственности, сопереживания за общее дело.
  2. Обучающую задачу – научить новым сценическим движениям для создания образа.
  3. Развивающую задачу – развивать и углублять знания в области искусства.

Все поставленные цели и задачи в ходе занятия были достигнуты.

Тема занятия:           «Использование нетрадиционных форм обучения  на занятиях по  образовательной программе «Наполним музыкой сердца».

Увлекательное путешествие в мире Музыки».

Цель:           Проверка и закрепление знаний. Практическое использование музыкальной грамоты, навыков, вокально-ансамблевого пения, знаний мировой художественной культуры.

Задачи:         

обучающая 

- расширение и закрепление знаний об отечественной и мировой культуре,

- стимулирование интереса к искусству, литературе

Развивающая

 - развитие творческих способностей: умение оценивать, размышлять, анализировать музыкальные произведения, фантазировать

воспитательная 

- формирование художественного вкуса, любви к музыкальному искусству,

- воспитание в себе слушателя.

Форма  занятия:  -  п у т е ш е с т в и е.

Ход занятия:

Педагог:                Ребята! Сегодня у нас необычное занятие, мы с Вами отправимся в  интересный путь! Вы любите путешествовать?

Дети:         Да!

Педагог:                Тогда пора в путь, нас ждут интересные открытия в мире музыки. Путешествие будет не простым, чтобы попасть во все интересные места, нужно иметь запас знаний, т.к. у нас на пути будут встречаться зашифрованные слова, отгадать и объяснить - главная ваша задача. Только так мы сможем отправиться дальше в путь. Справитесь?

Дети:                Да!

Педагог:        Ну, тогда вперед! Ссмотрите у меня в руках гитара.

Ребята подходят к педагогу. На  обратной ее стороне (корпусе) находится зашифрованное слово, и вам нужно вписать пропущенные буквы. Самый древний музыкальный инструмент?

(Голос)

Педагог:        Верно, это голос, а для того чтобы инструмент красиво зазвучал, нужно его настроить. Вы согласны?

Дети рассаживаются. (дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой) Распевание.      

Педагог:        Молодцы! Я думаю нам можно отправиться дальше. (Дети подходят к педагогу). Предлагаю отправиться в путь на машине!

Каждый придумывает и выбирает себе свой собственный автомобиль, красный, синий, желтый.

(Звучит песня  «Машины» сл.Л.Мироновой, муз. Ю.Чичкова.

На столе, в углу, находится Старинная мастерская. На столе лежат музыкальные инструменты – скрипка и флейта, которые накрыты прозрачной материей-паутиной.)

Педагог: Ребята! Интересно, что это за любопытное место? Давайте снимем паутину. ( Дети снимают материю со стола и озвучивают свои предположения.) Не кажется ли вам, что оно похоже на мастерскую, где изготавливают музыкальные инструменты? А услышать, как звучит один из них мы можем,  только разгадав загадку: на каком инструменте играл легендарный Орфей для своей Эвредики? Причем нужно вспомнить старинное название флейты.)

Как только дети разгадали название, педагог включает аудиозапись. (Звучит З.В Глюк "Мелодия" ).

Слушание.

Скажите, какие чувства эта музыка пробуждает в вашем сердце? О чем рассказывает музыка?

Дети:                Эта музыка плавная, но в то же время очень печальная, волнующая.

Педагог:        Верно, вы все помните, чем закончилась эта история?

Дети:                Когда Орфей стал вести Эвридику из царства тьмы,  он не выполнил главного условия - не оглядываться назад. Сердце Орфея переполняли чувства, он оглянулся, и  Эвридика  покинула его навсегда... Она растаяла, но осталась музыка, которую донес, до нас композитор З.В.Глюк, он написал первую оперу "Орфей".                      

Педагог:        А теперь, ваше внимание я хочу обратить на то, что руки человека могут творить замечательные инструменты, но как вы думаете, только ли руки участвуют в создании музыки? Как рождается музыка?

Дети:        Конечно, музыкант рождает звуки в своем сердце, а потом переносит их на нотный лист, а после - исполняет на музыкальном инструменте.

Педагог:        Абсолютно верно, ребята! А теперь перенесемся во времени в современный мир. Теперь нам понадобится Машина времени. И уж если мы полетим сквозь временные расстояния, да еще и в космосе, без кислорода нам не обойтись. Согласны? (Педагог         проводит несколько дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой, затем подводит ребят к другому месту, стенд с прикрепленными иллюстрациями, в 3-х цветовых тонах: красный, голубой, желтый.

Педагог:        Ребята! Как вы считаете, есть ли связь между музыкой и живописью? Ведь картины не умеет ни петь, ни разговаривать? Давайте разгадаем слово: Чем пользуется современный художник, чтобы передать настроение в своей работе, картине? /Карандаши, Краски/

Педагог:        Мы попали с вами на художественную выставку Модерн. Давайте посмотрим и проанализируем цветовые решения художников, какими цветами они пользуются , когда хотят изобразить небо? (голубой, синий).

А какого цвета будет больше, если мы рисуем осенние деревья? (желтого).

А если художник хочет изобразить маковое поле? (красного).

Педагог:                Все верно, выбор того или иного цвета зависит от восприятия человека, от настроения, внутреннего мира художника.

Пение произведения.

Педагог:        А сейчас, мы сядем вот на этой чудесной поляне (проходят на свои места) и попробуем поработать над интересным музыкальным  произведением: муз. Р. Паулс ,сл. Аспазии «Над печкою поет сверчок»". Мы не зря говорили сейчас о картинах, красках, а чем пользуется музыкант, чтобы передать настроение произведения?

Дети:                Звуком.

Педагог:        Верно. Музыкант тоже может придать звучанию различные оттенки.

                Ребята исполняют по партитуре данное произведение.

Вокально - ансамблевая РАБОТА:

1. Работа с партитурой

- отдельно по голосам.

- в ансамбле 4-6 человек.

Педагог использует в обращении с ребятами муз.термины: легато,  унисон, пиано, форте, звуковедение, форма музыкального произведения, колыбельная.

Педагог: Молодцы! А теперь ответьте, если бы вы были художниками, и у вас были бы сейчас краски, какие цвета больше всего присутствовали в вашей работе?

Дети:                Голубой, золотой, серебристый, белый, фиолетовый.

Педагог:                Теперь исполним это произведение и придадим звучанию именно эти цветовые оттенки.

Дети поднимаются со стульев и  исполняют  произведение стоя ( концертное исполнение).

Педагог:        Спасибо, сегодняшнее путешествие подтвердило то, что без знаний музыкальной грамоты, уважения к искусству нам было бы просто не интересно. Но наше путешествие и встречи с музыкой  не закончились. Думаю, что мы будем продолжать путешествовать по этой чудесной стране. Мы побывали с вами в старинной мастерской, послушали, как звучит настоящая флейта, поговорили о картинах, красках, и  конечно исполнили музыкальное произведение.

Говорю вам до свидания и до новой встречи на следующем занятии!

Список использованной литературы

1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2009.

3. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой». Михаил Щетинин. Издательство «Метафора», 2007 год, 2-е издание.