Активизация мыслительной деятельности на уроках музыкальной литературы.
Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление.
Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.
Если ученик умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развитие мышления - это изменение его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_myslitelnoy_deyatelnosti_na_urokah_muzykalnoy_literatury.docx | 53.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №2»
городского округа Октябрьск
Методическая разработка
Активизация мыслительной деятельности на уроках музыкальной литературы.
Преподаватель МБОУ ДОД ДШИ №2
Кузьмина Е.А.
г.о. Октябрьск
Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление.
Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.
Если ученик умеет анализировать, выделять главное, это значит, что он сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции к творчеству. Развитие мышления - это изменение его содержания и форм, которые образуются в процессе познавательной деятельности ученика. В психологии обычно рассматриваются три вида мышления:
Практически-действенное.
Наглядно-образное.
Словесно- логическое.
Самым ранним (у ребенка до 3 лет) является практически-действенное.
В 4-7 лет развивается наглядно-образное. В первые годы обучения в школе происходит развитие словесно-логического (понятийного) мышления. У школьников среднего и старшего возрастов этот вид мышления становится особенно важным: задача решается в словесной форме, образуются и используются наиболее отвлеченные понятия, создаются различные алгоритмы решений и т. д.
В процессе развития мышления предшествующий вид не отбрасывается последующим. Каждый вид продолжает и дальше развиваться и совершенствоваться.
При этом утверждается, что формирование определенных качеств мышления на одном предмете в известной мере способствует общему развитию мышления обучаемых.
Из связи между уровнем мышления в специальных областях и уровнем мышления вообще вытекает правомерность постановки вопроса о развитие мышления учащихся при усвоении какого-либо одного предмета. Это, однако, не означает, что развитие мышления при изучении, например, геометрии формирует все те качества мышления, которые необходимы для усвоения музыки или истории. Каждый предмет вносит в процесс формирования определенный вклад. На различных ступенях развития школьников существенно меняется значение предметов для формирования их мышления. Также очевидным представляется и то, что успешные результаты в развитии общих мыслительных операций могут быть достигнуты на материале любых учебных предметов, если ведется целенаправленная работа, когда учитель-предметник не только использует рекомендации психологов, но и учитывает специфику их применения в зависимости от содержания учебного материала.
Основным путем успешного формирования мышления является выполнение различных познавательных задач и заданий, в процессе решения которых развивается умение ученика из множества разнообразных связей выделить нужную, объяснить ее значимость в данной ситуации.
Одной из главных задач является формирование и совершенствование мыслительных операций на базе усвоенных и усваиваемых знаний фактического материала и начальных умений пользоваться этими мыслительными операциями.
Развивать мышление - это значит:
1. Развивать все виды и формы мышления - практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; эмпирическое и теоретическое; разумно-рассудочное; продуктивное и репродуктивное - и стимулировать процесс перерастания их из одних в другие.
2.Формировать и совершенствовать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.),
3. Развивать умения выделять существенные свойства предметов от несущественных; находить главные связи и отношения, делать правильные выводы из фактов и проверять их; доказывать истинность своих суждении и опровергать ложные умозаключения; излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
4. Вырабатывать умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; делать обоснованные выводы.
Большое значение в развитии мышления учащихся имеет ориентация их на логически правильные ответы.
Способы активизации мыслительной деятельности на уроках музыки различны. Рассмотрим их на примере такой части урока, как задания (письменные и устные).
Формы работы: индивидуальная (карточки), групповая, фронтальная.
1. Узнать инструмент по рисунку, назвать, дать характеристику (духовой, ударный, струнный, струнный смычковый.)
2. Выбрать среди рисунков музыкальных инструментов те, которые изображают:
а) духовые,
б) струнные,
в) ударные,
г) русские народные, и. т. д.
3.Сравнить по рисунку: скрипка- балалайка, установив
а) общие признаки (музыкальные инструменты, струнные)
б) различие (балалайка - струнный щипковый, скрипка - струнный смычковый; у каждого инструмента - свой тембр; внешние признаки - форма, расположение по отношению к корпусу исполнителя во время игры)
арфа - гусли
труба - рожок
ложки - барабан и т. д. (в дальнейшем рисунки заменить словами.)
песня - пьеса
песня - романс
концерт - симфония
куплет - припев
колыбельная – частушки.
В звучащем варианте:
"Вальс" Штрауса - "Вальс" Шопена
"Рондо" Моцарта - "Лакримоза "Моцарта.
4. “Лишнее слово”
а) гобой, флейта, рожок, труба, саксофон.
б) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано.
в) пианист, трубач, флейтист, композитор, гитарист.
г) вальс, полька, шимми, фокстрот, марш
д) симфония, песня, пьеса, соната.
Соотнести: - с именем композитора.
а) портрет,
б) фрагмент его биографии,
в) фрагмент истории создания произведения,
г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.
6. Диктант (письменно):
Композитор, дирижер, пианист, опера, рапсодия, прелюдия, фагот, болеро, балет, арфа.
Задание к диктанту:
а) объяснить значение подчеркнутого слова.
б) пронумеровать определяемые слова (учитель объясняет каждое слово, не называя его).
7. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?
Зимний пейзаж --------> (Концерт для скрипки с оркестром "Времена года" А. Вивальди).
Одинокая фигура молящегося ------> ("АВЕ МАРИЯ" Шуберта).
Изображение гнома, Бабы-Яги --------> (" Гном", "Баба-Яга" М.П. Мусоргского).
"Царевна Лебедь" Врубеля ------->(Опера Н. А. Римского-Корсакова. "Сказка о царе Салтане").
8. Продолжить ряд:
а) органист, трубач ... (профессии музыкантов - исполнителей ).
б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)
в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов, без деления на отечественных и зарубежных).
9. Сгруппировать:
Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. ( Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики ).
10. Составить логическую пару слов:
а) гармонь - баян ("родственники"), гармонь - балалайка (русские народные инструменты),
б) песня - куплет (часть песни), песня - хор (хоровое исполнение песни)
в) дирижер - оркестр (руководитель)
г) Бах - орган (автор многочисленных произведений для органа) и т.д.
11. “Базовое слово”:
Мусоргский М.П.
XIX век.
русский композитор.
пьеса " Гном ".
пьеса " Богатырские ворота ".
цикл " Картинки с выставки " и. т. д. (закрепление пройденного материала).
12. Поставить слова, определяющие жанр:
а) " Щелкунчик " (балет),
б) " Снегурочка " (опера),
в) " Елочка " (песня),
г) " Медведь " (пьеса).
13. Доказать:
а) песня = полифоническое произведение
(при каких условиях может существовать это утверждение ? .... если песня
будет многоголосной, значит не сольной, а хоровом варианте звучания ).
б) песня - = пьеса (привести пример).
14. Допишите слово:
Бар | баритон. |
Фа. | фагот. |
Ро | рожок. |
ОР | оркестр и т.д. |
15.“Звучащая викторина”: определить по фрагменту -
а) тип оркестра,
б) тип хора,
в) инструмент,
г) солирующий инструмент,
д) жанр - назвать произведение и автора.
16. Установить возможные логические связи:
(Акцент на правильно сформулированный ответ).
17. Ассоциативная форма мышления (при повторении пройденного материала)
Назвать (записать) 5 - 6 слов. Орган: … (трубы, день рождения, Бах, полифония, кафедра, " король " инструментов).
Песня: (соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль).
18. "Свернуть":
Колыбельная, частушки, солдатские, трудовые, обрядовые - виды русских народных песен.
19. "Развернуть":
Музыкальные инструменты: духовые, ударные, струнные, народные.
20. Анализ музыкального произведения: - по предложенному учителем плану:
а) характер.
б) жанр.
в) музыкальный образ.
г) исполнение: бас + смешанный хор, сопровождение - оркестр.
21. Различные головоломки, ребусы, шарады, софизмы (гибкость, критичность мышления):
Репетиция симфонического оркестра. В ходит опоздавший балалаечник … Как поведет себя дирижер? Сделает замечание? Сделает вид, что не заметил? (Нереальная ситуация … В составе симфонического оркестра нет группы балалаек)
22. Вопросы, которые можно использовать в устной или письменной работе:
В каком литературном произведении употребляется музыкальное слово, обозначающее ансамбль из четырех исполнителей?
Кого из композиторов называли "королем" вальса?
Мне музыка не понравилась - значит, это плохое музыкальное произведение …" Правильно ли это утверждение?
Мода на Баха, мода на Моцарта .... Возможно ли это?
Опера - спектакль, где заняты, (певцы, музыканты, художники, гримеры, осветители,....)
- Назовите инструменты, изображающие удары грома, звучание пастушьего рожка в песне Леля? (Опера Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”).
- Кто из выдающихся русских композиторов был:
морским офицером?
ученым, химиком?
В каких операх героями стали реальные исторические лица?
Кто из друзей А.С. Пушкина был композитором?
Перечислите: какие пьесы входят в цикл М.П. Мусоргского " Картинки с выставки"?
В музыке какого “ из трех чудес” (Опера Н.А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”) звучит мелодия русской народной песни?
Перечислите жанры вокальной музыки.
Создатель оркестра русских инструментов.
Чем отличается в любой песне куплет от припева?
Сочинять в момент исполнения, это значит...
Симфоническое произведение, посвященное защитникам Ленинграда?.
Инструменты русской православной церкви?
Танец, предшественник вальса?
- А. Хачатурян и М. Лермонтов. Что объединяет эти два имени?
- В каких литературных произведениях запечатлены сцены бала?
Назовите джазовые танцы …
Умения и навыки сравнивать факты или явления, проводить анализ, формулировать выводы, вычленять идеи и закономерности, вести наблюдения, устанавливать логические связи, обобщать, делать выводы и т.д. образуются и совершенствуются при восприятии нового материала, осмысливании обобщений и систематизации знаний, закреплении и повторении учебного материала. Если ученик глубоко осознает смысл полученных знаний, значит, он понимает характер связи между ними, отличает существенные связи от несущественных, усматривает процесс становления и проявления этих связей, умеет доказывать истинность знаний и применять их на практике.
Список литературы
1. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994.
2. Коротяев Б, И, Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989.
3. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.
4. Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.
5. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.