Детский Оперный Театра рабочая программа.
Образовательная программа "Детский Оперный Театр" ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных особенностей в музыкальном искусстве, имеет художественно-эстетическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_opernyy_teatr_rabochaya_programma.docx | 79.86 КБ |
plan_vospitatelnoy_raboty_obuchayushchihsya_v_detskom_opernom_teatre.doc | 45.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
ДЕТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
_________________________________________________________________
/название программы/
___________________________от 8 до 18 лет___________________________
/на какой возраст рассчитана программа/
Автор программы: Симонова Юлия Сергеевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2014
Структура программы:
Структура программы:
Пояснительная записка
Пояснительная записка к разделу актерского мастерства
Учебно-тематический план первого этапа обучения
Содержание образовательной программы
первого годa обучения (первый этап)
Содержание образовательной программы
второго года обучения (первый этап)
Учебно-тематический план второго этапа обучения
Содержание образовательной программы
третьего года обучения (второй этап)
Содержание образовательной программы
четвертого года обучения (второй этап)
Учебно-тематический план третьего этапа обучения
Содержание образовательной программы
пятого года обучения (второй этап)
Содержание образовательной программы
шестого года обучения (третий этап)
Содержание образовательной программы
седьмого года обучения (третий этап)
Методическое обеспечение программы (все три этапа)
Планируемый репертуар театра
Ц.Кюи “Красная шапочка”
Хиндемит детская опера “Мы строим город”
Б.Бриттен старинная английская морская баллада “Golden Vanity”
К.Орф переложение для детского оперного театра “Умница”
Салливэн оперетта “Суд присяжных”
Г.Гладков “Бременские музыканты”
С.Баневич “Том Сойер”
С. Баневич "История Кая и Герды"
Фрагменты из “Вейдсайдской истории” Бернстайн
Арии, дуэты и ансамбли русской и зарубежной академической музыки
Примерный репертуар по актерскому мастерству
Литература для учащихся (сольфеджио):
Литература для учащихся (о прославленных вокалистах):
Литература для педагогов:
Литература по актерскому мастерству:
Пояснительная записка
Образовательная программа “Детский оперный театр” ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в музыкальном искусстве, имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Данная программа имеет в своей основе развитие навыков постановки голоса и, расширяет их в область классического оперного вокала, основ театрального мастерства и сценической подготовки.
В наше время, когда в стране насчитывается несколько миллионов беспризорных детей, когда наши дети, в основе своей, слышат и видят с экранов телевизоров, по радиоканалам и в интернете низкопробное искусство, музыкальная культура оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Подросток, воспитанный вне культурного этноса своей страны и истории мировой культуры, в большинстве случаев проявляет агрессию в отношении этой культуры и сверстников увлекающихся ее изучением. Профилактика асоциального поведения детей путем вовлечения их в коллективы художественного творчества всегда была одной из главных задач учреждений дополнительного образования детей.
С другой стороны, исключительно одаренные дети в области классической музыки, требуют к себе так же особого подхода, как и дети испытывающие недостаток в этом образовании. Единицы, уникумы с удивительным врожденным чувством музыки нуждаются в отдельной работе и особой программе развития своего таланта. Тем не менее в будущем для этих детей часто встает проблема верной личностной идентификации в творческом коллективе, наиболее часто встречающаяся ситуация в просторечии носит название «звездной болезни». И это лишь одна из проблем, встающих перед особо одаренным ребенком.
Данная программа ставит перед собой цель организации индивидуальных планов развития одаренного подростка совместно с «работой в команде», умение уважать своих сверстников в независимости от масштабов их таланта.
Сама идея детского оперного пения, не смотря на кажущуюся странность далеко не нова. Мы находим примеры в истории России и большинства европейских стран.
"Санкт-Петербургские ведомости" 1755 года (№18) так описали появление "юных оперистов" в новом спектакле: "Шестеро молодых людей российской нации, <...> и которые нигде в чужих краях не бывали, <...> представляли сочиненную А. П. Сумароковым на российском языке и придворным капельмейстером г. Арайем на музыку положенную оперу, "Цефал и Прокрис" называемую, с таким в музыке и итальянских манерах искусством и с столь приятными действиями, что все знающие справедливо признали сие театральное представление за происходившее совершенно по образу наилучших в Европе опер".
В Англии, в Шекспировские времена музыкальный театр брал свое начало из церковных хоров мальчиков, часть из которых в последствии сформировали первые профессиональные детские труппы. Взрослым труппам потребовалось время, чтобы составить им достойную конкуренцию и занять лидирующую позицию.
Примеров много и перечислять их все не входит в задачи пояснительной записки к программе. Сейчас в России и за рубежом множество детских музыкальных театров (тех, в которых артистами являются только дети) часть из них видит свое развитие в области классического оперного искусства.
Пояснительная записка к разделу актерского мастерства
Основной задачей предмета является воспитание «поющего актера». Педагог актерского мастерства, независимо от вокальных данных ученика, должен научить его понимать содержание и смысл вокального произведения и доносить его до слушателя. Ученик должен научиться раскрывать драматические задачи, скрытые в литературном и музыкальном текстах вокального произведения, воспринимать музыку и драматургию не иллюстративно, а по ее внутренней сути.
Второй важнейшей задачей предмета является раскрытие творческих способностей ученика, а также овладение актерской техникой, с помощью упражнений актерского психофизического тренинга. Для передачи тонкой подсознательной жизни на сцене, необходимо обладать чутким внутренним аппаратом, создающим процесс переживания, и пластичным внешним (телесным), передающим результаты творческой работы чувства, вот почему, чтобы перейти к работе над сценическим образом, работе над ролью, ученику необходимо пройти путь работы над собой. Процесс перевоплощения в образ предполагает создание внутренней и внешней характерности. Овладение особым характером мышления и поведения действующего лица – важная составная часть работы по созданию сценического образа.
Цель занятий - освобождение от хронических защитных механизмов, приобретенных в процессе жизни, и выход на творческое самочувствие, через совершенствование и развитие таких элементов «системы» Станиславского К.С., как внимание, воображение, темпоритм, взаимодействие, атмосфера, характерность. А также обучение навыкам сценического движения и сценической речи.
Важнейшими функциями предмета «актерское мастерство» являются эстетическая, познавательная и воспитательная, оказывающие огромное влияние на формирование творческой личности ученика.
Цель программы:
художественное развитие личности подростка посредством обучения в детском оперном театре, приобщение к мировой культуре музыкально-сценического направления, сохранение и развитие музыкальных традиций России.
Задачи:
обучающие:
- обучить основам классического вокала;
- обучить основам хорового сольфеджио;
- ознакомить с музыкальной историей Российской культуры.
развивающие:
- развить слух, голос, координацию между ними, музыкальную память;
- развить артистизм, художественный вкус, умение выражать свои мысли;
- повысить общую и музыкальную культуру юных артистов;
- сформировать сценические навыки.
воспитательные:
- воспитать культуру исполнительства и восприятия искусства;
- расширить культурный уровень детей;
- привить уважение к сверстникам и наставникам;
- научить «работать в команде».
творческие:
- участие в постановках спектаклей;
- участие в фестивалях и конкурсах.
Возраст детей. Программа рассчитана на детей и подростков от 8 до 18 лет. При наличии соответствующей подготовки и уровня способностей, возможен прием детей на любой год обучения.
Срок реализации программы — 7 лет.
Программа разделена на три этапа:
- Первый этап (начальный) - 2 года.
Основной целью первого этапа является начальная подготовка детей по направлениям сольного вокала, вокального ансамбля, хорового сольфеджио, актерского мастерства и их вовлечение в многообразный и интригующий мир оперного театра.
- Второй этап (основной) - 3 года.
Включает в себя развернутую подготовку предметов первого этапа (сольного вокала, вокального ансамбля, хорового сольфеджио, актерского мастерства), участие в постановке спектаклей и подготовка к профессионально-ориентированной деятельности.
- Третий этап (профессионально-ориентированный) – 2 года.
Включает в себя совершенствование профессионального мастерства концертную и театрально-постановочную деятельность.
Формы занятий:
Занятия по программе ведутся в групповой (малые группы) и индивидуальной форме.
Как показывает практика – группы (даже в возрастных рамках 8-12 и 12-18 лет) не могут быть однородны в плане психофизического восприятия материала, так как индивидуальные темпы развития детей весьма различны. Особенно, в специфике данной программы, где речь идет о соединении обычных ребят (со средним или стартовым уровнем подготовки) с ребятами уже показавшими свою одаренность и требующими непрерывного человеческого и профессионального внимания.
Занятие малыми группами — одно из важнейших и специфичных условий работы в данной области искусства (техника безопасности голоса требует непрерывного индивидуального контроля).
Ожидаемые результаты:
По завершению освоения программы учащиеся обладают всеми необходимыми знаниями и умениями:
- выразительно и профессионально исполняют музыкальные произведения;
- имеют навыки слухового восприятия и анализа музыкального произведения;
- владеют определенным уровнем артистизма, исполнительской культурой музыкального сочинения;
- имеют широкий кругозор в области музыкального искусства.
Формы подведения итогов
Главной формой подведения итогов деятельности детского оперного театра является его театрально-концертная программа. Участие в городских, российских и международных фестивалях, конкурсах. Так же проходят отчетные концерты (один раз в конце каждого полугодия), выступления на всевозможных праздниках, участие в абонементах и концертах-лекциях для учреждений системы образования.
Режим занятий:
Первый этап (первый и второй год обучения):
1-й год обучения - 3 раза в неделю (6 часов).
2-й год обучения - 3 раза в неделю (8 часов).
Второй этап (третий, четвертый и пятый год обучения):
3-й год обучения - 3 раза в неделю (10 часов).
4-й год обучения - 3 раза в неделю (12 часов).
5-й год обучения - 3 раза в неделю (12 часов).
Третий этап (шестой и седьмой год обучения):
6-й год обучения - 3 раза в неделю (12 часов).
7-й год обучения - 3 раза в неделю (12 часов).
Учебно-тематический план первого этапа обучения
(первый и второй год обучения)
№ п/п | Разделы. Темы. | 1 год обучения количество часов | 2 год обучения количество часов | ||||
Всего | Теор | Практ | Всего | Теор | Практ | ||
Музыкальная подготовка (Хоровое сольфеджио, ансамбль, вокал) | |||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | --- | 1 | 1 | --- |
2 | Певческое дыхание | 32 | 12 | 20 | 40 | 14 | 26 |
3 | Работа с “вокальными” мышцами | 26 | 10 | 16 | 36 | 12 | 24 |
4 | Основы головного резонирования | 22 | 8 | 14 | 32 | 12 | 20 |
5 | Формирование гласных | 10 | 4 | 6 | 10 | 3 | 7 |
6 | Артикуляция и Орфоэпия | --- | --- | --- | 10 | 3 | 7 |
7 | Хоровое сольфеджио | 22 | 8 | 14 | 32 | 12 | 20 |
8 | Работа над репертуаром | 22 | 6 | 16 | 46 | 16 | 30 |
9 | Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов | 7 | 7 | --- | 7 | 7 | --- |
10 | Контрольные уроки, выступления на концертах | 2 | --- | 2 | 2 | --- | 2 |
Итого часов: | 144 | 56 | 86 | 216 | 80 | 136 | |
Актерское мастерство | |||||||
1 | Упражнения на координацию | 16 | 6 | 10 | 16 | 6 | 10 |
2 | Упражнения на чувство ритма | 16 | 6 | 10 | 16 | 6 | 10 |
3 | Дыхательные упражнения | 16 | 6 | 10 | 16 | 6 | 10 |
4 | Актерские игры | 24 | 8 | 16 | 24 | 8 | 16 |
Итого часов: | 72 | 26 | 46 | 72 | 26 | 46 | |
Всего часов: | 216 | 78 | 138 | 288 | 106 | 182 |
Содержание образовательной программы
первого годa обучения (первый этап)
Музыкальная подготовка.
- Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности. Правила сохранения здорового голоса.
Установление контакта с учащимися. Рассказ о пении. Разговор о перспективах обучения в театре. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата. Рассказ об академической постановке голоса, ее отличия от фольклорной, джазовой, эстрадной.
- Певческое дыхание. Голосовой аппарат.
Певческое дыхание, певческая установка. Положение ног, корпуса, головы при пении, выработка навыка диафрагмального дыхания.
Знакомство со строением голосового аппарата, основами правильного положения корпуса, при пении стоя, сидя, продолжение знакомства с понятием академической манеры пения.
- Работа с “вокальными” мышцами.
Упражнения на освобождение мышц лица, (челюсти), языка, шеи, плеч, подвижность и свобода губ. Анализ (в игровой форме) работы мышц ключичного раздела и сравнение с работой мышц диафрагмального раздела. Упражнения и игры на данную тему.
- Основы головного резонирования.
Рассказ и практические уроки о “верхней форманте”, игровые тренинги направленные на ее нахождение.
- Формирование гласных.
Отличие речевых гласных от гласных в пении. Положение языка, губ и челюсти при пении гласных.
7. Хоровое сольфеджио.
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха. Интервалы.
- Репертуар первого года обучения.
Пение вокализов, одноголосных песен без слов.
- Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов.
Слушание записей и просмотр видео-материалов посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные уроки, выступление на концертах.
Актерское мастерство.
1. Упражнения на координацию.
Игровые тренинги направленные на развитие памяти и мышечной моторики учащихся.
2. Упражнения на чувство ритма.
Упражнения “Шумовой оркестр” и другие
3. Дыхательные упражнения.
4. Актерские игры.
Развивающие актерские игры, направленные на развитие премьерных навыков сценического поведения у детей.
5. Отчетное занятие.
Содержание образовательной программы
второго года обучения (первый этап)
Музыкальная подготовка
- Вводное занятие. Знакомство группы с новичками. Техника безопасности. Правила сохранения здорового голоса.
Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.
- Развитие навыка певческого дыхания.
- Развитие навыка головного резонирования.
- Работа с “вокальными” мышцами
- Формирование гласных.
Сохранение положения гортани при пении арпеджио и поступательного движения мелодии. Атака звука (Мягкая, твердая)
- Артикуляция и Орфоэпия.
Правила произнесения согласных при правильно сформированных певческих гласных, свободное положение челюсти, языка. Правила орфографии в пении.
- Хоровое сольфеджио.
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха. Секвенции. Понятие ритма, пульса, метра. Цепочки интервалов.
- Репертуар второго года обучения.
Пение вокализов, одноголосных песен со словами. Участие в простых постановках (для примера “Бременские музыканты” Г. Гладкова)
- Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов.
Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные уроки, выступление на концертах.
Актерское мастерство.
- Упражнения на координацию.
Игровые тренинги направленные на развитие памяти и мышечной моторики учащихся.
- Упражнения на чувство ритма.
Упражнения “Голосовой оркестр” и другие
- Дыхательные упражнения.
- Актерские игры.
Развивающие актерские игры, направленные на развитие примарных навыков сценического поведения у детей.
- Отчетное занятие.
Учебно-тематический план второго этапа обучения
(третий и четвертый год обучения)
№ п/п | Разделы. Темы. | 3 год обучения количество часов | 4 год обучения количество часов | |||||
Все | Теор | Пр | Все | Теор | Пр | |||
Музыкальная подготовка (Хоровое сольфеджио, ансамбль, вокал) | ||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | --- | 1 | 1 | --- | |
2 | Развитие навыка певческого дыхания | 40 | 14 | 26 | 30 | 12 | 18 | |
3 | Развития навыка головного резонирования | 22 | 8 | 14 | 20 | 6 | 14 | |
4 | Приобретение навыков грудного резонирования | 26 | 10 | 16 | 22 | 8 | 12 | |
5 | Освоение полного тона | 34 | 14 | 20 | 34 | 14 | 20 | |
6 | Хоровое сольфеджио | 32 | 12 | 20 | 32 | 12 | 20 | |
7 | Музыкальная терминология | 7 | 3 | 4 | 7 | 3 | 4 | |
8 | Работа над репертуаром | 46 | 16 | 30 | 62 | 22 | 40 | |
9 | Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов | 7 | 7 | --- | 7 | 7 | --- | |
10 | Контрольные уроки, выступления на концертах | 2 | --- | 2 | 2 | --- | 2 | |
Итого часов: | 216 | 84 | 132 | 216 | 84 | 132 | ||
Актерское мастерство | ||||||||
1 | Упражнения на координацию + песня | 14 | 4 | 10 | 22 | 7 | 15 | |
2 | Упражнения на чувство ритма + песня | 14 | 4 | 10 | 22 | 7 | 15 | |
3 | Упражнения на дыхание на основе звукоряда гласных. | 14 | 4 | 10 | 22 | 7 | 15 | |
4 | Разбор текста. | 18 | 6 | 12 | 26 | 10 | 16 | |
5 | Сценическое движение | 18 | 6 | 12 | 34 | 14 | 20 | |
6 | ПОСТАНОВКА СЦЕН И СПЕКТАКЛЕЙ | 66 | 22 | 44 | 90 | 30 | 60 | |
Итого часов: | 144 | 46 | 98 | 216 | 75 | 141 | ||
Всего часов: | 360 | 140 | 220 | 432 | 159 | 273 |
Содержание образовательной программы
третьего года обучения (второй этап)
Музыкальная подготовка.
- Вводное занятие. Знакомство группы с новичками. Техника безопасности. Правила сохранения здорового голоса.
Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.
- Продолжение развития навыка певческого дыхания.
- Продолжение развития навыка головного резонирования.
- Приобретение навыков грудного резонирования.
- Освоение полного тона.
Соединение головного и грудного резонирования
- Хоровое сольфеджио.
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.
- Музыкальная терминология.
Классическая музыкальная терминология (итальянский язык). Понятия Crescendo, diminuendo, accelerando, perdendosi и других.
- Работа над репертуаром.
На третьем году обучения, учащиеся готовятся к вхождению в концертный состав ансамбля. Разучивание текущего программного материала. Подготовка к работе в старших спектаклях и вокальных концертах.
- Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов.
Слушание записей и просмотр видеоматериалов, посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные уроки, выступление на концертах.
Актерское мастерство.
- Упражнения на координацию + песня.
Упражнения, направленные на развитие навыков работы с предметами и партнером во время пения
- Упражнения на чувство ритма + песня.
Упражнения, направленные на развитие ощущения ритма посредством работы с предметами и партнером через ритмическую структуру песни, арии, романса.
- Упражнения на дыхание.
- Разбор текста.
Работа, направленная на развитие мышления учащихся, анализ текста и подготовка к сценической реализации.
- Сценическое движение.
Основы пластики и движения учащихся на сцене
- Постановка сцен и спектаклей.
Работа по постановке, репетиционный процесс ставящегося спектакля, концертного номера или отдельной сцены
- Отчетное занятие.
Содержание образовательной программы
четвертого года обучения (второй этап)
Музыкальная подготовка
- Вводное занятие. Знакомство группы с новичками. Техника безопасности. Правила сохранения здорового голоса.
Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.
- Продолжение развития навыка певческого дыхания.
- Продолжение развития навыка головного резонирования.
- Приобретение навыков грудного резонирования.
- Продолжение работы с полным тоном.
Соединение головного и грудного резонирования
- Хоровое сольфеджио.
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.
- Музыкальная терминология.
Классическая музыкальная терминология (итальянский язык). Понятия более сложных и редких терминов.
- Работа над репертуаром.
- Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов
Слушание записей и просмотр видеоматериалов посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные уроки, выступление на концертах.
Актерское мастерство.
- Упражнения на координацию + песня.
Упражнения, направленные на развитие навыков работы с предметами и партнером во время пения
- Упражнения на чувство ритма + песня.
Упражнения, направленные на развитие ощущения ритма посредством работы с предметами и партнером через ритмическую структуру песни, арии, романса
- Упражнения на дыхание.
- Разбор текста.
Работа, направленная на развитие мышления учащихся, анализ текста, и подготовка к сценической реализации.
- Сценическое движение.
Основы пластики и движения учащихся на сцене
- Постановка сцен и спектаклей.
Работа по постановке, репетиционному процессу ставящегося спектакля, концертного номера или отдельной сцены
- Отчетное занятие.
Учебно-тематический план третьего этапа обучения
(Пятый и шестой год обучения)
№ п/п | Разделы. Темы. | 5 год обучения Количество часов | 6 год обучения Количество часов | |||||
Всего | Теор | Практ | Всего | Теор | Практ | |||
Музыкальная подготовка (Вокал, Хоровое сольфеджио) | ||||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | --- | 1 | 1 | --- | |
2 | Хоровое сольфеджио | 32 | 12 | 20 | 32 | 12 | 20 | |
3 | Головное и грудное резонирование | 34 | 10 | 24 | 34 | 10 | 24 | |
4 | Освоение полного тона | 36 | 13 | 23 | 36 | 13 | 23 | |
5 | Совершенствование профессионального мастерства | 24 | 8 | 16 | 24 | 8 | 16 | |
6 | Работа над репертуаром | 72 | 25 | 47 | 72 | 25 | 47 | |
7 | Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов | 7 |
7 | --- | 7 | 7 | --- | |
8 | Контрольные уроки, выступления на концертах | 10 | --- | 10 | 10 | --- | 10 | |
Итого часов: | 216 | 76 | 140 | 216 | 76 | 140 | ||
Ансамбль | ||||||||
1 | Работа над "ансамблем" | 32 | 12 | 20 | 32 | 10 | 22 | |
2 | Интонационная работа | 36 | 14 | 22 | 36 | 10 | 26 | |
3 | Работа над полифонией | 48 | 18 | 30 | 48 | 15 | 33 | |
4 | Разучивание и исполнение ансамблей и сцен | 90 | 32 | 58 | 90 | 32 | 58 | |
5 | Контрольные уроки, выступления на концертах | 10 | --- | 10 | 10 | --- | 10 | |
Итого часов: | 216 | 76 | 140 | 216 | 67 | 149 | ||
Всего часов: | 432 | 152 | 280 | 432 | 143 | 289 |
Содержание образовательной программы
пятого года обучения (второй этап)
Музыкальная подготовка
- Вводное занятие. Знакомство группы с новичками. Техника безопасности. Правила сохранения здорового голоса.
Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.
- Продолжение развития навыка певческого дыхания.
- Продолжение развития навыка головного резонирования.
- Приобретение навыков грудного резонирования.
- Продолжение работы с полным тоном.
Соединение головного и грудного резонирования
- Хоровое сольфеджио.
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.
- Музыкальная терминология.
Классическая музыкальная терминология (итальянский язык). Понятия более сложных и редких терминов.
- Работа над репертуаром.
- Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов
Слушание записей и просмотр видеоматериалов посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные уроки, выступление на концертах.
Ансамбль
- Работа над ансамблем
Упражнения, направленные на развитие навыков динамического слуха и работы в ансамбле и партнером во время пения
- Интонационная работа
Упражнения, направленные на развитие слуховых ощущений, верной звуковысотности в ансамбле или дуэте
- Работа над полифонией
Упражнения направленные на развитие навыков пения в многоголосном
несиллабичном движении.
- Разучивание и исполнение ансамблей и сцен
Работа, направленная на развитие мышления учащихся, анализ текста, и подготовка к сценической реализации.
- Контрольные уроки, выступления на концертах
Содержание образовательной программы
шестого года обучения (третий этап)
Музыкальная подготовка.
- Вводное занятие. Знакомство группы с новичками. Техника безопасности. Правила сохранения здорового голоса.
Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.
- Хоровое сольфеджио.
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.
- Головное и грудное резонирование.
Продолжение развития навыков головного и грудного резонирования
- Продолжение работы с полным тоном.
Соединение головного и грудного резонирования
- Совершенствование профессионального мастерства.
Подробная работа над технической оснащенностью голоса, вокальная милизматика, и другое
- Работа над репертуаром.
- Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов.
Слушание записей и просмотр видеоматериалов посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные уроки, выступление на концертах.
Ансамбль
- Работа над ансамблем
Упражнения, направленные на развитие навыков динамического слуха и работы в ансамбле и партнером во время пения
- Интонационная работа
Упражнения, направленные на развитие слуховых ощущений, верной звуковысотности в ансамбле или дуэте
- Работа над полифонией
Упражнения направленные на развитие навыков пения в многоголосном
несиллабичном движении.
- Разучивание и исполнение ансамблей и сцен
Работа, направленная на развитие мышления учащихся, анализ текста, и подготовка к сценической реализации.
- Контрольные уроки, выступления на концертах
№ п/п | Разделы. Темы. | 7 год обучения Количество часов | ||
Всего | Теор | Практ | ||
Музыкальная подготовка (Хоровое сольфеджио, ансамбль, вокал) | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | --- |
2 | Хоровое сольфеджио | 32 | 12 | 20 |
3 | Головное и грудное резонирование | 34 | 10 | 24 |
4 | Освоение полного тона | 36 | 13 | 23 |
5 | Совершенствование профессионального мастерства | 24 | 8 | 16 |
6 | Работа над репертуаром | 72 | 25 | 47 |
7 | Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов | 7 | 7 | --- |
8 | Контрольные уроки, выступления на концертах | 10 | --- | 10 |
Итого часов: | 216 | 76 | 140 | |
Актерское мастерство | ||||
1 | Разбор текста | 32 | 10 | 22 |
2 | Сценическое движение | 36 | 10 | 26 |
3 | Совершенствование технических возможностей | 48 | 15 | 33 |
4 | ПОСТАНОВКА СЦЕН И СПЕКТАКЛЕЙ | 100 | 32 | 68 |
Итого часов: | 216 | 67 | 149 | |
Всего часов: | 432 | 143 | 289 |
Содержание образовательной программы
седьмого года обучения (третий этап)
Музыкальная подготовка.
- Вводное занятие. Техника безопасности. Правила сохранения здорового голоса.
Знакомство с новичками. Правила охраны голоса, гигиена голосового аппарата.
- Хоровое сольфеджио.
Чистое интонирование. Развитие абсолютного слуха.
- Головное и грудное резонирование.
Продолжение развития навыков головного и грудного резонирования
- Продолжение работы с полным тоном.
Соединение головного и грудного резонирования
- Совершенствование профессионального мастерства.
Подробная работа над технической оснащенностью голоса, вокальная милизматика, и другое
- Работа над репертуаром.
- Знакомство с записями выдающимися исполнителей-вокалистов.
Слушание записей и просмотр видеоматериалов посвященных великим мастерам академического вокала прошлого и настоящего.
- Контрольные уроки, выступление на концертах.
Актерское мастерство.
- Разбор текста.
Работа, направленная на развитие мышления учащихся, анализ текста, и подготовка к сценической реализации.
- Сценическое движение.
Развитие навыков пластики и движения на сцене
- Постановка сцен и спектаклей.
Работа по постановке, репетиционному процессу ставящегося спектакля, концертного номера или отдельной сцены
- Отчетное занятие.
Методическое обеспечение программы (все три этапа)
№ п/п | Темы. | Форма занятий | Приемы и методы обеспечения учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническая оснащенность занятий | Формы подведения итогов |
1 | Певческое дыхание | Групповая и индивидуаль- ная | Практические. Словесные. Объяснительно-иллюстративные. | Иллюстративные материалы | Опрос на занятии |
2 | Работа с “вокальными” мышцами | Групповая и индивидуаль- ная | Практические. Словесные. Объяснительно-иллюстративные. | Иллюстративные материалы | Опрос на занятии |
3 | Головное резонирование | Групповая и индивидуаль- ная | Практические. Словесные. Объяснительно-иллюстративные. | Иллюстративные материалы. Фортепиано | Опрос на занятии Контрольное занятие |
4 | Приобретение навыков грудного резонирования | Индивидуальная | Практические. Словесные. Объяснительно-иллюстративные. | Иллюстративные материалы. Фортепиано | Опрос на занятии |
5 | Освоение полного тона | Индивидуальная | Практические. Словесные. Объяснительно-иллюстративные. | Иллюстративные материалы. Фортепиано | Опрос на занятии Контрольное занятие |
6 | Формирование гласных | Групповая и индивидуальная | Практические. Словесные. Объяснительно-иллюстративные. | Иллюстративные материалы. Фортепиано | Индивидуальный опрос на занятии. Контрольное занятие |
7 | Артикуляция и орфоэпия | Групповая | Практические. Словесные. Объяснительно-иллюстративные. | Иллюстративные материалы. Фортепиано | Опрос на занятии Контрольное занятие |
8 | Хоровое сольфеджио | Групповая | Словесные, наглядные, практические | Доска с разлинованным нотным станом Фортепиано. | Опрос на занятии Контрольное занятие |
9 | Музыкальная терминалогия | Групповая | Словесные, наглядные, практические | Карточки с терминами | Опрос на занятии, Контрольное занятие |
10 | Работа с репертуаром | Групповая и индивидуальная | Практические, объяснительно-иллюстративные | Фортепиано | Концерт, Спектакль |
11 | Знакомство с записями исполнителей-вокалистов | Групповая | Слушание записей | Музыкальный центр, Видео-плэйер | Опрос на занятии |
12 | Упражнения на координацию | Групповая | Словесные. Практические | Игрушки, предметы (реквизит для упражнений) | Контрольное занятие |
13 | Упражнения на чувство ритма | Групповая | Словесные. Практические | Игрушки, предметы (реквизит для упражнений) | Контрольное занятие |
14 | Упражнения на координацию + песня | Групповая | Словесные. Практические. Объяснительно-иллюстративные | Предметы (реквизит) | Контрольное занятие |
15 | Упражнение на чувство ритма + песня | Групповая | Словесные. Практические. Объяснительно-иллюстративные | Предметы (реквизит) | Контрольное занятие |
16 | Дыхательные упражнения | Групповая | Словесные. Практические. Объяснительно-иллюстративные | --- | Контрольное занятие |
17 | Актерские игры | Групповая | Словесные. Практические. Объяснительно-иллюстративные | Игрушки, предметы (реквизит для упражнений) | Показ на занятии, Контрольное занятие |
18 | Разбор текста | Групповая и индивидуальная | Словесные. Практические. Объяснительно-иллюстративные | Книги | Опрос на занятии |
19 | Сценическое движение | Групповая | Практические. Объяснительно-иллюстративные | --- | Спектакль, концертный номер |
20 | Постановка спектаклей и концертных номеров | Групповая и индивидуальная | Практические. Объяснительно-иллюстративные | Реквизит | Спектакль, концерт |
Кадровое обеспечение программы
Педагог вокального ансамбля
Педагог сольного вокала
Педагог актерского мастерства
Концертмейстер
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо иметь:
- Специально оборудованный класс
- Рояль или пианино
- Набор учебной и методической литературы
- Помещение для хранения сценических костюмов
- Аудио и видео аппаратуру
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
- Методическая литература по постановке голоса
- Аудио-материалы (CD)
- Видео-материалы (DVD)
Записи опер, концертов, сольные альбомы исполнителей вокалистов. (оперные арии в исполнении звезд русской и зарубежной оперной сцены: С.Лемешев, К.Плужников, Г.Вишневская, Е.Образцова, О.Бородина, В.Атлантов, Н.Гедда, А.Нетребко, Ч.Бартоли, Л.Паваротти и др.)
Планируемый репертуар театра
Ц.Кюи “Красная шапочка”
Хиндемит детская опера “Мы строим город”
Б.Бриттен старинная английская морская баллада “Golden Vanity”
К.Орф переложение для детского оперного театра “Умница”
Салливэн оперетта “Суд присяжных”
Г.Гладков “Бременские музыканты”
С.Баневич “Том Сойер”
С. Баневич «История Кая и Герды»
С. Гарковенко «Кот в сапогах»
Н.Романов “Федорино Горе”
Фрагменты из “Вейдсайдской истории” Бернстайн
Арии, дуэты и ансамбли русской и зарубежной академической музыки
Примерный репертуар по актерскому мастерству
1-й год
Детские стихи:
Даниил Хармс «Очень страшная история», «Удивительная кошка», «Врун», «Веселый старичок».
Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Про Катюшу», «Больная кукла»
Самуил Маршак Английские народные песенки, Чешские песенки, прибаутки, «Детки в клетке»
Корней Чуковский « Чудо-дерево», «Путаница», «Елка», «Бутерброд»
Юна Мориц «Ёжик резиновый», «Попрыгать-поиграть!», «Малиновая кошка», «Большой секрет для маленькой компании», «Пузатый чайник».
2-й год
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о попе и его работнике Балде», « Сказка о царе Салтане», « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Чуковский К.И. « Тараканище», «Телефон», «Бибигон», «Краденое солнце», «Крокодил», «Бармалей»
Ершов П.П. «Конек-Горбунок»
Крылов И.А. «Волк и ягненок», «Лиса и виноград», «Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Ворона и Лисица», «Любопытный».
3-й год
Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье».
Алан Александр Милн «Вини-пух и все, все, все»
Астрид Линдгрен « Пеппи Длинныйчулок», «Малыш и Карлсон», Крошка «Нильс Карлсон»
Джон Рональд Руэл Толкиен «Хоббит, или туда и обратно»
Туве Янссен сказки про Мумми Троллей
Памела Трэверс "Мэри Поппинс"
Сельма Лагерлеф "Путешествие Нильса с дикими гусями"
Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Огниво", "Стойкий оловянный солдатик»
А. Толстой "Приключения Буратино"
Ф. Одоевский "Мороз Иванович", "Городок в табакерке"
В. Мамин Сибиряк "Серая шейка", "Аленушкины сказки"
Сергей Козлов « Ежик в тумане»
Степан Писахов сказки
4-й год
Пушкин А.С. « Повести Белкина»
Чехов А.П. «Каштанка», «Толстый и тонкий», «Ванька»
О.Генри «Вождь краснокожих», «Дары волхвов»
Джек Лондон «Жажда жизни»
Эрнест Хэммингуэй «Старик и море»
Куприн А.И. «Олеся»
Толстой Л.Н. «Война и мир», «Хаджи Мурат», «Детство, отрочество, юность»
Железников В.К. «Чучело»
5-й год
Чехов А.П. «Медведь», «Предложение», «Юбилей».
Островский А.Н. «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес».
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Гоголь Н.В. «Ревизор», «Игроки»,
Тургенев И.С. «Нахлебник», «Месяц в деревне».
Генрик Ибсен «Дикая утка», «Кукольный дом», «Привидения».
Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным».
Жан-Батист Мольер «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Мнимый больной». «Сганарель, или Мнимый рогоносец».
На шестом и седьмом году обучения предполагается подготовка материала исключительно музыкальных постановок
Список литературы
Литература для учащихся (сольфеджио):
- Абелян Л. Забавное сольфеджио/ Л.Абелян – М.: Композитор, 1992.- 62с.
- Давыдова Е. Сольфеджио 4 и 5 класс/ Е.Давыдова – М.: Музыка, 1989.- 72с.
- Зебряк Т.А. Играем на уроках сольфеджио/ Т.А.Зебряк – М.: Музыка, 1990.- 63с.
- Калмыков Б. Сольфеджио ч.1 и ч. 2./ Б.В.Калмыков, Г.А. Фридкин – СПб: Композитор, 1994.- 144с.
- Котляревская-Крафт. Сольфеджио . 1 класс/ Котляровская-Крафт – С-П.б.: Музыка, 1992.- 34с.
- Ладухин Н, М. Одноголосное сольфеджио / Н.М.Ладухин – М.: Композитор, 1993.- 32с.
- Металиди Ж. Сольфеджио для первого класса/ Ж.Металиди, А.Перцовская .- СПб:Музыка, 1993.- 34 с
- Баева Н,Д. Сольфеджио для 1-2 классов/Н.Д.Баева, Т.А.Зебряк – СПб: Композитор, 1994.- 79с.
Литература для учащихся (о прославленных вокалистах):
- Б. Джильи “Воспоминания”, Музыка, М.-Л., 1967
- Доминго Пл. “Мои первые сорок лет” Радуга, М., 1989
- Лемешев С. Путь к Искусству. Искусство, М., 1968
- Обухова П.А. “Воспоминания, Статьи, Материалы” М., 1970
- Поляновский Г. А.В. Нежданова. Музыка, М., 1970
- Розанов А. “Полина Виардо-Гарела” Музыка, Л., 1969
- Руффо Т. “Парабола моей жизни” Музыка, Л., 1990
- Фишер-Дискау Д. “Отзвуки былого” Музыка, М., 1991
Литература для педагогов:
- Дмитриев Л. “Голосовой аппарат певца” М., 1964
- Дмитриев Л. “Основы вокальной методики” М., 1968
- Егоров А. М. “Гигиена голоса и его физиологические основы” Музгиз, 1962
- З. Савкова “Как сделать голос сценическим” Искусство, М., 1968
- Ненси Зи “Искусство дыхания” София, 2003
- Плужников К. “Механика пения. Принципы постановки голоса” Композитор, Спб 2004
- Стрельников А. “Дыхательная гимнастика” методическая разработка 1988
- Юссон Р. “Певческий голос” М. 1974
Литература по актерскому мастерству:
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. Спб, «Речь».1999.
- Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. Спб, OMS. 1994.
- Захаров М.А. Контакты на разных уровнях. М., «Искусство».1988.
- Кацман А.И. Лекции. ЛГИТМ и К им. Н.К. Черкасова. Л-д, 1983.
- Кнебель М.О. Вся жизнь. М., ВТО. 1967.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., ВТО. 1984.
- Корогодский З.Я. Начало. СПб, 1996.
- Лебедев Е.А. Великий лицедей. М., Центрополиграф. 2002.
- Методические рекомендации по организации тренинга психофизического аппарата актера. ЛГИТМ и К им. Н.К. Черкасова кафедра актерского мастерства. Л-д, 1990.
- Немирович Данченко Вл.И., О творчестве актера. М., «Искусство». 1984.
- От упражнения к спектаклю. Выпуск 4. М., «Советская Россия». 1974.
- Режиссерский театр. М.. 1999
- Ремез О.Я. Мастерство режиссера. Пространство и время спектакля. М., «Просвещение». 1983.
- Рудницкий К.С. Театральные сюжеты. М., «Искусство». 1990.
- Сисели Берри «Голос и актер». М.,1996.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9-и томах. М., «Искусство». 1959.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. М., «Искусство». 1980.
- Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами М., СТД РСФСР. 1988.
- Товстоногов Г.А. Лекции. ЛГИТМ и К им. Н.К. Черкасова. Л-д., 1984.
- Урываев Ю.В., Рылов А.Л. Проникая в тайны мозга. М., «Советская Россия». 1986.
- Чехов М.А, Литературное наследие. В 2-х т. М., «Искусство» 1995.
- Эфрос А. Книга четвертая. М..1993.
- Эфрос А. Продолжение театрального романа. М.,1993.
- Эфрос А. Профессия – режиссер. М.,1993.
- Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М., 1993.
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
Предварительный просмотр:
План воспитательной работы обучающихся в Детском Оперном Театре.
Художественный руководитель Симонова Юлия Сергеевна.
Цели.
- На примерах жизни и деятельности героев труда воспитывать трудолюбие, честное отношение к учебе, сознательную дисциплину, любовь Родине.
- Добиться повышение знаний, умений, актерских навыков, вокальных способностей обучающихся.
- Проводить работу по сплоченности детского коллектива.
- выполнять правила учащихся, соблюдать дисциплину.
- Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся, разнообразно и интересно организовывать репетиционную работу.
- Участвовать в общешкольных мероприятиях дворца, города, в доступной форме.
Задачи.
- Развивать эмоциональность, музыкальные задатки.
- Развивать интеллектуальные задатки, учить предприимчивости и самостоятельности.
- Через уважение к родителям и педагогам, прививать навыки уважения друг к другу.
- Прививать интерес к литературе, к музыке, учить слушать и исполнять музыкальные произведения.
Основные направления.
- Трудолюбие как добродетель. (Развиваем умственные и эмоциональные способности).
- Русский дом. Семья.
- Педагогическое руководство детским коллективом.
- Работа с родителями.
- Воспитание носителя культуры.
- Музыка наш друг и помощник.
План работы
Художественного руководителя Симоновой Юлии Сергеевны.
- Индивидуальная работа с учащимися.
2. Проведение мероприятий в классе по плану.
3. Работа с родителями по ситуации.
4. Работа с педагогами-репетиторами по ситуации.
- Проведение родительского собрания.
6 Проведение открытых мероприятий.
Число месяц | Основное содержание работы | Текущая работа Ответственные | Анализ проведенной работы. |
Сентябрь | 1. Посещение спектакля О.Г. Беловой «Война». | Симонова Ю.С. | Ознакомление юного поколения с темой войны, поднятия патриотизма. |
Ноябрь | 1. Осенний концерт. 2. Выступление в больнице Св. Евгении. 3. Показ спектакля С. Горковенко «Кот в сапогах» во Дворце Великого Князя Владимира (Дом ученых) | Симонова Ю.С. Покутняя Л.Л. Романова В.Б. Шельпякова А.В. | Работа по сплоченности коллектива. Умение выступать перед публикой, на разных сценических площадках. |
Декабрь | 1.Отчетный Показ спектакля С. Баневича «История Кая и Герды» | Симонова Ю.С. Покутняя Л.Л. Романова В.Б. Шельпякова А.В. | Артисты студии проявили себя как сплоченный коллектив, умеющий собраться и воплотить в жизнь сложный музыкальный и сценический материал. |
Февраль | 1.. Показ спектакля С. Горковенко «Кот в сапогах» во Дворце Великого Князя Владимира (Дом ученых) 2. Праздник «День Рождения» (для летних и осенних именинников) 3. Вокальный концерт класса Симоновой Ю.С. | 1. Симонова Ю.С. Покутняя Л.Л. | . |
Март | 1. Выездные показы спектакля С. Баневича «История Кая и Герды» | Симонова Ю.С. Покутняя Л.Л. Романова В.Б. Шельпякова А.В. |
|
Апрель Май | 1.Сдача спектакля С. Баневича «История Кая и Герды» на сцене концертного зала ДУМ 2. Выездной спектакль в Высшее Военно-морское училище им. П. С. Нахимова 1. Проведение концерта посвященного Дню Победы в ДУМ. 2. Проведение концерта посвященного Дню Победы в Доме Ветеранов Сцены 3. Проведение концерта посвященного Дню Победы в больнице Святой Евгении 4. Праздник «День Рождения» (для зимних и осенних именинников) 5. Вокальный концерт класса Симоновой Ю.С. |