План-конспект урока по вокалу с использованием здоровьесберегающих методик
План-конспект урока по вокалу с использованием здоровьесберегающих методик (дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesbereg.docx | 21.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по вокалу с использованием здоровьесберегающих методик (дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика)
Педагог: Доянова А.В.
Тема: «Волшебный массаж»
ЦЕЛЬ: Повысить адаптивные возможности детского организма с помощью ознакомления с видами массажа применяющихся на занятиях вокалом.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научить выполнять гигиенический и вибрационный массажи.
Развивающая: способствовать развитию певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных особенностей детей.
Воспитательная: формировать представления об охране здоровья, бережного отношения к себе и к своему молодому организму.
Оздоравливающая: создание системы профилактики и коррекции здоровья детей путём обучения методиками: дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой, гигиенический и вибрационный массажи, вокальные упраженения, логопедические упражнения (скороговорки), артикуляционная гимнастика, игра.
Оборудование, дидактический материал:
Фортепиано, музыкальная аппаратура, нотный стан, головные уборы с названием нот, репродукции картин изобразительного искусства, музыкальные произведения классического и современного направления.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление новой темы.
5. Творческая часть.
6. Подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент (2 мин.)
Педагог: Здравствуйте, друзья мои! Вы сегодня все пришли?
Ответ детей (проверка присутствующих)
Я очень рада вас видеть, и надеюсь, вы тоже пришли на занятие с хорошим настроением. Тем более что сегодня у нас с вами очень интересная тема: «Волшебный массаж» А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить что нужно:
· быть вежливыми и аккуратными на занятии;
· не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.
· в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.
· не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.
2. Повторение пройденного материала (10 мин.)
Педагог: Ребята, назовите, пожалуйста, мне ноты, которые вы знаете.
(ответ детей: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Правильно! И сейчас мы попадем с вами в сказку, где каждый из вас будет ноткой. Я буду ноткой – ДО, а вы…
Каждому ребенку надевается головной убор, соответствующий определенной ноте.
Педагог: Ну вот, вы уже и превратились в нотки. Все нотки живут в домике – нотном стане. На сцене вы видите нотный стан. Но он пуст. Каждая нота имеет в домике свое место, но какое? Ну-ка нотки покажите, где в домике ваше место.
Дети по очереди становятся возле нотного стана, и показывают, где располагается каждая нота.
Педагог: Уважаемые мои нотки! Напомните, пожалуйста, что обязательно нужно, делать юным вокалистам, чтобы хорошо петь нотки.
(ответы детей)
Педагог: Правильно, заниматься вокальными упражнениями, дыхательной и речевой гимнастикой, и не забудем про ряд упражнений «Приключение язычка». Для этого мы проведем специальную настройку. У нас хорошее настроение? (ответы детей)
Педагог: Сядьте удобно, закройте глаза (дети сидят на стульях полукругом). Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем наше занятие с группы упражнений «Приключение язычка»
- поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз
- сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)
- облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)
Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен? (ответ детей). Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:
- верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение
- нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку
- вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево
- вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны
- упражнение «Поцелуй»
- растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.
- упражнение «Рыбка»
- упражнение «Машинка»
Педагог: Мы с вами завершили первый блок упражнений и чтобы перейти к следующему, я хочу, чтобы вы максимально расслабились сидя на своих стульчиках. Закрытыми глазками послушали классическое произведение Клода Дебюсси «Лунный свет» (дети в тишине слушают музыку).
Педагог: Продолжим занятие с вокальной разминки. Зачем нужна вокальная разминка? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии? (ответы воспитанников). Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке. Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие. Начинаем с распевок:
Упражнение № 1
На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
Упражнение № 2
Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 3
По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
Упражнение № 4
Поём по слогам «Сияла ночь» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 5
Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
Упражнение № 6
До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
Упражнение № 7
Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 8
По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.
Педагог: Завершаем блок распевок мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки? (ответы воспитанников). Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.
Упражнение № 9
Поём скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Упражнение № 10
Проговариваем скороговорку «Мышка мыла мишке шишке»
Упражнение № 11
Проговариваем скороговорку « Тигрёнок громко рыкнул р-р-р-р.
3. Изучение новой темы (20 мин.)
Педагог: Мы повторили все знакомые вам упражнения и готовы приступить к новой теме. А называется она «Волшебный массаж». А делали ли вам массаж? (ответы воспитанников). Вы совершенно правы, массаж бывает разный, в том числе и для вокалистов. Сегодня мы с вами познакомимся с гигиеническим и вибрационным массажами. Упражнения эти просты, но очень необходимы при занятии вокалом. Вы готовы к новым к упражнениям? (ответы воспитанников).
Упражнения гигиенического массажа:
1. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания, от середины лба к вискам.
2. Пальцами обеих рук делаем лёгкие поглаживания от середины носа по крыльям носа, по верхнечелюстным пазухам вверх к вискам.
3. Расслабленные губы (рот слегка приоткрыт). От середины верхней губы вниз к уголкам, массируем указательными пальцами обеих рук поочерёдно. Нижняя губа массируется аналогично, только вверх.
4. Подбородок – выполняем активные касательные движения вправо-влево.
Педагог: Мы с вами познакомились с гигиеническим массажем. А для хорошей работы резонаторов необходимо всем вокалистам выполнять следующие упражнения вибрационного массажа.
Вибрационный массаж
1. Лоб - выполняем лёгкие постукивания с самым высоким звуком «м».
2. Гайморовые пазухи - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».
3. Верхняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «в».
4. Нижняя губа - выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «з».
5. Верхняя часть спины и груди – выполняем лёгкие постукивания, понижая высоту звука «м».
Педагог: Спасибо большое. А теперь напомните мне, какие упражнения мы ещё сегодня не выполняли? (ответы детей). Правильно. Упражнения на дыхание. Ведь они нам очень необходимы перед началом занятия вокалом, потому что если перед началом пения не взять дыхание, то звук прозвучит не так как надо. Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались. Напомните мне, какие нужно соблюдать правила при выполнении этих упражнений (ответы воспитанников и выполнение упражнения вместе с педагогом «Маятник», «Насос», «Кошка», «Перекаты»).
4. Закрепление новой темы (5 мин.)
Неожиданно для всех детей в зал входит Шапокляк. Напевая песенку.
Педагог: Кто вы такая? И что вы здесь делаете?
Шапокляк:
Кто я!?
Кто людям помогает
Тот тратит время зря.
Хорошими делами
Прославиться нельзя
Ха-ха-ха-ха.
Я старуха Шапокляк.
Педагог: А зачем Вы к нам пришли?
Шапокляк: Я хоть и старушка, вернее женщина почтительного возраста, но и то знаю, как нужно петь и что для это нужно делать. Сейчас я вам расскажу. Хотите? (ответы детей). Итак, слушайте меня внимательно, и записывай в ваши тетрадочки. Необходимо есть конфеты перед занятием, регулярно прогуливать занятия. Дышать ртом…
Педагог: Шапокляк, что-то ты путаешь. Ребята уже все знают. Как соблюдать гигиену голосового аппарата. Регулярно посещают все занятия и с удовольствием делают все упражнения показанные педагогом. Правда, ребята? Ну-ка, расскажите старушке Шапокляк, что мы сегодня на занятии узнали.
(ответ детей)
Шапокляк: И, правда, знаете много. Видно моя информация устарела. Ребята, может вы мне какую-нибудь хорошую песню споёте. Вы согласны?
Дети: Согласны. Мы споем Вам песню «Шарики воздушные».
5. Творческая часть (4 мин.)
Дети исполняют песню: «Шарики воздушные».
Шапокляк: Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю, что вы умеете правильно петь, и я теперь спокойно могу отправиться домой. Но помните, что моя Крыска – Лариска за вами наблюдает. Учитесь хорошо, выступайте, побеждайте на конкурсах и может быть, станете настоящими артистами. До свидания.
Шапокляк уходит.
6. Подведение итогов занятия (4 мин.)
Педагог: Ну, что, нам пора возвращаться из сказки.
Педагог снимает с детей головные уборы.
Педагог: Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, прикрепите на наш нотный стан улыбающиеся нотки, а если – нет, то грустные.
Дети прикрепляют нотки.
Педагог: Спасибо ребята. До следующего занятия.
Используемая литература.
1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
2. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2007.
3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2003. – № 5.
4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., 2002.
5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2000.
6. Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека. – М., 1996.