ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «Эстрадное пение»

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное мнение, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokal_avtosohranennyy.docx44.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НЕТИПОВОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №70»

УТВЕРЖДАЮ

Директор НМОУ «Гимназия №70»

г. Новокузнецк Кемеровская область

_________________Болдырева И.А.

«____» января 2014 г.

Приказ по НМОУ «Гимназия №70»

№ «___» от «____» _________ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

«Эстрадное пение»

Возраст детей:

от 7-ми лет и выше

Сроки реализации программы:

 5 месяцев

Авторы составители:

 Швецова Н.А.

Бурнышева А. А

педагоги дополнительного образования

г. Новокузнецк, 2014 г.


Содержание программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………….3
  2. Организация учебной деятельности………………………………………………………..9
  3. Формы, принципы и методы работы…………………………………………………….11
  4. Критерии определения ЗУНов……………………………………………………………….12
  5. Учебно-тематический план………….…………………………………………………………13
  6. Материально-техническое оснащение………………………………………………….17
  7. Методическое обеспечение…………..………………………………………………………18
  8. Список литературы..……………………………………………………………………………….19


Пояснительная записка.

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!

Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!

Если ваша душа поет, пойте!»

Наталия Княжинская

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Песнопение на Руси всегда отражало, прежде всего, общественное мнение, мысли и чувства, самые личные, глубоко индивидуальные переживания человека.

Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

Пение оказывает полезный эффект на организм. Медики пояснили, что во время пения организм человека обогащается кислородом, что улучшает кровообращение и поддерживает мышечный тонус, поддерживает работу сердца и легких.

Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности. Эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты; оказывает лечебно-оздоровительный эффект.

Одной из главных задач преподавателя является – выявить в каждом ребенке самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же  необходимость их в творческом процессе. Повышая самооценку ребенка, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надежным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.

Эстрадное пение  занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров.

Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата.

Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения являются: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре (исключение – высокие мужские голоса), отсутствие выраженного «прикрытия» верхов, использование оперного фальцета у высоких мужских голосов в верхнем регистре.

Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но и еще и умение работать с микрофоном, фонограммой, владение сценическим движением и актерским навыкам.

Привитие интереса к предмету «эстрадное пение» может осуществляться не только через урок, но и через мероприятия, такие как конкурсы, концерты.

Петь хочет практически каждый ребенок за очень большим исключением. А для того,  чтобы дети захотели петь, нужно педагогу показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить учащихся в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Данная авторская общеобразовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение 1988г.; программа «Певческая школа» В.В. Емельянова; «Народное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладение простейшими приемами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в музыкальных школах, школах искусств. В сборниках авторских программ для учреждений дополнительного образования детей Центром развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, подобные программы не встречались.

Программа «Эстрадный вокал» художественной направленности, ориентирована на работу с детьми, подростками и взрослыми, проявляющими способности к сольному эстрадному пению и рассчитана на 5 месяцев.

Новизна программы. Особенность программы «Эстрадный вокал» в том, что она рассчитана для людей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом учащиеся не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Эстрадный вокал» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных  умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

Люди приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Первый этап обучения самый сложный, у учащихся формируется начальные навыки исполнительского мастерства, чистого интонирования, певческого дыхания; учатся чистому пению в сопровождении фонограммы, без сопровождения; развивают гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

После освоения основных вокально-певческих навыков, учащиеся пробуют себя на сцене. Это новая ступень в освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несет обучающихся в океан музыкальной культуры и вокального творчества.

Актуальность данной образовательной программы является то, что, она нацелена на развитие в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Важно, чтобы в процессе обучения учащиеся не только могли диагностировать свои вокальные проблем, но и смогли эффективно использовать простые и практичные методы управления вокальной техникой.

Программа дает возможность:

  • Развить певческий голос: освоить технику диафрагмального дыхания; добиться чистоты интонирования и опертого звучания голоса; расширить и выровнять диапазон певческого голоса; овладеть специфическими эстрадными приемами в пении и многое другое.
  • Овладеть навыками эстрадного сценического искусства и актерского мастерства: научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, обучиться актерским навыкам, усовершенствовать дикцию.
  • Обучиться на практике работать с микрофоном под минусовую фонограмму: познакомиться с техникой безопасности при работе с аппаратурой, знать основные правила работы с микрофоном и уметь применять их на практике.
  • Преодолеть психологические комплексы: благодаря концертной практике и повышения самооценки в процессе обучения.
  • Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в обществе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремленности.
  • Расширить музыкальный кругозор учащихся: в процессе обучения познакомить учащихся с народной песней, произведениями советских, зарубежных и современных композиторов.

Основные идеи программы:

- привить учащимся любовь к вокально-исполнительской культуре через эстрадное пение;

- приобщить учащихся к культурным традициям музыкального искусства;

- развить вокальные, слуховые, интонационные и другие навыки для успешной реализации своих творческих возможностей.

- заложить в ребенке фундаментальные основы духовно-нравственного развития личности в перспективе его жизненного самоопределения.

Деятельность преподавателя опирается на следующие принципы:

  1. Доступность
  2. Интерес
  3. Активность
  4. Трудолюбие
  5. Оптимизм

Психолого-педагогические требования к реализации программы:

  1. Максимальное проявление внимания к каждому ребенку, выявление и реализация его индивидуальности через вокальное искусство.
  2. Реализация вокально-исполнительского потенциала учащихся через концертные и конкурсные мероприятия, как внутри учреждения, так и за его пределами.
  3. Музыкально-игровые, образно-сценические методы преподавания на всех этапах обучения.

Цель и задачи программы:

Главная цель программы – научиться правильно , развить и показать его наилучшие качества.

Достижение предельной естественности и свободы звукообразования, развить и показать наилучшие качества голоса.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • развитие природных вокальных данных обучающихся, овладение профессиональными певческими навыками
  • развитие навыков вокального интонирования
  • овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
  • обучение вокально-техническим приемам с учетом специфики предмета
  • овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)
  • обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном
  • умение держаться на сцене, находить контакт со зрителем и доставлять ему эмоциональное удовольствие

2. Развивающие:

  • развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей
  • развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма
  • развитие исполнительской сценической выдержки
  • развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления
  • развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре
  • духовно-нравственное развитие

3. Воспитательные:

  • воспитание навыков организации творческой работы во внеурочное время
  • воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению контролировать внимание, слух, мышление, память
  • воспитание трудолюбия, целеустремленности и упорства в достижении поставленных целей
  • усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения
  • воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, эпох.

Организация учебной деятельности

Данная программа рассчитана на 5 месяцев, гарантирует учащемуся систему основных занятий, практических умений и навыков.

Занятия по предмету «Эстрадное пение» носят практический характер и проходят в форме индивидуальных уроков.

На занятия принимаются все желающие в возрасте с 7-ми лет и старше. Каждого поступающего прослушивают индивидуально, учитывая состояние слуха и голоса, намечая перспективы развития.

Организация обучения формируется по возрастным группам, так как процесс обучения имеет свою специфику, поскольку голос ребенка кардинально отличается от голоса взрослого, сформировавшегося человека, имеет определенную систему развития, основанную на физических изменениях, связанных с взрослением.

Критерии подбора репертуара.

Так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер, то необходимо подбирать произведение, подходящее ученику по его голосу и тембру, найти индивидуальность в манере исполнения. Необходимо осуществлять  дифференцированный подход к ученикам, в соответствии с их способностями, тонко чувствовать физиологию каждого ребенка – главное правило «Не навреди!».

Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни. Отбор произведений – процесс сложный: с одной стороны, в нем фокусируется педагогический и музыкальный опыт, культура преподавателя, с другой стороны, характер отбора обусловлен спецификой музыкального материала, особенностями тех, кто его усваивает.

Серьезного внимания заслуживает анализ  в тембровом отношении, то есть выявление особенностей выразительных средств, которые могут оказать то или иное влияние на характер певческого звучания, на тембр голоса в процессе работы над песней. В течение учебного периода каждый обучающийся должен усвоить несколько вокальных произведений.

Весь репертуар можно разделить на три категории:

  1. Первая категория (или высшая) – это песни высшей сложности. Они отличаются особенно широким диапазоном (более полутора октав), может присутствовать две или более модуляцией в одном произведении. Характерно наличие сложной импровизации в произведениях, обилие голосовых эффектов (мелизмы, расщепление, фальцет, глиссандо), изощренного ритмического рисунка и других сложностей.
  2. Вторая категория – песни достаточно сложные, характеризуются наличием больших скачков, требуют хорошей работы дыхательного аппарата. Могут присутствовать некоторые голосовые эффекты, а так же непростой ритмический рисунок. Диапазон до полутора октав. Наличие простейшей импровизации в джазовых произведениях, а так же модуляции приветствуются.
  3. Третья категория – достаточно легкая, обладает следующими характеристиками: диапазон в пределе октавы, вокальная партия не содержит голосовых эффектов, искажающих голос, мелодия легко запоминается.

Формы, принципы и методы работы

Принципы:

  1. Единство технического  и художественно-эстетического развития учащегося;
  2. Постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
  3. Использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
  4. Принцип эмоционального положительного фона обучения;
  5. Индивидуальный подход к учащемуся.

Формы и режим занятий:

  1. Занятия проходят в индивидуальной форме.
  2. Учебное индивидуальное занятие;
  3. Контрольный урок;
  4. Открытое занятие;
  5. Итоговая аттестация;
  6. Конкурс, фестиваль, концерт;
  7. Посещение концертов, музыкальных спектаклей.

Основной формой работы  является урок. Занятие состоит из двух – трех частей: распевание 10-15 мин.; теория 10-15 мин.; работа над произведением 25-30 мин. Занятия проводятся систематически: 1 или 2 раза в неделю по 45 мин.

Методы:

  1. 1.Метод демонстрации: прослушивание лучших образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
  2. 2.Словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, сообщение задач.
  3. Метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде.
  4. Метод анализа: все выступления в процессе обучения учеников желательно снимать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчеркивать лучшие моменты выступления.

Критерии определения ЗУНов

Проверка технической подготовки учащихся, выполнение всех поставленных задач в репертуаре, чистота интонирования, правильное исполнение мелодии и ритма, работа с микрофоном и с фонограммой осуществляется педагогом во время учебных занятий и на контрольных уроках в течении всего периода обучения.

Основными критериями определения ЗУНов учащихся являются:

  •  уровень сформированности вокально-исполнительских навыков;
  •  степень выразительности исполнения;
  •  проявление творческой активности;
  •  учебная дисциплина вокалиста-исполнителя.

Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного периода с учетов программных требований, предъявляемых к учащимся.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Общее кол-во часов

  1. Введение в предмет.

Индивидуальное прослушивание «Проба голоса».

1

  1. Охрана голоса.

1

  1. Певческая установка.

2

  1. Певческое дыхание.

6

  1. Формирование навыков певческой артикуляции.

2

  1. Формирование качества звука. Интонация.

2

  1. Формирование навыков голосоведения.

2

  1. Знакомство со средствами музыкальной выразительности.

1

  1. Основные правила работы с микрофоном.

1

  1. Пение произведений:
  • Народная песня
  • Классика
  • Современных авторов

10

  1. Текущий контроль.

2

  1. Итоговый контроль.

1

  1. Выход на сцену.

1

Итого:

32

Цель:

  • Заложить основы вокально-исполнительской деятельности;
  • Сформировать начальные навыки вокального исполнительства;

Задачи:

  • Формирование навыков певческого дыхания (выработка ощущения диафрагмальной «опоры»)
  • Формирование навыков певческой артикуляции
  • Формирование певческой установки
  • Формирование навыков интонационно устойчивого пения в диапазоне 1,5 октав
  • Ознакомления с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила при работе с ним
  • В течение 5-ти месяцев обучения учащиеся должны: сформировать правильную постановку корпуса при пении, правильное ощущение гортани при пении (нижняя челюсть свободная); выполнять упражнения на развитие артикуляции, на формирование ощущения дыхательной мускулатуры; научиться исполнять попевки в мажоре и миноре, включающие скачки на терцию, кварту, квинту, научиться петь упражнения в умеренных и быстрых темпах с более сложным ритмическим рисунком и исполнять упражнения на сглаживание певческих регистров. Ознакомить учащихся с правилами безопасности при работе с микрофоном и основные правила при работе с ним.


Дата

Тема занятия

Количество часов

1.

Введение в предмет. Знакомство. Изучение правил безопасности поведение в кабинете «Эстрадный вокал». Индивидуальное прослушивание «Проба голоса».

1

2.

Охрана голоса. Бережное отношение к голосовым связкам (проба попевок в удобном регистре в спокойном темпе, не напрягая гортань, расслабляя нижнюю челюсть).

1

3.

Певческая установка. Общее понятие строения голосового аппарата, дыхательной системы.

1

4.

«Что такое опора?». Выясняем, как правильно держать себя во время пения (важность осанки, постановки ног, движения рук, мимики лица).

1

5.

Дыхательные упражнения по системе А. Н. Стрельниковой. Разучивание простейшей мелодии с учетом ранее приобретенных навыков.

2

6.

Закрепление дыхательных упражнений. Прослушивание произведений различных певцов с целью наблюдения за правильной опорой звука. Распевка. Разучивание простейшей песни.

2

7.

Выбор репертуара. Распевка. Повторение пройденного материала.

1

8.

Распевка. Правильное певческое формирование гласных звуков во время пения.

2

9.

Распевка. Правильное произношение согласных звуков во время пения.

2

10.

Распевка. Пение простейших упражнений на основе интервалов. Применение приобретенных ранее навыков во время исполнения песни.

1

Распевка. Работа с микрофоном.

1

12.

Распевка. Репетиционное занятие. Анализ работы. Обсуждение.

1

13.

Повторение упражнений на дыхательную систему. Распевка. Репетиционное занятие. Анализ работы. Обсуждение.

3

14.

Упражнения на артикуляцию. Репетиционное занятие. Анализ работы. Обсуждение.

3

15.

Распевка. Разбор сценического поведения на примере известных исполнителей. Репетиционное занятие. Анализ работы. Обсуждение.

1

16.

Распевка. Освоение сценических навыков. Работа над мимикой, движениями рук. Учимся «пропускать музыку» через себя.

4

17.

Распевка. Репетиционное занятие. Анализ работы. Обсуждение.

2

18.

Распевка. Репетиция на сцене.

1

19.

Выступление.

1

20.

Контрольный урок. Подведение итогов. Анализ. Обсуждение.

1


Материально техническое оснащение

Огромную роль играет современное материально-техническое оснащение. Занятия по вокалу следует проводить в помещении с хорошей акустикой и вентиляцией. Места для вокалистов желательно располагать амфитеатром. Программа предусматривает:

  1. Наличие хорошо настроенного инструмента
  2. Наличие специального кабинета
  3. Наличие репетиционного зала
  4. Фортепиано
  5. Компьютер
  6. Записи фонограмм
  7. Электроаппаратура
  8. Зеркало
  9. Нотный материал

Методическое обеспечение программы

Здоровьесберегающие технологии. Охрана жизни детей является частью творческого процесса. Для обеспечения необходимых условий выполняется ряд требований:

  1. Помещение для занятий светлое, просторное, хорошо проветриваемое;
  2. На занятиях проводить расслабляющие упражнения, используя игровые методики.
  3. Не допускать неоправданных нагрузок на голосовой аппарат;
  4. Проводить беседы с детьми о соблюдении правил личной гигиены; о правилах поведения на улице; в общественных местах и в помещении;
  5. Соблюдать средние возрастные (рабочие) диапазоны.

Техника безопасности:

  • Перед началом занятий педагог должен лично убедиться в исправленности электроприборов (аудио, видео, теле-аппаратуры). Проверить электропровода, соединительные шнуры.
  • Провести беседу по технике безопасности «Правила пользования электро-приборами»; «Правила поведения на репетициях».

Учебно-методический комплекс для педагога и учащихся. Дидактический материал: карточки с заданиями, тексты, конспекты уроков по темам программы, терминологический словарь, плакаты, нотная литература, фонотека.

Список используемой литературы

  1. Апраксина О. А. «Методика развития детского голоса» М. Изд. МГПИ, 1983 г.
  2. Вебров А.М. Техника постановки голоса. – 2-е изд. – М., 1996.
  3. Венгрус Л.А. «Начальное интенсивное хоровое пение», С-Пб, «Музыка», 2000 г.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
  5. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском голосе», Музыка, 1972 г.
  6. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг», С-Пб, «Лань», 1997г.
  7. Исаева О.А. «Экспресс-курс развития вокальных способностей»; Изд. АСТ, Астрель (2007 г.)
  8. Кадыков Н.Ф. Удивительное о голосе и слухе. - М., 1969.