Активизация музыкальных способностей ученика посредством развития слуха при чтении нот с листа
Открытый урок
Цель урока: Активизация музыкальных способностей ученика при чтении нот с листа.
Задачи урока: - обучить ребёнка принципам работы при чтении нот с листа, активизируя его внимание, память. - развить у ученика навыки чтения нот с листа и применить их на практике, включая в процесс работу внимания, слуха, чувства ритма, мышления. - воспитать у ребёнка самостоятельность в применении полученных навыков при чтении с листа.
Введение. Что же такое музыкальные способности?
Это индивидуальные особенности личности, природная одарённость человека в музыкальной сфере, определяемые такими критериями, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, внутренний слух, эмоциональная отзывчивость, музыкальные мышление и воображение. Способности – они даны природой и реализуются в течение жизни, развиваясь в деятельности.
Музыкальные способности бывают разные. Одним всё даётся легко, другим трудно и долго. В конечном итоге результат во многом определяется не только индивидуальными возможностями ученика, но и тем, как организован процесс его работы, т.е. правильно ли он работает над произведением. Задача педагога – помочь ему в этом.
Актуальность нашего урока объясняется необходимостью обучения детей грамотному прочтению нотного текста с листа, так как уже с первых лет занятий успешное изучение произведения, особенно на ранней его стадии, во многом зависит от ориентированности учащегося в чтении нот с листа. Учить читать с листа – значит приобщать ребёнка к музыке, развивать его музыкальное мышление.
Чаще всего каждое новое произведение выдвигает перед учеником новые исполнительские задачи. Поэтому уже на начальной стадии изучения нового материала необходима помощь педагога, направленная на подготовку слуха, сознания и игрового аппарата к активному усвоению нового произведения, как в целом, так и в отдельных вычлененных деталях (трактовка мелодии, ритма, голосоведения, исполнительского приёма).
Развитая способность чтения с листа может быть выражена такой формулой: «вижу-слышу-исполняю». Этот комплекс при выработке умения читать с листа усваивается на протяжении длительного периода обучения пианиста в музыкальной школе. Большая роль здесь отводится развитию слухового компонента этого комплекса. Убедительным примером участия слуха при чтении является более свободное прочтение знакомой музыки, а на начальном этапе обучения – имеющихся на слуху ученика мелодий.
Ход урока.
Участники урока: учащиеся 3 ОЭОкл. и 4 кл.
Для работы был взят учебник «Чтение с листа» (авторы Т.Камаева, А.Камаев). Показ на примере Р.Н.П. «Коровушка». (См. приложение 1) 1.Определяем название и автора произведения (уже в названии может быть заложен смысл, характер, темп, образ) – активизируем образность мышления. 2.Определяем тональность, размер, фактуру, называем знаки, штрихи, динамику (обращаемся к знанию теории). 3.Определяем направление мелодической линии (активизируем внимание, мышление, внутреннее слышание), можно нарисовать графический рисунок в виде линий - смотреть в приложении 1 (здесь активизируем образное видение).
Хотелось бы подчеркнуть роль мышления и необходимость его развития. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует с первых шагов добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст (а значит, и воспроизводил на инструменте) сразу группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова (если это песенка). Процесс переработки зрительного восприятия нотной записи во внутреннее её слышание может осуществляться при помощи многих дополнительных приёмов выработанных на уроках сольфеджио, таких как запись коротких попевок, мелодических движений вверх или вниз, которые постепенно ученик начинает понимать и запоминать, находить в нотном тексте. Благодаря таким систематическим занятиям у ученика постепенно развивается внутреннее слышание разных мелодий, которые он впоследствии начинает узнавать в нотах. Полезно применять такое упражнение: ученик, глядя в ноты, должен быстро схватить зрением наиболее типичные фигуры нотного рисунка. Подобная зрительная тренировка одно из необходимых условий будущего безостановочного чтения с листа. 4.Находим части, повторяющиеся места, места в которых могут быть трудности, определяем с какой доли начинается произведение, расставляем аппликатуру. При разборе очень важно обратить внимание на аппликатуру. Часто ученики играют всё время разной аппликатурой, в результате пальцы не запоминают свои места, не вырабатывается автоматизм в движении. Разбирая текст, необходимо обратить внимание на фразировку. Играть выразительно – это правильно расчленять. 5.Хлопаем по коленкам ритм, считая при этом (активизируем координацию рук). 6.Исполняем произведение, используя «бегунок», в момент взятия учеником ноты педагог закрывает её «бегунком»,чтобы внимание переключалось на следующую, таким образом, «бегунок» перемещается чуть с опережением реальной игры, но в том же темпе, в каком исполняется пьеса. (активизируем скорость видения, концентрацию внимания и плавную непрерывность мышления, тем самым обеспечиваем цельность игрового процесса). Очень опасно читать с листа как попало, брать фальшивые ноты. Небрежное первое чтение тормозит успешность работы, портит слух. Читать сразу в быстром темпе невозможно. Читаем медленно, внимательно соблюдая все вышеуказанные поставленные задачи. Для длительной концентрации внимания рекомендуется систематически играть лёгкие пьесы в четыре руки с педагогом. На первых порах партия ученика должна быть предельно простой (как мелодически, так и ритмически) и располагаться в удобной позиции. Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно охватывая богатый и интересный материал оркестровых, оперных и других произведений. 7.Даём ребёнку самостоятельную работу с незнакомым произведением в данном случае мы возьмём П.Н.П. «Висла» - см. Приложение1 (закрепляем полученные навыки и знания, активизируем память, учимся работать самостоятельно), для начала можно дать план работы или помогать самому преподавателю. Воспитание у ребёнка самостоятельности должно строиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приёмов преподавания. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплён предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным и почти незаметным для ученика. Если в первом классе чтение ограничивалось одноголосными мелодиями, то уже со второго класса ученик может прочитать несложную, двуплановую гомофонно-гармоническую фактуру.
Показ на примере Ф.Киселёв «Железный дровосек». (Смотреть приложение 2)
1.Определяем автора и название пьесы. 2.Определяем тональность, размер, штрихи, динамику, случайные знаки, фактуру, выявляем главную мелодию и сопровождение, какие интервалы. Главный принцип работы над фактурой – это её расчленение. Большое значение имеют паузы. 3.Направление мелодии, аппликатура, соответствующая движению мелодии. В процессы слухового и зрительного охвата комплексов прочитываемых нот включаются и соответствующие им аппликатурные приёмы. Всматриваясь в позиционный мелодический рисунок, ученик «немым» прикосновением пальцев к крайним нотам фигуры естественно устанавливает всю внутрипозиционную аппликатуру. 4.Находим части, повторы, трудные моменты (допустимо предварительное проигрывание отдельных трудных мест). 5.Хлопаем по коленкам ритм. 6.Исполняем произведение, используя метод с «бегунком». Особенно важно, пользуясь замедленным темпом, минимально контролировать зрением свои действия на клавиатуре, этим вырабатывается более углубленное слышание читаемого текста, успешная автоматизация аппликатурных навыков, что ускоряет развитие необходимого умения читать с листа. 7.Задаём самостоятельную работу. В данном случае это будет Этюд G-dur К.Черни (см. Приложение 2).
Заключение.
Итак, мы вкратце разобрали некоторые пути в приобретении навыков быстрого и осмысленного чтения с листа музыкального текста, при этом активизируя различные музыкальные способности ученика. Конечно, не всегда структура разбираемой музыки будет состоять из таких ясных построений, как в приведённых примерах; не всегда мелодия будет знакомой песенкой. Но при систематическом и непрерывном развитии ученика, он постепенно научится осмысливать и незнакомую, и более сложную структуру, увидит в ней не случайные сочетания звуков, а закономерное развитие музыкальной ткани. Работа по чтению с листа должна проводиться в течение всего времени обучения. Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде.
Список используемой литературы:
1. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Чтение с листа на уроках фортепиано [Ноты]: (Р.Н.П. Коровушка, Ф.Киселёв Железный дровосек, П.Н.П. Висла)/ Т.Ю.Камаева, А. Ф.Камаев. – Игровой курс. – М.: Классика-ХХI, 2006 – 95с.
2. Майкапар С.М. Как работать на рояле [Текст] / С.М. Майкапар. - Беседа с детьми. - Л.: Музгиз, 1963г.-31с.
3. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. [Текст] / Б.Е.Милич – Учебно-методическое пособие. - М.: Кифара, 2002. – 254с.
4. Попова Н.И. Процесс работы над музыкальным произведением. [Текст] / Н.И.Попова – Методическое пособие. - Киев.: Феникс, 2004. – 45с.
5. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. [Текст] / Е.М.Тимакин. – Методическое пособие. - М.: Советский композитор, 1989. – 143с.
Приложение 1
Графическое изображение направления мелодии Самостоятельная работа
Приложение 2
Самостоятельная работа
|