Межпредметные связи на уроках теории в ДШИ
В работе рассмотрены межпредметные связи учебных предметов музыкальная грамота – история хореографического искусства, слушание музыки-ритмика (общеэстетичекое отделение), слушание музыки - изобразительное искусство (общеэстетичемское отделение), выяснилось, что многие задачи являются общими для этих пар предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методический доклад "Межпредметные связи на уроках теории в ДШИ" | 40.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
Методический доклад
«Межпредметные связи на уроах теории в ДШИ»
Преподаватель: Шнайдер Л.В.
Музыкальная грамота – История хореографического искусства
(отделение хореографии)
Хореографическое искусство синтетично по своей природе. Пластика танцевальных движений (то есть зрительный ряд) и звучание музыки (то есть слуховой ряд) воспринимаются всегда одновременно. Все великие балетмейстеры были музыкально одарёнными людьми.
Учащиеся – хореографы должны не только слушать музыку, но и уметь слышать её: чутко улавливать образно-эмоциональное содержание, разбираться в средствах музыкального языка, основных музыкальных формах и жанрах, знать законы музыкально-хореографической драматургии.
Необходима неразрывная связь хореографического и музыкального искусства.
Я рассмотрела межпредметную связь «музыкальная грамота – история хореографического искусства», выяснилось, что многие задачи являются общими для этих двух предметов:
- обучение восприятию балета, как вида искусства, а также адекватному музыкальному восприятию;
- осуществление связи музыкального искусства и хореографического;
- выявление особенностей различных музыкальных стилей, их художественных принципов и характерных жанров.
Курс музыкальной грамоты в нашей ДШИ рассчитан на 1 год (5 кл.) - 0,5 ч. в неделю. Курс ИХИ рассчитан на 4 года обучения (4 кл. – 0,5 ч. в неделю, 5-7 кл. – 1 час в неделю). Из опыта работы могу сказать, что групповые уроки по 0,5 ч. в неделю, да ещё и 1 год – являются неэффективными. Учащиеся многое забывают из пройденного, учебников по музыкальной грамоте – нет, учащиеся готовятся по кратким записям в тетради.
Анализ учебных программ по музыкальной грамоте и истории хореографического искусства показал, что темы курса музыкальной грамоты больше подходят для 6 класса. Так как весь год в 6 классе на ИХИ изучается русский балет, а в программе по музыкальной грамоты в IV четверти 5 класса уч-ся знакомятся с балетами Чайковского, Прокофьева, Стравинского.
Предложение – урок 1 час в неделю, курс музыкальной грамоты поставить в 6 классе.
Слушание музыки – ритмика (общеэстетическое отделение)
1 класс
Одна из основных задач на ритмике – хлопки, шаги в такт музыке.
На уроках слушания музыки эта задача тоже косвенно решается с помощью различных заданий:
I четверть :
-тема «Какие чувства передаёт музыка?», П. Чайковский «Болезнь куклы» (под ритм музыки «посчитать слёзы», отметив их черточкой в тетради);
-тема «Как рассказывает музыка», Р. Шуман «Солдатский марш» (маршировать в такт музыке).
II четверть:
-тема «Роль выразительных средств в создании музыкального образа», Р. Шуман «Дед Мороз» (стучать «посохом» в такт музыке);
- тема «Пьесы, созданные с помощью комплекса выразительных средств», И. Стравинский «Медведь» (подражание повадкам животного, шаги в такт музыке)
III четверть:
-тема «Сравнение пьес близких по тематике», П. Чайковский «Шарманщик поёт» (двигаться в соответствии с характером и музыкальным размером).
IV четверть:
-тема «Простая 3-частная форма», Р. Шуман «Смелый наездник». С. Прокофьев «Шествие кузнечиков» (двигаться в соответствии с характером и музыкальным размером).
Предложение: использовать музыку для подвижных игр на ритмике из курса слушания музыки (например, марши). Пальчиковую гимнастику с ритмики использовать на уроках слушания музыки в качестве физ. минутки.
Ожидаемые результаты – помощь преподавателю ритмики в подборе музыкального материала.
2 класс
Основная задача – научить детей чувствовать ритм в музыке (хлопки, удары под музыку)
I четверть
-тема «Образы игрушек, животных и птиц в музыке», Ж. Рамо «Кукушка», К. Сен-Санс «Карнавал животных» (отмечать в тетради ритмичными чёрточками пение кукушки, изобразить игру на скрипке в такт музыки)
III четверть:
-тема «Марш. Жанровые признаки», М. Глинка «Марш Черномора» (изобразить карлика, характер музыки)
Предложение – можно использовать для игры «Карлики и великаны»)
3 класс
- Задача на ритмике – научить детей чувствовать сильные и слабые доли.
I четверть –
-тема «Песня, романс». П. Чайковский «Кукушка» (посчитать пение птицы, отметить чёрточками в тетради);
2. Задача на ритмике – обучить музыкальным движениям (поклоны, реверансы, полька).
Предложение – можно вспомнить из курса слушания музыки тему «Старинные бальные танцы».
Слушание музыки – изобразительное искусство
(общеэстетическое отделение)
1 класс
I четверть
Тема ИЗО «В чём красота зимы?» - слуш. музыки Р. Шуман «Дед Мороз».
Тема «Дидактическая игра «Пейзаж» - Э. Григ «Утро».
II четверть
Тема (прикладное искусство, лепка) «Иллюстрации к сказке» - слуш. музыки И. Стравинский «3 истории для детей. Тили-бом. Гуси-лебеди. Медведь».
2 класс
I четверть
Тема (прикладное искусство) «Твои игрушки» - слуш. музыки «Образы игрушек в музыке». К. Сен-Санс «Карнавал животных».
IV четверть
Тема «Иллюстрации к сказке» - слуш. музыки С. Прокофьев «Петя и волк».
3 класс
I четверть
Тема ИЗО «композиция на свободную тему» - слуш. музыки «Образ Богородицы в музыке», Бах-Гуно «Аве Мария».
IV четверть
Тема (региональный компонент) «Пейзаж родной земли» - слуш. музыки тема «Музыкальный пейзаж», А. Вивальди «Времена года».
Предложения – урок ИЗО ставить сразу после слушания музыки или на следующий день, чтобы музыкальные впечатления были ещё яркими и свежими. Д/З – рисунок к музыке на слушании музыки совместить с Д/З по ИЗО, таким образом учащиеся не перегружены (1 рисунок можно принести на 2 урока).
Литература
- Учебная программа по слушанию музыки.
- Учебная программа по музыкальной грамоте для ХО.
- Учебная программа по ИХИ.
- Учебная программа по ритмике для ОЭО
- Учебная программа по ИЗО для ОЭО.