«Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»
Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на баяне, аккордеоне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты.
На начальном обучении игры на баяне необходимо обратить внимание на организацию метроритмической дисциплины. Осмысленное отношение к смене больших и мелких длительностей. Слуховое внимание к качеству звука и смене направления движения меха. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения. Овладение различными средствами артикуляции за счет освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.
Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Районный центр дополнительного образования »
Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
Тема: «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна»
Форма проведения – урок в 1 классе
с. Карпогоры.
2014г.
Пояснительная записка
Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на баяне, аккордеоне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты.
На начальном обучении игры на баяне необходимо обратить внимание на организацию метроритмической дисциплины. Осмысленное отношение к смене больших и мелких длительностей. Слуховое внимание к качеству звука и смене направления движения меха. Исполнительское дыхание. Освоение динамических оттенков для раскрытия характера музыкального произведения. Овладение различными средствами артикуляции за счет освоения основных видов штрихов: legato, staccato, non legato.
Вся работа музыканта над произведением направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определённой ступени его обучения.
Тема урока: «Работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна».
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цель урока: систематизация исполнительских умений и навыков и более глубокое их осмысление, работа над музыкальным произведением на начальном этапе обучения в классе баяна на примере анализа пьес: Дм. Кабалевский «Полька» и р.н.п. « Во саду ли, в огороде».
Задачи урока:
Образовательные: развитие навыков работы над музыкальным произведением. (Чтение нотного текста, аппликатура, ритм, штрихи, фразировка, артикуляция, динамика, темп.) Роль работы по частям.
Воспитательные: привить любовь к русской музыкальной культуре, воспитание внимания, усидчивости.
Развивающие: развитие творческих способностей. Развитие коммуникативной и нравственной культуры поведения.
Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- упражнений и повторений (выработка игровых навыков)
- показа (показ педагогом игровых движений)
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов
по образцу учителя.
-частично поисковый (ученик участвует в поисках решения
поставленной задачи)
Оборудование:
Баяны, пюпитр, стул, стол, нотная литература, ноутбук, дидактические материалы.
Организационный этап:
а) приветствие, психологический настрой учащегося;
б) сообщение темы урока и его задач.
2. Основная часть урока:
а) Теоретическая часть. (Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений).
б) Работа над гаммой До мажор, арпеджио, аккорды (правой рукой)
в) Работа над «Полькой» Д.Кабалевского (формирование, закрепление первичных умений и их применение)
г) Физминутка
д) Работа над р.н.п. «Во саду ли, в огороде» (формирование и закрепление первичных умений и их применение)
е) Творческое применение знаний и умений (музыкальный интерактивный тест в виде игры «Вперёд, Дружок»)
ж) «Музыкальная сказка » (на основе пройденных пьес-попевок)
3. Заключительный этап
а) Рефлексия
б) Домашнее задание.
в) Итог урока с оценкой проделанной учащимся работы.
Ход урока
Организационный этап:
Сегодняшний урок я буду проводить с ученицей 1 класса баяна Ракитиной Аней.
Основная часть урока:
Учитель: С чего обычно начинается наш урок?
Ученик: С разминки, с разыгрывания.
Учитель: Почему?
Ученик: Чтобы овладеть основными навыками игры на инструменте, уметь исполнять музыкальные произведения, необходимо изучать и играть гаммы, арпеджио, аккорды.
Учитель: Что такое гамма?
Ученик: Гамма- это последовательность музыкальных звуков в восходящем или нисходящем направлении, например звукоряд от До первой октавы до До второй октавы.
Учитель: А зачем мы играем гаммы, арпеджио, аккорды?
Ученик: При исполнении гамм, арпеджио и аккордов совершенствуется техника владения инструментом, навыки игры на инструменте.
Учитель: Какую гамму ты будешь исполнять?
Ученик: гамма До мажор в две октавы, играю разными штрихами: легато, стаккато.
Работа над гаммой: штрихи, динамика, смена меха.
Учитель: Что такое арпеджио?
Ученик: способ исполнения аккордов на инструменте, при котором звуки аккорда следуют один за другим.
Играет арпеджио тоническое трезвучие с обращениями. Слежу за точностью аппликатуры, за ровностью меховедения.
Учитель: Что такое аккорд?
Ученик: созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков. аккорды берутся одновременным нажатием трёх и более клавиш.
Играет аккорды. Слежу за рукой, погружением пальцев в клавиши до самого дна, за мягкостью и свободой руки, работой меха.
Переходим к работе над пьесами.
Д.Кабалевский «Полька»
Детская полька пользуется популярностью среди педагогов и обучающихся. Она отличается простым гармоническим языком, ясной, запоминающейся мелодией, легкостью и изяществом.
Учитель проигрывает пьесу с соблюдением всех штрихов и оттенков.
Что такое полька?
Полька – это чешский народный танец, которому присущи подвижный темп, двудольный размер и своеобразный ритмический рисунок.
Учитель: Определи характер?
Ученик: Характер живой, задорный с элементами юмора.
Учитель: Основные штрихи, аппликатура, динамика?
Ученик: сочетание штрихов: в правой партии – легато и стаккато, в левой партии – пальцевое стаккато. Аппликатура в первой позиции, по гамме. Динамические оттенки меццо форте и форте.
После общего ознакомления с музыкой и характером звучания можно начинать работать над музыкальным произведением более детально:
- проиграть отдельно правой и левой рукой, соблюдая все характерные особенности польки
- подчеркнуть (выделить) сильную долю в начале каждого предложения
- ритмический рисунок следует соблюдать в любом темпе
- легкость и ровность звучания.
Ученица успешно справилась с заданием, поэтому следует перейти к игре двумя руками. Но перед этим следует пропеть в медленном темпе начальную фразу, указывая на моменты совпадения нот аккомпанемента и мелодии.
Физминутка: встали, делаем упражнения:
«Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
«Робот» Робот стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено). Завод кончился – постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, руки, туловище. Ребенок наклоняется и качает расслабленными руками. Педагог проверяет – расслаблены ли руки.
Ученица отдохнула, можно продолжать работу на инструменте.
Русская народная песня « Во саду ли, в огороде»
Учитель проигрывает пьесу со всеми динамическими оттенками, выделяя фразировку, цезуру.
Учитель: Как ты думаешь, что такое современная русская народная песня?
Ученик: Это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор – это сам народ. А современная потому, что эту песню поют сейчас, в наше время.
Учитель: Сейчас мы послушаем запись этой пьесы в исполнении на разных инструментах.
Прослушав записи, переходим к работе над пьесой:
- устно проанализировать нотный текст: название, форма, темп, характер, тональность, размер.
- точное определение длительностей, штрихов, аппликатуры.
- работа над партиями правой и левой руки,
Ученица успешно справилась с заданием, можно перейти к игре двумя руками. Но перед этим следует пропеть в медленном темпе начальную фразу, указывая на моменты совпадения нот аккомпанемента и мелодии.
Одна из трудностей соединения двух партий пьесы «Во саду ли, в огороде»- исполнение их разными штрихами: мелодия на легато, аккомпанемент - нон легато.
- Преодоление данной трудности связано с развитием навыка независимого движения рук и пальцев, в решении этой задачи поможет музыкальный слух.
Исполнение и работа над пьесой.
Для повторения теоретического материала провожу игру «Вперёд, Дружок»
Интерактивный музыкальный тест. Игра «Вперед, Дружок»
Учитель: Как называются эти знаки на рисунке? Ученик: ноты.
Учитель: Как называются эти ключи? Ученик: скрипичный и басовый.
Учитель: Что такое пауза? Ученик: знак молчания.
Учитель: Назови 2 лада? Ученик: мажор и минор
Учитель: Что такое гамма? Ученик: звукоряд от до1окт. до до2окт.
Учитель: Что такое арпеджио? Ученик: Звуки аккорда следуют один за другим.
Учитель: Динамические оттенки? Ученик: форте, пиано, меццо-форте меццо-пиано.
Учитель: Что такое реприза? Ученик: знак повторения.
Молодец! Справилась с заданием.
Все это знания ученице пригодятся на уроке сольфеджио и на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Музыкальная сказка:
- Выразительное исполнение ранее изученных пьес-попевок: «Лесенка», «У кота», «Зайка», «Корова», «Ручеёк», «Лошадка», «Воробей»
Ане было задано домашнее задание - сочинить музыкальную сказку, на основе ранее изученных пьес. Ученица сама рассказывает сказку и исполняет пьески.
Я проснулась утром и побежала по лесенке на улицу (песенка» Лесенка».) Во дворе летали воробьи (пьеса «Воробей»), а за ними охотился кот («У кота»). На улицу вышла мама и предложила прогуляться по лесу. Там мы увидели зайку (пьеса «Зайка»), который перепрыгивал через ручеёк (пьеса «Ручеёк»). Ещё мы шли через поле, на котором паслись лошади (пьеса «Лошадка») и коровы (пьеса «Корова»). Мы собрали большой букет ромашек и васильков. (пьеса «Василек»)
Это был один из лучших летних дней.
Заключительный этап
Рефлексия:
Учитель: Что нового ты узнала на уроке? Что больше всего запомнила? Что было трудно? Что было легко? Что понравилось? Оцени свою работу?
Ученица: Трудно было соединять пьесы двумя руками. Легко разбирать отдельно каждой рукой. Интересно послушать одну и ту же песню на различных инструментах. На уроке я старалась, была внимательна к объяснениям учителя.
Определяю цель следующего урока и задаю домашнее задание. Ставлю оценку за урок.
Ученица Ракитина Аня обучается 1 год. Имеет хорошие музыкальные способности, хороший слух, музыкальную память, чувство ритма.
Занимается добросовестно и регулярно, к занятиям относится ответственно. Особенности темперамента неторопливая, спокойная, иногда реакция замедлена.
Результат урока: учащаяся показала умение анализировать нотный текст;
- грамотно подбирать удобную аппликатуру;
- освоила навыки игры non legato, legato, staccato;
- показала умение сочетать различные приемы игры, игру двумя руками;
- понимание музыкально-образного содержания исполняемых пьес;
- владение музыкальным языком, соответствующее начальному этапу обучения.
На уроке проигрывались разнохарактерные произведения, использовался показ на инструменте учителем. Использовался ноутбук для прослушивания исполняемой пьесы на других инструментах.
Список литературы:
А.Крылусов Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ Москва «Музыка»1999г.
Г.И.Крылова Азбука маленького баяниста 1,2 часть Москва «Владос пресс»2010г.
Сайт Muzofon.com для скачивания музыкальных произведений
Преподаватель: Лемехова Ирина Витальевна