Сценарий концерта "Современные композиторы - детям"

Самойленко Наталия Викторовна

 Концерт посвящен творчеству композиторов, живущих в наши дни - Владимира Коровицына (г. Великий Новгород), Виталия Ходоша (г. Ростов-на-Дону) и Сергея Баневича (г. Санкт-Петербург).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий концерта

«Современные композиторы - детям».

СЛАЙД №1 Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего концерта. Сегодня мы  собрались, чтоб узнать о творчестве современных композиторов России, тех, которые живут в наше время. Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, и именно они — лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят. Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты, должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. С этой целью – познакомиться с творчеством современных композиторов, мы сегодня и собрались.

Музыкальные примеры же для вас подготовили дети, учащиеся Детской академии искусств и студенты ЛОКИ им. К.Н. Игумнова класса преподавателя Самойленко Наталии  Викторовны.

СЛАЙД №2 Предлагаю начать наше знакомство с имени Владимира Коровицына. Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Он окончил Новгородское музыкальное училище (по классу баяна) и Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.

         Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному, гармонический язык. Его музыка отличается особой мелодичностью, современностью интонаций и тонкой гармонизацией. И благодаря таким качествам музыка новгородского композитора востребована преподавателями многих музыкальных школ страны. Язык композитора демократичен, доступен и малышам, и подросткам.

Сейчас мы услышим две пьесы Владимира Коровицына в исполнении ученика 2 класса Терехова Ильи.

СЛАЙД №3

Воробьишка-воробей,
Чик-чирик! - между ветвей,
Словно серенький комок
С дерева на ветку - скок!
Тут взлетит, туда вспорхнёт.
С мостовой зерно клюёт,
У скамеек ищет крошки,
И боится очень кошки.

Владимир Коровицын «Воробей»

СЛАЙД №  А следующая пьеса называется «Погоня» (мальчик играет пьесу)

СЛАЙД №5 Владимир Коровицын является автором девяти сборников: сборник детских песен "Радуйся солнцу", фортепианный цикл “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”,  "Романсы на стихи поэтов "серебряного века» и других.

 СЛАЙД №6 В сборник музыкальных пьес “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы” вошли произведения, написанные им под впечатлением от поездок в европейские страны, в которых он побывал с концертами. Создавая свою оригинальную музыку, автор сохранил существующие формы, интонации и лады, ритмические особенности и гармонический язык, присущие тому или иному народу. Каждая пьеса предваряется небольшим литературным вступлением, которое вводит в круг образов и создает необходимое для исполнения настроение.

СЛАЙД №7 Среди сборников особое место занимает «Детский альбом» для учащихся музыкальных школ. В нем автор поместил яркие пьесы с программными названиями, которые помогают детям представить образ музыки: «Емеля едет на печи». «Кот Василий», «Дюймовочка» и другие. А название пьесы, которая сейчас прозвучит, вам, ребята, предстоит сейчас угадать самим.

 Я на балу никогда не бывала.
         Чистила, мыла, варила и пряла.
         Когда же случилось попасть мне на бал,
         То голову принц от любви потерял.
         Туфельку я потеряла тогда же.
         Кто я такая? Кто тут подскажет?
Ответ: Золушка.

СЛАЙД №8 Правильно, Золушка.
«Вальс Золушки» - мечтательная, спокойная, плавная, напевная мелодия. Исполнит вальс ученица 1 класса Пустовалова Вера.

         СЛАЙД № 9 В одном интервью Владимир Коровицын как-то сказал: “Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”.

СЛАЙД №10 А сейчас прозвучит пьеса под названием «Музыкальная шкатулка». А исполнит ее ученица 1 класса Павлова Настя.

Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом.

Следующий композитор, с творчеством которого хотелось бы познакомиться – Виталий Ходош.

СЛАЙД №11 Виталий Семенович Ходош родился на станции Пенек Новосибирской области в год великой победы - 1945 году. В 197О окончил Ростовский государственный музыкально-педагогический институт (ныне Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова) по классу композиции. Сейчас он преподает в Ростовской консерватории.

СЛАЙД №12 В портфолио композитора - произведения самых различных жанров. Это и инструментальные, хоровые произведения, написанные специально для воспитанников детских музыкальных школ и оперы "Репка", "Курочка Ряба" и «3олотой ключик».

Целый цикл пьес для фортепиано с оркестром - "Лукоморье" -  Виталий Ходош посвятил творениям Александра Пушкина. Каждая миниатюра - это яркая картинка, узнаваемый образ: 3олотой Петушок, Царь Дадон, Шемаханская царица.  

СЛАЙД №13 А сейчас прозвучит пьеса из сборника пьес для детей – «Первые Шаги», а исполненит ее ученица 2 класса Трифонова Света. Основная специальность Светы – вокал, а фортепиано она изучает курсом общего фортепиано первый год.

Доктор Дятел сел на сук, 

По коре стучит: тук-тук. 

— Вот что, дерево-рябина, — 

Доктор Дятел говорит, — 

Вы больны, у вас ангина, 

Потому — и хмурый вид. 

Вот вам сладкая микстура, 

Чтоб прошла температура. 

А для каждой вашей ветки 

Пропишу сейчас таблетки!

СЛАЙД №14 Виталий Ходош «Дятел»

Виталий Ходош в настоящее время преподает в Ростовской консерватории. Те, кто видит композитора только на службе, характеризуют его как предельно корректного, никогда не повышающего голос джентльмена, рассудительного советчика, заботливого педагога, авторитетного члена Ученого совета и ректората. Друзья знают его как человека редкого остроумия, создателя веселых куплетов и каламбуров. А еще Виталия Ходоша называют "Маршаком в музыке". Мелодии для детей - отдельная страница его творческой биографии. Им он даже посвятил свою дипломную работу.Пьесы Виталия Ходоша всегда яркие, эмоциональные. Они очень красочны и нравятся детям. И следующая пьеса – тому подтверждение.

СЛАЙД №15 Выступает Пустовалова Вера с пьесой «Дятел».

Продолжит лесную тему следующая пьеса, которая так и называется «В лесу».

СЛАЙД №16 Исполняет ученица 2 класса Подхалюзина Виолетта. Для нее также фортепиано – дополнительный предмет, который она изучает первый год.

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(С. Погореловский)

СЛАЙД №17 На уроках фортепиано ребята не только изучают произведения известных композиторов, но и пробуют сочинять сами. И сейчас Виолетта исполнит пьесу собственного сочинения. Это ее первый опыт. Название Виолетта объявит сама.

Виолетта читает:

«Птички песенки поют

Чик-чик-чик

3айчик прыгает в саду

Прыг-прыг-прыг

К нам пришла весна опять,

Будем петь и танцевать!»

-Дорогие ребята, вы любите играть?

-А в какие вы любите игры играть?

-А в догонялки любите?

СЛАЙД №18 Сейчас ученица 2 класса Макарова Арина исполнит пьесу, которая так и называется - «Догонялки».

СЛАЙД №19 А сейчас мы перенесемся в город Санкт-Петербург, где понакомимся еще с одним композитором. Это Сергей Баневич. Он родился в 1941 году в городе Оханск Пермской области, где его семья находилась в эвакуации во время Великой Отечественной войны.

В 1944 году его семья вернулась в Ленинград. Сергей Баневич получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории.. Он признался, что его творческая жизнь началась еще в музыкальной школе. Он был посредственным учеником, и больше всего не любил играть Баха, потому что в его произведениях, как признавался композитор, было очень много нот. И тогда юный композитор, доигрывая до середины, стал придумывать свое окончание, чтобы «это безобразие» поскорее закончилось. Вот с этого хулиганского поступка и началась его творческая жинь.

СЛАЙД №20 В одном интервью Сергей Баневич так сформулировал одно из своих главных творческих кредо: «Я пишу музыку, исполняемую детьми, но предназначенную не только им, но и взрослым. Вообще, сознательная оценка жизни, высказанная взрослым человеком, является методом, приемом постижения мира и инструментом воздействия на этот мир. Ведь сохранить в себе детство, «детское», чувства, запахи, ритмы, ощущения и пронести их через жизнь – значит сохранить в себе верность собственному «я»…

«Каждый человек – современник своего детства. И что б потом ему не вбивали в голову, он все равно останется верен тому, что он увидел единожды, в особенный момент, и это стало частью его жизни».

Сергей Баневич – автор музыки к кинофильмам, детских опер, балетов, мюиклов. Основная область творчества – музыка для детей.

СЛАЙД №21 Среди фортепианной музыки выделяются два цикла. Первый посвящен 300-летию Санкт-Петербурга – «Петербургские страницы». А второй – творчеству великого композитора Ганса Христиана Андерсона. Пьеса из этого сборника завершит наш сегодняшний вечер.

СЛАЙДЫ №22, 23, 24 Сергей Баневич «Северное сияние». Исполняют фортепианный ансамбль студентов 1 курса Мачневой Натальи и Пахомой Марии.

СЛАЙД №25 Наш концерт подошел к концу. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные композиторы - детям Концерт класса преп. Самойленко Наталии Викторовны Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова

Слайд 2

Владимир Коровицын (род. 1955г.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Виталий Ходош (Род. в 1945г.)

Слайд 10

Сергей Баневич (род. 1941г.)

Слайд 16

Современные композиторы - детям Концерт класса преп. Самойленко Наталии Викторовны Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова