Первые шаги в обучении игре на фортепиано.
В своей разработке я рассказываю о сборнике пьес для начинающих пианистов Л. Шакировой "Здравствуй!", по которому работаю уже несколько лет. Он профессионально составлен, интересен и доступен даже для самых маленьких учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moudod_hshi.docx | 22.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУДОД ХШИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой
Преподаватель Алтунина А. Д.
Методическая разработка: «Первые шаги в обучении игре на фортепиано»
Ребенок сел за рояль. Начинается обучение игре на фортепиано…..
Пройдут годы, и он может стать музыкантом или уйдет из музыкальной школы. Или проучившись семь лет, навсегда закроет крышку инструмента. Или полюбит музыку всей душой, не расстанется с ней никогда и приведет в музыкальную школу своих детей.
Мне кажется, что не последнюю роль в данной ситуации, играет личность педагога, бережно ведущего ученика в волшебный мир музыки, которую любит сам и может научить этому доверяющего ему ребенка.
Маленький ребенок живет в мире сказок, игр, мире любимых животных и птиц. Эта особенность мироощущения должна быть определяющей в подборе репертуара для начинающих. В своей работе я использую разные сборники А. Николаева «Школа игре на фортепиано», А. Артоболевская
«Первая встреча с музыкой». В них представлен высокохудожественный учебный материал, но пьес для начального периода обучения представлено
мало, и переход от простых произведений к более сложным , происходит слишком резко. Наиболее подходящим сборником для малышей стал «Альбом фортепианных пьес» Л. Шакировой. Основу его составляют короткие мелодии, народные попевки, песенки и пьески, объем которых не выходит за рамки четырех - восьми тактов, ведь маленькому ребенку не хватает внимания на более длинные построения. Так же использованы произведения, предназначенные для исполнения педагогом совместно с учеником. При создании сборника автор руководствовался принципом постепенности: от простого – к сложному. В работе с начинающими это один из важнейших принципов. Также важно развитие музыкального слуха, организация игрового аппарата. Не рекомендуется форсировать формирование фортепианных, технических навыков у ребенка, когда он вынужден решать сразу много свалившихся на него, как снежная лавина, самых разных метроритмических, координационных , двигательных задач, что в конечном итоге может вызвать лишь охлаждение и угасающий интерес к урокам фортепиано.
Принцип постепенности в занятиях облегчает совместную работу ученика и учителя, поэтому в отдельные разделы можно вынести следующие темы:
- Метроритм.
- Мелодическая азбука.
- Поочередное вступление обеих рук. Игра 2-3-м, 2-3-4-м пальцами.
- Исполнение 1-го и 5-го пальцев.
- Лига из двух нот.
- Басовый ключ.
- Легато.
- Стаккато.
- Игра одновременно двумя руками.
- Формирование элементарных навыков гармонизации.
Работа над каждой из перечисленных тем дает нам большой простор в выборе удобного учебного материала, в процессе музыкального развития детей с разной степенью одарённости. У некоторых из них выявляются такие трудности, как слабо проявляющийся слух, плохая координация движений, неустойчивый метроритм, низкая работоспособность, рассеянное внимание.
- Метроритм.
В основе любого явление во Вселенной лежит определенный ритм. Подобно тому, как мы слышим свое дыхание и биение сердца, так и музыка не может существовать без равномерной пульсации. Именно поэтому важно развивать у ребенка внутреннее ощущение метра.
Поэтому - «погружение» ребенка в царство метроритмических упражнений и игр, мне кажется важным и интересным не только в до нотном, но и в более поздних периодах обучения. Сначала он может это делать это при помощи хлопков в ладоши, притопов, ложек, деревянных палочек, треугольника, а потом и на рояле. При этом маленький исполнитель чувствует себя равноправным участником дуэта.
- Мелодическая азбука.
Далее необходимо познакомить ученика с разными простейшими мелодическими рисунками. Любую песенку или пьеску необходимо сначала спеть, а можно одновременно проиграть на инструменте, а затем проанализировать ее мелодический рисунок.
Необходимо фиксировать внимание ребенка на вариантах движения мелодии, своеобразных мелодических формулах: постепенное движение вверх, постепенное движение вниз, движение по мажорному и минорному трезвучию вверх и вниз, повторы на одном звуке, скачки. Все песенки желательно подбирать от любых нот. Это способствует быстрому освоению клавиатуры и формированию ладового слуха.
- Поочередное вступление обеих рук с применением 2-3-4 пальцев.
Необходимо контролировать свободу рук, следить за аппликатурой и отдельно выполнять упражнения для укрепления каждого пальчика.
- Использование 1-го и 5-го пальцев.
Мне кажется, что наиболее эффективным в работе с ребенком – привитие навыка осмысленного применения аппликатурных формул.
Мотив на основе секунды, всегда исполняются соседними пальцами
( 1-2, 2-3, 3-4,4-5), мотив в пределах терции- с пропуском одного пальца
(1-3, 2-4, 3-5), в пределах кварты (1-4, 2-5), в пределах квинты (1- 5).
Важно дать осознать ученику, что его руки становятся как бы «многоголосным хором», который научится « петь» на инструменте. Любой фортепианный прием должен соответствовать эмоционально-образному строю исполняемой музыки.
- Лига из двух нот.
Прием игры легато – наиболее сложный исполнительский прием,
поэтому начинать его освоение необходимо на соединении двух нот. Хорошо услышать легато, представить, что второй звук продолжает звучание первого. Вес руки из одного пальца плавно переходит в другой.
- Басовый ключ.
В основе изучения басового ключа лежит запись на двух нотных станах. Так ученик знакомится сразу с обоими ключами. Нота ДО первой октавы располагается на дополнительной линейке между нотными станами, и являются центром и связующим звеном. Она может быть как в скрипичном ключе ( на 1-й добавочной линейке), так и басовом( на 1-й добавочной сверху).
- Легато.
При формировании навыка легато очень важно услышать и взять первый звук как зарождение фразы, объяснить ребенку, что этот звук дает энергетический импульс для целостного и образного воспроизведения фразы.
- Стаккато.
На первых порах, возможно, ограничится исполнением «детского» стаккато. Оно выполняется приемом отталкивания пальцев от клавиши. При этом после отскока руку нужно «освободить» и плавно «приземлиться» к клавише.
- Одновременная игра двумя руками.
Одновременную игру двумя руками удобно начинать с пьес, идущих в симметричном, зеркальном движении, что соответствует строению пианистического аппарата, хотя зрительно ученику удобнее читать пьесы с унисонным движением.
- Формирование элементарных навыков гармонизации.
С первых уроков желательно обращать внимание ребенка на элементарные теоретические понятия ( мажор, минор, главные ступени лада и т.д.)
Развитию ладово- гармонического слуха помогает подбор аккомпанемента к мелодии. На раннем этапе обучения дети легко аккомпанируют, используя три главные ступени лада: Т – D, позже T –S – D.
В заключении, хочу сказать , что ребенка важно заинтересовать музыкой, как увлекательной игрой. Ненавязчиво воспитать музыканта любящего и умеющего ценить прекрасный мир искусства.
Список литературы:
Л. Шакирова альбом фортепианных пьес « Здравствуй!»
А. Артоболевская « Первая встреча с музыкой!»
Л. Баренбойм « Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»