ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Совместная деятельность педагога и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся"

Петрова Ирина Николаевна

Педагогический проект «Совместная деятельность педагога и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся» отвечает актуальным задачам воспитания гармоничной, всесторонне развитой творческой личности. В процессе реализации проекта укрепилась взаимосвязь «педагог-родители-дети». Благодаря совместному восприятию музыки между родителями и детьми установился положительный эмоциональный контакт, понимание родителями своей значимости в музыкально-эстетическом развитии ребенка, повышение эрудиции и расширения кругозора учеников и их родителей в области музыкальной классики, развитие музыкально-образного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти, коммуникативных качеств, эмоционально-креативных свойств, толерантности. Кроме того преподавателем был приобретен положительный опыт при организации совместной деятельности со всеми участниками проекта по музыкально-эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное

учреждение культуры дополнительного образования

муниципального образования город Нягань

«Детская школа искусств»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Совместная деятельность педагога и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся

                       Автор проекта:

                                            Петрова Ирина Николаевна

                                                                 преподаватель

                                                     высшей квалификационной категории

                                                         

          Нягань

2014 год

Пояснительная записка

Одним из важных приоритетов современного образования является воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Воспитывая всесторонне развитых людей нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Поэтому необходимо чутко реагировать на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находить эффективные пути совершенствования педагогического процесса.

К сожалению, в настоящее время наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей, но и детей  младшего возраста.

Составными компонентами содержания семейного воспитания являются следующие направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое и трудовое воспитание. Мне, как преподавателю ДШИ, хотелось бы уделить особое внимание эстетическому воспитанию, а именно воспитанию музыкой. На уроках специальности педагог не может уделить этому направлению деятельности достаточно времени, т.к. в основном решает задачи, связанные с обучением и выполнением учебной программы. Поэтому для решения сложившейся проблемы стало целесообразным сотрудничество с родителями, так как только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации  личности.

Для разрешения проблемной ситуации мною был разработан проект, в ходе подготовки и реализации которого определилась цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия, а именно создание условий для организации совместной деятельности педагога и родителей по приобщению к искусству, способствующей успешному музыкально-эстетическому воспитанию учащихся.

Обозначенная проблема может решаться в рамках данного совместного проекта педагога, родителей и детей, а именно организованные силами всех участников родительские собрания с концертом учащихся,  тематические концерты класса, совместное посещение концертов в рамках проекта «Филармонические концерты в Нягани».

 Жанр мероприятия – совместный проект преподавателя, родителей и детей, в ходе реализации которого преподавателем регулярно проводилось анкетирование родителей, в котором были заданы вопросы:

  • пробудился ли у родителей и их детей интерес к музыке;
  • какие формы работы больше всего их увлекли;
  • нравится ли им идея проведения данных концертов;
  • что им дает совместное посещение концертов в рамках проекта «Филармонические концерты в Нягани».

Удовлетворенность родителей выразилась в положительных ответах и желании в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях, направленных на музыкально-эстетическое воспитание детей.

Инструментарием включения родителей в проект явилось систематическое привлечение родителей к творчеству детей не только как слушателей, но и участников.

Правовыми основами организации данного проекта являются нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, регулирующие взаимоотношение семьи и образовательной организации в вопросах обучения и воспитания детей, а так же в вопросах развития системы сотрудничества педагога и родителей.

Методологической основой изучения поставленной проблемы данной работы явились теоретические основы организации и управления педагогическим взаимодействием участников образовательного процесса по вопросам воспитания, обучения и развития детей, а так же организации эффективного взаимодействия педагога и родителей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и при соблюдении принципов профессиональной этики.

Педагогический проект «Совместная деятельность педагога и родителей по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся» отвечает актуальным задачам воспитания гармоничной, всесторонне развитой творческой личности. В процессе реализации проекта укрепилась взаимосвязь «педагог-родители-дети». Благодаря совместному восприятию музыки между родителями и детьми установился положительный эмоциональный контакт, понимание родителями своей значимости в музыкально-эстетическом развитии ребенка, повышение эрудиции и расширения кругозора учеников и их родителей в области музыкальной классики, развитие музыкально-образного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти, коммуникативных качеств, эмоционально-креативных свойств, толерантности. Кроме того преподавателем был приобретен положительный опыт при организации совместной деятельности со всеми участниками проекта по музыкально-эстетическому воспитанию.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для организации совместной деятельности педагога и родителей по приобщению к искусству, способствующей успешному музыкально-эстетическому воспитанию учащихся.

В соответствии с целью проекта были определены следующие задачи:

  • информирование родителей учащихся о значимости музыкально-эстетического воспитания;
  • привлечение родителей к тесному сотрудничеству во взаимосвязи «педагог-родители-дети» для реализации проекта;
  • создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;
  • приобщение родителей к музыкальному искусству для повышения эрудиции и расширения их кругозора в этой области;
  • развитие музыкально-образного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти, коммуникативных качеств, эмоционально-креативных свойств, толерантности у учащихся;
  • приобретение педагогом ценного опыта успешной организации совместной деятельности с родителями по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся.

Основное содержание проекта

Для реализации проекта и достижения поставленной цели в процессе подготовке проекта были определены основные формы совместной работы с родителями, а именно родительские собрания с концертом учащихся,  тематические концерты класса, организованные силами всех участников проекта, совместное посещение концертов в рамках проекта «Филармонические концерты в Нягани».

Родительские собрания с концертом учащихся одна из эффективных форм совместной работы, имеющая не только узкую педагогическую направленность, но и способствующая развитию музыкально-эстетического восприятия родителями и учащимися класса фортепианных произведений различных стилей. Собрания проводятся два раза в год, а так же дополнительно при подготовке учащихся класса к конкурсам разного уровня. Каждое родительское собрание с концертом требует от преподавателя и учащихся тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности и при участии родителей.

Тематический концерт класса подразумевает наличие темы и программы, ее раскрывающей, а также тесное слияние информационно-логического и эмоционально-образного начал. В отличие от академического концерта тематический концерт – это, прежде всего, публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений. Эта форма кажется мне оптимальной, так как выполняет сразу несколько задач и при качественной подготовке и творческом подходе дает ощутимые результаты.

  • Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, побуждение к действию ученика, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.
  • Готовясь к концерту, ученик погружается в атмосферу эпохи, стиля, творчества того или иного композитора, получая при этом необходимые умения и знания, повышая свой профессиональный уровень, расширяя кругозор.
  • Концерт – это коллективное действо, совместное творчество, что превращает учеников класса в единомышленников, учит сосуществованию, развивает коммуникативные качества. Выступая в концерте, ребенок сравнивает себя с одноклассниками. Малыши тянутся за старшими, старшеклассники осознают свою значимость и тем самым ответственность перед аудиторией и младшими товарищами.
  • Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, оформителей, костюмеров, а порой и концертантов, способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества педагога, родителя и ребенка.

Самые распространенные в моей практике тематические концерты:

  • Концерт-лекция – в основе повествование, рассказ о композиторе или художественном явлении и музыкальные иллюстрации к нему.
  • Музыкально-литературный вечер – подразумевает тесное сочетание музыки и литературы (поэзии) в сравнении, дополнении или противопоставлении этих двух видов искусства.
  • Концерт-презентация – первое представление публике чего-либо (нового автора, сборника пьес, музыкального жанра и т.д.)
  • Юбилейный концерт – посвящается знаменательной дате (отличается особой торжественностью).
  • Семейный концерт – мероприятие, в котором наряду с детьми-музыкантами, участвуют их родители. Если родитель не связан с музыкой и не владеет игрой на фортепиано, он может петь, иллюстрировать выступление своего ребенка стихами или прозой.

Посещению филармонических концертов учащимися вместе с родителями мною уделяется особое значение. Появление в нашем городе уникального проекта «Филармонические концерты в Нягани», распространяющее и пропагандирующее классическое музыкальное искусство, позволило приобщиться детям и взрослым к прекрасному миру музыки, к высокому искусству. Особо полюбившиеся детьми и родителями лекции музыковеда Марины Принц, представленных абонементом «Территория культуры», знакомят слушателей с различными эпохами, стилями, композиторами, музыкантами, различными инструментами, жанрами музыки и т.д. и дают возможность детям, родителям и учителям узнать много нового,  интересного, расширить свой кругозор. Я призываю родителей посещать такие концерты, двигаться вместе со своими детьми в музыкально-эстетическом развитии, передавать свои эмоции и ощущения от услышанного, вместе получать удовольствие от хорошей музыки.

Таким образом, все формы совместной деятельности важны и их   реализация позволяет достигнуть поставленной цели – создание условий для организации совместной деятельности педагога и родителей по приобщению к искусству, способствующей успешному музыкально-эстетическому воспитанию учащихся.

Ресурсы

Временные ресурсы.

Данный проект, основанный на практическом опыте,  реализовывался в течение данного аттестационного периода. В данном проекте принимали участие ученики моего класса (1-7 кл.).

Информационные ресурсы.

Нотные издания, интернет-ресурсы, словари и энциклопедии, литература эстетического, педагогического, психологического направления, книги по искусству, аудио и видеоматериалы и иная информация, необходимая для успешной реализации проекта.

Человеческие ресурсы.

В реализации данного проекта помимо классного руководителя принимают участие учащиеся класса и их родители, которые работают в едином направлении для решения определенной проблемы.

Организационные ресурсы.

Проект реализуется в условиях работы Детской школы искусств, а также в различных учреждениях культуры в рамках концертных мероприятий.

Материально-технические ресурсы.

Для реализации проекта необходимы класс для индивидуальных занятий, концертный зал, музыкальные инструменты, аудио и видео аппаратура.

Партнеры

В реализации данного проекта партнерами выступают родители-единомышленники учащихся-участников проекта, решающие проблему музыкально-эстетического воспитания детей.

Целевая аудитория

Целевой аудиторией, на которую ориентирован проект, являются ученики фортепианного отделения класса преподавателя Петровой И.Н. и их родители.

План реализации проекта

План реализации проекта находится в соответствии с планом работы учреждения дополнительного образования и реализовывается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной в течение аттестационного периода (2010-2014 гг.). На протяжении этого времени с учениками ведется работа по решению задач, обозначенных проектом.

Особенно хочется остановиться на такой форме, как посещение филармонических концертах. Эти встречи в рамках проекта «Филармонические концерты в Нягани» проводятся несколько раз в месяц.

Для начала было проведено собрание, где выяснилось, что в музыкальном воспитании не только детей, но и взрослых оказались значительные пробелы. Большинство семей слушают и знают только популярную музыку, классическая музыка, даже популярная, была неизвестна. Многие родители заинтересовались данным проектом и возможностью пополнить свои музыкальные представления вместе со своими детьми, другие выказывали свое недовольство тем, что их отрывают от домашних дел, но постепенно сами стали интересоваться предстоящими концертами, приобретать абонементы на концерты и агитировать других родителей посещать эти лекции-концерты.

С большим интересом, желанием родители с детьми посещали концерты в рамках проекта «Филармонические концерты в Нягани». Заранее родители вместе с детьми изучали ту или иную тему, которая должна была быть озвучена в концерте. Доверие, привязанность ребенка к родителям, стремление к постоянным контактам с ними позволяют взрослым в процессе организованной педагогической музыкальной деятельности активно формировать и развивать у детей интерес к высокохудожественной музыке, воспитывать их в музыкально-эстетическом плане.

Другие формы работы, такие как родительские собрания и тематические концерты класса так же имеют положительную динамику, но проводятся не более одного-двух раз в учебном году. Более частое проведение нецелесообразно, так как эта форма общения детей с музыкой не единственная и исполняемый репертуар учениками еще недостаточно обширный и разнообразный.

В ходе реализации проекта преподавателем регулярно проводилось анкетирование родителей, в котором были заданы вопросы:

  • пробудился ли у родителей и их детей интерес к музыке;
  • какие формы работы больше всего их увлекли;
  • нравится ли им идея проведения данных концертов;
  • что им дает совместное посещение концертов в рамках проекта «Филармонические концерты в Нягани».

На все вопросы я получила положительные ответы.

Ожидаемые результаты и социальный эффект

В результате реализации данного проекта укрепилась взаимосвязь «педагог-родители-дети»; увеличилось число родителей, принимающих активное участия в различных мероприятиях, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка; повысилась компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания.

Благодаря совместному восприятию музыки между родителями и детьми установился положительный эмоциональный контакт, желание и в дальнейшем посещать школьные мероприятия, повысился уровень доверия родителей к школе искусств, понимание родителями своей значимости в музыкально-эстетическом развитии ребенка.

В процессе реализации проекта у родителей и их детей повышается эрудиция, расширяется кругозор в области музыкальной классики, у ребенка формируются такие навыки и качества как музыкально-образное мышление, творческое воображение, музыкальная память, коммуникативные качества, эмоционально-креативные свойства, толерантность.

Так как проект воплощается на практике в течение нескольких лет, становятся видны эффекты, производимые реализацией данного опыта. Преподаватель приобретает положительный опыт при организации совместной деятельности со всеми участниками проекта по музыкально-эстетическому воспитанию. Такая деятельность педагога, родителей и детей имеет положительную динамику, т.к. все участники проекта настроены на совместную работу, осуществляют планирование, подводят итоги. Это есть огромный стимул для дальнейшего становления ребенка как личности-музыканта, духовно и интеллектуально развитой, для которой искусство, музыка будет являться необходимой жизненной потребностью.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Перспективы развития данного проекта видятся в создании благоприятных условий для дальнейшей совместной деятельности всех участников проекта.

Меняется контингент учащихся, родители приводят в школу новых талантливых учеников, которые дают возможность преподавателю искать новые пути создания различных проектов, способствующих музыкально-эстетическому развитию детей.

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2003.
  3. Государственная программа «Развитие образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013г. № 413-п)
  4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М., 2000.
  5. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
  6. Искусство в жизни / Сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня, Л.Е. Стрельцова, М.С. Чернявская, Л.В. Школяр. – М., 1991.
  7. Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014гю № 1726-р)
  8. Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ. – Екатеринбург, 2002.
  9. Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых музыкально-педагогического факультета УрГПУ. – Екатеринбург, 2003.
  10. Основы эстетического воспитания / Сост. Ю.Б. Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Барышникова. – М., 1986.
  11. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой. – М., 1987.
  12. Программа развития системы музыкального образования РФ на 2014-2020 годы.
  13. Программа развития МАОУК ДО МО г.Нягань «ДШИ» на 2015-2019 годы.
  14. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
  15. Синкевич Ю.С. Основные технологии сотрудничества педагога с родителями и их характеристика. – М., 2008.
  16. Стратегия развития образования ХМАО-Югры до 2020 года (Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010г. № 91-рп)
  17. Устав МАОУК ДО МО г.Нягань «ДШИ» (Постановление Администрации города Нягани от 25.03.2014г. №1022)
  18. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ)
  19. Федорович Е.Н. Основы психологии музыкального образования. – Екатеринбург, 2004.
  20. Эстетическое воспитание и развитие детей школьного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.