Для родителей
Результаты психологтческих исследований и наблюдений о влиянии музыки на интеллектуальные способности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как родителям организовать домашние занятия на фортепиано | 50.5 КБ |
Как музыка влияет на способность к обучению | 43.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как дома усадить ребёнка заниматься фортепиано?
Эта статья для родителей, чьи дети занимаются музыкой, в частности фортепиано, или хотят приступить к занятиям, и задаются морем животрепещущих вопросов. Статья о правильной организации домашних занятий фортепиано. Метод, описанный в статье, подходит, как учащимся музыкальных школ, так и детям, обучающимся по индивидуальным методикам в домашних условиях.
Сядет ли ребёнок заниматься фортепиано сам?
Вот вопрос — да? Наверное, многие из вас часто им задавались. Что ж, попробуем найти на него ответ, и решить эту не лёгкую, на первый взгляд, задачу!
Давайте подумаем, в каком случае вообще ребёнок 6-ти — 10-ти лет сядет чем-либо заниматься самостоятельно? Пусть это не фортепиано, а математика или рисование, к примеру. Ответ напрашивается сам собой: если занятие для ребёнка приятно, он вспомнит о нём и без помощи родителей.
Что же это за занятия? У каждого ребёнка свои увлечения: у кого-то порисовать, у кого-то поиграть в компьютерную игру. Кому-то нравится числа складывать, а кому-то петь, пеленать кукол или катать по полу машинки. То есть, это может быть любое занятие, чем угодно. Но!
Только пока оно не напрягает!!
Пока не заставляет регулярно концентрировать внимание и дополнительные силы и учиться тому, чего ещё малыш делать не умеет! Ребёнку может нравиться лепить из пластилина то, что получается. Но как только ему придётся учиться делать это красиво и правильно, — это тоже начнёт напрягать.
Та же история будет и в математике и в музыке и в других предметах. И о таких занятиях он сам не вспомнит и не сядет за них.
Что сделать, чтобы ребёнок сел за фортепиано?
Если ребёнку 5-ть -7-мь лет, то попросту напомнить и проследить, чтобы он сел за фортепиано. Это задача родителей. Если задания чётко прописаны преподавателем, то прочитать их (для себя). А затем напомнить малышу, чем ему надо позаниматься: что повторить, а что выучить. И издалека понаблюдать делает ли он что-то.
Вникать в процесс необязательно, преподаватель сам поправит, если что-то не так. Основная и главная цель уже достигнута: ребёнок занимается дома сам, в домашних условиях, без преподавателя и без непосредственной помощи родителей. Такой подход приучает с детства к самостоятельным занятиям и входит в привычку уже с раннего возраста.
А если ребёнок садиться заниматься сам?
Малыш будет расти и дальше ему будет легче делать домашние задания без ваших напоминаний, не только по фортепиано и по музыке, но и по другим предметам. Если ребёнку 8-мь — 10-ть лет и больше и он садиться сам за фортепиано без вашего напоминания, то это замечательно! Одна только небольшая ремарка: если вас и преподавателя устраивает результат, то всё хорошо. Если нет, не исключено, что ваше любимое чадо играет только то, что ему нравится. И вам надо дополнительно проследить, чтобы им выполнялись все задания Ну вот, если мы с вами усадили ребёнка за инструмент, можно считать, что дело почти "в шляпе".
Как правильно ребёнку выбрать время для занятий музыкой?
Речь пойдёт о правильном выборе времени для занятий музыкой. О факторах, которые влияют на эффективность занятий. О том, какое время дня и суток ребёнку лучше выбрать для домашних заданий.
Откуда «ноги растут»?
Музыка требует невероятной концентрации внимания, хорошей координации движений тела. Хорошо налаженной связи телодвижений с командами головного мозга. Мозг даёт сигналы – нервные импульсы, которые совершают путь к внешним рецепторам кончиков пальцев в виде команды «как играть».
Мозг отвечает за правильно выбранные и исполненные приёмы игры, и качество звука. Очень важно, чтобы команды дошли правильно до рук и внешних рецепторов подушечек пальцев. Поэтому посадка за инструментом должна быть свободной и удобной, чтобы каналы, отвечающие за нервные импульсы, нигде не блокировались.
Отсюда и пляшем, при выборе времени для занятий музыкой!
Для того чтобы выбрать правильное время для занятий музыкой, подумайте, вспомните и проанализируйте, когда Ваш ребёнок лучше концентрирует внимание и у него лучше работает голова. Потому как «без головы» за инструментом делать нечего, тем более за фортепиано. Играть на пианино – это высокоинтеллектуальный труд.
Все мои ученики по-разному выбирают время для занятий: кто-то с утра и даже до завтрака. А кому-то удобней вечером, когда всё заботы позади. Зависит и от того: «сова» вы или «жаворонок». А у ребёнка особенно должна быть свежая голова во время занятий – это самый важный момент! Например, после школы и после прогулки – небольшого отдыха.
О чём ещё необходимо помнить:
Кому-то удобнее сначала сделать уроки, чтобы они не висели «дамокловым мечом» над головой, которая нам нужна, свежей. И очень важно не лишать ребёнка любимых увлечений из-за музыки. Кружка: «Умей-ка», факультатива по рисованию или долгожданного мультсериала.
Такие лишения могут негативно сказаться на концентрации внимания и вызвать рассеянность и нежелание заниматься музыкой. Если ребёнок устал и раздражён, то бесполезно его заставлять заниматься. От таких занятий пользы почти никакой. Лучше дать ему отдохнуть и возобновить занятия после отдыха.
Что ж, удачи в выборе времени занятий музыкой!
Как часто и сколько надо заниматься фортепиано?
Сколько детям надо заниматься фортепиано?
Большинство родителей, да что там говорить, — все, чьи дети занимаются музыкой, хотят сделать занятия на фортепиано своих детей наиболее эффективными! И большинству моих читателей не даёт спокойно спать вопрос: А сколько же надо заниматься фортепиано? Два, три, четыре, шесть часов каждый день?…? Или хватит пяти минут?
Конечно, для ребёнка 40-45 минут интенсивных занятий ежедневно, (помимо уроков в музыкальной школе), — это оптимальный вариант. Но наверняка далеко не каждый ребёнок может позволить себе 45-ти минутные ежедневные упражнения, увы.
Допустимо ли заниматься фортепиано 5 минут в день?
Огромная школьная нагрузка, не один факультатив, различные кружки, вроде танцев и рисования, не оставляют свободного времени для регулярных занятий фортепиано. А ещё ведь надо погулять! И отдохнуть, тоже не помешает! Поэтому многие выбирают дни для занятий, когда занимаются фортепиано два часа с перерывом, например. Так тоже можно.
Но! В те дни, когда времени совсем нет, можно обойтись несколькими минутами — это лучше, чем вообще ничего! 5 минут, конечно, маловато, а вот 15-ть вполне спасут. Это время лучше всего употребить на повторение сложных мест произведений, их выучивание. Или разбирать маленькими кусочками новый материал. Если пьесы уже выучены, то можно повторять их целиком в спокойном и оригинальном темпе.
А сколько взрослым надо заниматься?
Ну, с взрослыми значительно проще :). Если, конечно, взрослый новичок не задумал выиграть в конкурсе им. П. И. Чайковского! Как правило, взрослые люди занимаются для себя. И если ваши занятия ограничатся 15-ью минутами в день, то вы вполне достигните приличных результатов, при наличии квалифицированного преподавателя. Но это должны быть ежедневные 15-ть минут!!!
Если увлечение музыкой очень сильное и человек тяготеет не к академическим, а к более демократическим музыкальным направлениям. Например: рок, джаз, соул, электронная музыка и прочее, то такой новичок будет засиживаться за инструментом! Скорее всего, это будет синтезатор или рабочая станция. И вопроса о том, сколько потратить время на занятия, для него вообще стоять не будет.
Хочу пожелать родителям учеников и взрослым ученикам, удачно выбрать время для регулярных занятий фортепиано, с учётом особенностей вашего графика, режима работы и отдыха!
Пара подсказок родителям маленького пианиста
Статья для родителей начинающих музыкантов. Я хочу коснуться очень важного момента, пожалуй, самого важного, на начальном этапе обучения маленького пианиста. Любой родитель желает исключительно добра своему ребёнку.
Как же правильно себя повести, когда ваш ребёнок делает первые шаги в мире музыки? Как помочь, а не навредить процессу становления музыканта? Как не дать навредить своему ребёнку другим: нечуткой нянечке, строгой бабушке или слишком требовательному педагогу? На эти вопросы я постараюсь сегодня пролить свет:
Итак, подсказка первая: поощрять малыша — пианиста.
Все мы по природе своей от рождения музыкальны. И любой ребёнок интуитивно тянется к миру звуков: он изначально ему интересен. Будь то просто шумы, пение птиц или мамин голос. И очень важно сохранить и усилить, а не убить этот изначальный интерес ребёнка к миру музыкальных волшебных звуков! Как это сделать? Нельзя быть очень строгими, без конца требовать и ругать.
Малыш прислушивается к звукам фортепиано: как-то по-своему сыграл ноту или не так нажал на клавишу… Ни в коем случае нельзя инициативу ребёнка обрывать и тут же поправлять! Так можно убить в зачатке желание играть на фортепиано. Сначала надо его похвалить, поощрить и вместе с ним порадоваться процессу, тому, как звучит нота, а потом осторожно и ненавязчиво поправить.
Вторая подсказка: не циклиться на постановке рук.
Есть преподаватели, которые на этом сильно зациклены :). Постановка рук процесс бесконечный. И если вы думаете, или ваш преподаватель, что руки можно поставить за год — два, а потом счастливо играть всю жизнь, то должна вас разочаровать :(. Увы, а точнее, к счастью, постановка рук пианиста продолжается на разной технике и на разных уровнях сложности. Каждый раз приходиться приспосабливаться к новым приёмам игры, находить заново ещё более удобное положение рук. И в этом нет ничего страшного.
Это очень увлекательный и интересный процесс — постановка рук. Почти как постановка ног :). Мы же не говорим всерьёз о постановке ног при ходьбе :). Ноги постепенно сами находят удобное положение при разной скорости ходьбы и беге. Поэтому циклиться сильно на этом не стоит. Лучше дать малышу возможность приспособиться и найти удобные положения рук под контролем чуткого профессионала. Хороший преподаватель учтёт анатомические и физиологические особенности начинающего пианиста.
И ещё подсказка: не игнорировать пожелания ребёнка!
Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не игнорировать пожеланий начинающего музыканта. Он может сам что-то заиграть своё: сочинять или импровизировать. Пусть вам покажется это смешным или неблагозвучным, но ребёнок это слышит по-другому. Детское восприятие совсем иное, чем у взрослого, оно не заштамповано. Поэтому радуйтесь, даже если вам не нравится импровизация ребёнка. Радуйтесь, что он творит!
Если у него два-три произведения, и он хочет с какого-то конкретного начать, не сопротивляйтесь! Пусть играет сначала "Танец Мишек", а не "Вальс зайчиков", пусть проявляет инициативу. Да и порой дети лучше взрослых знают: с чего им удобней и легче начать или продолжить занятие. У меня были случаи, что ребёнок сам выбрал для разбора пьесу: пальцем ткнул в ноты, сам разобрал. И она ему очень нравилась! Ну просто счастье малыша и родителей, а также моё. А ваша задача грамотно корректировать процесс и не давать ему выйти за рамки урока музыки.
Удачи в обучении вашего маленького пианиста!
Статьи с сайта: http://urokimuziki.ru/2012/10/kak-doma-usadit-rebyonka-zanimatsia-fortepiano/
Предварительный просмотр:
Репетиторы или музыка?
Зачем моему ребенку учиться музыке? Обратимся к специалистам, в данном случае к психологам. Доктор искусствоведения и психологии Д.К.Кирнарская, 20 лет занимающаяся изучением музыкального таланта приводит интересные факты.
Самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство и в первую очередь Музыку, которая должна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения.
В течение 10 лет дети учились по расширенной программе (арт-программе), широко включающей искусство и музыку. Такие программы были включены в разряд обязательных во многих экспериментальных школах Америки.
B качестве контрольной группы выступали дети из других школ, не принимающих участия в эксперименте. В результате исследования оказалось, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам и гораздо лучше выполняли положенные тесты, чем дети из контрольной группы. Они обгоняли своих сверстников и по математике и по качеству усвоения навыков чтения: особенно это касалось учеников шестых классов, то есть детей, вступающих в подростковый возраст, чье мышление начинает вставать на взрослые рельсы. Особо отличились высокими темпами роста академических достижений и тестовых баллов дети из семей c низкими социально-экономическими показателями - для них занятия искусством оказались даже более благотворными, чем для их более благополучных сверстников. Особенно отличились пианисты, которые выиграли по тестовым баллам конкурс по математике.
Чрезвычайную эффективность музыки в качестве стимулятора школьной успеваемости и академической компетентности подтверждает исследование Марии Мантуржевской, выполненное c польскими музыкантами. Два столпа школьного обучения - владение языком и математические навыки - оказались y музыкантов на большей высоте, нежели y представителей других профессий. Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно. Нейропсихологические исследования последнего времени, в свою очередь, не оставили сомнения в том, что музыка и речь - психологические родственники. Ими руководят одни и те же или рядом расположенные отделы мозга
Интересен опыт выдающегося музыкального педагога Шиницу Судзуки. Он практикует раннее начало занятий на музыкальном инструменте, активно вовлекает родителей в процесс музыкального обучения. Французский психолог Мария Серафим работала c группой из 34 детей одиннадцати лет, уже закончивших обучение по системе Судзуки. Их память была прочнее, чем память их сверстников, они лучше понимали сущность иерархических отношений, лучше осознавали деление пространственных и других структур на уровни. Г.Орсмонд и Л.Миллер исследовали группу из 58 детей 3-6 лет: половина группы обучалась по системе Судзуки, а другая половина не занималась музыкой совсем. Уже через четыре месяца занятий «группа Судзуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков.
Разнообразные исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека, особенно в повышенно восприимчивом детском возрасте, объясняется той интимной связью, которая существует между музыкальным искусством и мозгом. Музыкальные и немузыкальные функции расположены в одних и тех же отделах мозга, и потому невозможно затронуть и активизировать музыкальные функции мозга, не затронув при этом и другие его функции.
Первое, что отмечают исследователи, говоря об оптимизации работы мозга c помощью музыки, это большая согласованность работы мозговых полушарий. Другие виды деятельности не дают такой же согласованности и параллелизма обоих полушарий. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушария мозга легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. У музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов: музыкант скорее среагирует на визуальный или звуковой сигнал, чем немузыкант. Эта закономерность ярко выражена y тех, кто, даже не будучи профессионалом, начал заниматься музыкой до 7 лет.
Музыка реорганизует мозговые функции: к этому выводу первыми пришли российские ученые под руководством Т. H. Маляренко. Один час в день в течение полугода четырехлетние дети слушали классическую музыку. Дети контрольной группы занимались обычными детсадовскими делами и музыку не слушали. После тестирования мозга детей c помощью электроэнцефалографа оказалось, что y «музыкальной» группы мозговый альфа-ритм разных участков мозговой коры стал более согласованным и, как пишут исследователи, более «связным, последовательным»
Все исследования сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга; стоя у истоков человеческого интеллекта, музыка не может не помочь его работе, поскольку навыки мышления в процессе эволюции складывались как практические. Среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована; занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой. Музыка улучшает показатели ученика по всем предметам сразу, способствуя лучшей самодисциплине ученика. Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребенком, чем родители, считающие музыкальные занятия праздными и бесперспективными. Музыка - лучший педагог, который меняет способы мышления, a не преподносит готовые знания; она учит мыслить - мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять все, что ему нужно. У музыкального ученика не может быть проблем c успеваемостью - эту истину подтверждают многолетние наблюдения психологов и педагогов.
Психологи утверждают, что основой социальной адаптации являются два психологических свойства: умение находить альтернативные решения и видеть последствия своих действий. Люди, обладающие этими свойствами, обладают талантом руководителя и администратора. Появлению этих социально ценных качеств весьма способствуют музыкальные занятия. Джейн Кассиди и Карен Дитти из Госуниверситета Луизианы тестировали на социальную адаптивность занимающихся и не занимающихся музыкой детей, и обнаружили, что первые гораздо более социально гибки чем вторые: музыкальные дети не успокаиваются на одном решении и ищут иные возможности, если первое решение не привело к успеху, и благодаря более живому воображению, свойственному музыкантам, они легче представляют себе, a что же на самом деле будет в результате. Зная это, они воздерживаются от радикальных действий гораздо легче, чем их сверстники.
Особо убедительны выводы Мартина Гардинера, который исследовал лиц, состоящих на учете в полиции штата Род-Айленд. Исследуя данные o многих тысячах жителей штата в самом криминогенном возрасте до 30 лет, ученый сопоставил приводы в полицию с участием подростков в музыкальной деятельности. Вывод Гардинера прост: между этими двумя обстоятельствами существует четкая обратно пропорциональная зависимость - чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения c законом. Лиц, умеющих играть c листа по нотам, в полиции вообще не знали, настолько они были чисты в криминальном отношении. Наиболее интересна в этом исследовании своеобразная «восходящая кривая музыкальности»: обычное музыкальное образование лишь уменьшает вероятность антисоциального поведения, музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно, a овладение сложными музыкальными навыками напрочь исключает всякий криминальный опыт. Есть o чем задуматься руководителям образовательных структур всех стран...
Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует росту основных человеческих способностей - к логическому мышлению, к овладению языком и речью. Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и способным воспринимать «чужое» как «свое». Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников c музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Психологи делают вывод. Если ваши дети и не станут профессиональными музыкантами, то смогут максимально раскрыть и умножить все свои способности.