Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ. Проблемы и пути решения.

Тихонович Ольга Владимировна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_voprosu_privlecheniya_i_uderzhaniya_kontingenta_dmsh.docx24.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сохранение контингента обучающихся в ДМШ и ДШИ.

Проблемы и пути решения.

Тихонович О.В.

Преподаватель МБОУ ДОД

Сосновская ДМШ

                                                                                     



       Проблема сохранения контингента в музыкальной школе всегда была актуальной. И в наши дни мы часто слышим от преподавателей-музыкантов фразы о том, что ученики прерывают занятия, не доучившись, что их тяжело заинтересовать. К сожалению,  в нынешних условиях музыкальную школу легко бросают, причем нередко уже на втором-третьем годах обучения, а самое обидное – бывают  случаи прекращения обучения в выпускных классах. Этому способствует ряд причин, в которых мы попробуем разобраться. 


Причина первая.  Слабые музыкальные данные. 

       Поступающих в музыкальную школу детей всегда было принято условно делить на тех, кто будет  продолжать профессиональное обучение, и на тех, кто желает получить начальное музыкальное образование «для себя». В наше время можно добавить: и на тех, кому просто нужно где-то провести время. Не берусь утверждать, что работать с одарёнными, профессионально ориентированными детьми легко, однако благодаря сильной и обоснованной мотивации к получению знаний, такие дети, как правило,  не бросают  обучение на полпути. Что касается вторых, составляющих большинство, здесь дело обстоит серьёзнее. Из тех, кто хочет учиться «для себя», попадаются учащиеся с хорошими данными. Правда, поскольку современные условия  набора в ДМШ не предполагают отбора по музыкальным способностям (берём всех желающих), преподаватель всё чаще сталкивается с проблемой обучения детей без соответствующих данных. Таким детям тяжело следовать учебной программе. К ним необходим иной, личностно-ориентированный, подход. Третьей категорией музыкальная школа воспринимается как нечто вроде продлёнки, куда можно привести ребёнка, чтобы он «не болтался по улицам». О покупке инструмента, аккуратном посещении и выполнении заданий речь не идёт. В подобных семьях наблюдается низкий уровень образования и культуры,  отсутствует мотивация на обучение и на труд. 

       У родителей зачастую формируется ложное мнение о второстепенности и необязательности музыкальной школы. Итак, что мы имеем? Дети со способностями ниже средних начинают заниматься. Как правило, проблемы начинают выявляться довольно рано, при возрастании трудностей учащиеся чувствуют, что не справляются с учебным процессом, педагоги наседают, родители в недоумении. Эти первые неудачи в детском возрасте влекут за собой опускание рук, депрессии и нежелание ходить в музыкальную  школу.  Принимая детей без выраженных музыкальных данных, мы берём на себя ответственность за их физическое и психологическое здоровье, поэтому мы должны либо прекратить их принимать, либо обязаны адаптировать учебный процесс и разработать под них новые программы.


Причина вторая. Большая загруженность в общеобразовательной школе.

       Это действительно серьёзнейшая причина. По словам родителей, дети  не успевают делать уроки, потому что им нужно бежать «в музыкалку», где тоже задают уроки, которые также необходимо выполнять. Налицо дефицит времени. К сожалению, по этой причине уходят из музыкальной школы и обучающиеся со способностями выше средних.

Причина третья.  Приоритеты. 

       Амбициозные родители стремятся к посещению их ребёнком всех секций и домов творчества, причём кружки по изучению английского языка находятся в неоспоримом приоритете. В результате ребёнок не справляется с объёмом знаний в силу нечеловеческой загруженности, а родителям всё же приходится  сокращать количество кружков, но выбор, увы,  часто оказывается не в пользу музыкальной школы. 

Причина четвертая. Слабое здоровье.

       Стремление родителей во что бы то не стало дать детям разностороннее образование не всегда приводит к желаемым результатам. К сожалению в в современном мире все больше детей с хроническими заболеваниями и с отклонениями в развитии. Такие дети тоже попадают в ряды обучающихся ДМШ и не всегда доходят до выпускного класса.

        Почему от нас уходят дети? Почему набор осуществляется в недостаточном количестве (соответственно, нет условий для профильного отбора)?  В сложившихся экономических условиях в провинциальных городах России престиж профессии академического музыканта катастрофически падает. Что же всё-таки может сделать для себя отдельная ДМШ или ДШИ? Во-первых, необходимо поднять имидж своего учреждения, во-вторых, правильно организовать совместную работу сотрудников школы — администрации и преподавателей разных предметов, в-третьих, необходима грамотная работа с родителями – главными заказчиками нашей деятельности.

Пути решения проблемы. 


       Создание имиджа школы.  Цель руководства школы и педагогического коллектива — целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае — на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ.  Из чего складывается имидж? Фундамент — это базовая идея учреждения — те принципы, которым необходимо следовать. Внешний имидж — восприятие школы обществом. Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности школы для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, информирование «внешнего потребителя» через буклеты, памятки, рассылка благодарственных писем, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Внутренний имидж — отношение к школе учеников и сотрудников. Неосязаемый имидж — эмоциональный настрой работников, атмосфера школы, свои сложившиеся традиции.

Имидж школы могут составлять детали, кажущиеся на первый взгляд мелочами: внешний вид работников, их вежливость и доброжелательность, оформление коридоров, классных комнат, порядок в гардеробе, чистота и ухоженность лестничных пролётов.

       Способы педагогической профилактики. В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Создавать адаптированные варианты учебных программ для детей с недостаточными музыкальными данными. Применять здоровьесберегающие технологии. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

       Работа с родителями. Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию.  Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Даже непрофессионалы наслышаны о том, что для обучения игре на каком-либо инструменте необходимы регулярные самостоятельные занятия. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка. 
       Способы организации работы с родителями. Работа с родителями должна вестись не только на уровне класса одного педагога, но и на уровне школы. И здесь немалую роль играет и позиция администрации, и отношение к работе преподавателей теоретического цикла предметов. Педагог по специальному инструменту, помимо учебного процесса,  отвечает за родительские собрания своего класса, классные часы, чаепития, он может активно вовлекать сюда родителей. На общих родительских собраниях администрация знакомит родителей с нормативно-правовыми документами, уставом школы, внутренним распорядком, минимальными требованиями, перспективами развития учреждения и перспективами дальнейшего профильного  образования, агитировать за престижность обучения музыке, приводить в пример перспективных учащихся, лауреатов, дипломантов, которыми гордится школа, организовывать встречи с родителями этих детей, одним словом, создавать неголословную мотивацию. Можно проводить регулярное анкетирование с целью изучения родительского запроса и анализа результата обучения. Если все сотрудники школы,  объединённые единой целью, приложат совместные усилия, можно попытаться говорить о возрождении популярности музыкального образования, хотя бы на местном уровне школы, ведь заинтересованность в области музыкального академического искусства по-прежнему остается общепризнанным в мире показателем степени культурного развития общества.

Список литературы:
1.     Горский В.А. Методологическая основа внедрения компетентностного подхода в содержание программ дополнительного образования. / Материалы областной научно-практической конференции. Часть 1. – Омск: ГОУ «РИЦ», 2007 – 92 с.

2. Кузнецова М.В. Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в ДМШ.  / Материалы IV Международной научно-практической конференции «Чарнолуские чтения: саами в динамике современной культуры». Часть 2. – Мурманск: МГГУ,  2011 – 151 с.
3.  Хоменко И.А. Имидж школы: механизмы формирования и способы построения. // http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386
4.    Куприянов Б.В. Диагноз: профессиональный аутизм. О педагоге дополнительного образования. // http://www.isiksp.ru/library/kyprianov_bv/kypr-000004.html
5. As – sol. net.