ОТКРЫТЫЙ УРОК «РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ И ЭТЮДОВ В РАЗВИТИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Цель урока: Развитие двигательно-технических навыков при игре упражнений и этюдов на разные виды техники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_1.doc | 52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«РОЛЬ УПРАЖНЕНИЙ И ЭТЮДОВ В РАЗВИТИИ
ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Подготовила:
Преподаватель Сосновской ДМШ
Тихонович О.В.
Тема урока: «Роль упражнений и этюдов в развитии технических навыков учащихся»
Цель урока: Развитие двигательно-технических навыков при игре упражнений и этюдов на разные виды техники.
Задачи: 1. Развивать беглость и независимость пальцев.
2. Формировать аппликатурные навыки.
3. Работать над штрихами, динамическими оттенка-
ми, развитием метроритма.
4. Закреплять теоретические знания.
Ход урока:
1. Вступительное слово.
2. Практический показ постановочного комплекса упражнений с учащимся 1кл
3.Практический показ упражнений и работы над игровыми
движениями при игре шестнадцатых нот с ученицей 2 кл
4.Практический показ работы над триолями и интервалами
с ученицей 3кл
5. Практический показ работы над элементами хроматичес-
кой гаммы и аккордовой техникой с ученицей 4 кл
6. Заключение.
В процессе обучения игре на инструменте перед педагогом музыкальной школы наряду с общими воспитательными и музыкально-художественными задачами стоят задачи развития технических навыков учащихся.
Техника в узком смысле – точность, быстрота, рациональность пальцевых движений. Техника в широком понимании – основа исполнительского искусства, важнейшее средство передачи художественного содержания произведения.
Основой развития двигательной техники являются гаммы, арпеджио, аккорды, этюды и специально подобранные упражнения. Систематическая и целенаправленная работа над инструктивным материалом помогает учащимся овладеть навыками, необходимыми в исполнительской практике, способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у учащихся чувство лада и метроритма.
Любой музыкальный инструмент требует особой приспособляемости к условиям игры на нем. Работа над техникой будет эффективна тогда, когда она соразмеряется со спецификой инструмента. Главное условие заключается в свободе игрового аппарата, рациональных движениях, мышечной раскрепощенности, естественном положении рук.
В исполнительском отношении аккордеон – довольно сложный инструмент. Он имеет две разные, практически невидимые клавиатуры и наделен важной особенностью воспроизводить звук при помощи меха. От движения меха зависит сила, качество, динамика звука. Одновременно при движении меха левая рука извлекает звуки.
Пальцевая беглость, координация движений рук, выбор рациональной аппликатуры, разнообразные приемы звукоизвлечения приобретаются путем тщательной работы над различными видами инструктивного материала. Значение работы над упражнениями и этюдами велико, т.к. исполнительство на инструменте требует отработанных двигательных приемов и навыков. Упражнения и этюды помогают укреплять мышечную систему, вырабатывать контакт пальцев с клавишами. Качество исполнения закрепляется головным мозгом, запоминается в физических ощущениях, поэтому следует избегать бесцельных проигрываний, перед началом необходимо поставить цель (добиваться игры в более подвижном темпе, развивать слабые пальцы и т.д.).
Работа над развитием технических навыков должна основываться на следующих принципах:
- Принцип координации движений и ритмической точности – способность пальцев обеспечить своевременное возникновение и прекращение звука.
- Принцип пространственной точности – яркое комплексное представление в сознании о расположении клавиатур.
- Принцип разностороннего развития:
А) работа над красочностью звука
Б) точность аппликатуры – умение выполнять утвержденную аппликатуру, запоминать физические ощущения пальцев, кисти, рук.
В) выработка автоматизма игровых движений.
Эти принципы должны действовать по закону систематической тренировки. Эпизодическая работа не принесет много пользы. Упор в работе нужно делать на менее развитые виды техники.
Игра упражнений является необходимым условием для формирования правильной посадки, постановки инструмента и рук, приобретения двигательных навыков у начинающих музыкантов. Для приобретения и закрепления каждого навыка существуют специально подобранные упражнения.
Освоение левой клавиатуры . Левая рука выполняет две функции – играет басовую партию и ведет мех. Постановка инструмента лишает уч-ся видеть клавиши, поэтому необходимо освоить навыки осязания и ориентации.
Необходим средством звукоизвлечения является мех, от его движения зависит качество звука. Необходимо научиться вести его плавно и равномерно, затрачивая на это минимальные усилия.
Практический показ упражнения для правильной постановки левой руки с учеником 1 класса.
Для освоения и развития игровых навыков двумя руками мы играем упражнения в пределах одной позиции. Эти упражнения развивают начальный постановочный комплекс правой и левой руки, а так же помогают приобрести навыки артикуляции. Для того, чтобы помочь исполнителю правильно сыграть мелодию в нотах появляются штрихи, показывающие степень связности и раздельности звуков: легато – связно, нон легато – раздельно, стаккато – отрывисто. При закреплении штрихов мы применяем методы: визуальный, аудиальный и кинестетический.
Изучение упражнений предлагается следующим образом:
- игра правой рукой с плавным замахом на каждую четверть штрихом нон легато, рекомендуемой аппликатурой;
- разбор партии левой руки с подчеркиванием сильных долей такта;
- игра двумя руками вместе с соблюдением штрихов в правой руке и нон легато в левой руке.
Практический показ упражнений Р.Бажилина с учеником 1 класса.
Во втором классе учащиеся изучают гамму ля минор, поэтому необходимы подготовительные упражнения для применения 5 пальца левой руки в основном ряду. Это наиболее сложный исполнительский навык. 5 палец более слабый и наименее активный, и его использование создает определенные трудности. Нажимать клавишу необходимо полусогнутым пальцем, нельзя прогибать сустав первой фаланги, сила нажима должна быть незначительной.
Практический показ: упражнение «Шаги» с ученицей 2 класса.
Развитию мелкой техники способствует планомерное освоение шестнадцатых длительностей. При их разучивании необходимо контролировать мышечную свободу правой руки, которая должна оставаться ненапряженной.
Кроме того, в репертуар необходимо включать этюды, построенные на гаммообразной и арпеджированной фактуре, это помогает совершенствовать игровые движения. Чтобы облегчить подкладывание и перенос пальцев правой руки при гаммообразных последовательностях нужно обеспечить общее положение 1 пальца и начинать подкладывание заблаговременно, когда 2 палец берет очередную ноту. В нисходящем движении применяется перенос 3 пальца. Надо внимательно следить, чтобы крещендо не сопровождалось ускорением темпа, а диминуэндо – замедлением. Методы работы:
- определение направления движения мелодии;
- определение тонального плана;
- игра в медленном темпе с пульсированием шестнадцатых « та-та, та-та»;
- переход к более подвижному темпу.
Практический показ: К.Гурлит «Этюд» с ученицей 2 класса
Для развития технических и метроритмических навыков учащихся считаю необходимым освоение игры триолями. Триоль – ритмическая группа из трех нот, равная по длительности двум нотам того же написания. Для более точного ощущения ритмической пульсации играем гамму ре мажор:
- четвертями в одну октаву;
- восьмыми в 2 октавы;
- триолями в 2 октавы.
Практический показ: гамма ре мажор с ученицей 3 класса.
При исполнении в умеренном темпе первый звук триоли является опорным( ). В быстром темпе ноты группируются в более широкие звенья( ). Счет удобнее вести со словом «пе-сен-ка». Игра триолями придает музыкальным произведениям взволнованный, беспокойный характер.
Практический показ: Р.Бажилин «Этюд» с ученицей 3 класса.
Двухголосное звучание мелодии помогает развивать независимость и эластичность пальцев. При игре интервалов внимание учащегося должно быть направлено на то, чтобы ноты звучали слитно, клавиши нажимались строго одновременно и с одинаковой силой. Пальцы не следует поднимать высоко над клавиатурой, они должны мягко касаться клавиш, испытывая легкую нагрузку руки.
Практический показ: упражнения на двойные ноты В.Лушникова с ученицей 3 класса.
В умеренном темпе интервалы исполняются с помощью работы кисти или всей руки. При исполнении в подвижном темпе требуется более энергичное, импульсивное нажатие клавиш при помощи запястья( прием игры «кистевое стаккато») . Методы работы:
- определение штрихов;
- определение интервалов;
- игра в умеренном темпе – правой рукой (кистевое стаккато);
- переход к более подвижному темпу.
Практический показ: И.Дювернуа «Этюд» с ученицей 3 класса.
Для развития гибкости пальцев левой руки мы знакомимся с хроматической гаммой. Хроматическая гамма – это усложненный вид мажора и минора, строится по полутонам. Аппликатура хроматической гаммы предполагает творческий подход. Главное, чтобы она была повторяемой при игре в несколько октав.
Практический показ: хроматической гаммы с ученицей 4 класса.
Особенно полезна хроматическая гамма для развития левой руки. В свой репертуар мы включили этюды Анри Лемуана.
Сведения о композиторе: Анри Лемуан (1786 – 1854) – французский пианист, педагог, композитор, музыкальный издатель. Известностью пользовались его сонаты и этюды. С 1817 г он возглавлял нотоиздательскую фирму в Париже. Методы работы:
- игра левой рукой - нон легато;
- игра левой рукой – легато;
- соединение двумя руками ( слуховой контроль над проведением темы)
Практический показ: А.Лемуан «Этюд» с ученицей 4 класса
Гармоничное развитие учащегося не может обойтись без овладения аккордовой техникой. Аккорды нужно играть с помощью кистевых движений (на свободной кисти), а не всей рукой, т.к. движения всей рукой создают скованность в кисти и пальцах. Выработку кистевых движений нужно начинать на игре отдельных нот или терций на нон легато, затем на стаккато. Чем меньше и слабее у ученика кисть, тем больше внимания нужно уделять аккордовой технике. Пальцы не должны быть напряженными, но не должны быть и вялыми, а достаточно упругими.
При игре в медленном темпе делаются большие кистевые движения. Чем быстрее темп, тем больше сокращаются кистевые движения.
Практический показ: А.Лемуан «Этюд» с ученицей 4 класса.
Заключение: Необходимо помнить, что полноценная передача эмоционального содержания музыкального произведения невозможна, если исполнитель не владеет техническими приемами, которые встречаются в пьесах. Развитие технических навыков у каждого происходит по разному, т.к. «приобретение техники – не что иное, как приспособление трудностей к своим способностям»(Ф.Бузони). К каждому ученику должен быть индивидуальный подход, и специально для него подобранный комплекс упражнений и этюдов.
Литература:
- Бажилин Р. «Школа игры на аккордеоне» М. 2001г
- Лушников В. «Школа игры на аккордеоне» М. 1986г
- «Развитие технических навыков у учащихся в классе баяна» М. 1987г
- Судариков А. «Исполнительская техника баяниста» М. 1986г
- Талакин А. «Упражнения. Этюды» изд. 3 М. 1995г