ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (АККОРДЕОН)
ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон). Срок реализации 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akkordeon_obshcherazvivayushchaya.doc | 228.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Сосновская детская музыкальная школа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
( аккордеон)
Срок реализации 4 года
р.п. Сосновка 2014
«Рассмотрено» Утверждаю:
Методическим советом Директор Сосновской ДМШ
МБОУДОД «Сосновская детская
музыкальная школа» Е.Ю.Лукина_____________
«__»_____________ 2014г «__»_____________ 2014г
Разработчик:
Тихонович О.В. – преподаватель по классу аккордеона МБОУ ДОД Сосновская детская музыкальная школа.
Рецензент: ______________________________________________________
______________________________________________________
_____________________________________________________
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебная литература для аккордеона
- учебная литература для ансамблей
- Методическая литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы 7 – 12 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (аккордеон)» составляет 2 часа в неделю.
Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Промежуточная аттестация проводится в форме зачетов, переводных зачетов, академических концертов, контрольных уроков.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» 4-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | |||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Количество недель | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 | 16 | 19 | |
Аудиторные занятия | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 280 |
Самостоятельная работа | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 32 | 38 | 280 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 76 | 64 | 76 | 64 | 76 | 64 | 76 | 560 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент
( аккордеон)» при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут и предполагает занятия
2 часа в неделю.
Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи:
- ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
- формирование навыков игры на музыкальном инструменте – аккордеоне;
- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
- приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
- формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
- оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки и другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы в каждом кабинете по классу аккордеона имеются необходимые принадлежности:
- Инструменты (аккордеоны) полные, размера три четверти, а также инструменты уменьшенного размера.
- Подставки под ноги и разноуровневые стулья.
- Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудование, наглядные пособия, нотная и методическая литература. В школе имеется концертный зал.
В ДМШ имеется библиотека, содержащая необходимое количество единиц методических пособий и нотных сборников. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
1 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
1 четверть | Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато. Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений, детских и русских народных песенок. |
2 четверть | Штрихи non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. |
2 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
3 четверть | Штрихи non legato, staccato, legato.Начальные навыки чтения нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. |
4 четверть | Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор в одну октаву. Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Игра в ансамбле с преподавателем. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Переводной экзамен (зачет). |
Второй год обучения
1 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
1 четверть | Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор в одну октаву отдельно каждой рукой. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев. |
2 четверть | Гаммы Фа, До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Основы техники игры интервалов (терции правой рукой), штрих стаккато. Чтение нот с листа. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 3 разнохарактерных произведения. |
2 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
3 четверть | Гаммы Соль мажор двумя руками в 2 октавы, ля минор гармонический, мелодический отдельно каждой рукой в одну октаву. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. |
4 четверть | Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический, мелодический мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на переводной экзамен (зачет)т выносятся Этюд и две разнохарактерные пьесы . Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры. |
Третий год обучения
1 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
1 четверть | Гаммы Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, деташе. Произведения классической и народной музыки, эстрадная музыка. |
2 четверть | Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой. В конце 2 четверти академический концерт, где исполняются 3 разнохарактерных произведения. |
2 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
3 четверть | Гаммы ля, ми, ре минор гармонический и мелодический 2-мя руками в 2 октавы. Аккорды и арпеджио в этих тональностях. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии. |
4 четверть | Подготовка программы к переводному экзамену. В конце 2 полугодия переводной экзамен (зачет). В программу желательно включить произведение крупной формы, обработки народных песен, произведения современных композиторов. |
Четвертый год обучения
1 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
1 четверть | Гаммы Ля, Ми мажор в две октавы двумя руками. Игра четвертными, восьмыми, шестнадцатыми нотами, триолями. Аккорды и арпеджио в этих тональностях. В репертуар включаются произведения из выпускной программы, 1-2 этюда. |
2 четверть | Гаммы Си бемоль, Ми бемоль мажор двумя руками в две октавы. Аккорды и арпеджио в этих тональностях, В конце 2-ой четверти дифференцированное прослушивание с исполнением 2 экзаменационных произведений. Чтение с листа. Игра в ансамбле. |
2 полугодие
Календарные сроки | Темы и содержание занятий |
3 четверть | Гаммы Си, Соль минор гармонический, мелодический в 2 октавы. Аккорды в этих тональностях. Хроматическая гамма – ознакомление отдельными руками. В программу включаются разнохарактерные произведения русских, современных композиторов, обработки народной музыки, полифонические произведения и произведения крупной формы по выбору. |
4 четверть | Подготовка к итоговой аттестации в форме выпускного экзамена. В программу включаются полифоническое произведение, произведение крупной формы ( этюд), обработка народной песни или танца, произведение современного композитора. |
Годовые требования
Требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. Исполнительские программы и репертуарные списки не являются исчерпывающими и могут изменяться по усмотрению преподавателя и желанию обучающихся. За четыре года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, крупную форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.
Требования четвертого года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Гамма До мажор двумя руками в две октавы, Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы, Фа мажор в одну октаву.
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.
Техника ведения меха.
За учебный год обучающиеся должны научиться играть упражнения; 1-3 этюда; 12-15 разнохарактерных пьес различной степени завершенности.
Примерный репертуарный список:
Детские песни
- «Василёк»
- «Весёлая дудочка»
- «Как под горкой, под горой»
- «Козлик»
- «Кошкин дом»
- «На зелёном лугу»
- «Непослушный зайка»
- «Паровоз»
- «Петушок»
- «Солнышко»
- «Теремок»
- «Цыплята»
Произведения русских композиторов
- Гурилев А. «Песенка»
- Калинников В. «Журавель», «Тень-тень»
- Ребиков В. «Птичка»
Произведения советских и современных композиторов
- Бажилин Н. «Корабль Алладина», «Деревенские гулянья»
- Блага В. «Чудак»
- Бухвостов В. «Маленький вальс»
- Бухвостов В. «По грибы»
- Витлин В. «Серенькая кошечка»
- Иванов Аз. «Полька»
- Иорданский М. «Голубые санки»
- Кабалевский Б. «Маленькая полька»
- Карасева В. «Зима»
- Качурбина М. «Мишка с куклой»
- Коробейников А «Снежинка»
- Красев М. «Ёлочка»
- Латышев А. «Марш Бармалея» «Вальс Мальвины» «Емеля на печи»
- Лушников В. «Маленький вальс»
- Самойлов Д. «Кадриль», «Пёстрая бабочка»
- Филиппенко А. «Про лягушек и комара», «Цыплята»
Произведения зарубежных композиторов
- Вебер К. «Колыбельная»
- Векерлен Ж. «Городские часы»
- Моцарт В. «Азбука», «Песенка»
- Телеман Г. «Пьеса»
- Тюрк Д. «Баюшки-баю»
Народные песни и танцы
- Белорусская народная песня «Перепёлочка»
- Польская народная песня «Весёлый сапожник»
- Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
- Русская народная песня «Во саду ли, во городе»
- Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
- Русская народная песня «Как у наших у ворот»
- Русская народная песня «Светит месяц»
- Русская частушка «Страдания»
- Русская народная песня «Я на горку шла»
- Украинская народная песня «Веселые гуси»
- Украинская народная песня «Веснянка»
- Украинская народная песня «Метелица»
- Украинская народная песня «Ноченька лунная»
Этюды
- Беренс Г. Этюд До мажор
- БерковичИ. Этюд Соль мажор
- Бухвостов В. Этюд До мажор
- Вольфарт А. Этюд До мажор
- Гаврилов С. Этюд до мажор
- Лешгорн А. Этюд Соль мажор
- Лушников В Этюд соль мажор
- Мотов В. Этюд До мажор
- Панайотов Л. Этюд До мажор
- Черни К. Этюд Соль мажор
- Черни К. Этюд До мажор
- Шитте Л. Этюд до мажор
Примерные исполнительские программы.
Лушников В. «Этюд»
Телеман Г. «Пьеса»
«Я на горку шла» – русская народная песня
Шитте Л. «Этюд»
Калинников В. «Журавель»
Бажилин Р. «Корабль Алладина»
Лешгорн А. «Этюд»
Бухвостов В. «Маленький вальс»
«Во поле береза стояла» – русская народная песня
Второй год обучения
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Освоение новых выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг.
Освоение техники игры интервалов. Основы техники исполнения штрихов: staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по слуху. Игра в ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.
Примерный репертуарный список:
Произведения русских композиторов
- Балакирев М. «Хороводная»
- Лысенко Н. «Лисичка»
- Римский-Корсаков Н. «Ладушки»
- Чайковский П. «Мой Лизочек»
Произведения советских и современных композиторов
- Бажилин Р. «Деревенские гулянья» «Старинный танец» «Частушка», «Камаринская»
- Бекман Л. «Ёлочка»
- Бредис С. Полька «Раз и два и»
- Гедике А. «Плясовая»
- Дунаевский И. «Колыбельная»
- Жилинский А. «Детская полька», «Латышская полька»
- Книппер Л. «Почему медведь зимой спит»
- Красев М. «Игра с мячом»
- Латышев А. «В мире сказок»
- Чайкин Н. «Полька», «Серенада»
- Шостакович Д. «Марш»
Произведения зарубежных композиторов
- Барток Б. «Песня странника» «Пьеса»
- Бетховен Л. «Экосез»
- Вебер К. «Балет»
- Гуммель И. «Экосез»
- Моцарт В. «Бурлеска»
- Нефе К. «Аллегретто»
- Рюигрок А. «Кукольный танец»
- Сигмейстер Э. «Кукушка танцует»
- Тюрк Д. «Ариозо», «Веселый Ваня»
- Шуберт Ф. «Лендлер»
Обработки народных песен и танцев
- Белорусский народный танец «Крыжачок»
- Белорусский народный танец «Янка»
- Русская народная песня «Коробейники»
- Русская народная песня «Мой костер»
- Русская народная песня «Светит месяц»
- Русская народная песня «Белолица, круглолица»
- Русский народный танец «Яблочко»
- Украинская народная песня «Бандура»
- Украинская народная песня «Веснянка»
- Чешская народная песня «Аннушка»
- Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»
- Эстонский народный танец «Деревянное колесо»
- Эстонский народный танец «Приседай»
Этюды
- Беренс Г. Этюд До мажор
- Бер Ф. Этюд Фа мажор
- БерковичИ. Этюд Соль мажор
- Бухвостов В. Этюд До мажор
- Вольфарт А. Этюд До мажор
- Гаврилов Л. Этюд ля минор
- Иванов В. Этюд ддо мажор
- Лондонов П. Этюд До мажор
- Лешгорн А С. Этюд Фа мажор
- Мотов В. Этюд До мажор
- Павин С. Этюд до мажор
- Панайотов Л. Этюд До мажор
- Черни К. Этюды До мажор, Соль мажор, Фа мажор
- Шитте Л. Этюды До мажор, Фа мажор, Соль мажор
Примерные исполнительские программы.
Черни К. «Этюд»
Бажилин Р. «Старинный танец»
Латышев А. «В мире сказок» (Детская сюита)
Шитте Л. «Этюд»
Бетховен Л. «Экосез»
«Вдоль да по речке» – русская народная песня обр. В.Лушникова
Черни К. «Этюд»
Шаинский В. «Песенка про кузнечика»
Бажилин Р. «Деревенские гулянья»
Репертуар для ансамблей
Акимов Ю. «Две стрекозы»
Бухвостов В. «Незабудка»
Глинка М. «Полька»
Гретри А. «Ария»
Коробейников А. «Песня»
Моцарт В. «Тема из вариаций»
«Болгарская народная песня» обр. В.Бортянкова
«Молдавский народный танец» обр. В.Бортянкова
Русская нар. песня «Вспомним, братцы, Русь и славу» обр. Л.Гаврилова
Русская народная песня «Частушка» обр. Л.Гаврилова
Русская народная песня «Перевоз Дуня держала»
Украинская народная песня «На горе, горе» обр. Н.Лысенко
Шаинский В. «Песенка про кузнечика»
Шуберт Ф. «Экосез»
Щуровский Ю. «Украинский танец»
Третий год обучения
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес.
Примерный репертуарный список:
Произведения русских композиторов
- Варламов А. «На заре ты ее не буди»
- Глинка М. «Жаворонок» «Полька»
- Гречанинов А. «Мазурка», «Грустная песенка»
- Калинников В. «Колыбельная»
- Чайковский П. «Итальянская песенка» «Немецкая песенка»
Произведения советских и современных композиторов
- Бажилин Р. «Петрушка»
- Беляев Г. «Ералаш»
- Бредис С. «Маленькая кадриль» «Маленькая прелюдия»
- Доренский А. «Веселое настроение»
- Завальный В. «Веселое настроение»
- Коробейников А. «Весенняя капель» «Мазурка» «Петушок, золотой гребешок»
- Левитин Ю. «Марш»
- Самойленко Б. «Марш», «Полька»
- Шостакович Д. «Полька», «Шарманка»
Произведения зарубежных композиторов
- Барток Б. «Песня странника»
- Бетховен Л. «Сурок» «Контрданс» «Немецкий танец»
- Боккерини Л. «Менуэт»
- Векерлен Ж. «Детская песенка»
- Корелли А. «Сарабанда»
- Моцарт В. «Аллегретто» «Волынка»
- Шуберт Ф. «Вальс»
Полифонические произведения
- Бах И.С. «Ария»
- Гайдн Й. «Менуэт»
- Гаррис Э. «У сарого пруда»
- Глинка М. «Полифоническая пьеса»
- Коробейников А. «Канцона»
- Майкапар С. «Раздумье»
- Самойлов Д. «Полифоническая миниатюра»
- Перселл Г. «Ария»
Произведения крупной формы
- Бетховен Л. «Романс» из Сонатины соль мажор
- Прач И. «Тема и вариация»
- Самойлов Д. « Сонатина»
- Самойленко Б. Сюита «Кукушкины проказы»
- Тюрк Д. «Сонатина»
- Штейбельт Д. «Сонатина»
Обработки народных песен и танцев
- Латвийский народный танец «Петушиная полька», обработка Г. Подельского
- Польская народная песня «Кукушечка»
- Русская народная песня «Вдоль да по речке» обработка Г.Тышкевича
- Русская народная песня «Во кузнице» обработка С. Павина
- Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обработка Г.Бойцовой
- Русская народная песня «Как под яблонькой», обработка Аз.Иванова
- Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» обр. Г.Бойцовой
- Русская народная песня «Я на горку шла», обработка В.Бухвостова
- Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай» обработка Аз.Иванова
Этюды
- Бейер Ф. Этюд до мажор
- Беренс Г. Этюд До мажор
- Бушуев Ф. Этюд До мажор
- Гурлит К. Этюды Соль мажор, Ля минор
- Доренский А. Этюд-галоп
- Дювернуа Ж. Этюд До мажор
- Канаев В.. Этюды Соль мажор, До Мажор
- Лешгорн А. Этюд ре минор
- Ляховицкая Е. Этюд соль мажор
- Салин А. Этюд ля минор
- Черни К. Этюд До мажор
- Шитте Л. Этюды До мажор, Ми минор, Ля минор
Примерные исполнительские программы.
Майкапар С. «Раздумье»
Самойлов Д. «Сонатина»
«Я на горку шла» – русская народная песня обр. В. Бухвостова
Самойлов Д. «Полифоническая миниатюра №3»
Прач И. «Тема и вариация»
Коробейников А. «Весенняя капель»
Бетховен Л. «Романс» из Сонатины соль мажор
Гречанинов А. «Грустная песенка»
Самойленко Б. «Полька»
Репертуар для ансамблей
Ананьин А. «Веселое эхо»
Брукс Ш. «Однажды»
Доренский А. «Веселое настроение»
Доренский А. «Переборы»
Коробейников А. «По грибы»
Кухнов П. «За околицей»
Мотов В. «Веселый танец»
Паулс Р. «Колыбельная»
Белорусский народный танец «Бульба» обр. В.Грачева
Польская народная песня «Кукушечка» обр . В.Бортянкова
Русская народная песня «Во поле береза стояла» обр. В.Бухвостова
Хейд Г. «Чарльстон» обр. А.Доренского
Чайковский П. «Хор девушек»
Шаинский В. «Улыбка»
Шмитц М. «Микки-Маус» обр. А.Ноздрачева
Четвертый год обучения
Гаммы Ля, Ми, Си бемоль, Ми бемоль мажор двумя руками в две октавы, четвертными, восьмыми, шестнадцатыми нотами, триолями; гаммы Си, Соль минор гармонический, мелодический двумя руками в две октавы; короткие и длинные арпеджио двумя руками в две октавы в пройденных тональностях; тонические трезвучия аккордами с обращениями двумя руками.
6-8 различных музыкальных произведений: этюды на различные виды техники, полифоническое произведения, произведение крупной формы, пьесы различного характера, обработки народных песен и танцев; чтение с листа произведений из репертуара 1-2 классов; транспонирование несложных мелодий; подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом.
Продолжить работу над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения; развитием уверенности и беглости пальцев обеих рук; освоение крупной техники (аккорды, октавы, скачки); освоениеме приёмов glissando, vibrato; продолжить знакомство с различными формами музыкальных произведений.
Примерный репертуарный список:
Произведения русских композиторов
- Варламов А. «Вальс»
- Глинка М. «Вальс»
- Гурилев А. «Колокольчик»
- Дюбюк А. «Романс»
- Козловский И. «Вальс»
- Чайковский П. «Мужик на гармонике играет» «Неаполитанская песенка»
Произведения советских и современных композиторов
- Бредис С. «Романс» «Веселые ритмы»
- Доренский А. «Вальс»
- Доренский А. «Гуцульский танец» «Рыжий ковбой»
- Завальный В. «Школьный вальс»
- Коробейников А. «Веселай колобок» «Шутка-минутка»
- Масленников В. «Проходочка»
- Самойленко Б. «Маленький велосипедист» «Прыг скок»
Произведения зарубежных композиторов
- Бах И.С. «Полонез»
- Вебер К. «Хор охотников»
- Диттерсдорф К. «Английский танец»
- Кёллер Л. «Тирольская песня»
- Кребс И. «Менуэт»
- Палиер-Хагес «Полька Эмилия»
Полифонические произведения
- Бах И.С. «Бурре» ми минор
- Гендель Г. «Сарабанда» ре минор
- Двилянский М. «Фугетта»
- Любарский Н. «Песня» соль минор
- Самойлов Д. Полифонические миниатюры
- Штельцель Г. «Бурре»
Произведения крупной формы
- Вангал Я. «Сонатина»
- Доренский А. «Сонатина в классическом стиле»
- Келлер Л. «Сонатина»
- Клементи «Анданте» из Сонатины до мажор
- Хаслингер Т. «Сонатина»
- Шестериков И. «Сонатина в классическом стиле»
Обработки народных песен и танцев
- Русская народная песня «Вечор матушка у» обработка А.Доренского
- Русская народная песня «Как ходил, гулял Ванюша» обработка В.Лушникова
- Русская народная песня «По улице мостовой» обработка Аз.Иванова
- Русская народная песня «Полянка» обработка В.Бухвостова
- Украинская народная песня «Веселые гуси» обработка М. Товпеко
- Финский народный танец «Полкис» обработка М.Двилянского
Этюды
- Анцати Л. Этюд
- Бруннер К. Этюд До мажор
- Бург мюллер Ф. Этюд Ми минор
- Бухвостов В. Этюд До мажор
- Голлендер А. Этюд До мажор
- Конкон Ж. Этюды До мажор, Соль минор
- Лешгорн А. Этюд Ми минор
- Шмитт Г. Этюд До мажор
Примерные итоговые экзаменационные программы.
Двилянский М. «Фугетта»
Келлер Л. « Сонатина»
Коробейников А. «Веселый колобок»
«Вечор матушка» – русская народная песня обр. А.Доренского
Гедике А. «Сарабанда»
Клементи М. «Анданте» из Сонатины до мажор
Палмер-Хагес «Полька Эмилия»
Анцати Л. «Этюд»
Доренский А. «Сонатина в классическом стиле»
Бредис С. « Веселые ритмы»
«Как ходил, гулял Ванюша» - русская народная песня обр. В.Лушникова
Репертуар для ансамблей
Беляев Г. Детская сюита «Солнышко взошло»
Бортянков В. «Полька»
Глюк К. «Маленький марш»
Доренский А. «Галоп»
Дунаевский И. «Молодежная»
Коробейников А. «На лошадке» перел. А.Ивановой
Коробейников А. «Прелюдия»
Коробейников А. «Попрыгунья-стрекоза»»
Лебедев В. «Песня гардемаринов»
Рыбалкин А. «Веселая прогулка»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде» обр. С.Павина
Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем» обр. Л.Гаврилова
Чешская народная песня «Аннушка» обр. Ф.Бушуева
Сурцуков В. «Юный ковбой»
Шаинский В. «Песенка крокодила Гены»
Шуман Р. «Песня»
Эшпай А. «Джазовая мелодия»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
- текущий контроль,
- промежуточная аттестация учащихся,
- итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
- систематичность,
- учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
- зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
- переводные зачеты (дифференцированные);
- академические концерты;
- контрольные уроки.
Промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.
В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература для аккордеона
1. Аккордеон в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 36 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1980
2. Аккордеон в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 39 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1981
3. Аккордеон в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 48 / сост. М.Двилянский. Москва «Советский Композитор», 1984
4. Аккордеон в музыкальной школе. 4-5 класс. Вып. 56 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1988
5. Аккордеон в музыкальной школе. Вып. 57 /сост. А.Крючков. Москва «Советский композитор», 1989
6. Аккордеон в музыкальной школе. Вып 58 /сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1989
7. Аккордеон в музыкальной школе. Вып. 61 /сост. А.Крючков. Москва «Советский композитор», 1991
8. Аккордеонисту-любителю. Вып. 11 /сост. В.Бухвостов. Москва «Советский композитор», 1984
9. Аккордеонисту-любителю. Вып. 13 /сост. В.Ефимов и С.Павин. Москва «Советский композитор», 1986
10. Аккордеонисту-любителю. Вып. 16 /сост. М.Цыбулин. Москва «Советский композитор», 1988
11. Аккордеонисту-любителю. Вып. 22 /сост. А.Талакин. Москва «Советский композитор», 1991
12. Альбом для детей./Сост. Ф.Бушуев и С.Павин. Москва «Музыка», 1988
13. Альбом для детей. /Сост. А.Крылусов. Москва «Музыка», 1988
14. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 21 /сост. А.Талакин. Москва «Советский композитор», 1984
15. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 29 /сост. М.Цыбулин. Москва «Советский композитор», 1988
16. Альбом начинающего аккордеониста. Вып. 30 /сост. В.Ефимов. Москва «Советский композитор», 1989
17. Ансамбли.1-3классы ДМШ./ Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997
18. Бажилин Р. Детский альбом для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2005
19. Бажилин Р. Концертные пьесы для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2000
20. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Москва «Издательство В.Катанского», 2006
21. Бажилин Р. Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2002
22. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. Москва «Издательство В.Катанского», 2001
23. Бланк С. Двенадцать пьес и одна сюита. Ростов на Дону, 2001
24. Бортянков В. Эстрадные миниатюры. Вып. 1. Санкт-Петербург «Детство», 1993
25. Беляев Г. Краски музыки 1-3 кл. Ростов на Дону №Феникс» 2011
26. Бредис С. Хорошее настроение 2-4 кл. Ростов на Дону «Феникс» 2011
27. Бредис С. Музыкальный сюрприз 3-5кл. Ростов на дону 2Феникс» 2012
28. В мире танца. Вып. 1 /сост. Г.Бойцова. Москва «Музыка», 2001
29. В мире танца. Вып. 4 /сост. Г.Бойцова. Москва «Музыка», 2006
30. Гречухина Р. Ансамбли для баянов и аккордеонов». Санкт-Петербург «Композитор», 2004
31. Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор», 1988
32. Доренский А. Виртуозные пьесы. 4-5 классы. Ростов на Дону «Феникс», 1998
33. Доренский А. Музыка для детей. 2-3 классы. Ростов на Дону «Феникс», 1998
34. Доренский А. Эстрадно-джазовые сюиты. 3-5 классы. Ростов на Дону «Феникс», 2008
35. Дулев В. Альбом для детей и юношества. Санкт-Петербург «Композитор», 2004
36. Дулев В. Эстрадно-джазовые композиции. Санкт-Петербург «Композитор», 2005
37. Завальный В. Музыкальная мозаика. Москва «Кифара», 2002
38. За праздничным столом. Вып. 1. Москва «Издательство В.Катанского», 2000
39. За праздничным столом. Вып. 2. Москва «Издательство В.Катанского», 2000
40. Играем с оркестром 1-5 кл/ сост. В.Ушенин. Ростов на Дону «Феникс» 2012
41. Избранные сонаты и сонатины зарубежных композиторов. /Сост. Н.Ризоль. Киев «Музыкальная Украина», 1967
42. Избранные сонаты и сонатины зарубежных композиторов. Вып. 2 / Сост. Н.Ризоль. Киев «Музыкальная Украина», 1973
43. Концертные пьесы для аккордеона. Москва «Издательство В.Катанского», 2000
44. Кораблик. Альбом детских сочинений. Санкт-Петербург «Композитор», 2001
45. Коробейников А. Альбом для детей и юношества ч 1. Санкт-Петербург «Композитор», 2003
46. Коробейников А. Альбом для детей и юношества ч 2. Санкт-Петербург «Композитор», 2003
47. Коробейников А. Детский альбом. Москва «Русское музыкальное товарищество», 2004
48. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. Москва «Музыка», 1985
49. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне. Москва «Музыка», 1991
50. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор», 1986
51. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор», 1982
52. Мирек А. Школа игры на аккордеоне. Москва «Советский композитор»,1970
53. Музыкальная акварель. Вып. 1 /сост. А.Талакин. Москва «Советский композитор»,1986
54. Музыкальная акварель. Вып. 7. Москва «Советский композитор»,1989
55. Музыкальная акварель. Вып. 8 /сост. А.Чиняков. Москва «Советский композитор», 1989
56. Музыкальная акварель. Вып. 9 /сост. М.Цыбулин. Москва «Советский композитор», 1991
57. Музыкальная акварель. Вып. 10 /сост. А.Чиняков. Москва «Советский композитор», 1991
58. Муравьева Е. Аккордеон с азов. Санкт-Петербург «Композитор», 1998
59. На досуге. /Сост. Л.Присс. Москва «Музыка», 1983
60. На досуге. /Сост. Г.Тышкевич. Москва «Музыка», 1989
61. На досуге. /Сост. А.Гурба. Москва «Музыка», 1991
62. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 22 /сост. Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1985
63. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып.28 /сост. А.Гуськов и В.Грачев. Москва «Советский композитор»,1988
64. Народные песни и танцы в обработке для аккордеона. Вып. 31 /сост. С.Павин. Москва «Советский композитор», 1990
65. Новые произведения российских композиторов 2-3 кл ДМШ/ сот В.Ушенин. Ростов на Дону «Феникс» 2010
66. Новые произведения российских композиторов 4-5 кл кл ДМШ/ сот В.Ушенин. Ростов на Дону «Феникс» 2010
67. Полифонические пьесы. 1-3 классы ДМШ./Сост. Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997
68. Пьесы. 1-3 классы ДМШ./Сост. Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997
69. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Москва «Издательство В.Катанского», 2000
70. Самойленко Б. Музыкальные картинки. Саратов «Орион», 2008
71. Самойленко Б. Педагогический репертуар баяниста-аккордеониста 2-7 классы. Саратов «Детская книга», 2000
72. Сафронов С. Юлькин альбом. Мичуринск. 2002
73. Сонатины и вариации для баяна. Вып. 2 /сост.Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1971
74. Сонатины и вариации для баяна. Вып. 10 /сост. Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1978
75. Сонатины и вариации для баяна. Вып. 11 /сост. Ф.Бушуев. Москва «Советский композитор», 1979
76. Сонатины и вариации. 1-3 классы ДМШ./Сост. Д.Самойлов. Москва «Кифара», 1997
77. Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. Ростов на Дону «Феникс», 2013
78. Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ /сост. Ф.Бушуев и С.Павин. Москва «Музыка», 1980
79. Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ /сост. В.Гусев. Москва «Музыка», 1988
80. Хрестоматия аккордеониста 1-3 классы ДМШ /сост. А.Талакин. Москва «Музыка», 1995
81. Хрестоматия аккордеониста 3-4 классы. Москва «Музыка», 2000
82. Хрестоматия аккордеониста. Этюды 4-5 классы /сост. А.Талакин. Москва «Музыка», 1988
83. Хрестоматия баяниста. Старшие классы ч. 1. Москва «Музыка», 2002
84. Хрестоматия баяниста. Старшие классы ч. 2. Москва «Музыка», 2002
85. Шахов Г. Аппликатура как средство развития баяниста и аккордеониста. Москва «Музыка», 1991
86. Шахов Г. Чудный месяц. Москва «Кифара», 1999
87. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Санкт-Петербург «Композитор», 2002
88. Этюды для аккордеона. Вып.1/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1978
89. Этюды для аккордеона. Вып.13/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1980
90. Этюды для аккордеона. Вып.21/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1988
91. Этюды для аккордеона. Вып.22/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1989
92. Этюды для аккордеона. Вып.23/сост. М.Двилянский. Москва «Советский композитор», 1990
93. Юному аккордеонисту./Сост. Р.Бажилин. Москва «Издательство В.Катанского», 2004
94. Юному аккордеонисту./ Сост. Л.Заложнова. Новосибирск «Окарина», 2007
Методическая литература
- Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне.
Москва «Советский композитор», 1980
- Антонова Е, Криштоп Л. «Страх сцены» у юных музыкантов и некоторые
пути его преодоления. Санкт-Петербург «Северный олень», 1997
- Басурманов А. Работа баяниста над мелодией и сопровождением.
Москва, 1961
- Баян и баянисты (сборник статей). Вып.3 /сост. Ю.Акимов
Москва «Советский композитор», 1977
- Баян и баянисты (сборник статей). Вып.7 /сост. Б.Егоров, С.Колобков
Москва «Советский композитор», 1987
- Бесфамильнов В, Семешко А. Воспитание баяниста
Киев «Музыкальная Украина», 1989
- Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах
Ростов на Дону, 1998
- Воспитание творческого воображения учащихся музыкальных школ. /Сост. Т.Ермолаева. Москва, 1989
- Говорушко П. Основы игры на баяне. Ленинград «МУЗГИЗ», 1963
- Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста). Ростов на Дону, 1981
- Землянский Б. О музыкальной педагогике. Москва «Музыка», 1987
- Играем вместе. /Сост. А.Грачев. Москва, 1985
- Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Ленинград «МУЗГИЗ», 1963
- Методические основы совершенствования исполнительских навыков игры на русских народных инструментах. / Сост. В.Саранин. Тамбов, 1989
- Методическая рекомендация «Учитель и ученик». /Сост. Л.Мексина.
Свердловск, 1975
- Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в инструментальных классах ДМШ. Москва, 1988
- Мирек А. Беседы о народных музыкальных инструментах. Баян.Аккордеон. Москва, 1969
- Народные инструменты на рубеже веков./ Сост. С.Бирюкова. Тамбов, 1998
- Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. / Сост.
В.Ананьева. Ленинград, 1959
- Новожилов В. Баян. Москва «Музыка», 1988
- О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (баян, аккордеон). /Сост. Н.Степанов.
Москва, 1987
- Развитие навыков чтения нотного текста и транспонирования. /Сост. Л.Цибизова. Москва, 1986
- Развитие технических навыков у учащихся в классе баяна(аккордеона).
Сост. Г.Семенова. Москва, 1987
- Саранин В. Методические рекомендации по совершенствованию пальцевой беглости исполнителя-баяниста. Тамбов, 1988
- Специальный инструмент баян (аккордеон). Основы выразительного исполнения музыкальных произведений. /Сост. Т.Лушникова. Москва, 1986
- Судариков А. Исполнительская техника баяниста. Москва «Советский композитор», 1986
- Сурков А. Пособие для начального обучения на готово-выборном баяне. Москва «Советский композитор», 1973
- Шахов Г. Аппликатура как средство развития баяниста и аккордеониста. Москва «Музыка», 1991
- Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. Москва «Музыка», 1987
Учебная литература для ансамблей
- Аккордеон в музыкальной школе Ансамбли для 2 класса вып. 33. М.,Советский композитор, 1979
- Ансамбли баянов-аккордеонов вып. 1сост Л.Гаврилов. М., Престо, 1992
- Баян в музыкальной школе Ансамбли для 2класса сост. В.Грачев. М., Советский композитор 1982
- Бортянков В. Обработки и сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов вып 1. СП, Детство, 1993
- Дулев В. Эстрадно-джазовые композиции. СП, Композитор, 2005
- Коробейников А. Детский альбом для баяна или аккордеона. СП, Композитор, 2004
- Коробейников А. Альбом для детей и юношества. СП, Композитор, 2003
- Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 кл. вып 9. М., Музыка, 1980
- Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Сост. С.Лихачев. Вып. 1-4. СПб, Композитор, 1999
- Самойленко Б. Концертный и педагогический репертуар баяниста (аккордеониста) 2-3 кл. ДМШ. Саратов , 2013
- Самойленко Б. Педагогический репертуар баяниста аккордеониста 2-7 кл. ДМШ. Саратов, Детская книга, 2000
- Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 1999
- Ушенин В. Школа игры на аккордеоне. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013
- Хрестоматия аккордеониста 1-2 кл. М., Музыка, 1991