Методические рекомендации по использованию основных целей и задач по музыке в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС нового поколения
Интерес ребенка к уроку через основные цели и задачи по музыке, обусловлен возможностью отразить деятельную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения. Всякая деятельность включает в себя цель и задачу урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_muzyke.doc | 49.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мелихова Анна Ивановна – учитель музыки МБОУ СОШ № 1
г. Гуково. Ростовской области.
Методические рекомендации по использованию основных целей и задач по музыке
в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС нового поколения
На протяжении многих лет музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов я стремлюсь найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связала бы с реальной жизнью.
Я стремлюсь находить такие цели и задачи, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека.
Интерес ребенка к уроку через основные цели и задачи по музыке, обусловлен возможностью отразить деятельную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения. Всякая деятельность включает в себя цель и задачу урока.
4 класс
ЦЕЛЬ: Осознание многообразия и богатство связей музыки с литературой, какие огромные потери понесла бы музыка, если бы не было литературы.
ЗАДАЧИ:
- Музыка - это часть жизни.
- 2. Выработать более вдумчивое отношение жизни, более разностороннее ее восприятие.
- З. Со интонационная связь музыки и литературы, без музыки стихи словно бы лишены силы для самостоятельной жизни.
- 4. Формирование творческого образного мышления, формирование вкуса.
- 5. Сопоставление эмоционально-образного строя музыки и изобразительного искусства.
ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ:
Литературные жанры, музыкальные жанры, форма, характеристика, произведение, образ.
ЧАСТНЫЕ: Либретто, темп, фактура, регистр, тема, сюжет, тембр, средства музыкальной выразительности, солист, квартет, музыкальные инструменты, три сферы музыки, оркестр.
УМЕНИЯ и НАВЫКИ:
- Слушание музыки - уметь вслушиваться в музыкальные произведения, самостоятельно определить автора музыки, выявить знакомые интонации, высказывать свое отношение к услышанному произведению.
- 2. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ - не форсировать звук, грамотно произносить текст, петь соблюдая ритмическую четкость и ясность дикции. Чисто и выразительно исполнять хором, выделять характер содержания разучиваемого произведения, развитие певческо - слуховых навыков, добиваться чистого интонирования, правильно брать дыхание при пении распределять его по фразам, уметь пользоваться цепным дыханием, следить за четкостью произношению слов.
- 3. Пластическое интонирование передавать в движении ритмический рисунок, с помощью дирижерского жеста передавать темп, динамические оттенки, игра на воображаемых инструментах, показ рукой движение мелодии.
- 4. Музыкальная грамота-составление небольших ритмических рисунков, ознакомление с шестнадцатыми, тональность.
МУ3ЫКО3НАНИЕ:
Д.Шостакович, Дебюсси, Равель, Стравинский, Мусоргский, Рахманинов, Френкель, Прокофьев, Балакирев, Чайковский.
5 класс.
ЦЕЛЬ: Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, ·на его поведении и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом ее огромная преобразующая сила.
ЗАДАЧИ:
- 1. Формирование музыкальной культуры учащихся о христианском учении, его моральноэтической ценности, а также о его отражении в произведениях мировой художественной культуры.
- 2. Вооружение учащихся системой опорных знаний, умений и способов деятельности обеспечивающих в своей совокупности для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой.
- 3. Формирование интонационного словаря в процессе знакомства с основными жанрами музыки.
- 4. Изучение авторских музыкальных произведений, обиходных песнопений, молитв, _жанров, которые составляют музыкальный облик русской православной и зарубежной (католической) церкви.
- 5. Музыкальный стиль во всех видах и проявлениях.
ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ:
Литература, писатель, храм, служба, литургия, всенощная, культовое искусство, религиозный образ, религиозные праздники, стиль и его особенности.
ЧАСТНЫЕ:
Баллада, гомофония, полифония, стиль композитора, псалмы, канон, хор, тропа кондаки, знаменный распев, партерное пение, духовный концерт.
УМЕНИЯ и НАВЫКИ:
- 1. Слушание - умение учащихся сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыку, ее фрагменты с ярко выраженными признаками и жизненным содержанием. Развивать у учащихся чувства стиля композитора.
- 2. Хоровое пение - не форсировать звук, петь осознанно. Употреблять твердую атаку звука в песнях, округленно формировать гласные, особенно в высоком регистре, простые песнопения- тропари, « многие лета», обиходные напевы, величание к празднику.
- 3. Пластическое интонирование - умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, овладение свободным дирижированием и с помощью дирижерских жестов передать темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм, пульс.
МУЗЫКОЗНАНИЕ:
Чайковский, Шопен, Прокофьев, Бетховен, Бах, Глинка, Моцарт, Римский-Корсаков, Рахманинов, Свиридов, Кабалевский.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ:
Напев, симфония, фактура, обработка, форма, фуга, соло, гомофония, полифония, молитва, тропарь, хорал, литургия, месса, реквием, страсти, орган, рондо, сюита.
6 класс
ЦЕЛЬ: Музыкальный образ можно назвать жизнью, отраженной в музыке жизнью, о которой рассказал в своем произведении композитор, сосредоточив внимание наблюдать за жизнью образов.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомство с образами лирико-эпического характера, драматическими образами, романтическими образами.
- 2. Научить гораздо глубже понимать три сферы, более чутко различать их интонационные особенности, жизненное содержание и особенности построения.
- З. Научить учащихся делать разбор музыкальных произведений.
- 4. Формировать интонационный словарь в процессе знакомства с основными жанрами музыки.
- 5. Сосредоточить внимание на том, что называется музыкальной драматургии.
ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ:
Три сферы музыки - песенность, маршевость, танцевальность,
образ: творческий замысел, стиль, синкретические виды искусства.
ЧАСТНЫЕ:
Средства выразительности, формы, тональность, динамика, темп, ритм, построение, сонатное аллегро, цикличность.
УМЕНИЯ и НАВЫКИ:
- Слушание - уметь дать анализ произведению, привести примеры, определить на слух принадлежность музыкальных произведений.
- Хоровое пение - вырабатывать беглость, легкость, четкость звуков, точность интонирования, продолжать работу над исполнением интервалов, работа над певучестью, дыхание между фраз.
- Пластическое интонирование - ритмический рисунок, показ развития от пиано до фортиссимо, свободное дирижирование, составление несложных ритмических рисунков, передавать образы.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА: Составлять несложные ритмические рисунки.
МУЗЫКОЗНАНИЕ: Прокофьев, Шуберт, Скрябин, Рахманинов, Бетховен, Равель, Лист, Сигер, Дварионас, Лаурушис, Шопен, Григ, Сибелиус, Бах, Огинский, Моцарт, Шостакович, Чайковский, Римский-Корсаков.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ: Латышские народные интонации, гармония, стиль, кульминация, сонатное аллегро.
7 класс
ЦЕЛЬ: Осознание важного эстетического понятия «Современность в музыке».
Музыка легкая должна отвечать таким же требованиям высокого художественного вкуса, как и серьезная, между ними нет четкой границы.
ЗАДАЧИ:
- Осознание вечных тем в искусстве.
- Развитие умения различать сонатно-симфонический цикл, основные музыкально-выразительные средства.
- Знакомство с новыми жанрами в музыке, с основными признаками джаза.
- Накопление знаний о музыке легкой и серьезной, формирование хорошего музыкального вкуса.
- Помочь ученикам разбираться в водовороте окружающей их музыки, оценивать ее эстетические, идейные и нравственные качества.
- Реализм - основа подлинного искусства, сохраняющая его долговечность и способность дать искусству силу оставаться современным долгое _время после его создания
- Выявить сходство и различие между оперой и опереттой.
УМЕНИЯ и ЗНАНИЯ:
- Слушание - знакомство с новаторством стиля С. Прокофьева и Д. Шостаковича помогает подготовиться к восприятию музыки 20 века. Понимание и осмысление синтетических видов искусства - кино. Углубление понимания музыкально драматических жанров - оперы, балет. Знакомство с творчеством современных композиторов - Щедрин, Дунаевский. Различать и находить сходство в стилях композиторов. Понять и дать анализ тому, где встречаются примеры «легкой» И где «серьезной» музыки.
- Хоровое пение- выработка мягкого, напевного звучания на правильном дыхании, умение сливаться со своей партией по высоте и тембру, используя возможности изменившегося в следствии мутации голоса. Научить подростков исполнять авторские песни с особой задушевностью и как бы личностным отношением.
ЗНАНИЯ КЛЮЧЕВЫЕ: три сферы музыки и их связь с жизнью
ЧАСТНЫЕ:
Опера, оперетта, сюита, частушка.
МУЗЫКОЗНАНИЕ:
Бах, Бетховен, Сигер, Штраус, Чайковский, Шуберт, Лобас, Шостакович, Дунаевский, Верди, Гершвин, Щедрин. Хачатурян, Кабалевский, Монтегюс, Леннон, Мийо, Прокофьев, Мусоргский.