«Проектная деятельность в системе работы педагога дополнительного образования»

Крылова Виктория Алексеевна

Использование различного рода проектов разнообразят занятия по танцам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc78.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Проектная деятельность в системе работы педагога дополнительного образования»

Определяющей тенденцией современного образования является интеграция наук, системный подход к изучению мира, основанный на использовании новейших технических средств и информационных технологий. Будущее сегодня определяется крупными научными измерениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий. В связи с этим создание условий для подготовки личности творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой–то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

- разработка проектного замысла;

- реализация проектного замысла;

- оценка результатов проекта.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и  друг к другу;

- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- личностно ориентировано;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Проектная деятельность в школе может охватывать все ступени.

В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой – либо проблеме, проекты выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

В основной школе (5 – 9 классы) проекты чаще всего носят творческий характер. Метод проектов на данном этапе дает возможность накапливать опыт самостоятельно.

Особенностью проектов на старшей ступени образования (10 – 11 классы) является их исследовательский, прикладной характер. Старшеклассники отдают предпочтение межпредметным проектам, проектам с социальной направленностью.

Принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно также как и проекты создаваемые учащимися. Работа над проектами проводится поэтапно, её можно разбить на 5 этапов.

1. Поисковый

- моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение в потребности информации;

- сбор и изучение информации.

2. Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ имеющейся информации;

- сбор и изучение информации.

3. Практический

- выполнение плана работ;

- текущий контроль.

4. Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта.

5. Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

- оценка проекта.

Система проектной работы охватывает как урочную, так и внеурочную деятельность. Как правило, используются два подхода:

- связь проектов с учебными темами (на уроке);

- использование проектов во внеурочной деятельности.

Презентация  - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Мы приучаем учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй, представь аудитории, публике свою работу.

Организация проектного обучения во внеурочной деятельности  может осуществляться в рамках:

- факультативов;

- кружков;

- элективных курсов;

- курсов по выбору;

- свободной самостоятельной деятельности;

- научного общества учащихся.

При большом объеме информации учебного курса «Мировая художественная культура», осуществляемой в условиях минимума времени, организация исследовательской и проектной деятельности учащихся становится весьма актуальной. Метод проектов выступает как один из способов активизации познавательной деятельности учащихся: они учатся формулировать цель и намечать пути ее осуществления, вырабатывают умение работать с разными электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном информационном пространстве. Виртуальный мир близок и интересен современному школьнику, поэтому работа над созданием слайд – фильма, презентации или сайта по предметной тематике выполняется с желанием, большой заинтересованностью и способствует актуализации знаний, расширению культурного пространства ученика.

Работая над проектом, ученик привлекает все доступные медийные средства: компьютер, видео и аудиотехнику, Интернет. Использование разнообразных источников информации, часто требующих сопоставления и подтверждения, стимулирует ученика на более осмысленное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать необходимую информацию, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень интегрированных, межпредметных связей.

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и может быть, я запомню,

Сделай меня соучастником – и я пойму», гласит китайская мудрость. Эти слова как нельзя лучше характеризуют идею и сущность проектной деятельности, её направленность на результат, который может быть получен путем решения практически или теоретически значимой проблемы. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Таким образом, проект становится и путем познания, и способом организации познания. По своей типологии проект может быть исследовательским, творческим, информационным, ролево – игровым. В связи с тем, что предмет «Мировая художественная культура» направлен на развитие человека через освоение пространства художественной культуры, то чаще всего мы имеем дело с творческими и ролево – игровыми вариантами проектной деятельности. В зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:

- как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;

- как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу;

- как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предполагаемый программой материал.

Выбор проектной формы проведения разных вариантов итоговых занятий объясняется тем, что конечный итог обучения такому предмету, как Мировая художественная культура, не должен выражаться простой суммой знаний, учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться ориентироваться в различных источниках информации. Развивающий характер обучения и воспитания предполагает  воспитание в человеке способности к открытости, к широкой коммуникабельности, развитие способности самостоятельного мышления, анализа, принятия решений. Большую роль при этом выполняют информационные технологии. Информационное обеспечение учащихся в процессе проектной деятельности (свободный доступ к необходимой учебной, научной, культурной и любой другой информации) – залог свободного развития личности.

В современном преподавании МХК информационные сети являются естественным источником материала. Практически ни одна учебная проектная или исследовательская работа сегодня не обходится без материалов из сети Internet. Поэтому для более продуктивного поиска следует знать, что все ресурсы сети по искусству, так или иначе, объединены в несколько групп:

• Интернет энциклопедии;
• Интернет коллекции;
• Ресурсы музеев;
• Сайты туристических компаний и сайты с фотографиями.

Чаще всего мы используем информационную сеть при подготовке традиционного урока, для сбора иллюстративных материалов, которые затем предъявляем учащимся на уроке. Но даже в этом, достаточно уже традиционном виде работы, можно не все делать самому. Какую-то часть работы по сбору иллюстративного материала можно поручить учащимся, разбив их на определенные тематические группы, и определив точное задание. Например, учитель готовит урок о мегалитических сооружениях древности. Эта тема необычайно интересна ученикам, и они с большим удовольствием будут искать в сети материалы по ней. Одна группа учащихся ищет изображения менгиров, другая – кромлехов, третья – дольменов. Потом, при демонстрации изображений на уроке, ученики будут относиться к ним уже как к знакомым. Такой поиск может составить немалую долю, так называемых, предваряющих домашних заданий. Такие домашние задания по сбору иллюстративного материала легко превращаются в подготовку к полноценной дискуссии на уроке. Если группам учащихся дать задания, в чем-то спорящие друг с другом, поставить перед ними вопросы, которые невольно вызовут полемику при столкновении, то дискуссия на уроке обеспечена. Так при прохождении темы «Теория иконописного образа» полезно устроить дискуссию, выбрав в качестве противоположных точек зрения вопросы: «В чем отличие иконы от портрета?» и «Что общего между иконой и портретом?». При подготовке к уроку-дискуссии ученики собирают иллюстративный материал, знакомятся с высказываниями о картине и иконе, вырабатывают свое мнение. Затем на уроке они предъявляют собранный материал в качестве доказательства своей точки зрения. Для примера  можно привести адреса нескольких интересных коллекций:

http://jivopis.ru/gallery/ - 15 картинных галерей и биографии русских художников;
http://www.artlib.ru/ - сборник галерей живописи – русские художники от Иванова до Поленова и очень много современных художников, последние выставки;
http://sobory.ru/ - «Народный каталог православной архитектуры» - описания и фотографии православных церквей, храмов и монастырей;
http://www.if-art.com/ - галереи живописи, фотографии и скульптуры. Живопись конца XIX – XX вв. Очень много зарубежных художников, приличные подборки. Фотографии и скульптуры значительно меньше;
http://www.classical.ru/r/ - неплохой архив классической музыки в формате Real Audio;
http://www.archi-tec.ru - статьи по истории архитектурных стилей, произведения (города, памятники, современные постройки, монастыри, храмы, дворцы и усадьбы) – по России, новости и события в архитектуре, архитектурные термины;

Учителя тратят немалое время, чтобы рассказать учащимся биографии деятелей искусства, познакомить их с основными произведениями художников, архитекторов, композиторов. В этом случае ученики, как правило, являются лишь пассивными слушателями (зрителями). При наличии сети Internet на занятии, этот процесс можно превратить в активную деятельность самих учащихся. Естественно, что руководить этой деятельность должен учитель, правильно задавая параметры поиска сведений и иллюстративного материала. Задания для такой самостоятельной работы в сети могут быть, например, следующими:

• выберете три произведения Микеланджело, характеризующие основные стороны его творчества;
• найдите по три примера итальянского, французского и английского парков;
• найдите по пять изображения архитектурных сооружений, характеризующих московский и петербургский классицизм.

Можно усложнить задание, попросив учеников сравнить художников или их произведения по тем или иным параметрам:

• найдите по три изображения древнегреческих статуй архаического периода  и эллинистического периода, сравните их и назовите пять отличий;

• определите, к какому типу европейских парков ближе всего традиционный японский садик, и докажите это на изображениях.

Некоторые темы из курса МХК вполне можно предложить учащимся для самостоятельного изучения. В этом случае лучше пользоваться сетевыми энциклопедиями, в которых иллюстративный материал оснащен большим количеством пояснений. Из сетевых энциклопедий по искусству можно предложить следующие:

http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия со множеством сведений и изображений;
 http://www.artprojekt.ru - энциклопедия искусства – галереи, история искусства, дополнительные темы;
 http://mifolog.ru/ - подробная энциклопедия по мифологии с текстами;
http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html - сайт с огромным ресурсом ссылок по истории искусства, сгруппированных по периодам;
eart.by.ru — иллюстрированный словарь по искусству;
artcyclopedia.com — иллюстрированная энциклопедия по искусству.

Если сетевые коллекции и энциклопедии чаще всего используются для плодотворного поиска в сети, то ресурсы музеев можно использовать для организации виртуальных экскурсий на уроках:

http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям;
http://www.rusmuseum.ru - сайт Русского музея. Коллекции, увеличение, выставки, о музее, магазин, издания, события;
http://www.hermitagemuseum.org - официальный сайт Эрмитажа. Коллекции, история, выставки;
http://www.kremlin.museum.ru - сайт Московского Кремля. Музеи, история, выставки. Много изображений;
http://www.museum.vladimir.ru/ — сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника (новости, география музея, архитектурные памятники, экспозиции, выставки, коллекции).

С ресурсами, помещенными на сайтах туристических компаний, можно устроить урок-путешествие. Как правило, на этих сайтах помещены яркие фотографии современного состояния памятников культуры и небольшие аннотации. Это позволяет организовать самостоятельное виртуальное путешествие учащихся по предложенному учителем маршруту.

Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно – творческой работы. Проектная форма  предполагает отход от авторитарных методов обучения.

В организации проектной деятельности учитель проявляет:

- умение выбрать наиболее интересные и практически значимые темы для проектов;

- умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

- организацию учебно – воспитательной работы по предмету, ориентированную на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной работы исследовательского, поискового, творческого плана).

Учитель занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но  и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта, то есть речь идет о развивающем обучении, которое предусматривает наличие у учителя таких профессиональных качеств, как:

- владение искусством коммуникации, умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

- владение информационной грамотностью (ориентация в печатных источниках информации, аудиовизуальная культура, владение компьютерными технологиями);

Участвуя в проектной деятельности, школьники, в свою очередь, демонстрируют:

- знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);

- владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации, умение работать с аудио и видеотехникой;

- владение коммуникативными навыками;

- умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Самое сложное – выбор темы. Если это индивидуальный проект, то её трудно спланировать заранее, потому что она возникает и предлагается в зависимости от конкретного автора. Способность предложить оригинальное решение зависит не только от знаний, но и от особых черт мышления, которые развиваются постоянно в течение обучения.

Тематика проектов по Мировой художественной культуре должна определяться не только стремлением пополнить объем знаний по истории культуры, основам языка искусства, пониманием специфики художественного образа, но осознанием школьника себя как части мировой культуры, соавтором художественного произведения (в образе слушателя, читателя, зрителя). То есть проект по Мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявлять творческие способности, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму.

Для проекта могут быть предложены темы как завершающие изучение определенного раздела программы и представленные как итог работы по разделу, так и дополнительная творческая работа по предмету, не связанная напрямую с прохождением программы, но позволяющая оценить способности авторов к метапредметной интеграции, обобщению полученных знаний. Вот некоторые из тем:

- «Тайны художественных произведений», творческая работа позволяет собрать материал о тайных знаках художественных произведений на материале творчества А. Рублева, Н. Рериха, так же многих других авторов и представить его с использованием современных информационных технологий.

- «История России в культовых памятниках архитектуры», в работе можно рассмотреть  историю появления православных соборов и проследить их связь с историей России.

- «Художественные особенности культуры эпохи Возрождения», участники проекта 5 исследовательских групп: искусствоведы, музыковеды, литературоведы, философы, историки. Проект может завершать цикл занятий по данной теме.

- «Восьмое чудо света, для меня это…» - информационно – творческий вид проекта.

- «Иоганн Штраус – король вальсов» - проект творческого погружения в эпоху, может быть реализован как общешкольное творческое дело при ведущей роли учащихся 8 – 11 классов.

- «Мне дорог Бах…» - проект творческого погружения в эпоху.

- «Семь чудес света», информационный тип проекта.

- «Город, в котором я живу», исследовательский, интегрированный проект.

- «Саранск: вчера, сегодня, завтра», исследовательский проект.

- «Приезжайте к нам в Мордовию!» - привлечь внимание к культурному наследию, результатом работы может являться разработка туристической программы для гостей Саранска и республики.

Проектная форма призвана помочь учащимся почувствовать практическую значимость получаемых знаний по предмету, научиться ориентироваться в источниках информации, систематизировать свои знания, полученные при изучении других предметов, развить свой творческий потенциал. Результатом является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшем в их взрослой жизни.

Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения. Ученики вместе познают мир, в котором они живут, интеллектуально развиваются, максимально раскрывают свои творческие способности и учатся применять их в жизни, в своей будущей профессии.

Работа по проекту строится в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема проекта, отбираются необходимые источники информации, составляется своеобразная маршрутная карта реализации проекта. На этом же этапе формируется творческая группа, определяемая по принципу интереса к проблеме. Чтобы добиться ожидаемого результата, преподавателю необходимо уже на первом этапе подключить к определению содержания и структуры проекта самих школьников. Чувство вовлеченности  в постановку проблемы и определение общих путей реализации цели делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимую на решение всех связанных с ним учебных задач.

На втором этапе выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработке полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, планирование порядка работ. У школьников формируется способность к самостоятельности и умение координировать свои планы с планами других членов группы. Фиксация результатов этой работы может осуществляться в различных формах (компьютерная обработка данных, видеосъемка, разработка самостоятельных сценариев театрализованных форм).

На третьем этапе осуществляется защита проекта в форме, соответствующей содержанию проекта:

- доклад;

- слайд – шоу;

- компьютерная презентация;

- игра;

- стендовая презентация;

- литературный альманах;

- презентация видеофильма;

- реклама;

- заочная экскурсия;

- постановка спектакля;

- театрализованное представление;

- мультимедиа – шоу;

Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей. Именно проектная деятельность, позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.