Сценарий творческого проекта - "Нежных скрипок голоса...."
Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи…
Не играют на старинных роялях, фагот или кларнет, изготовленные двести лет назад, представляют лишь исторический интерес. И только скрипки –эти «волшебницы и певуньи», да их ближайшие родичи – альты и виолончели – с возрастом не теряют своей ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_peli.docx | 20.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Звуки пели, дрожали так звонко,
Замирали и пели сначала…
Звуки скрипки так дивно звучали,
Разливаясь в безмолвии ночи…
Не играют на старинных роялях, фагот или кларнет, изготовленные двести лет назад, представляют лишь исторический интерес. И только скрипки –эти «волшебницы и певуньи», да их ближайшие родичи – альты и виолончели – с возрастом не теряют своей ценности.
В наше время не только профессионалы или любители музыки, но и люди, далёкие от искусства, знают скрипку как один их самых распространённых инструментов. Чарующий звук скрипки, большие выразительные и технические возможности обеспечили ей особое место в разных областях музыкального искусства. Без скрипки редко звучит оркестр, ей принадлежит ведущая роль во всевозможных ансамблях – трио, квартетах, квинтетах. Много прекрасной музыки написано для солирующей скрипки –небольшие пьесы и крупные сочинения – сонаты, концерты.
Сейчас нам трудно поверить, что когда-то скрипка считалась инструментом грубым, способным будто бы отвечать лишь примитивному вкусу простонародья, что ей пришлось завоёвывать и утверждать своё право на высокое место в серьёзном искусстве.
Как же развивалась история этого инструмента?
Скрипка, похожая на ту, которую мы знаем сейчас, появилась в странах Европы довольно поздно, приблизительно в XV веке. Для сравнения напомним, что орган старше почти на 1,5 тысячелетия, а флейта и арфа и того больше.
«Прабабушками и прадедушками» скрипки были различные струнные смычковые инструменты, распространённые у народов Востока. Есть сведения, что такие инструменты попадали в Западную Европу уже в VIII-IX веках от южных славян, населявших Балканский полуостров, и от арабских музыкантов с Востока.
Изменившись со временем, они породили новый тип струнного смычкового инструмента – фидель. От фиделя и произошли впоследствии две основные ветви европейских смычковых инструментов – виолы и скрипки.
Представители виольного и скрипичного семейства занимали разное общественное положение в прежние времена. Виола была инструментом, связанным с жизнью аристократических кругов. Она звучала в замках, во дворцах, в церквах.
Мягкий звук виолы был хорошо слышен лишь в небольших помещениях. Игра на этом инструменте естественно сочеталась с представлениями того времени о красоте, со всей утончённой атмосферой салона 17 -18 веков: красивой мебелью, прекрасной живописью, пышными одеждами и поэтическим, возвышенным настроением людей, увлечённых искусством. Учиться играть на виоле считалось хорошим тоном среди дворян. Известно, что выдающиеся итальянские художники эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Паоло Веронезе, Тинторетто – были хорошими музыкантами-исполнителями. Со скрипкой дело обстояло иначе. Инструменты скрипичного семейства распространяются прежде всего в народной среде. Скрипка была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляньях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках.
Благодаря сильному и звонкому звуку инструмент считался наиболее пригодным для исполнения танцевальной музыки. Несмотря на отрицательное отношение аристократов к новому инструменту, скрипка постепенно стала выходить из своего «низкого» положения.
Прежде всего этому способствовал характер звучания скрипки. Звук скрипки был более сильным, ярким по сравнению со звучанием виолы. Инструмент обладал большим разнообразием оттенков звучания и обещал небывалые технические возможности.
Особую роль в судьбе скрипки сыграл родившийся на рубеже XVI-XVII веков новый музыкальный жанр – опера. Вместе с выразительными и сложными вокальными партиями важная роль принадлежала в опере оркестру. А среди инструментов оркестра скрипки занимали ведущее место.
Начиная с 16-го столетия сам инструмент претерпевает ряд изменений, дающих новые возможности и перспективы исполнителю: чётче определяются его размеры, строй, положение инструмента во время игры, меняется форма смычка, он становится легче и подвижнее.
Своего расцвета скрипичное искусство достигает в Италии: замечательные композиторы Тартини, Карелли, Вивальди, Боккерини и др. создают сочинения для скрипки, знаменитые мастера изготавливают удивительные, волшебные по звучанию инструменты.
Многими таинствами владели итальянские скрипичные мастера. Им был известен и секрет, какие породы дерева должны быть взяты для изготовления этого волшебного инструмента.
Для верхних дек – самых трудных в исполнении – обычно брали сосну или пихту, которые росли на склонах южно-тирольских Альп. При выборе дерева мастера учитывали и расстояние между годовыми кольцами. Лучшим считалось пряможильное, красноватое дерево с расщепившейся корой, росшее на тощей земле, в долинах защищённых от ветра. Его рубили зимой и около шести лет подвергали естественной сушке.
На нижнюю деку и обечайки брали клён или липу плотной породы. Шейку делали из клёна, а гриф из чёрного дерева.
Лак старинных мастеров отличался особым свойством. Они не употребляли масляного лака, а растворяли составные части в винном спирте. Краски добывали из сандала, шафрана; вываривали красное и бразильское дерево.
Два города в Италии – Кремона и Брешия- прославились тем. Что здесь появились лучшие в истории инструменты скрипичного семейства.
Здесь работали выдающиеся мастера из семейства Амати, Гварпери, Страдивари.
В Кремоне, на площади Святого Доминика стоял старый двухэтажный дом. Мостовая перед домом всегда была устлана соломой, чтобы заглушить стук проезжающих экипажей, а в окне второго этажа утром, днём и вечером можно было видеть погружённого в работу высокого, худого человека в колпаке и белом фартуке с циркулем или ножом в руке. Над головой его качались подвешенные к потолку куски дерева, стоявшие на столе банки с лаком и клеем источали острый запах. Время от времени человек этот клал на плечо скрипку, проводил смычком по струнам, и тогда из окна лились удивительные звуки: то нежные, жалобные, то страстные и повелительные.
Прохожие почтительно останавливались перед домом и шёпотом говорили друг другу: «Слушайте, Страдивари построил новую скрипку! Он пробует голос новой волшебницы».Всю жизнь Страдивари посвятил скрипкам. Первую он сделал в 13 лет в мастерской своего учителя Николо Амати, а последнюю – когда ему было 93 года.
Около трёх тысяч инструментов вышло из его мастерской, но среди них не было и двух одинаковых. Мастер постоянно экспериментировал. То изменял форму деки, то высоту обечаек, то испытывал разные сорта дерева, то составлял новый рецепт лака.
Покинув мастерскую, скрипки Страдивари разлетались оп всему свету. До сих пор нигде и никому не удалось создать скрипку, которая превзошла бы творения Страдивари.
Многие мастера пытались проникнуть в «тайну» Страдивари. Они вскрывали скрипки, в точности копировали их, но успеха не достигли. Сейчас в мире осталось около 1000 инструментов работы Страдивари. Есть они и у нас в России. Эти скрипки хранятся в Государственной коллекции музыкальных инструментов в Москве.
19 век стал очень важным этапом в истории скрипки. Появляется целая плеяда виртуозов-композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки, как сольного инструмента.
Среди виртуозов-исполнителей недосягаемой вершиной стало творчество Никколо Паганини. Его изумительное мастерство игры на скрипке, его сочинения совершенно изменили представления современников о возможностях скрипичного исполнительства.
Паганини играл на скрипке другого замечательного скрипичного мастера Джузеппе Гварпери, который тоже дил в Кремоне, неподалёку от мастерской Страдивари.
Дж. Гварпери был единственным соперником Антонио Страдивари. Однако как не схожи судьбы этих двух мастеров.
Если к Страдивари слава пришла при жизни и он, неустанно трудясь, смог себе составить такое состояние, что в маленькой Кремоне сложилась поговорка: «Богат как Страдивари», - то Гварпери не нашёл признания у современников. Скрипки его не находили покупателей, и он умер в нищите.
Но прошли десятилетия и скрипка, сделанная Джузеппе Гварпери попала к Никколо Паганини. Гениальный скрипач стал играть на ней и прославил имя её создателя. Сейчас эта скрипка хранится на родине Паганини в городе Генуе, в городской ратуше. И если в Геную приезжает выдающийся скрипач, скрипку Паганини торжественно выносят и вручают скрипачу, чтобы он сыграл на ней.
20 век открыл следующие страницы истории скрипичного искусства. Появляются новые замечательные произведения для скрипки, среди которых видное место занимают сочинения русских классиков. Всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Хренникова.
Мировую славу завоевала русская исполнительская школа. Мы гордимся такими музыкантами, как Давид Ойстрах, Леонид Коган, Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Сергей Стадлер, Вадим Репин, Максим Венгеров и др. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент – скрипка.
Не соловей – то скрипка пела,
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела
Как в вешней роще – тишина.