Учебно-методическое пособие "Маленькому гитаристу и его родителям"
МБОУ ДО "ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА"
МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ
Автор:ЕРМОЛОВИЧ Л.Г.
"МАЛЕНЬКОМУ ГИТАРИСТУ и ЕГО РОДИТЕЛЯМ"
Учебно-методическое пособие
по классу гитары классической шестиструнной
для преподавателей ДМШ и ДШИ, обучающих детей малого возраста
Каждого ребенка можно научить играть на любом инструменте. Учить и играть – это одна из составляющих приобщения ребенка к музыке и инструменту. Вопрос состоит в том: как лучше подойти к этому обучению, как не спугнуть, а привлечь ребенка к этому процессу – процессу обучения?
Обостряющие эмоционально мыслительные процессы, заставляющие пристальней всматриваться в детей, наблюдать, догадываться, сравнивать, искать, находить интересные способы обучения, с привлечением родителей к этому процессу, поспособствовало активизации мысли для создания учебно-методического пособия «Маленькому гитаристу и его родителям».
Основными предпосылками
создания данного методического пособия явились следующие факторы:
- внесение новизны восприятия в образовательный процесс
- использование разнообразных видов работ на уроке специальности
- ненавязчивость изучения теории музыки
- использование метода открытий, как одного из самых плодотворных методов в музыкально - педагогической практике
- привлечение родителей к совместному обозначению и решению проблемы, связанной с обучением детей раннего возраста игре на гитаре.
Цель:
- привлечь и пробудить интерес к процессу обучения игры на шестиструнной гитаре детей малого возраста; обучить основам игровой техники как средства управления собственного исполнения и раскрытия художественного замысла музыкальных пьес..
Главные задачи:
· формирование и поддержание познавательного интереса у детей раннего возраста методом индивидуального подхода к каждому ребенку; игры-развлечения; подбора интересного, разнообразного репертуара
· формирование исполнительских умений и навыков с элементами занимательности:
--- новизна
--- необычность
--- неожиданность
--- странность
--- несоответствие прежним представлениям
· формирование развития эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей; мышления методом собственных сочинений и размышлений
· формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее
· формирование прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры
· воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности
· раскрыть и развить у учащихся, заложенную от рождения, способность видеть мир во всех его красках, слышать, чувствовать и понимать музыку
· воспитать эстетический вкус и умение разбираться в содержании и художественных достоинствах музыкальных произведений
· привить навыки самостоятельного разбора и изучения пьес, этюдов и т.д.
· на основе исполнительских навыков научить грамотно, интересно и ярко исполнять выученный репертуар
· разнообразить нотный материал, учитывая интересы и желания ребенка
Условные обозначения:
- ход урока
- слова учителя
- раскраски
- рубрика «Для любознательных»
- рубрика «Угадай мелодию»
Аннотация
На страницах пособия «Маленькому гитаристу и его родителям» Вы встретитесь с прекрасным миром- Миром музыки. Пособие позволит Вам привлечь детей малого возраста к обучению игры на шестиструнной гитаре. Развить у детей музыкальный слух, творческие способности, умение сочинять и слышать звуки, окружающие нас.
Данное методическое пособие предлагает годовой учебный курс обучения (поурочно) по предмету: «Гитара классическая шестиструнная». Предназначено для учащихся малого возраста (от 5 до 10 лет).
В качестве дополнения к пособию предложено приложение «Музыкальные стихи и сказки» с вопросами и заданиями для детей.
ДЛЯ ВАС, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ.
ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ.
«Родители, - писал известный педагог прошлого Я. А. Коменский, - могут научить своих детей всему, что умеют сами». Например, петь, танцевать, слушать музыку. А играющие папы и мамы – играть на музыкальных инструментах. Семья становится первой школой малышей».
Все дети музыканты
По мнению японского учителя Шиничи Сузуки, как и по мнению большинства авторов систем музыкального воспитания, все дети музыканты, без исключения. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности.
Главные учителя – родители
Никто так, как родители, не любят своих детей. Папы и мамы становятся для учеников главными помощниками, а порой и главными учителями. Вы – родители, иногда должны присутствовать на занятиях, заниматься дома с детьми. А если кто желает – сами учиться играть на гитаре вместе с детьми.
Наша с вами цель - не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека.
Родители – коллеги педагогов
Для того чтобы правильно научить и воспитать детей, вы - родители, и мы - педагоги, должны постоянно учиться. Есть семьи, где папа и мама сами начинали учиться играть на том или ином музыкальном инструменте, чтобы потом научить детей или, если дети посещают музыкальную школу, помочь в их обучении.
Отношения учителя и родителей
Я уверена, что постоянный и близкий контакт между родителями и учителем совершенно необходим. Обучение игре на гитаре – дело сугубо индивидуальное, исключающее стандарты, программы, общие правила. Потому что мы – преподаватели, чтобы выстроить правильную линию поведения, должны знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто не знает лучше родителей.
Мы – учителя, имеющие не только профессионально – педагогическую подготовку, но и опыт общения со многими детьми, можем подсказать вам – родителям, как именно вы
можете помочь в занятиях музыкой своим сыну или дочке.
Мой педагогический опыт показывает, что не только родители учатся у учителей или учителя учатся у родителей, но часто и те и другие учатся у детей. Учатся у учеников, у которых есть своя логика, свой взгляд, свое понимание жизни.
В Талмуде сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».
У детей разный темперамент
Чтобы правильно организовать домашние занятия на инструменте, родителям надо постараться понять индивидуальные особенности своего ребенка, связанные с характером, склонностями, темпераментом. Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Для сангвиника( живой, подвижный ребенок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением нот, пение – со слушанием музыки. Флегматичный ребенок ( спокойный, с несколько замедленной реакцией), напротив, плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно осторожно надо заниматься с легкоранимыми детьми меланхолического склада, у которых особенно много зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к истощению.
Независимо от темперамента всех детей пугает все монотонное, скучное. Поэтому для маленького музыканта большое значение имеет занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.
Первый период обучения на инструменте самый трудный
Особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах. Если на фортепиано ребенок нажимает на клавишу и извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий гитарист первое время издает не совсем чистые и приятные звуки. Мы – педагоги чаще играем для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно звучит гитара на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.
Цель – целью, но дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того, чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит природе малыша – эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату. В этом случае на помощь придет материальный стимул, помогающий пройти этот трудный период.
Для успокоения родителей добавлю, что этот период длится сравнительно не долго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичны.
Внимание к музыкальным занятиям
Для стимулирования музыкальных занятий ребенка, многое делаем мы – учителя музыкальных школ: даем играть пьесы, которые нравятся ученику, организовываем классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и вам – родителям.
Мало просто отдать ребенка в музыкальную школу. Если ребенок не видит внимания со стороны родителей к своим занятиям музыкой, если он чувствует, что они к его исполнению равнодушны, вряд ли можно рассчитывать на успех. Игра на инструменте рассчитана на слушателя. Как писателю нужны читатели, так музыкантам – слушатели.
Жена Святослава Рихтера рассказывала, что великий пианист любил, чтобы она присутствовала, когда он занимался дома.
Если ребенок разучивает какое- то музыкальное произведение, а вы заняты какими – то
другими делами и не можете посидеть и послушать его, непременно скажите, что вам нравится пьеса, что вы с удовольствием слушаете его игру. Ребенок будет стараться сыграть как можно лучше специально для вас. В данном случае уровень искренности не так уж принципиален.
Дети любят домашние концерты, на которых присутствуют близкие люди. Особенно им нравятся концерты совместные: поет бабушка, а ребенок аккомпанирует или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах.
Доброжелательная атмосфера на уроке
При занятиях музыкой атмосфера на уроке должна быть доброжелательной, спокойной. Крики, нервозность вызывают у детей отвращение, как к занятиям, так и к самой музыке.
Родители, постоянно ругающие своих детей – учеников, приносят им значительно больший вред, чем те, которые захваливают их. Считая себя людьми трезвыми, объективными, они скептически относятся ко всему, что делает ребенок, и тем самым вызывают у него сомнения в своих возможностях.
Играйте на равных
Родители, желающие развить творческий потенциал своего ребенка, должны попытаться сами действовать не по шаблону – вести себя с ребенком на равных: в стремлении фантазировать, в играх с детьми.
Откажитесь от ложного стереотипа «взрослого» поведения – «впадите в детство», чтобы ребенок почувствовал, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле.
Музыка – одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей.
Занятия музыкой делают человека сильнее
Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического ведения мира, но и развивает такие качества, как: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: « Музыка должна высекать огонь из мужественной души».
В истории немало ярких примеров воздействия музыки на человека и даже на массы людей.
В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная». Она была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. Или 7-я Ленинградская симфония Д. Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года в осажденном Ленинграде. Причем многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой.
Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было) остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.
Великие люди о музыке
Большое место занимала музыка в жизни многих великих людей.
Стендаль: « Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большой ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».
И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».
Ч. Дарвин: « …Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое – то количество стихов и слушать какое –то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее. На нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы».
А.И. Герцен: « Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой – то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…»
И.С. Тургенев: « Редко что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу».
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_avtora.ppt | 57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно