Психологические особенности музыкально одаренных детей.
В данной статье говорится о музыкальной одаренности детей , особенностях ее проявления. Раскрываются психологические особенности музыкально одаренных детей, это познавательная, эмоционально-волевая и личностная сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.docx | 21.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: Бездарности пробьются сами, талантам надо помогать…»
Тема: «Психологические особенности музыкально одаренных детей».
Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. Об этом можно судить лишь по косвенным признакам, ребенок при звуках музыки затихает, прислушивается, на лице появляется улыбка и т.д. Маленькому Моцарту не было еще двух лет, когда звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли его отбросить игрушки и слушать. В два – три года они хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к двум годам точно интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот, интервалов, аккордов , быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа. Так же рано они определяются в своих музыкальных предпочтениях. Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей музыкального слуха больше, чем среди «просто способных». Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Как отмечает исследователь Н.С. Лейтес, «кажется, что они слышат и чувствуют в музыке нечто такое, чего не могут выразить словами и испытать каким-либо иным образом». Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до 7 лет. Так, Г. Караян начал учиться игре на фортепиано с 3 лет, а с 5 начал выступать в публичных концертах. И. Менухин начал выступать с 7 лет, а к 11 годам уже достиг мировой славы. П. Сарасате в 5 лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в 8 дал первый публичный концерт, а в 10 лет его игра производила ошеломляющее впечатление. Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются между 3-5 годами, у так называемых способных (иначе – обладающих хорошими музыкальными данными) – обычно между 5-7 годами. С. Рахманинов в 4 года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена. Р. Штраус в 4 года начал учиться на фортепиано, а в 6 был уже автором увертюры для оркестра. Развитие одаренных детей носит быстрый, почти «взрывной» характер. Для всех музыкально одаренных детей в возрасте около пяти лет, характерно стремление воспроизводить на инструменте все слышимое (например, композитор А. Даргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно – на шестом году). Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно. С 4-5 лет у них наблюдается склонность (иногда и сильная потребность ) импровизировать, то есть фантазировать за инструментом. Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают делать нужным, не замечая общепринятых правил. Некоторые из этих характеристик свидетельствуют о том, что музыкально одаренные дети в своем развитии опережают сверстников, по крайней мере, на 2-4 года. Другие наоборот, фактически характерны (во всяком случае «по внешней форме») для сверстников с хорошими музыкальными данными, но существенно различающихся «по качеству» (например, потребность фантазировать на инструменте). Исследователи отмечают, что к девяти – десяти годам одаренные дети (в отличие от других детей), начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и практически не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей. В целом же необходимо еще раз подчеркнуть качественное отличие любой характеристики особо одаренных детей. Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По внешней картине поведения эти дети живые любознательные, открытые: они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его. Это относится не только к малышам. Так, например, биограф Беляев, характеризуя дневники шестнадцатилетнего А.К. Глазунова, замечает: «записи свидетельствуют о напряженности планомерной работе сознательного музыканта, но одновременно обнаруживают совершенно детскую психологию» [3]. При всей личностно – психологической индивидуальности музыкально одаренных детей, можно заметить некоторые характерологические типы, встречающиеся чаще других. Музыкально одаренные мальчики чаще обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично «девичьими»: тонкой чувствительностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от матери (отца, от педагога). Музыкально одаренные девочки, напротив, чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы, честолюбивы, более склонны к самоутверждению могут разбрасываться. Одаренный ребенок рано зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников. И все-же у детей с ранним и ярким развитием способностей редко можно наблюдать неразрывную связь одаренности и личности. Вероятно это одна из причин того, что на основе детской одаренности невозможно прогнозировать соответствующее будущее ребенка. Биографические данные позволяют осторожно предположить наличие определенной связи между мотивацией занятий музыкой и типом эмоциональности ребенка. Под понятием эмоциональности здесь понимается как свойство, характеризующее содержание, качество и динамику человеческих эмоций и чувств, а также, как одна из основных составляющих темперамента, куда входят , например, впечатлительность, чувствительность, импульсивность. Спокойные эмоционально сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут быть достаточно равнодушны к музыке и музыкальным занятиям. Интерес к ним появляется позже, как правило, в подростковом возрасте или даже к его концу. Эмоционально неуравновешенные, высоко реактивные дети, наоборот, могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью»- ребенка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые образы, которыми он не может управлять и которые он не может еще выразить вовне. Это заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям. Обобщая выше изложенное можно считать что музыкально одаренные дети обладают хорошими общими способностями, можно наблюдать и характерологические особенности, обладают тонким чувством юмора. Они могут продолжительное время сосредотачивать усилия на том, что их привлекает, проявляя характерную для одаренных детей черту – перфекционизм. Уровень потребности достижения, уровень притязаний у них выше, чем у способных детей. И в заключении следует отметить еще одно важное обстоятельство. Здесь представлен во многом собирательный образ ребенка с выдающимися музыкальными способностями. На самом деле многое из перечисленного, выступает скорее как более или менее часто встречающаяся индивидуальная особенность, нежели как закономерный симптом музыкальной одаренности.
Список литературы.
- Белова Е.С. Одаренность малыша. - М:. 1998. – 144с.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной одаренности. – М:. «Институт психологии РАН», 1997. – 352с.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М:. Изд. Центр «Академия», 2000. – 320с
- Мейснер Т. Вундеркинды: Реализованные и нереализованные способности. – М.: КРОН – Пресс, 1997. – 368с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Изд. Центр Владос, 1997. – 384с.