Библиотечный урок

Соелма Владимировна Доржиева

Урок по творчеству А.Фета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bibliotechnyy_urok_po_stiham_a.a._feta_v_7_klasse.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

МОУ Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

Библиотечный

урок по стихам А.А. Фета в 7 классе

Библиотекарь:

Доржиева С.В.

Нижняя Иволга

Библиотечный урок по стихам А.А. Фета в 7 классе

Тема: А.А. Фета. Стихи.

Цели урока:

  • Расширить знания учащихся о творчестве А.А.Фета;
  • Развивать память, речь, воображение;
  • Научить видеть и замечать прекрасное в природе.

Ход урока

1. Организационный момент

- С какими поэтами и стихотворениями мы познакомились с вами в первой поэтической тетради?

- Хотите узнать еще больше?

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы новое что-то узнать!

2. Речевая разминка

Вёз на горку Саня

За собой сани.

Ехал с горки Саня,

а на сане сани.

- Прочитайте жужжащим чтением.

- Почему слова «Саня» и «Сани» написаны по-разному? (Одно слово обозначает имя, а другое предмет, на котором катаются)

- Назовите знакомые части речи. (Глаголы: вез, ехал; имя существительное: горку, Саня, сани; предлоги: за, на, с; союз: а,; местоимение: собою.)

- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.

- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.

- А теперь скороговоркой.

3. Ведение в тему

1. Первичное знакомство с жизнью и творчеством поэта. (Приложение 1)

- Прочитайте имя поэта. Что вы о нем знаете? Какие стихи помните?

2. Слово учителя о поэте.

Шеншин (Афанасий Афанасьевич, он же Фет), - известный русский поэт – лирик. Родился 23 ноября 1920 года не подалеку от города Мценска, Орловской губернии, в деревни Новоселках, сыном богатого помещика, ротмистра в отставке, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Последний женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России; когда же в России был совершен обряд православного венчания, бедующей поэт уже проживал под материнский фамилией «Фет» (Foeth), считаясь внебрачным ребенком; только под старость Фет стал хлопотать об узаконивании и получил фамилию отца. До 14 лет Ш. жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера. В 1837 г. его перевезли в Москву и поместили у М. П. Погодина; вскоре за тем Ш. поступил в Московский университет, на историко – филологический факультет. Почти все студенческое время Ш. прожил в семье своего товарища по университету, будущего литературного критика Аполлона Григорьева, имевшего влияния на развитие поэтического дара Ш.

Уже в 1840 году появился в Москве первый сборник стихов Ш.; «Лирический пантеон» А.Ф. Сборник успеха в публике ни имел, но обратил на себя внимание журналистики, и с 1842 года в Погодинском «Москвитянине» не редко помещались стихотворение Фета (сохранившего эту фамилию, в качестве литературного псевдонима до конца жизни)и А.Г. Галахов внес некоторые из них в первые же издание своей «Хрестоматии», 1843 году. Наибольшее литературное влияние на Ш., как лирика, оказывал в то время Гейне. Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу.

В 1845 году он был принят в кирасирский полк; в1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в крымскую компанию находился в составе войск, охранявших побережье; в 1958 году вышел в отставку, подобно своему отцу, штаб – ротмистром. Дворянский прав Ш., однако, достигнуть тогда не удалось: необходимый для того ценз повышался по мере того, как Фет повышался по службе. Тем временем росла его поэтическая слава; успех, вышедший в 1850 г. В Москве книги «Стихотворения А. Фета» открыл ему в Петербурге доступ в кружок «Современника», где он познакомился с Тургеневым и В. П. Боткиным; с последним он подружился, а первый уже в 1856 г. Писал Фету: «Что вы мне пишите о Гейне? – вы выше Гейне!» Позднее Ш. познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым, вернувшимся из Севастополя. Кружок «Современника» общими силами выбрал, отредактировал и красиво напечатал новое собрание «Стихотворений А.А. Фета» (Санкт – Петербург, 1856); в 1863 г. оно было переиздано Солдатенковым в двух томах, причем во 2-й вошли переводы Горация и др. Литературные успехи побудил Ш. оставив военную службу; к тому же он в 1857 г. женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить в себя, как Гораций, сельскому хозяйству.

В 1860 г. он купил хутор Степановку с 200 десятин земли, в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой приезжая ненадолго в Москву. В течение десяти с лишком лет (1867-1877) Ш. был мировым судьей и писал в это время в «Русском Вестнике» журнальные статьи о сельских порядках («Из деревни»), где выказал себя столь убеждённым и цепким русским «аграрием», что вскоре получил от народнической печати кличку «крепостника». Хозяином Ш. оказался превосходным, в 1877 г. бросил Степановку и купил за 105 000 рублей имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни; под конец жизни состояние Ш. дошло до величины, которую можно назвать богатством. В 1873 г. за Фетом была утверждена фамилия Ш. со всеми связанными с нею правами. В 1881 г. Ш. купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему.

В это время довольства и почета Ш. с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и превосходную, и за мемуары. Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891) и переводы Горация (1883), Ювенала (1885), Катулла (1886), Тибулла (1886), Овидия (1887), Виргилия (1888),Проперция (1889), Персия (1889) и Мерциала (1891); перевод обеих частей «Фауста» Гете (1882 и 1888); написал мемуары «Ранние годы моей жизни, до 1848 г.» (издание уже посмертное, 1893) и «Мои воспоминания, 1848-1889 г.» (в двух томах, 1890); перевод сочинений А.Шопенгауэра.1)о четвертом конце закона достаточного основания и 2) о воле в природе (1886) и «Мир, как воля и представление» (2-е издание –1888 г.). 28 и 29 январ 1889 г. торжественно отпразднован в Москве юбилей 50 – летний литературной деятельности Фета; вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера.

Скончался Ш. 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет; похоронен в родовом имении Шеншиных селе Клейменове, в Мценском уезде, в 25 верстах от Орла. Посмертные издания его оригинальных стихотворений: в двух томах – 1894 г. («Лирические стихотворения А. Фета», Санкт – Петербург, с биографией, написанной и под редакцией К.Р. и Н.Н. Страхова) и в трех томах – 1901 г. («Полное собрание стихотворений», Санкт – Петербург, под редакцией Б.В. Никольского).

4. Физминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

5. Изучение нового материала

-При помощи пословиц и поговорок узнайте, о чем пойдет речь:

Без него и трава не растет

Мокрому он не страшен.

Будь он – будут и гребки.

(Дождь)

Чтение заранее подготовленными учащимися «Весенний дождь». Беседа после чтения.

- Как вы понимаете следующие выражения:

В разрыве облак солнце блещет

Качаясь, движется занавеса

Занавеса –

1. (устаревшее) большая занавеска;

2. (переносное) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь

- Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

В песке купаясь

В золотом пыли

Медом тянет

По листьям барабанит

- Какую картину изобразил Фет в своем стихотворении?

- Как он сумел показать начало дождя ?

6. Работа над стихотворением «Бабочка»

- Отгадайте загадку: Не птичка, а с крыльями?

Самостоятельное чтение стихотворения. Словарно – лексическая работа:

- Объясните значение слов:

Очертание – вид чего-нибудь, образуемый линией, ограничивающей предмет.

Бархат – плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

- Подберите синоним к слову «сверкнув»

- Подберите антоним к слову «спешу»

Беседа по содержанию стихотворения.

- От чего имени написано стихотворение?

- Какою изображена бабочка? Опишите ее.

- не напоминает ли вам ритм этого стихотворения порхание бабочки, рисунок ее полета. Объясните.

- Выберете интонации, которые подойдут при чтении стихотворения.

- Подготовьтесь к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения.

7. Заучивание понравившегося стихотворения.

- Выберите стихотворение и начните его учить научись.

8. Итог урока

- Какие стихотворения вы сегодня прочитали? О чем они?

9. Домашнее задание

- Выучить одно из стихотворений, нарисовать иллюстрацию к нему.