Ствтья "Обобщающая функция художественного слова"

Петренко Вера Петровна

В данной статье рассматриваются  функции художественного слова на примере творчества М.Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающая функция художественного слова

  «В начале было слово...»

 Первым в мир вошло слово. Если пристально всмотреться в течение нашей речи, то увидишь, как слово живет, движется, играет красками, брызжет радостью, сверкает гневом. В нем бьется мысль и чувство.  И конечно, слово обладает огромным влиянием на сознание человека, его чувства, его настроение. Особенно, если это художественное слово.

Художественное слово по-особому влияет на человека, вызывая у него эмоциональный отклик, вызывая зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные модусы. Художественное слово аккумулирует все функции слова.  Слово  можно использовать для улучшения эмоционального состояния человека.

     Попробую доказать это на припримере стихотворений М.И.Цветаевой. Пржде всего вспомним, что можно выделить несколько функций слова: номинативную функцию, смысловую, художественную, ассоциатитивную, художественную.  Хочу доказать, чо художественная функция объединяет в себе нвсе остальные, являяясь, по выражению О. Мандельштама, «пучком смыслов».

    Обратимся к одному из самых изысканных стихотворений Цветаевой из цикла «Комедьянт» «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны». Оно написано 25 ноября 1918 года и обращено к Константину Родзевичу. Построено оно по принципу «Золотого сечения»,   в композиции использована  поворотно-зеркальная  симметрия.

    Начинается оно фразой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны», а заканчивается «Вы – столь забывчивый, сколь незабвенный». Цветаева поменяла краткую форму прилагательного на полную,  тем самым как бы замкнув кольцо. Внутри стихотворения течет своя маленькая жизнь. Течет время. Прислушайтесь  к звучанию фразы « Рукой Челлини ваянная чаша». И вы ощутите гладкость мрамора, его холод и совершенство.

    А вот звучание слов «В камине воет ветер» заставляет нас услышать звук этого ветра, его неназойливое завывание в трубе.

      И самое удивительное. Стоит прочитать строчки «Уставясь в жар каминный», и вы ощутите, как этим жаром обжигает ваше собственное лицо.  Необыкновенное стиховорение! В нем  и отголоски лирики трубауров, и простое, как вздох «Я  вас люблю». Ведь любовь проста и наивна, как ребенок: «Я говорю, как маленькие дети». Каждое слово имеет значение. В каждом этих значений несколько. Например, эпитет «голос мой крылатый». Крылатый голос, потому что выше всего, потому что пронесется во времени, потому что бессмертен.

     Итак, мы видим, что художественное слово имеет обобщающую функцию, обрастает новыми смыслами и значениями, влияет на человека, заставляет переживать ту маленькую жизнь, заключенную в тексте. Слово – это мощнейший инструмент преобразования окружающей реальности.