Статья "Есть такая профессия - учитель". Педагогическая династия.
Статья о педагогической династии Галкина - Игнатьева - Федянина, которая отдала себя обучению глухих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_est_takaya_professiya_-_uchitel._2024_yanvar.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Есть такая профессия – учитель
Полвека назад на большой экран вышел фильм "Офицеры". Он никого не оставил равнодушным, влюбил в себя всех и стал классикой советского кино. Популярную цитату "Есть такая профессия - Родину защищать" из этого фильма знает каждый. И, если говорить о профессии учитель, то она подходит, как нельзя лучше. Учитель стоит на страже человеческих душ, выращивая, формируя, создавая наше будущее.
Меня зовут Игнатьева Елена Юрьевна. Я учитель. Моя мама, Галкина Майя Менделевна, тоже учитель. Учитель и моя сестра - Федянина Анна Юрьевна. Нам посчастливилось в разное время учиться в одном Педагогическом институте имени В. И. Ленина, работать в одной специальной (коррекционной) школе-интернате для глухих детей, которую все знают и даже сейчас продолжают называть, как раньше– Школа НИИД (научно-исследовательского института дефектологии). Педагогика стала нашей судьбой - чрезвычайно трудно, невероятно интересно. Не могу даже представить, кем можно ещё было бы быть, если не учителем!
Хотите, расскажу о моей семье? Вот наша история.
Закончился 1954-1955 учебный год. В руках у Майечки серебряная медаль, а за спиной крылья: вперёд к мечте – в долгожданный Авиационный институт. Но в приёмной комиссии порекомендовали не подавать документы, потому что от изобилия чертежей «сядет зрение», которого и так почти нет. Мечта растаяла, и показалось, что «жизнь закончилась»!
Но судьбе было угодно, чтобы по дороге домой, Майя зашла на Центральный телеграф. Телефонистка прониклась сочувствием к расстроенной девушке, и, разговорившись с ней, не без сожаления поведала о своей несбывшейся мечте – учиться на дефектологическом факультете Педагогического института и учить глухих детей. Всю жизнь она мечтала об этой профессии, но уже, было поздно что-то менять.
Что же это за профессия, о которой человек мечтает всю жизнь и говорит о ней с таким упоением? Может, рано отчаиваться и стоит попробовать?
Майя приняла решение – сданы документы в МГПИ им. Ленина на дефектологический факультет. Вступительное сочинение - «5», устный экзамен по русскому языку и литературе – «5».
После первого курса студенты работали в пионерском лагере. Там было три отряда с глухими детьми из школы НИИД Академии педагогических наук. Туда тянуло, как магнитом. А потом была педагогическая практика в школе НИИД для глухих детей во втором классе у Елены Петровны Кузьмичевой. А воспитателем в этом классе была Варвара Николаевна Базилевская. Эти имена вошли в историю отечественной сурдопедагогики. Прошло 70 лет, а каждый урок, каждое внеклассное мероприятие Майечка помнит, как будто они проводились вчера. Приходили в школу раньше всех, а уходили затемно. Столько говорилось, показывалось, столькому учили, что хватило на всю оставшуюся трудовую жизнь. Обсуждали, спорили и верили в то, что глухие ничем не будут отличаться от слышащих: также говорить, получать достойное образование, осваивать любые профессии!
После окончания института работать Майе не пришлось, так как в августе у неё родилась дочка – я. А через полгода, в феврале, маме позвонили из школы НИИД и попросили помочь – поработать в 4 классе, пока не найдут нового учителя.
Вероятность того, что она выйдет на работу, была очень мала. Но не тут-то было!
Назавтра Маечка уже писала заявление о приёме на работу с 1 марта 1962 года, на котором директор школы НИИД для глухих детей Елена Адольфовна Пржлговская написала резолюцию: «Принять временно». Это заявление лежало в отделе кадров 40 лет. А временно принятая на работу Майечка отдала школе, глухим детям все свои силы, всю душу, всю свою жизнь.
Вся наша семья жила школой: мы знали темы всех маминых открытых уроков, что было на педсовете, что случилось на перемене, участвовали в школьных праздниках. В перерыве между уроками мама родила мне любимую сестрёнку Анечку. Наши с ней игры – это школа, проверка тетрадей, уроки, родительские собрания. А куклы – только ученики: и отличники, и двоечники. Каникулы - это экскурсии с мамой, её учениками. Но это даже не её ученики, это всегда сразу наши друзья.
Я никогда не задумывалась о выборе профессии. Всегда в играх, в мечтах была учительницей. Этот вопрос в семье никогда не обсуждался. Почему-то все знали, куда я буду поступать, хотя я никому и мне никто об этом не говорил. Просто в 1978 году на следующий день после школьных выпускных экзаменов я с мамой поехала и подала документы в МГПИ им. Ленина на дефектологический факультет.
Написала вступительное сочинение, дома насчитала в нём «миллион» ошибок, решила, что будет «2» и сдавать экзамены больше не придётся. Поэтому на семейном совете проголосовали за отъезд на дачу. Утром по пути на дачу заехали в институт прочитать мою фамилию в списке двоечников. В этом списке моей фамилии не оказалось. Пришлось с дачей повременить и сдавать экзамены дальше.
На втором курсе практику проходила в мамином классе. Она не учила меня работать. Я просто видела и понимала: то, что делала моя мама, нельзя назвать «работой». Она отдавала всю себя,была везде, со всеми и с каждым отдельно. Она растворялась в учениках, в школьной жизни. На её уроках останавливалось время. Было так интересно и захватывающе, что уже не существовало мира вне класса. Все понимали: самое важное - сейчас и здесь. Была только она и её ребята. Глаза - в глаза, душа - в душу! И на подсознательном уровне, не давая себе в этом отчёта, я понимала, что это моё. Я хочу так же. А главное – могу!
Уже на третьем курсе я пришла работать в школу НИИД воспитателем. Сразу после окончания МГПИ им. Ленина мне доверили ребят 1 класса. Боялась жутко. Казалось, что ничего не знаю, завалю всю работу. Но рядом со мной были опытные учителя школы, завуч - Ирина Захаровна Трубачева, научные сотрудники НИИ дефектологии: доктор педагогических наук, профессор Елена Петровна Кузьмичева, у которой мама проходила практику в институте, кандидат педагогических наук Елена Захаровна Яхнина. В школе я работала учителем начальных классов, «слуховиком», учителем ритмики, вела музыкальные перемены. Сразу включилась в опытно-экспериментальную работу лаборатории аудиологии и обучения произношению детей с нарушениями слуха. Почти каждый день открытые уроки: коллеги из других школ, из разных стран, студенты! Ужасно интересно, захватывающе быть на передовой научных открытий, невероятно трудно апробировать всё новое! Но как хорошо и уютно дома - в школе!
С мамой вместе на работу, вместе с работы. А как уставали! Бывало, едем утром на работу. В метро расходимся: я - налево, а мама - направо. Затем долго смотрим друг на друга и вспоминаем, куда же мы всё-таки едем в такую рань. А вспомнив, что едем на работу, с облегчением дружно и целеустремленно идём в одну сторону. А вечером, когда на разговоры не было сил, проезжая мимо свою остановку, мама молча показывала рукой, что мы проехали. В ответ я согласно кивала головой, и мы спокойно ехали до следующей остановки. Зато вместе, в полном взаимопонимании.
В это время Аня очень серьезно занималась музыкой и готовилась поступать в училище им. Гнесиных. После выпускных школьных экзаменов я, на правах старшей сестры, с Аней поехала, куда бы вы думали?..... Нееет, не в училище Гнесиных! А в приёмную комиссию МГПИ им. Ленина на дефектологический факультет. У Ани документы не взяли. Поступать на деффак отсоветовали, сказав, что такой красавице надо поступать в театральный институт. Приёмную комиссию мы уговорили принять документы только с третьего раза.
На 3-м курсе Аня проходила педагогическую практику в моём классе. Я её уговаривала не приезжать, а сидеть дома с грудной дочкой. Но она честно провела все уроки.
Аня в школе, как в армии, получила все чины. Она работала учителем начальных классов, «слуховиком», учителем ритмики, учителем русского языка и литературы, вела музыкальные перемены. Наш папа всегда говорил: «Аня обязательно будет директором». И Ане ничего не оставалось, как стать сначала заместителем директора по учебной работе, а потом директором всё той же школы НИИД. Будучи директором, Анна Юрьевна вела класс, давала уроки, училась в аспирантуре, занималась научной работой. Была необыкновенным директором - она была одной из нас: и учителем, и воспитателем, и «слуховиком», и психологом, и завхозом. Анна Юрьевна была стержнем нашей школы. Наблюдая за Аней, я не понимала, как она это всё выдерживает: быть в ответе за всех и всё ежедневно и круглосуточно. Но педагогика, школа - это её жизнь, судьба. Просто она – учительница. Она, как вся женская половина нашей семьи, жила школой и в школе. Придя домой, и тогда, и теперь мы с ней сразу созваниваемся и говорим, конечно же, о школе, о детях, о родителях. Все удивляются: «Сколько можно о работе?!» Все, кроме мамочки.
В 1988 году у меня родилась дочка. Мама, не задумываясь ушла на пенсию, чтобы сидеть с внучкой, чтобы я вышла на работу. Но душа и мысли её остались в школе. Она до сих пор живо участвует в школьной жизни: расспрашивает нас обо всём, ругается, если слышит о несправедливости, спорит, радуется, советует.
25-ого мая у Майи Менделевны день рождения. Каждый год в этот день она готовится к приходу детей - всех своих выпускников. И они всегда обязательно её поздравляют: приезжают, звонят, пишут. Она помнит каждого, знакома с мужьями, жёнами, детьми и внуками учеников, судьбы которых воедино сплела жизнь.
Майя Менделевна выучила внучек. До сих пор от них слышишь: «Надо спросить у бабушки,она всё знает». И сейчас к ней ходят делать домашнее задание соседские ребята. Наша любимая Майя Менделевна действительно всё знает. Она просто учительница!
Меня часто спрашивает дочка:
-Неужели ты не хочешь заняться бизнесом?
-Не хочу. Я - учительница, - неизменно отвечаю я.
-Ну, хорошо, а если бы ты не была учительницей, то кем бы хотела стать?
-Да, никем не хотела стать, и не могла стать никем другим. Я - учительница.
Будут ли в нашей семье ещё учителя? Кто знает? Поживём – увидим…