Исследовательская работа "Пословица недаром молвится"
Пословицы переходили из века в век и не утеряли своей жизненной ценности. Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Пословица недаром молвится" | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
VI Республиканская научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся «Горизонты открытий-2023»
МБОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Исследовательская работа
Пословица недаром молвится
Литература «Сила слова беспредельна»
Авторы ученики 4А класса: Тюрина Анастасия, Самсонкина Елизавета, Сорокин Станислав
Руководитель: Фомина Ольга Николаевна, учитель начальных классов
Год выполнения работы: 2023
Оглавление
Введение
I. Теоретические основы
1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора
1.2. Прямой и переносный смысл пословиц
1.3. Источники появления пословиц
1.4. Тематические группы пословиц
II. Практическая часть
2.1. Анализ учебника «Русский язык» 3 класс
2.2. Анкетирование учащихся 3А, 3Б классов
2.3. Сборник пословиц и поговорок для младших школьников
Заключение
Список литературы
Введение
С самого детства мы слышим от своих близких коротенькие выражения, похожие на стишки, например: "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " не имей сто рублей, а имей сто друзей". В школе на уроках русского языка, литературного чтения мы многое узнали о пословицах и поговорках.
«Что за роскошь, что за смысл в каждой пословице нашей! » - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. Действительно, пословицы учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, уважать знание и книгу.
Мы решили познакомиться со сборниками пословиц и поговорок, пополнить свой словарный запас, заинтересовать своих одноклассников данной темой.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждому человеку необходимо грамотно, ясно, доходчиво, образно выражать свои мысли.
Объект исследования – устная и письменная речь младших школьников.
Предмет исследования – пословицы и поговорки русского народа.
Гипотеза: мы предполагаем, что пословица не утеряла своей актуальности в современной речи.
Целью нашей исследовательской работы является изучение пословиц и поговорок.
Задачи:
Изучить теоретический материал по теме «Пословицы и поговорки русского народа».
Выделить тематические группы пословиц.
Проанализировать учебник русского языка на предмет наличия пословиц.
Провести анкетирование учащихся 3-х классов, проанализировать полученные данные.
Методы исследования:
изучение и анализ литературы;
анализ учебных пособий;
анкетирование школьников.
- Теоретические основы
1.1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора
Пословицы и поговорки появились до появления письменности и устно передавались из поколения в поколение. Они делают наш язык более красноречивым, живым, украшают речь.
Пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль (или изображается что-то), а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь». Пословица всегда выражает законченную мысль.
Поговорка — это короткое народное выражение, она объясняет какое-то явление, например: без друга жить туго, повторение - мать ученья.
1.2. Прямой и переносный смысл пословиц
Пословицы имеют прямой и переносный смысл, поэтому не так просто понимать пословицы.
К примеру, пословица «Волков бояться – в лес не ходить» говорит о том, что, выполняя какое-либо дело, придётся столкнуться с трудностями.
Человек, употребивший эту пословицу, совсем не имеет в виду известных хищников, хотя и говорит о них.
1.3. Источники появления пословиц
Некоторые пословицы возникли из художественного творчества, например, сказок. Это такие поговорки, как «Битый небитого везет», «По щучьему велению» и другие.
Сами писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок.
Читаем у И.А. Крылова: «А воз и ныне там», у А.С. Пушкина – «У разбитого корыта».
1.4. Тематические группы пословиц
Пословицы и поговорки всегда поучительны, они воспитывают человека.
Мы можем выделить самые важные группы пословиц:
1. Пословицы о Родине
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где кто родился, там и пригодится.
Где ни жить – Родине служить.
Без корня и полынь не растёт.
2. Пословицы о семье
В своём доме и стены помогают.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
3. Пословицы о труде
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время – потехе час.
Нечего хвалиться, если из рук всё валится.
4. Пословицы об учёбе
За учёного трёх неучёных дают.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
С книгой жить- век не тужить.
5. Пословицы о человеке, о его недостатках
Весёлая голова живёт спустя рукава.
Вору потакать, что самому воровать.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни.
Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».
- Практическая часть
2.1. Анализ учебника русского языка Нам было интересно узнать, используют ли авторы учебника русского языка Валентина Павловна Канакина и Всеслав Гаврилович Горецкий возможности русских пословиц и поговорок. Наиболее широко пословицы представлены в разделах: «Слово в языке и речи», «Язык и речь».
2.2. Анкетирование учащихся 3 а и 3б классов
Нами было проведено анкетирование учащихся 3а и 3б классов нашей школы.
1. Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?
На этот вопрос все ребята ответили утвердительно.
2. Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?
Половина опрошенных ответила иногда, время от времени;
20% считают, что употребляют пословицы часто;
30 % - редко, очень редко.
3. Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто?
Согласно анализу анкет, лидером стала пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (52% назвали именно её);
отстаёт от неё на 6% «Сделал дело – гуляй смело».
24% опрошенных назвали пословицу «Друг познаётся в беде».
«Всё тайное становится явным» и «Не зная броду, не суйся в воду» назвали по 16%.
4. Объясните прямой и переносный смысл пословиц.
Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:
- Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
- После драки кулаками не машут.
- Цыплят по осени считают.
- Лес рубят – щепки летят.
Буквальный смысл объяснили 88% школьников, а переносный раскрыли только 40%.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что школьники используют в своей речи пословицы, но этот запас нуждается в пополнении.
2.3. Сборник пословиц и поговорок для младших школьников
В процессе нашей работы над проектом мы решили собрать пословицы и поговорки в сборник. Туда же включили пояснения смысла каждой пословицы и поговорки. Сборник красочно иллюстрирован, что особенно важно, ведь он адресован детям.
Заключение
Пословицы переходили из века в век и не утеряли своей жизненной ценности. Прямой смысл многих пословиц устарел, а переносный живёт.
С целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели беседу с учениками 3А и 3Б классов. Нами были предложены следующие задания:
Задание 1: «Закончи пословицу» (подобрать слово, пропущенное в пословице).
Задание 2: «Кто знает, пусть продолжает» (подобрать пословицу, соответствующую заданной теме).
Задание 3: «Объяснялки» (объяснить значение предложенной пословицы, поговорки).
Задание 4: «Инсценировка» (с помощью мимики, жестов показать содержание пословиц, поговорок).
Задание 5: «Соединялки» (соединить слова в предложение и объяснить значение пословиц, поговорок).
Во время беседы ребята освоили навыки составления поговорок. Вот что получилось:
Пословицы о дружбе
Друг как родной брат – всегда твоим успехам рад.
Об уважении
Родители - всю жизнь твои хранители.
Родительская забота - достойна почета.
О труде
Где работа - там и забота.
Достойно трудится – всегда пригодится.
О рассудительности
Где ум – там много дум.
О Родине
В родной стороне – счастлив вдвойне.
Завершая работу над проектом над проектом, мы провели повторное анкетирование, которое показало, что у учащихся 3 классов появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире.
Список литературы
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М.: Детская литература, 1988. - С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984. - С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание. - 1985.- №9.-С.54-56.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983. - С.283.
6. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа. -1994 г., № 3, С.68 — 69.
7. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120
8. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616.
9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
10. Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.
11. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаьа И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык 5 класс//Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение», 2014.
12. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 191 с.